КАК ЭТО НИ УДИВИТЕЛЬНО, НО САМОЕ "ДРЕВНЕЕ" ИЗ ДОСТОВЕРНО ИЗВЕСТНЫХ СЕГОДНЯ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ БЫЛО СОЗДАНО В 1967 ГОДУ В Г. УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ. (Мы выходим за хронологические рамки нашего исследования, но эта история заслуживает того, чтобы быть рассказанной). О сборнике "Голубые города" писали Л. Юрьева, журналист газеты "Ленинский путь", участница Литературного объединения, и участник событий А.И. Харитонов(4).
В старинном сибирском городе в 1950-60-х строились гиганты химической промышленности - комбинат "Усольехимпром" и химфармкомбинат. Разумеется, стройка была объявлена Всесоюзной комсомольской и попасть на строительство считалось большой честью. Строительство освещали как профессиональные журналисты городской газеты "Ленинский путь", так и внештатники из многотиражки треста "Востокжилпромстрой" "Огни стройки". При этой редакции и сформировалось литературное объединение(5).
Произведения молодых авторов регулярно появлялись на страницах газет, и однажды кто-то предложил собрать их под одной обложкой. Главным организатором считался сотрудник "Огней стройки" (а до того - зав. отделом писем "Ленинского пути") Евгений Глотов (Гротов). Для сборника отобрали стихи и прозу девяти авторов. Игоря Тихонова (редактор "Огней стройки", в начале 90-х жил в г. Александрове, был редактором городской газеты) избрали общественным редактором, корректором стал Евгений Гротов. Номер иллюстрировали фотографиями Бориса Линникова (работник химкомбината, сотрудник "Ленинского пути") и Ю. Орехова и рисунками Ю. Дорохова и Анатолия Косенюка. Участвовали в сборнике Геннадий Молчанов (приехал в город по путевке, работал в "Ленинском пути", позднее - в Министерстве химической промышленности), ЮРИЙ АКСАМЕНТОВ (ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ УСОЛЬСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, ЖУРНАЛИСТ "ЛЕНИНСКОГО ПУТИ", ПОЗДНЕЕ ЧЛЕН СП СССР), Валентина Окладникова (позднее - профессиональный журналист), Владимир Горчаков (один из активнейших членов клуба), Аркадий Тягин (коренной усольчанин, также сотрудник "Ленинского пути").
Полосы с рассказами и стихами набирали и печатали в городской типографии якобы для многотиражки "Огни стройки". ОБЛОЖКА БЫЛА ОТПЕЧАТАНА В ИРКУТСКОЙ ТИПОГРАФИИ Љ1 ТИРАЖОМ В 1000 ЭКЗЕМПЛЯРОВ. С ОБЛОЖКОЙ СВЯЗАН И "КРИМИНАЛ": В ТЕ ВРЕМЕНА, ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ СОВРЕМЕННИКОВ, ДАЖЕ ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БИЛЕТЫ НА ВЕЧЕР В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ МОЖНО БЫЛО ОТПЕЧАТАТЬ, ТОЛЬКО ЗАВИЗИРОВАВ В ТАК НАЗЫВАЕМОМ "ОБЛЛИТЕ"(6). ОБЛОЖКА "ГОЛУБЫХ ГОРОДОВ" ПРОШЛА ВИЗИРОВАНИЕ - И ТОТ ЖЕ НОМЕР БЫЛ ПОСТАВЛЕН НА ВЕСЬ СБОРНИК, КАК БУДТО И ОН ПРОШЕЛ ЦЕНЗУРУ! СОБСТВЕННЫЙ ТИРАЖ СБОРНИКА НИГДЕ НЕ УКАЗАН, НО, ПО СЛОВАМ А. ХАРИТОНОВА, ОН СОСТАВЛЯЛ ТАКЖЕ 1000 ЭКЗЕМПЛЯРОВ.
По просьбе И. Тихонова первый секретарь горкома комсомола Арнольд Харитонов написал для сборника вступительную статью "Рождается слово": "Голубые города" - первая ласточка начинающих авторов. ...Строку Г. Молчанова "...и город начат. Осталось кончить" я бы поставил эпиграфом к первому выпуску. Ведь они - не только о городах. Они о всех добрых началах, которые ждут своего завершения, а оно будет, ох, каким нелегким". Харитонов особо упирал на то, что, если кому-то покажется построенное здание не очень красивым - так ведь и Киевская София не радовала глаз, пока была в лесах. Произведение, радующее читателя, хранит в себе не только следы его тяжелой, многодневной работы ("рабочий день настоящего писателя гораздо длительнее, чем рабочий день строителя, токаря, ремесленника"), но и его литературный талант. Из характеристик, данных Харитоновым авторам, видно, что он знал и ценил их всех, хотя особое внимание уделил поэтам.
Итак, 40 страниц формата А4 под сине-белой обложкой. Расстановкой материалов и компоновкой на странице сборник очень напоминает лидера "романтического направления" - журнал "Юность". Фотография автора, несколько вступительных слов, автограф и - стихи, рассказы, отрывок из поэмы или повести.
Открывает сборник подборка стихов Геннадия Молчанова - о стройке, о романтике молодых городов и дальних путешествий ("Космическое", "Причал"). Творчество Бориса Линникова и Анатолия Косенюка представлено рассказами о детях - по два от каждого автора. "Первый снег, первая песня, первая любовь - как хочется, чтобы они никогда не кончались" - с таким настроением писала свои стихи Валентина Окладникова. А ВОТ ЮРИЙ АКСАМЕНТОВ (САМЫЙ "МАСТИТЫЙ" ИЗ ВСЕХ АВТОРОВ СБОРНИКА, НА ЕГО СЧЕТУ БЫЛИ УЖЕ ДВА СБОРНИКА СТИХОВ), НЕ МЕНЕЕ РОМАНТИЧЕН, НО НЕ ЧУЖД И ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ - СТИХОТВОРЕНИЯ "РИХАРД ЗОРГЕ", "РОДИНЕ". Самое объемное произведение сборника - повесть Аркадия Тягина "Посол" из Бруклина". "Трюк предателя", "воззвание, состряпанное в подполье", "ненавистный заокеанский город Бруклин", жвачка, которую постоянно жует главный злодей, общий антирелигиозный пафос - образец популярной в те годы детективно-шпионской литературы(7). Лирическую поэму Евгения Гротова "Олия" Л. Юрьева охарактеризовала так: "Сложность, вычурность композиции затемнила и без того неясный смысл поэмы"(8). Рассказ Игоря Тихонова "Королева Виргинии" ею же охарактеризован как странный и заведомо вторичный: в нем рассказывается - еще один штамп советской пропаганды - о судьбе американского безработного. Разумеется, он мечтает стать миллионером и, разумеется, готов ради этого даже на преступление. Последний автор сборника, Владимир Горчаков (в момент выхода сборника служил в армии), представлен пятью короткими стихотворениями.
ВЫШЕДШИЙ В КОНЦЕ 1967 - НАЧАЛЕ 1968 ГОДА СБОРНИК - ХОТЯ И АБСОЛЮТНО НЕЙТРАЛЬНЫЙ, НИ В ЕДИНОЙ БУКВЕ НЕ АНТИСОВЕТСКИЙ - ПРОИЗВЕЛ НА ВЛАСТИ НЕПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. ЕГО УЧАСТНИКОВ ПРИГЛАШАЛИ НА БЕСЕДЫ В КОМИТЕТЫ КОМСОМОЛА И ПАРТИИ И В "ОРГАНЫ" - ВЕДЬ ОН НЕ БЫЛ САНКЦИОНИРОВАН, ОН БЫЛ ЭХОМ СОВСЕМ ДРУГИХ, "ОТТЕПЕЛЬНЫХ" ВРЕМЕН, НО САМЫМ ТЯЖЕЛЫМ НАКАЗАНИЕМ СТАЛ ВЫГОВОР ПО ПАРТИЙНОЙ ЛИНИИ, ВЫНЕСЕННЫЙ И. ТИХОНОВУ. БОЛЬШЕ ТАКИХ ВОЛЬНОСТЕЙ УСОЛЬЧАНАМ НЕ ПОЗВОЛЯЛИ.