Человеку, не пробовавшему настоящую среднеазиатскую дыню, трудно представить насколько она вкусна и душиста. Мне, посетившему многие континенты мира, и ревниво тестировавшего дыни
в Мексике, Египте, Гайане, Малайзии, Крыму и других отдаленных местах земли, по настоящему известно, что нет дынь в мире, которые могли бы соперничать
с несравнимо ароматными хорезмскими, кызылординскими, самаркандскими, чорджойскими и другими ...скими дынями узбеков, казахов, туркменов, киргизов, таджиков.
Дыни, взращенные в жарком и сухом климате, это не просто дыни, а поистине-искушение.
Быть может, поэтому, каждый житель Средней Азии отправляясь в Россию, в качестве подарка бережно везет с собой дыню в вагоне, самолете, автобусе.
Магаданцы, норильчане, жители Урала и Сибири, также как ленинградцы и москвичи воспринимают этот экзотический подарок с особым восторгом.
Помню, в далеком прошлом, я привез своему знакомому в Москве Андрею громадную дыню из Ташкента.
На другой день Андрей рассказывал, что дыня очень понравилась его детям,они всю ночь чавкали, ели и бегали в туалет.
Лично ему, тоже понравилась дыня, но шкурка от дыни для него показалась жестковатой для разжевывания и не очень вкусной.
Андрей Владимирович - генерал в отставке до сих пор с ухмылкой вспоминает о своём наивном знакомстве с дыней впервые.
Дарить, есть и наслаждаться вкусом дыни лишь одна сторона удовольствия.
Не меньшее удовольствие составляет сам ритуал покупки дыни на базаре. Ведь не зря говорят, что купленная дыня без торга, не доставляет удовольствия, как продавцу так и покупателю.
Мне частенько приходилось не только рассказывать, но и демонстрировать процедуру приобретения дыни приезжим знакомым и друзьям.
Происходит это примерно так: мы на машине подъезжаем и останавливаемся на обочине дороги между Ташкентом и Самаркандом, где торгуют местные дехкане, соорудив огромные пирамиды из дынь.
Как правило, к машине подбегают дети с зазывными криками и предлагают на перебой купить у них самые вкусные и самые дешёвые дыни,
но заметив ваши намерения самим выбрать дыню и поторговаться с самим хозяином, окружение быстро тает и вы подходите к хозяину - старцу, обычно сидящему в тени и пьющему чай.
После церемонии приветствия "Салом алейкум" и изъявления желания купить дыню гостям из Москвы, старец не торопясь предлагает пиалочку чая или ломтик дыни.
.
.
Свежий чай и дыня для дегустации всегда готовы и находятся под рукой.
После небольшой паузы, старец отходит в сторону, роется в соломе и приносит припрятанную от солнца, исключительно для вас, дыню; похлопывает и передает её вам.
Вы, согласно установившейся традиции, тоже осматриваете дыню, слегка подбрасываете, похлопываете, гладите и спрашиваете: -" сколько?"
Старец спокойно произносит: -"етти сом" (семь рублей). Произносит он это с видом, что эта цена достаточно низкая и такая дыня для других, стоит дороже.
Но вы тоже опытный и инструктированный покупатель.
Восторгаетесь, соглашаетесь, но просите скидку. Старик слегка морщится и неохотно называет новую цену -"Олти сом"- (шесть рублей).
Вы продолжаете попытку снизить цену и заявляете - пять рублей.
"Нет.., нет.., только шесть и ни копейки меньше" - заявляет старик и отходит в сторону, демонстрируя всем своим видом, что дальнейший торг неуместен.
Но заметив, краем глаза, нами заранее отрепетированную сцену, когда вы покачав головой, делаете попытку вернуть дыню, старец внезапно оживает, быстро возвращается и громко заявляет:
"Розыман", что означает сделка состоялась и он согласен с этой ценой.
Так вы получаете первую порцию удовольствия, ещё не попробовав дыню, за счёт одержанной победы, купить дыню за пять рублей, первоначальная цена, которой было семь.
Теперь по нашему сценарию вам предстоит купить ещё одну дыню.
Вы выбираете из кучи другую дыню, размером чуть поменьше, и обращается с вопросом к хозяину о цене.
Хозяин недолго думая провозглашает цену: -" беш сом" (пять рублей).
Прежняя процедура, похожая на раскачивание лодки или перетягивание каната, продолжается и вам удаётся сбить цену в начале до четырёх рублей,
а затем, демонстрацией всех ваших способностей в актёрском мастерстве,вам удаётся получить согласие "Розыман"- за три рубля.
Окрылённые успехом в умении сбивать цены, вы начинаете свою коронную домашнюю заготовку.
Ставите две, ранее выбранные дыни, вместе на землю перед продавцом и начинаете новые попытки сбить цену заявляя :" Я хочу купить обе дыни, за сколько отдадите, если я куплю оптом?"
Старик почесывает голову и уточняет, какую? которую?...
Вы в азарте объясняете вот ту, которую вы выбрали и вот эту, которую я выбрал, и вы готовы немедленно купить обе дыни. И так спрашиваете окончательную цену.
Старец тем временем, производит какие-то, ему известные расчёты в уме, и спокойно отвечает: "Он сом" (десять рублей).
И так может продолжаться достаточно долго, но зачастую изрядно поторговавшиеся покупатели не выдерживают и заявляют:- "Нет уж! хватит! Мы будем покупать эти дыни каждую в отдельности".
Многие годы, покупая дыни и наблюдая за процессом торга и покупки на базарах, я стал соглашаться, что съесть дыню мало, надо их умело купить.
Эта какая-та своеобразная игра, напоминающая нарды, домино, азиатское казино.
Конечно же, в эту игру я обычно играю показывая весь колорит сохранившейся традиции востока для гостей.
В Москве на центральном рынке редко торгуются.
Дыни продают по весу, а цена написана на клочке бумаги и продавцы-узбеки сидят со скучными выражениями лиц, глядя на этих непонятных и неинтересных покупателей.
Однако, ностальгическое желание поторговаться при покупки дыни, нет нет да и вспыхнет.
Однажды, во время командировки в город Магадан, меня пригласили в гости. Недолго думая, я на такси заехал на городской рынок и нашёл там своих земляков, торгующих дынями.
Они были в восторге от встречи с человеком из Узбекистана.
Я быстро выбрал крупную дыню и спросил: -"почём?".
.
.
"Десять рублей" - чеканно заявил продавец и приготовился к торгу
Я торопился, быстро схватил дыню и заплатил десять рублей.
"Эй, дядя, возьми сдачи" - окликнул меня продавец и вернул три рубля.
На его лице было ярко выраженное недовольство, да и словами он это подтвердил, сказав: