Мой Друг, главный физик планеты Земля, академик РАЕН Фоминский Л.П. из г.Черкассы,Украина,известный изобретатель, пишет сейчас книги по истории.Он задался целью раскопать своих предков... и раскопал.А я пока не начал работу с архивом Отца, тоже ничего не знал о своей фамилии и ленских корнях, пашенных крестьянах с великой сибирской реки Лены...
В северном архиве Отца есть блокнот с пометками, похоже, он
очень интересовался архивными данными по истории своей фамилии.
По этим записям ясно откуда пошел род Аксаментовых - Аксамитовых.
Эта фамилия на Лене известна.
Привожу эти записи, как в блокноте рукою Отца:
"... семья Оксамитовых в Тутурской слободе во главе пятерых Еремеевичей, объединявших 27 человек."
"В год основания монастыря (1663) пашенный крестьянин Аксамитов
продал "Усть-Киренскаго новаго Троицкаго монастыря строителю черному попу Ермогену" свой двор за 190 рублей, стоявший на устье р.Киренги.Двор и земли носили название Бочкаревской заимки.В следующем году воевода Обухов велел монастырю владеть этими землями "безданно и безоброчно".
Источник: фонд75 архN2690 Ревизия Шарыгина 1762
ПАШЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ ТУТУРСКОЙ СЛОБОДЫ СПИРИДОН,СЕМЕН,РОДИОН И ИВАН АКСАМИТОВЫ ПРОСИЛИ В 1736 ГОДУ ОТВЕСТИ ИМ "ПУСТОВУЮ ПОРОЗЖУЮ ЗЕМЛЮ" ПО Р.КИРЕНГЕ, начиная от верхнего устья р.Ханды, вниз до Горяйского луга, по обеим сторонам р.Киренги и по "Етеголме речке".Илимская воеводская канцелярия велела приказной избе освидетельствовать просимые крестьянами земли, - "нет ли кочевья ясашных иноземцев".Так как от Тутурской слободы, лежащей по р.Лене, до р.Киренги нужно было ехать через дикие места, по горам и тайге около 150 верст, тутурская приказная изба послала осмотреть
местность только одного крестьянина Кузьму Наумова.Он выполнил поручение и подал в приказную избу сказку, которая явилась первым свидетельством изучения крестьянами верховьев р.Киренги, тогда совершенно пустынных.
Источник: фонд75 архN613
Отсюда ясно, что пашенные крестьяне Тутурской слободы бежали подальше от кучи налогов,повинностей, воевод и прочего начальства подальше в тайгу, чтобы там распахать десятины и спокойно жить,поменьше тратясь на дармоедов-чиновников.
Но служилые люди со временем придут и в Дальнюю Тайгу...
А в стихах мой Отец сообщает нам:
ПЕРВОПАХАРИ
Та Русь, что на Оке и на Тарусе
Уже в деньгу переводила медь,
А здесь в протоках гоготали гуси
И по тайге хозяйничал медведь.
Ничья соха землицы не пахала.
На протяженьи тысячи веков
От Нижнего Амура до Урала
Был край охотников и рыбаков.
Но на Руси Великой, Малой, Белой
Христолюбивый царь взошел на трон,
На слово мягкий, на правеж умелый,
С крестьян три шкуры снять стремился он.
"Чего нам жить в неволе дураками? -
Собравшись в круг, судили мужики, -
Добудем волю, все уйдем за Камень:
Земля угожа, реки глубоки!"
Архангелогородцы, устюжане,
Сольвычегодцы - подошел их срок -
Не ратники, а пахари-миряне
Открыли дверь России на восток.
Их имена лишь пашни сохранили
По-над Илимом, по-над Ангарой:
Бессонов Тимофей, Иван Перфильев,
Третьяк Толмач, Аксаментов Первой.
Ласкает солнце пращурову спину,
Вдали остался лихоимец-князь.
Распахивает пращур десятину,
На дикую сосну перекрестясь.
Потом земля сибирская пригреет
И божий храм, и каземат, и скит...
Но он узнать об этом не успеет...
"Земля угожа" - снова повторит.
"Поединок",Иркутск,1974 "Встречъ солнца" и др.
Это одно из известных стихотворений отца.Вошло во все сборники.
***
Примечание:многие уже не помнят, что Камень - древнее название
Уральских Гор, а уйти за Камень значило перевалить за Урал...
Но вослед за пахарями и вольными старателями по тем же рекам плыли казачьи отряды и служилые люди, по нашему чиновники... И в Сибири за "добудем волю" ссылали в остроги и садили на цепь...