Аксаментов Евгений Юрьевич: другие произведения.

Секреты древних художников!

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Аксаментов Евгений Юрьевич (evg.aksamentov@yandex.ru)
  • Обновлено: 18/04/2014. 20k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Франция
  • Иллюстрации: 9 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Зарисовка в натуре!..


  • СЕКРЕТЫ ДРЕВНИХ ХУДОЖНИКОВ!

      

    Аннотация: Bolus armenica (лат.), Рассекреченный БОЛЮС!

    (Primus sapientiae gradus est falsa intellegeri) Первая ступень к мудрости - понимание ложного.

       В старину все секреты принадлежали художнику, а теперь он и сам не знает, чем рисует. (Уильям Холман Хант. Из послания Лондонскому обществу искусств.)
      
       Для начала, други мои алмазные, запомните одну важную вещь - БОЛЮС. Не путать с северным полюсом. Болюс - это такие тяжелые ржавые комочки, на вид землистые, жирные на ощупь, могут быть оранжево-красные, ржаво-красные, ржаво-желтые, буро-красные и другие ржаво-бурые сочетания. Я же буду звать их просто - РЖАВКА!.. Ржавку, например, легко найти на красных холмах Руссильона во Франции. Но не только, Латвия, например, вся состоит из красно-буро-желтых холмов, как и Псковщина. Разница вся в том, что в Руссильоне активно велась добыча охры в средние века. А насчет Латвии или Псковщины можно говорить только в ранге гипотезы. Но красные холмы и красные утесы там имеются. Осталось мелочь - найти.
      
       ДЛЯ СПРАВКИ:
      
       АРМЯНСКАЯ ГЛИНА
      
       Армянская глина - разновидность мягкой красной глины, встречающейся в Армении и Турции. Используется как природный красящий компонент в пудре и косметических масках. Название по INCI: Armenian Bole.
       *** Вот уже пошло изменение латинского названия Bolus armenica (лат.) - примечание автора СВС.
      
       Пучкова Т.В. и др. Энциклопедия косметических ингредиентов. М.; Школа косметических химиков, 2007:320
       ===============================
       Болюс (лат. bolus, левкасная глина, лемносская земля) -- бурые, желтые и красные глины, содержащие большое количество оксида железа. Использовался в текстильном производстве как поглотитель жиров; как пищевой краситель до появления синтетических красителей. Использовался ранее как грунтовка, в частности живописцами Болонской школы, при этом оказалось, что через какое-то время цвет болюса пробивался сквозь живопись и нарушался колорит картин.
      
      
      
      
       Я, автор СВС, могу лишь предположить, что однажды неизвестный древний художник, растирая в мастерской красную охру(болюс), чтобы изготовить красную краску для своей картины, обнаружил, как сегодня бы сказали геологи - "вредную примесь" - кристаллическую "кремнекислоту" - на самом деле - древний художник, растирая красную охру и отмучивая краску в чане с водой - нашел в охре АЛМАЗы, РУБИНы, и прочая САПФИРы. Это абсолютно несложно найти, гораздо труднее найти БОЛЮС в Природе. Размер БОЛЮСа в среднем с мелкое яйцо или грецкий орех. Если художник после этого решил продавать самоцветы - можно считать его вольным старателем. Впрочем, никто не мешает вам попутно рисовать картины и состоять в Союзе Художников.
      
       Но вернемся из мастерской художника глубокой древности в наши дни, во французский Руссильон.Это в Провансе!..
       0x01 graphic
       Фото из сказа "Водяные трубки Прованса"
      
       "...МОЛОДЫЕ НЕМЦЫ И БРИТИШИ, В ИЗМАЗАННОЙ ОБУВИ , АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВЫЕ, С РЮКЗАЧКАМИ НАПОЛНЕННЫМИ ОХРОЙ..."
       "...Наше знакомство начиналось с небольшого городка Фонтен де Воклюз(Fontaine-de-Vaucluse).
       Однако, что бы добраться до него нам пришлось немного поплутать, выезжая из Авиньона.
       Дело в том, что на проселочных дорогах не так много указателей, некоторые из них противоречат друг другу..." (из интернет-блога одной туристки о бывших охряных карьерах во французском Руссильоне в Провансе).
      
       ЦИТАТЫ из книги, автор
       Виктория Финли,
       Тайная история красок
      
       Впервые ремесленники, занимавшиеся производством красок, появились в середине XVII века. Они готовили холсты, смешивали краски и изготавливали кисти. Многие из них изначально торговали всевозможной экзотикой типа шоколада и ванили наряду с кошенилью, но большинство все же вскоре сосредоточилось исключительно на продаже товаров для художников.
      
       Даже в старину мастера периодически доверяли подготовку красок другим: во время раскопок в Помпеях археологи обнаружили горшки с красками, которые ждали художников, а сам Ченнини покупал готовую киноварь.
      
       В конце XIX века почти все краски уже изготавливали профессионалы.
      
       Однако подобное незнание характерно не только для любителей и не только для наших современников. Уже в XVIII и XIX веках европейские художники поняли, что ничего не знают о красках, которыми пользуются, и потому били тревогу, увидев трещину на картине.
      
       Сегодня если я захочу купить краску, то просто отправлюсь в специализированный магазин, где на полках будут лежать десятки тюбиков, на каждом из которых я прочту название, порядковый номер и увижу образец цвета. Названия красок разнятся. Порой они описательные, например "изумрудная зелень", другие закрепились в ходе истории ("киноварь"), третьи с первой попытки даже не выговорить ("фтало-синий", "диоксазиновый пурпурный"). Некоторые названия, например "жженая сиена" или "ламповая сажа", рассказывают о происхождении краски или способе ее изготовления, несмотря на то что теперь сиена не имеет никакого отношения к тосканскому городу с аналогичным названием, а ламповую сажу уже никто не соскребает с ламп.
      
       Теперь вы догадались, алмазные мои, что КРАСКИ ГОТОВЫЕ ПОКУПАЮТ УЖЕ ДАВНО, и на практике уже не используются ПРИРОДНЫЕ ПИГМЕНТЫ, а именно КРАСНАЯ ОХРА или TERRA RUBRA, как звали ее в древнем Риме. Поэтому детишки немецкие и британские не собирают в французском Руссильоне БОЛЮС в рисовальных целях. Болюс в Провансе детки собирают на красных холмах Руссильона лишь с целью промывки на самоцветы: алмаз, рубин и прочая сапфиры. Только их родители-ювелиры ни за что в этом не признаются!.. Ведь это есть великий "секрет"!.. Но вы то читаете "Секреты Вольного Старателя"!.. А у меня никаких "секретов" и "тайн" нету от читателей, мне Природа все рассказала.
      
       ФИНСКИЕ СЕКРЕТЫ И ТРАДИЦИИ!..
      
       В северной Финляндии издавна варят самодельную краску-самоварку из красной охры и красят деревянные и каменные дома в бордово-красный цвет. Это старая национальная традиция Финляндии. По мере изготовления красной охряной краски старый финн, неспеша покуривая трубку, вымывает в старинных чанах, из красной охры очень "вредную примесь" - "кристаллическую кремнекислоту" (кристаллический углерод) и продает ее потихоньку в старый добрый Антверпен. Жить то на что-то надо, а научил искать самоцветы в охре его еще дедушка, который тоже всю жизнь варил бордово-красную краску, так и передаются семейные "секрет"ы и "тайны" по наследству, от деда к внуку, от отца к сыну... Финляндия вообще страна хороших крепких традиций. И стоят по всей Финляндии крепкие старые дома, крашенные охрой в бордово-красный цвет.
      
       В СТАРИННОЙ МЕДИЦИНЕ БОЛЮС - БУРАЯ ИЛИ ЖЕЛТАЯ ГЛИНА С ДОВОЛЬНО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ВОДЫ И ОКИСИ ЖЕЛЕЗА. ЖИРНЫЙ НА ОЩУПЬ, ЛЕГКО РАСТИРАЕТСЯ, ВО РТУ БЫСТРО ТАЕТ. У РИМЛЯН НОСИЛ НАЗВАНИЕ "TERRA RUBRA" (КРАСНАЯ ЗЕМЛЯ), НА ВОСТОКЕ БЫЛ ИЗВЕСТЕН КАК "АРМЯНСКАЯ ГЛИНА". Смотри Bolus armenica. (Толковый словарь Даля).
      
       КРАСНАЯ ОХРА - ЧТО ЭТО?..
      
       Природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины. Цвет охры - от светло-жёлтого до золотисто-жёлтого, тёмно-жёлтого, оранжево-желтого и буро-красного.
       Могу всех читателей СВС обрадовать: ГЛИНИСТЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ОХРЫ -- КРАСНЫЕ ОХРЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ТОЛЬКО 15--50% FE2O3, ВСТРЕЧАЮТСЯ ВО МНОГИХ МЕСТАХ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ.
       0x01 graphic
       Франция. Прованс. Руссильон.
      
       Бывший охряной карьер. Нынче в этих местах объявлен "туризм"... Разумеется, про алмазы, рубины и сапфиры вам тут никто ничего не расскажет!.. Постарайтесь удрать от экскурсовода как можно дальше, а лучше вообще приехать самостоятельно. Красные холмы Руссильона и окрестности Фонтен де Воклюз хранят много природных тайн!.. Самоцветный таинственный Прованс ждет вас!..
      
       Цитата из геологических книг:
      
       "Обыкновенная и наиболее частая примесь - глина при не очень большом содержании не может считаться вредной примесью. Песок, мелкий кварц или кристаллическая кремнекислота представляет вредную примесь, как в значительной степени понижающая кроющую способность охры."
      
       НЕМНОГО О БОЛЮСе! 0x01 graphic
       Во многих вулканических странах добывают болюс (от греческого "земляная глыба") - красную (иногда бурую) глину. Из неё раньше готовили краску, похожую по свойствам на красную охру. Многие художники итальянских школ (Гверчино, Карраччи, Гвидо Рени и др.) использовали болюс для грунтования холста: краска едва заметно проступала сквозь живопись, придавая ей мягкие и тёплые оттенки. Но живописцы даже не догадывались, что эти "спецэффекты" обернутся гибелью для их картин: "ржавчина" со временем проступает всё ярче, полностью нарушая колорит.
      
       Я, автор СВС, зову БОЛЮС очень просто - РЖАВКА, мои читатели постоянные это знают. РЖАВКА - очень точное емкое старательское слово, точнее придумать что-то другое трудно.
      
       Зато в египетской, ассирийской, греческой, римской и армянской кулинарии жирный и тающий во рту болюс получил весьма широкое признание. В новое время его стали использовать во Франции, Испании, Португалии и Германии в качестве абсолютно безвредного пищевого красителя или загустителя для некоторых блюд. Пока не изобрели всякого рода кулинарную синтетику, болюс с успехом добавляли и в шоколад - очевидно, это был куда более полезный продукт питания, чем сегодня.
      
       "САМИ МЫ СПУСКАТЬСЯ НЕ СТАЛИ, НО НАВСТРЕЧУ НАМ ШЛИ МОЛОДЫЕ НЕМЦЫ И БРИТИШИ, В ИЗМАЗАННОЙ ОБУВИ , АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВЫЕ, С РЮКЗАЧКАМИ НАПОЛНЕННЫМИ ОХРОЙ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОХРА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ, В ОСНОВНОМ, ХУДОЖНИКАМИ КАК ПИГМЕНТ."
       ***Примечание автора СВС - Современные художники используют готовые краски!!!
       С конца 19-века применение природного пигмента - красной охры - в живописи было резко ограничено, все художники переключились на готовые краски.)
       "Поэтому в Руссильоне множество галерей, художественных салонов, сюда приезжают художники и мастера со всего мира." (из блога туристки)
       ***Вот это то и занятно мне, и, думаю, вам тоже, - примечание Е.Ю.- Думаю, самые умные читатели давно догадались, что немецкие и британские детишки во Франции собирали БОЛЮС совсем не для рисовальных дел, а для дальнейшей промывки БОЛЮСа на самоцветы.
      
       Все бы было так, и поверил бы я, что молодые немцы и британцы собирают природную краску на красных охряных холмах Руссильона... но я очень недоверчивый, особенно когда кто-то что-то собирает в Природе, все дело в том, алмазные мои, что: ПРИРОДНЫЕ ПИГМЕНТЫ уже ДАВНО ВЫШЛИ У СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ, И ОНИ РИСУЮТ КАРТИНЫ ГОТОВЫМИ КРАСКАМИ!.. ВУАЛЯ!..
       И что, вы хотите мне сказать, что современные немецкие и британские детишки не могут себе купить готовые краски в Берлине или Лондоне?.. Не смешите мои ботинки, алмазные мои читатели!.. Будут вам избалованные детишки Европы бегать ради дешевой краски (природный пигмент) по красным холмам французского Руссильона?.. Или детишки вдруг начитались альтернативных сайтов по краскам, так что ли?.. Да даже в средние века картины для богатых заказывались из киновари, а не из дешевой охры. Почитайте на сайтах для художников описания по красной охре, и поймете, что она не годится толком даже на грунтование холста.
       Думаю, на эти и другие "художественные" вопросы каждый читатель СВС ответит себе сам. На этом сказ о секретах древних художников и армянской глины завершен, но мы обязательно вернемся к этой интересной "рисовальной" теме еще раз. Как видим, секреты вольных старателей пересекаются с секретами древних художников. Кто-то действительно картины талантливо рисовал, а кто-то охру практично промывал в чанах на предмет отмывки самоцветов: алмаза, рубина и прочая сапфиры...
      
       Всем вольным старателям побольше в походах красных гор, красных рек, красных озер, красных обрывов, красных холмов, красных утесов, красных каньонов, красных ущелий и красных яров, черных и серых базальтов с красными глазками-пуклями БОЛЮСа и т.п.

    В данном сказе использован Источник:

       http://www.wellcome-tour.ru/stati/provans/lyuberon-dusha-provansa.html
      
       и книга - ЦИТАТЫ из книги, автор
       Виктория Финли,
       "Тайная история красок"
      
       Сам автор СВС во Франции никогда не был, но зато я бывал в Латвии, и могу сказать, что красные холмы Руссильона очень и очень похожи на красные холмы Латвии и Псковщины. К чему бы это?.. Вполне можно поискать БОЛЮС и там. Уверен, что БОЛЮС есть в Латвии и на Псковщине.

    0x01 graphic

       По теме самоцветного БОЛЮСа читай также "Водяные трубки Прованса", "Секрет армянской глины", "Тайны железной охры" и др. сказы по охре.
       ЭТО ТЕРРИТОРИЯ ВОЛЬНЫХ СТАРАТЕЛЕЙ! МЫ ИЩЕМ САМОЦВЕТЫ!.. ПОСОБНИЧЁК. СКАЗОЧНЫЙ ПОМОЩНИК УДАЧЛИВОГО СТАРАТЕЛЯ-ПОИСКОВИКА КАМНЕЙ-САМОЦВЕТОВ. "ПОСОБНИЧКОВ, ВИДНО, ИМЕЕТ ДА НАМ НЕ СКАЗЫВАЕТ" (П. П. Бажов, У старого рудника, гл. 3).
       http://staratel.far.ru/
       0x01 graphic
       Сайт Пособничек для всех Вольных Старателей!.. Всем, кому нужен диск или флэшка с инфой по Вольному Старательству, звоните + 7 964 6592885 или смс на +7 964 3569913
       0x01 graphic
       Автор СВС реально помогает своим читателям искать - УДАЛЕННОЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ по Вашим вопросам.
       E-mail: evg.aksamentov$yandex.ru
       При использовании этого текста большая просьба указывать прямую ссылку на http://staratel.far.ru 0x01 graphic
       Примечание:
       Автор СВС не ведет добычные работы в РФ, вышеуказанная геологическая информация указана для ознакомления с практикой геологоразведочных вскрышных работ.
       Рекомендую все же применять Вольным Старателям данные знания за пределами РФ, чтобы не быть осужденным по 191-ой старательской статье.
       Обязательно прочитайте: Статья 191 УК РФ Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.
       0x01 graphic
       Автор СВС Аксаментов Е.Ю. 2008г. 15октября
       0x01 graphic
       Автор СВС Аксаментов Е.Ю. юный геолог СССР, 1978г. п. Мама Иркутской области.
      
  • © Copyright Аксаментов Евгений Юрьевич (evg.aksamentov@yandex.ru)
  • Обновлено: 18/04/2014. 20k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Франция
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка