Фронтовики, работавшие с нами, сравнивали работу геологов с военными разведчиками, буровиков и взрывников
называли "подрывниками" или "артиллеристами", а забойщиков и проходчиков подземного рудника именовали "гвардейцами".
Алтын-Топкан жил своей трудовой напряженной жизнью, выполняя и перевыполняя
государственные планы и задания
по добыче руды, под непрерывный грохот взрывов, дребезжание посуды на кухнях и легким покачиванием земли
под ногами в любое время суток.
Алтын-Топканцев отличала необыкновенная стойкость, сплочённость, взаимовыручка, уверенность в счастливом будущем своих детей.
Труд на руднике воспринимался, как необходимость, потребность, гордость и самоутверждение. Мы сами того не замечали, как росли и мужали. Вчерашние юноши горные мастера:
Вася, Вова превращались в Василия Фёдоровича Трегубенко, Владимира Сергеевича Лобанова - кавалеров орденов Ленина и Октябрьской революции.
Пафос победы над фашистской Германией, прекращение получения похоронок, отмена хлебных карточек, ежегодное снижение цен,
распахнутые двери учебных заведений, спортивных клубов, музыка и песни о Родине, любви, запуски первых спутников земли
и триумф Ю. А. Гагарина наполняли сердца наших сверстников гордостью за свою страну
и верой в завтрашний день.
Некоторые считают, что жизнь в труднодоступных горах, напряжённый круглосуточный режим работы, строгая трудовая дисциплина, формируют у людей мужественную черту
характера - настойчивости в преодолении трудностей. Не знаю насколько это суждение верно, но факты говорили в пользу такого утверждения.
Приходилось удивляться и привыкать к тому, что для трудового человека не существует непреодолимых препятствий.
Опытный горняк в совершенстве владеет искусством бурения, имеет право на ведение взрывных работ, виртуозно управляет погрузочной машиной,
ликвидирует любые завалы, негабариты, пробки и никогда не теряет присутствия духа.
.
.
Это были наши старшие братья из песни:
.
"А мы с тобой брат из пехоты, а летом лучше, чем зимой,
с войной покончили мы счеты, бери шинель, пошли домой..."
.
Для меня "Алтын-Топкан" - взросление, первая производственная практика в далёком 56, преддипломная в 58, первое жильё, первые слова и шаги дочери,
должность горного мастера, серьёзная зарплата, рацпредложения, премии, бурная комсомольская жизнь, мужская дружба,
мотоцикл ИЖ-56,карьерный рост - начальник буро-взрывных работ (БВР) подземного рудника, пожизненное преклонение и уважение к людям
с бесстрашными профессиями: забойщики, проходчики, взрывники... Проходчики: Александр Трофимов, Владимир Пантиков,
Павел Прокопец, Мелибой Махкамов, Мурад Гирфанов, Василий Дайбов, Талгат Клышбаев стали моими учителями и учениками
задолго до того как стали орденоносцами, героями, депутатами и пенсионерами.
.
Дети! Родные и близкие моих собратьев! Гордитесь и знайте, что ваши родители в послевоенные годы с честью
и достоинством продолжили на трудовом фронте дело своих отцов, которым Маршал Советского союза Г. К. Жуков посвятил свою книгу
с надписью "Советскому Солдату посвящаю".
.
.
Самым значимым и радостным праздником для нас был день Победы 9-ое Мая. Это был действительно всенародный праздник с ликованием.
Стоя выпить "Фронтовые сто грамм" с участниками войны было ритуалом прикосновения к святому таинству посвящения в патриоты.
Разложение, малодушие, предательство душ началось позднее с появлением анекдотиков о кукурузе и главном кукурузоводе.
Первоначально казалось это забавным и даже смешным. Со временем, эти безобидные шуточки стали приобретать оттенок
вульгарно-уродливого кощунства о двух степенях склероза "кремлёвских старцев".
Первая степень, когда пациент забывает и путает имена своих детей, жен, родителей.
Вторая, когда склеротик мирно, сидя справляет свою нужду в туалетной и не помнит, снял он с себя штаны или нет.
Теперь мы имеем то, что имеем. Наш исполинский корабль прогнил и сел на мель, развалившись на русские, украинские, белорусские,
казахстанские куски и прибалтийско-кавказские, среднеазиатские кусочки.
Мы потеряли интернациональную Родину, впервые строившую общество, выражавшее интересы трудового человека,
успешно конкурировавшую с развитыми странами мира во всех областях науки и производства.
Мы были бы недосягаемой страной, если бы не победило звериное чувство эгоизма в душах, расплодившихся "нелюдей" нового поколения,
быстро забывших и легко променявших интересы общества на свои личные.
Неудовлетворённые жизнью, слабодушные индивиды были и тогда, но их было немного. Не по душе были им: капризы природы,
физические нагрузки, размеры оплаты труда, бортовые машины для перевозки рабочих, качество пищи в столовой
бесплатного усиленного питания, крутые нравы женщин, желающих сближаться, только для серьёзных отношений и, конечно,
их не устраивало начальство всех уровней от рудничного до кремлёвского, на которых они списывали свои собственные неудачи и злосчастия.
В небольшом посёлке, где жизнь людей была на виду, легко распознавались истинные трудности от надуманных.
Жители Алтын-Топкана поддерживали друг друга в трудностях, в беде и, по своему, реагировали на выходки
критиканов и нытиков брюзжавших по поводу и без повода на трудности быта и советскую действительность.
Дело доходило до курьёзов. Однажды словоохотливый оратор красочно выступил на общерудничном собрании с критикой
в адрес руководства автобазы и водителей перевозивщих людей на смену, о том, что машины для перевозки рабочих
покрыты дырявым брезентом, двигаются на медленной скорости и нередко опаздывают к месту назначения.
Это была справедливая критика, но в речи выступающего изобиловали словечки:
"Катафалк", "Труповоз", "Гробовоз", "Черепаха", "Колымага".Реакция на его выступление была незамедлительной.
В тот же день, один из водителей, отказался везти незадачливого "критика" в кабине и пересадил его в кузов
под гогот и хихиканье пассажиров.
В кузове неудачливый брюзгач продолжал ворчать и ныть, пока из него не вырвалось языкоблудное словоизвержение
о том, что место в кабине водителя резервируются для "шлюшек" и тем "кто кровь мешками проливал на войне".
Машина медленно продолжала двигаться по склону гор и приближалась к развилке дорог: карьер-соцгород- нижний посёлок,
пока не раздался настойчивый стук по кабине с требованием остановиться. Остановка была недолгой.
Словоохотливого болтуна бесцеремонно вышвырнули из кузова пассажиры.Подобные сценки самоуправства и расправы
были не редки и возникали самым неожиданным образом. Так в Апреле 1961 года оказался в гипсе,
тостующий за свои бестактные слова: " Предлагаю выпить за очередную собачку в космосе - Юрия Гагарина".
Это было в Алтын-Топкане и таким был Алтын-Топкан.
.
-------
.
Теперь Алтын-Топкан - ностальгия, грусть, тоска и боль по далёкому краю, бывшим родным и близким для многих.
Славный Алтын-Топкан предаётся забвению и уходит в новейшую историю как Атлантида
Живописному посёлку в труднодоступных горах присвоено новое имя - "Зарнисор",
но продолжает жить в душе патриота алтын-топканца Германа Рыжакова в прежнем имени:
.
"Передо мной лучами озаренный
Родной поселок-молодость моя.
Цвети мой край, обласканный туманом
У белых крыш весенних облаков.
Горжусь тобой, горжусь Алтын-Топканом,
Страною гор, страною горняков!!!"
.
И торжественно звучат слова в стихотворении, достойной песни романтичной, милой алтынтопканочки Людмилы Алексеевой: