Аннотация: В городе Ташкенте, на кладбище Боткина, есть скромная могила с надписью: Лапкин Кузьма Иванович (1904.31.Х - 1989.19. VII).
Кузьма Иванович Лапкин напоминал мне знаменитых ученых-патриотов России, горячо поддержавших революцию и перешедших на сторону советской власти както из кинофильмов: "Депутат Балтики", "Иван Павлов"... Интелигентный, обходительный, доброжелательный и не молодой человек с энергичной походкой и убедительной речью, оставлял впечатление человека, неравнодушного к несправедливости и сторонника общественных преобразований коммунистического строительства, которому во всём и всегда сопутствовала удача,
Об этом говорили его регалии и награды: вице - президент Академии наук Узбекистана, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки, лауреат гос. премии, кавалер ордена " Октябрьской Революции ", академик.
По работе мне не приходилось близко сталкиваться с Кузьмой Ивановичем, потому что сфера его деятельности была далека от горной промышленности и касалась сельского хозяйства. Однако, при каждой случайной встрече со мной он особо подчёркнуто обменивался рукопожатием, обращаясь ко мне: " коллега."
Вначале, я предполагал, что это форма простой вежливости и почтительного обращения к руководителю республиканского объединения "Узбекзолото", создавшего совместную с Академией отраслевую исследовательскую лабораторию по бактериальному выщелачиванию золота.
Позднее, общаясь с Кузьмой Ивановичем, я был приятно удивлён его познаниями специфических особенностей разведки и промывки золота из россыпей. Он легко оперировал словами из лексики старателей: штейгер, лоток, вашгерт, ендовка, промывка, съём, эфель, торфа, мерзлота, ОЗП, ЗПК и прочее.
Я стал догадываться, что действительно, имею дело с коллегой, но не мог себе представить, что эти познания Кузьма Иванович получил за долгие (1937 - 1954) годы в местах "не столь отдаленных" и на себе испытал все прелести карательной системы ГУЛАГа.
Кузьма Иванович неохотно рассказывал о трудностях жизни в трудовых лагерях и никогда не обсуждал репресии, массовые аресты прошлых лет. Наоборот, находил объяснение, почему это стало возможным и деликатно не соглашался с некоторыми публикациями в печати, когда бывшие заключённые тюрем и лагерей, став литературными героями, смаковали тяготи тюремной жизни.
"Не все герои, кто в лагерях ГУЛАГа сидел, - утверждал Кузьма Иванович и продолжал: "Что касается меня, то злобу ни на кого не таю и камень за пазухой не ношу. Такова диалектика, законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные. Мы всегда находимся перед дилеммой выигрыша и потерь.Чтобы сохранить здоровый организм врачи прибегают к ампутации. Человек лишается больной части своего тела во имя сохранения жизни. Да, мы страдали, но верили и жили с надеждой на будущее, а бузотёры всегда были. Они мутили воду до войны и продолжают бузотёрить до сих пор. Да, были несправедливо осужденные среди нас, но многие доказали свою непричастность к тем статьям уголовного кодекса, которые им пришили. Да, были перегибы, к сожалению, не смогли до конца очиститься от доносчиков, анонимщиков, борзописцев, прохиндеев - чернителей действительности по вине которых попадали в тюрьмы и невииные люди.
Ещё в недавнем прошлом в Узбекистане свирепствовала страшная болезнь "Безгак", уносящие тысячи жизней. Мы с помощью самолётов распылили и покрыли ядом бескрайние камышовые заросли Средней Азии. Вместе с личинками малярийных комаров и прочей твари пострадало и погибло много невинных насекомых. Но мы добились поставленной цели и сегодня молодое поколение не знает, что такое терять родных и близких от малярийной лихорадки.
Подобное творилось и с хрупкой системой молодого советского государства. Чтобы сохранить строй надо было очиститься от его вредителей. Ценою неимоверных жертв удалось сохранить завоевания Октября, дружбу народов, единство страны, водрузив знамя победы над Рейхстагом. Если бы не были своевременно изолированы откровенные противники нового строя, всякого рода демагоги, жулики, насильники, откровенные хапуги мы не только не справились бы с внешним врагом, но захлебнулись бы от внутреннего отребья."
Свидетелем подобных разговоров я оказывался случайно, когда Кузьма Иванович вместе с академиком Абид Садыковичем позволяли себе расслабиться за пиалочкой чая, приготовленного из растения перекати поле.
Моя последняя встреча с Кузьмой Ивановичем оказалась также случайной: в центре города, в скверике, где первоначально был похоронен Шараф Рашидович Рашидов, а затем тайно перезахоронен на окраине города.
Кузьма Иванович выглядел усталым, несколько взъерошенным, сердитым и несогласным. Как мне показалось, он обрадовался нашей встрече, но после обмена рукопожатиеми, он с грустью в голосе стал медленно говорить в доверительном тоне: " Коллега! У людей короткая память. Придя к власти, они забывают о тех, кому должны служить и о земле, на которой они родились. Мне меньше всего хочется кого-то осуждать, но то, что творится сейчас, не вписывается ни в какие рамки простой человеческой порядочности. Зачем тревожить прах человека, всецело, отдавшего себя служению народу?"
Говорил он тихо, еле сдерживая слёзы.
Эту памятную встречу я не могу забыть ещё и потому, что я впервые тогда услышал от Кузьмы Ивановича откровенные гневные высказывания, которые оказались пророческими.
Политиков Москвы и Узбекистана того времени - Горбачёва и других, он называл не всем знакомым словом " эфель ", понимая, что я знаю смысл этого слова, означающее мелкие лёгкие частички пустой породы, выбрасываемые при промывке золота.
Прошло больще двадцати лет, но я отчётливо помню голос и пророческие слова Кузьмы Ивановича :"Земля есть величайшее богатство народа, государственная казна, которую надо беречь от казнокрадов, сепаратистов и прочей твари. Нужна революционная бдительность. Если не принять решительные меры мы можем потерять великую, уникальную страну в мире."