Аннотация: (Киносценарий. Сокращённый вариант)
Некоторые имена и фамилии героев изменены. События и факты взяты из реальной жизни.
.
(Киносценарий. Сокращённый вариант)
.
(Эп. 1) Вертолёт, в котором летели: прокурор области, журналист газеты из центра, милиционер и представитель районной власти, медленно кружил, выбирая место для посадки
над старинным горным селением Алтын-казган, укромно скрывающемся в живописной долинке предгорий тяньшанского хребта.
Внизу виднелись: ручей, горная дорога, тропинки, селение. Вид этого горного села мало отличался от подобных сел, каких много в многочисленных ущельях долины.
Тесно прижатые друг к другу мазанные домики на террасах с айванами , да огородики, огороженные валунами и змейкой тянущаяся вверх дорожка между дворами и выступами скал,
переходящая в тропинку, у побеленного дома на самом верху поселка.
В этом доме родилась и выросла героиня этой повести. Она была единственной дочерью в семье местного жителя. Все дети до неё и после рождались мертвыми или умирали в первые часы после родов.
По народному обычаю, как полагалось в таких случаях, ей дали имя Турсуной с пожеланием к богу сохранить ей жизнь.
Отец Турсуной на своей старенькой автомашине с большой осторожностью и умением перемещался по лабиринту поселковой дороги и ставил машину в собственном гараже,
собранном из плит и камней, принесённых к его дому в период весенних сильных паводковых селей.
.
.
(Эп. 2) С крыши гаража хорошо просматривались уютное селение, с начальной школой в помещении старой мечети, крохотная чайхана у речки, медпункт, торговая лавка
у небольшого пятачка в низовье села, где мог с трудом развернуться автобус, курсирующий между райцентром и селом два раза в день- утром и вечером.
На другой стороне речки было огромное кладбище, в несколько раз превышающее размеры села.
Через кладбище пролегла тропинка, соединяющее село Турсуной с соседним селением, где есть десятилетняя школа, стадион, кинотеатр, магазины.
В перевальной части хребта, на самом верху за пределами кладбища, недавно была построена электроподстанция, на которой работает дежурным электриком странный сосед Турсуной,
по кличке "Банги". Кличку он эту получил за свою страсть к курению анаши и злоупотреблению спиртным.
(Эп. 3) Вертолёт, сделав пару кругов над селом, приземляется недалеко от электроподстанции, где скопилось много народу.
.
Прокурор и остальные пассажиры выходят из вертолёта и направляются к месту событий.
У входа в дом и во дворе стоят люди с мрачными, траурными лицами, склонив головы.
Группа прилетевших проходит во двор, откуда доносился плач женщин. Это двор и дом Турсуной.
.
(Эп. 4) С появлением официальных лиц во дворе, плач в доме затихает.
Прокурор обращаясь к одному из пожилых белобородых, старцев, спришивает: Что и как случилось?
Представитель района, перебивая и опережая ответ старца, уверяет приезжих словами: -Я вам уже говорил, что ничего особенного. Это дело для этого посёлка - обычное явление.
Она, как известно, плохо училась, часто покидала посёлок, да и с нервами у неё не всё было в порядке.
Журналист, обращаясь к представителю района выражает неудовольствие фразой: - Может быть, Вы дадите нам возможность послушать и других?
В этот момент с шумом открывается одна из дверей внутреннего помещения и выходит седая, пожилая женщина с криком:
- Кто сказал, что она плохо училась? Что вы знаете о ней и её нервах? Вы лучше спросите у них... у них...
Она рыдает и показывает в сторону соседей, заливаясь слезами. У входа в соседний двор, где жил Банги, у ворот стоят хмурые люди, полные ненависти и злости.
.
(Эп. 5) Чтобы понять происшествие сегодняшнее, надо вернуться к прошлому.
В старинном селении Алтын-казган, наряду с новыми обычаями и обрядами: празднования свадеб, и других событий, ношение одежды, устройства соревнований по борьбе (Кураш),
стойко сохранились старые традиционные обряды: обязательное сватовство, проверка невест на девственность в первую брачную ночь и другие.
Однажды, в полу мрачной комнате, когда родители Турсуной уехали на машине в долину за бензином и товарами для дома, бабушка Соадат, закрыв двери изнутри
и завесив и без того небольшое окошечко спальни Турсуной одеялом, полушепотом посвятила свою внучку "премудростям"-тестирования девочек на девственность и необходимости сохранения чести,
словами: моя родная Турсуной, ты становишься взрослой и тебе предстоит учиться в пятом классе в соседнем селе, где невольно будешь встречаться с мальчиками уже вдали от дома.
Ты должна знать, а я должна тебе рассказать наши обычаи и порядки, то есть правила тестирования девочек на девственность в первую брачную ночь.
.
(Эп. 6) Перед глазами Турсуной проходят сцены рассказа бабушки Саодат, о временах, когда она ещё была девочкой:
Это было много лет назад, когда в этом селении одна из девушек оказалась беременной, будучи не замужем.
Местные старики сделали самосуд девушке. Её родной отец публично расправился с жизнью дочери. Жители села не разрешили хоронить её на родовом кладбище.
Она покоится там внизу, за оградой кладбища, где хоронят неверных, грешных без религиозного обряда и никто не знает, где её точное место захоронения.
.
(Эп. 7) Годы шли, Турсуной выросла и к окончанию 10 класса, стала очень красивой девушкой, на которую стали засматриваться юноши.
Сосед-Банги, также не может глаз оторвать, когда Турсуной проходит, мимо подстанции в школу и домой. Каждый раз он что-то выкрикивает, машет рукой и приглашает Турсуной к себе.
Однажды, у мелкого, редкого кустарника, среди травы и колючек, где проходит тропинка, Банги маскируется и поджидает Турсуной.
Когда она стала проходить мимо Банги, он внезапно выскакивает из-за кустов, хватает её, пытаясь поцеловать. Турсуной с большим трудом вырывается и убегает от него.
.
(Эп. 8) Вечером того же дня отец Турсуной имеет разговор с родителями Банги.
- Моя дочь рассказала мне, что Ваш сын не дает прохода моей дочери. Пугает её, когда она проходит мимо электроподстанции.
- Забавы молодых не уймёшь. Надо женить моего сына. Да и Вам надо побеспокоиться о своей дочери. Поведение нынешней молодёжи трудно предугадать.
- Все мы ответственны за своё поведение и за поведение своих детей. Просьба к Вам и вашим близким обратить внимание на непристойные поступки Вашего сына.
- Конечно, конечно... Я поговорю с ним. Но можно ли считать, что наш первый разговор состоялся о возможной помолвке наших детей?
- Ты сам говоришь, что нынешняя молодёжь по своему смотрит на мир.
Учителя школы говорят мне, что моя дочь сможет закончить школу с золотой медалью и ей надо поехать учиться в столицу. Так-что разговор может состояться не меньше, чем через 5-6 лет
Эта нелицеприятная беседа о непристойном поведении Банги и отказ от переговоров о возможном сватовстве кладёт начало вражды между соседями.
.(Эп. 9) Между тем Банги замечает, что какой то парень из другой деревни незаметно провожает Турсуной до подстанции и быстро исчезает.
.
(Эп. 10) Банги очень злится этому и через забор громко сообщает бабушке:
- Милая Бабушка! Чем сидеть внутри дома за дувалом, лучше бы проследи за своей внучкой. Скоро, очень скоро ты станешь не бабушкой, а прабабушкой.
Бабушка: Чтоб тебя бог покарал. Закрой свой рот, нечистоплотное животное. Скоро вернется мой сын и тогда ты пожалеешь обо всём.
Банги: Мне нечего жалеть. Я знаю, что я говорю. Скорей ты будешь жалеть, когда твой сын вернётся. Как бы не пришлось твоему сыну расправиться с твоей любимой внучкой.
Бабушка: Чтоб засох твой язык. Как ты смеешь так говорить. Бог тебя покарает. Закрой рот и уйди от сюда, чтобы я тебя не видела, не слышала и не страдала.
Банги: Я никуда не уйду. Я здесь останусь. Я школу с медалью не кончал. Как видите после армии вернулся домой. Ехать в столицу не собираюсь.
Бабушка: О боже! Вырви его поганый язык! И спаси нас от позора и бесчестья! Вырви! Вырви...
Банги: Что Вам мой язык. Вы лучше подумайте о том, где будете хоронить свою внучку. За забором кладбища есть много мест для таких.
Бабушка: О боже! Вырви у него язык. Лучше бы я умерла, чем слышать такое.
Банги: Подождите, не торопитесь на тот свет. Скоро, очень скоро вы увидите своими глазами свой позор.
На крик и перебранку выскакивает мать Банги из дома и пытается закрыть ему рот рукой. И так случается много раз.
А бабушка каждый раз после очередного скандала с Банги плачет и проклинает его. В последней ссоре с бабушкой Соадат, Банги наговаривает ей всякие гадости:
- Вы от меня оберегаете свою внучку, а с кем ходит и чем занимается Турсуной с парнем из соседнего села, не знаете.
На что бабушка отвечает, что она верит своей внучке и просит Банги попридержать свой язык за зубами. Тогда разъяренный Банги клянётся, что он докажет ей блудность Турсуной.
.
(Эп. 11) Одноклассник, по имени Палван, действительно украдкой провожает Турсуной до родника и возврашается назад.
Однажды Банги подкараулив Турсуной в зарослях арчи, когда она возвращается со свидания, набрасывает на неё верёвку и привязывает её к дереву.
Сам же выскочив на перевал, стал кричать и зазывать народ. Жители посёлка, услышав истошные крики Банги, по тропинкам поднимаются к нему.
.
(Эп. 12) Услышав крики и почувствовав неладное, Палван возвращается и находит связанную Турсуной.
.
(Эп. 13) Когда жители посёлка подннимаются на гребень перевала, они видят Банги, привязанного к дереву, с синяком под глазом и с кляпом во рту.
А вдали у родников, карабкаясь и падая бегут Турсуной с Палваном. После очередного падения, Палван поднимает Турсуной на руки и несёт её пока они не скрываются за горой.
.
(Эп. 14) Через некоторое время на заседании районного суда звучит:
Судья:... За нанесение тяжких телесных повреждений гражданин (Х)...
привлекается к уголовной ответственности по статье ... часть первая на срок 5 лет с отбыванием в колонии усиленного режима.
Таким образом, Палван получает первую судимость и этапируется в колонию усиленного режима.
.
(Эп. 15) У ворот колонии усиленного режима к контрольно пропускному пункту (КПП) подъезжает конвой на транспорте.
Палван выходит из машины под охраной, постриженным на голо, под машинку и его вводят внутрь колонии усиленного режима
через двойные металлические ворота под лязг замков и затворов дверей, вместе с другим заключёнными.
.
(Эп. 16) В колонии Палван, держится в стороне от всех и мало общается с заключёнными, умело обращается с лопатой, копает ямы, разгружает и принимает бетон, перевыполняет дневные задания.
Мастера колонии ставят его в пример и однажды публично заявляют перед ночной проверкой, что такие заключенные как он, могут рассчитывать на досрочное освобождение.
.
(Эп. 17) Один из главарей заключённых с завистью смотрит на Палвана и вечером делает ему следующее предупреждение:
-Ты бульдозер! Заглуши мотор. Из-за тебя нам нормы будут повышать. Эдак можно и задохнуться всем. Палван смотрит на него с недоумением и молчит.
-Ты, что глухой ... ё.. твою мать или, что русский нихт ферштейн?
Палван со злостью спрашивает: - Что плохого тебе сделала мая мать?
На что заключённый ухмыльнувшись, шепчет: -А то плохо, что она тебя родила и не научила, что после дня наступает ночь.
.
(Эп. 18) Этой же ночью группа заключённых ждёт Палвана в туалетной, на его голову сзади набрасывается мешок и его начинают дружно пинать.
Лёжа, на полу Палван успевает схватить за ноги одного из обидчиков. Затем, рванув его на себя поднимается и борцовским приёмом бросает его через бедро.
Остальные разбегаются. Он бежит за одним из них, догоняет и валит его на землю у КПП. Подбежавшие на помощь надзиратели, бьют Палвана по голове дубинкой. Он теряет сознание.
Таким образом, Палван, незнакомый с жаргоном заключённых и с порядками внутри колонии, вступает в конфликтную ситуацию с тюремным авторитетом
из-за оскорбления священного слова "мать" и осуждается вторично, уже в колонию строгого режима за нанесение тяжких телесных повреждений одному из местных главарей колонии.
.
(Эп. 19) И опять звучит приговор спец суда: .. За нанесение особо тяжких телесных повреждений, гражданин ....
привлекается к уголовной ответственности по статье ... часть первая на срок 10 лет с отбыванием в колонии строгого режима.
.
.
(Эп. 20) В колонии строгого режима, куда перевели Палвана, находились особо опасные преступники, имеющие многократную судимость за тяжкие виды преступлений.
Порядки и условия содержания заключённых в колонии строгого режима так же заметно отличались от колонии усиленного режима.
В первый день выхода на работу во время переклички надзиратель по ошибке имя Палвана произносит как "Балван". Заключённые дружно смеются.
Палван громко выкрикивает "Палван" поправляя надзирателя. Однако надзиратель не только не исправляет свою ошибку с произношением, но и продолжает:- Не был бы ты болваном - не был бы ты здесь.
Смех внезапно стихает. Заключённые, сдвинув брови смотрят на ненавистного надзирателя. Между надзирателем и Палваном складываются неприязненные отношения.
. (Эп. 21) Палван осваивается в новой колонии. Каждый день он узнаёт, что-нибудь новое. Новости - одна страшнее другой.
Оказывается, заключённые скрывают друг от друга статьи по которым они сидят и придумывают всякие романтичные истории о своем аресте. В колонии бытуют свои правила.
Здесь с презрением относятся к убийцам, насильникам и не любят геев. Многие заключённые, отбыв свой срок 10 и более лет, боятся дня своего освобождения.
Палван оказался свидетелем, когда братья убитой девушки, десять лет ждали и отомстили за свою сестру. Первый же свободный день оказался для него и последним.
. (Эп. 22) Убийца любил рассказывать, что сидит он за несправедливое решение суда - за растрату и хищения в особо крупных размерах.
Он любил утверждать, что настоящие воры и расхитители на свободе и занимают высокие должности.
.
(Эп. 23) Как оказалось, на нём кровь невинной девушки, отказавшейся выйти за него замуж. Расправа над ним была учинена с особым коварством.
.
(Эп. 24) Освободившегося убийцу у выхода из тюрьмы приветствовали, обнимали и поздравляли с выходом на свободу земляки и дальние родственники,
одели на него национальный халат и увезли, усадив в новенькую автомашину,
.
(Эп. 25) На следующий день его нашли повешенным недалеко от города, на опоре высоковольтной линии.
.
.
(Эп. 26) Палван в колонии знакомится с председателем товарищеского суда заключённых.
В колонии за нарушения трудовой дисциплины и другие провинности, ненаказуемые в уголовном порядке, практикуются товарищеские суды.
Начальник колонии, старый кадровый офицер МВД, полковник Лабуня Иван Лукич настаивает и присутствует на товарищеском суде заключённых над Палваном. Суть дела следующая:
.
(Эп. 27) Надсмотрщик колонии, неприязненно относившейся к Палвану,
зашёл в отдельно стоящую туалетную на отшибе строительной площадки, в это время кто-то заколотил снаружи двери туалетной наглухо большими гвоздями и скобой. Подозрение пало на Палвана.
.
(Эп. 28) Этот суд выливается в настоящий комедийный спектакль.
Мастерству и умению исполнять роли судьи, защитника, обвинителя и обвиняемого заключёнными, могут позавидовать искушенные мастера сцены.
Председательствующий судья, некий Рязанцев, прибывший по этапу из России. Cуд оканчивается практически ничем, так-как Палван не признаётся,
а многочисленные свидетели утверждают, что Палван в тот самый момент находился на рабочем месте и работал вместе с ними.
.
(Эп. 29) После суда Рязанцев приглашает Палвана на дружеский чай к себе. Палван замечает, что Рязанцев пользуется особыми привилегиями среди заключённых.
В колонии был красный уголок, где проводились политические беседы, репетиции участников самодеятельности, можно было прочитать газеты и журналы.
На стенах висели портреты членов Политбюро ( Брежнев, Подгорный...) и стенная газета с крупным заголовком: "Ленин с нами"
- Мы все сидим здесь ни за что, с иронией начинает беседу Рязанцев.
- За что же тебя упекли? Неужто кабинет секретаря обкома замуровал?
- Нет, серьёзно отвечает Палван.
- Говорят, что ты поднял руку на брата и потому здесь.
- Нет у меня брата, я у мамы один.
- Да ты не пускай пар. Мы все здесь братья, очень ты придирчив к языку. За букву - в сортир. За слово - на тот свет готов отправить кого угодно, что ты будешь делать после этого? спрашивает Рязанцев и цитирует одно четверостишие за другим из произведений Баркова.
Палван в жизни не слышал столько матерных слов и не знает, как реагировать. Затем отвечает: -Это не касается меня и моей Мамы.
Да не так уж плох русский язык. Послушай русскую душу! Мы тоже любим маму, говорит Рязанцев, взяв в руки гитару поёт.
.
(Эп. 30) Перед Палваном возникает картина - старческая дрожащая женская рука крупными буквами дописывает письмо и вкладывает его в конверт.
Затем у изголовья постели она всматривается в фото сына постриженного наголо, в телогрейке заключенного(ЗК) с надписью:"... ваш сын за хорошую работу и примерное поведение занесён на доску
почёта в исправительно трудовом учреждении..." Звучит музыка песни и на экране оживает лицо сына, читающего её письмо в зарешеченной камере тюрьмы. Палван слышит голос певца:
.
МАТЬ ПРИСЛАЛА ПИСЬМО - ЗАХВОРАЛА СЫНОК.
ЗНАТЬ ГОТОВИТЬ БЕЛЬЁ УЖ ПОДХОДИТ МНЕ СРОК.
ТОЛЬКО ПРЕЖДЕ, ЧЕМ В ПУТЬ, МНЕ ХОТЯ БЫ РАЗОК
ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ВЗГЛЯНУТЬ НА ТЕБЯ БЫ СЫНОК.
.
ПОТЕРЯЛА ПОКОЙ; ВСЁ ОДНО - КАК ТЫ ТАМ.
НЕУЖЕЛИ С ТОБОЙ УЖ НЕ СВИДЕТЬСЯ НАМ.
Я БЫ ПРИМЧАЛАСЬ К ТЕБЕ, ДА ПОДНЯТЬСЯ НЕВМОЧЬ
И НА ДЕРЗКИЙ ПОБЕГ И НА ДЕРЗКИЙ ПОБЕГ
ОН ПОШЁЛ В ТУ ЖЕ НОЧЬ.
.
.
(Эп. 31) Зима. Ночь. Тусклое освещение. Заснеженное пространство с сугробами.
Зона ограждения из колючей проволоки. Сторожевая вышка охраны. Из тени барака, сгорбившись, выбегает человек в ушанке и телогрейке с длинной доской с поперечными набойками.
Он быстро перепрыгивает в предзонник и набрасывает доску на забор ограждения.
Затем молниеносно вскакивает на эту доску и перепрыгивает через колючую проволоку на другую сторону забора, при таясь, ложится на землю.
Раздаются выстрелы, взлетает ракета освещения. завывает сирена. После затухания ракеты ЗК бежит в сторону леса. Песня и титры продолжаются:
.
.
(Эп. 32)
В НЕБО ВЗМЫЛА РАКЕТА И УПАЛА ЗА РЕКУ,
НОЧЬ ОПЯТЬ ПРОГЛОТИЛА ОЧЕРТАНИЕ ТАЙГИ.
.
Кадры показывают фигуру ЗК в спину, бегущего, спотыкающегося, петляющего в одышке, теряющего силы. При приближении к лесу, виден волк, наблюдающий за ЗК, бегущим к нему.
Крупным планом потное лицо ЗК, поднявшего веки и видящего перед собой вблизи волка.
Противостояние взглядов волка и человека, не выдерживает волк. Палван отчётливо слышит рычание и видит оскал волка и готовность человека сразиться насмерть.
Песня продолжает звучать:
А ИЗ ЛЕСУ НА ВСТРЕЧУ, БЕГЛЕЦУ ЧЕЛОВЕКУ
.
(Эп. 33)
ВЫШЕЛ ВОЛК ОДИНОЧКА И ОСКАЛИЛ КЛЫКИ.
ЧЕЛОВЕК ВЫНУЛ НОЖ. СЕРЫЙ ТЫ НЕ ШУТИ !
ХОЧЕШЬ КРОВИ, НУ ЧТО Ж. Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ.
.
ТОЛЬКО СТОИТ ЛИ БОЙ, ЗАТЕВАТЬ СМЕРТНЫЙ НАМ
СЛЫШИШЬ, ЛАЙ ПОДО МНОЙ ? ПСЫ ИДУТ ПО ПЯТАМ.
Я ВЕДЬ ТОЖЕ, КАК ЗВЕРЬ В УГОЛ ЗАГНАН ЛЮДЬМИ.
А РАЗ ТАК, ЧТО ТЕПЕРЬ НАМ ДЕЛИТЬ, ЧЁРТ ВОЗЬМИ.
.
(Эп. 34) Крупным планом - волк готовится к прыжку и к единоборству, но под магическим взглядом ЗК, пятится назад и исчезает.
Крупным планом высвечивается лицо ЗК, осознавшего отсутствие волка и миновавшей беды, но почувствовавший угрозу настигающей его погони. Слышен лай собак, лязг затворов оружия.
И снова бег ЗК без шапки, заплетающегося ногами, падающим и вскакивающим, превозмогающим боль и усталость. А песня звучит всё сильнее:
.
(Эп. 35)
НЕВЗИРАЯ СТРАДАНИЯМ, В КРОВЬ СТИРАЯ ЛАДОНИ,
СЛЕД ПЕТЛЯЛ И ТЕРЯЛСЯ СЛОВНО, БЫЛО - КУДА.
А ПО БЕЛОМУ СНЕГУ УХОДИЛ ОТ ПОГОНИ
ЧЕЛОВЕК В ТЕЛОГРЕЙКЕ - БЕЗВОЛОСЫЙ ЗК.
.
Мушка оптического прицела снайпера преследует ЗК. Несколько раз прицел находит цель у виска , затылка, лба ЗК.
Палец на курке начинает сжиматься. Однако цель ускользает, на мгновение повернувшись в сторону погонщиков.
.
ДЕСЯТЬ СУТОК ЦЕНА. КТО НАЗНАЧИЛ ЕЁ ?.
ВОТ МЕЛЬКНУЛА СПИНА И ПОДНЯЛОСЬ ЦЕВЬЁ.
.
ЗК бежит медленнее и оптический прицел держит спину ЗК на постоянном контроле. Не удаётся поймать затылок, потому что ЗК бежит и всё время его голова находится наклонённой вперед.
В одно из мгновений ЗК останавливается и поворачивается лицом к снайперу. Раздается глухой выстрел. На груди телогрейки разрывается ткань и разбрызгивается кровь.
ЗК видит ствол винтовки и очертания фигуры в военной форме. Экран медленно затуманивается и всё окружение начинает плыть. Виднеется звёздное небо, на котором мелькнула комета.
.
(Эп. 36)
СУХО ЩЁЛКНУЛ КУРОК, ОГЛЯНУЛСЯ ЗК.
"СУКА" - ВЫДОХНУЛ ОН И ВЗГЛЯНУЛ В ОБЛАКА
.
Звёзды на небе начинают двигаться по спирали и замыкаются движением вниз, как падающий бомбардировщик.
Отчётливо вырисовываются пространство лесного массива, одиночные деревья, опушка леса, сломанное дерево и на спине лежащий окровавленный ЗК. Слышен голос Рязанцева:
.
(Эп. 37)
А В ВЕРХУ ПУСТОТА ЛИШЬ ВДАЛИ ПОД ГРЯДОЙ
ПОКАТИЛАСЬ ЗВЕЗДА, СЛОВНО В ОТПУСК ДОМОЙ.
.
Пожилая мать ЗК лежит на кровати и усталые глаза неподвижно смотрят в потолок. В полусогнутой руке фотография сына. Слышится матери глухой выстрел снайпера.
Она слегка вздрагивает, медленно открываются слезящиеся глаза и смотрят на фотографию сына. Затем веки смыкаются и рука падает.
Фотография слетает на пол с изображением сына с надписью:" ...Ваш сын за хорошую работу и примерное поведение...
Рязанцев заканчивает песню, всматриваясь в лицо Палвана.
.
А В ДАЛЁКОМ ОТСЮДА, ГДЕ-ТО ТАМ В ПОДМОСКОВЬЕ,
ФОТОГРАФИЮ СЫНА УРОНИЛА РУКА.
.
(Эп. 38) Палван сидит закрыв глаза.
Он слышит как продолжает звучать музыка и проходят перед его взором отдельные сцены побега ЗК, встреча с волком, дуло снайпера, комета, курок, глухой выстрел и слезящиеся глаза матери.
Ну что, говорит Рязанцев, можешь посидеть здесь с нами, но учти всё, что ты услышишь должно умереть в тебе.
В красный уголок на сходку прибывают всё новые и новые заключённые и каждый из них недоуменно посматривает на Палвана.
Ясность вносит Рязанцев. Я приволок его сюда и если что... то поступлю с ним, как говаривал Бульба: я тебя породил... я тебя и... любить буду.
Присутствующие хохочут. Не волнуйтесь он в мор-душке. Вы помните как нам он лапшу вешал на суде, что никого не замуровывал.
Чувствую, он свой-опытный муровщик. (хохот). Так Палван, не по своей воле, оказывается на заседании штаба Рязанцева.
Этот штаб ежедневно заседал в красном уголке после ужина до отбоя и обсуждал, как прошёл день.
Говорили обо всём, что где случилось, кто прибыл из новичков из числа ЗК, поведение надзирателей, контакты с вольнонаёмными и многое другое.