Сафир Алекс: другие произведения.

Чудеса Святой Земли

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 6, последний от 11/01/2013.
  • © Copyright Сафир Алекс (safir_a@msn.com)
  • Обновлено: 15/01/2013. 45k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  • Иллюстрации: 8 штук.
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

    Чудеса Святой Земли

     [автор фото и рассказа - Алекс Сафир]

    Стоит ли посетить Израиль? На первый взгляд, страна как страна. Ни лучше и не хуже других, к тому же, с небольшим населением, маленькой территорией, а еще - небогатая и не вполне безопасная. Я естественно, не говорю о верующих. Для них сам бог велел совершить паломничество в Землю обетованную. А как же быть другим, тем, кто не верит, либо для кого, скажем, религия не занимает столь значимое место в жизни?

    Итак, классическая дилемма: ехать или не ехать? Представьте, я отвечаю на этот вопрос утвердительно . И вот почему: в Израиле вы почувствуете то, что вряд найдете в какой-нибудь иной стране мира. Прежде всего, настоящее, чистосердечное гостеприимство. Вопреки устоявшемуся, но совершенно неверному мнению, будто жители в Израиле обладает трудным, несговорчивым характером, мало доброжелательны и недобродушны, все обстоит в точности наоборот. Я много путешествовал, но столь теплого приема не удостаивался нигде. Конечно, если у вас там есть родственники и друзья, оно как бы само собой разумеется. Представьте, такое правило действует далеко не во всех странах мира. Бьюсь об заклад, что в большинстве случаев ваши бывшие друзья и те, кого вы когда-то считали родственниками, не больно будут рады вашему приезду. Причины естественны - их собственные трудности эмиграции, сложности, связанные с приемом, а еще, увы, утеря со временем привычных понятий, либо попросту примитивная зависть. Смысл гостеприимства, как и оно само, в большинстве стран почти утерян. Везде.... но только не в Израиле! Если вы соскучились по душевной теплоте, настоящему радушию - вам сюда. Будьте уверены, и ваши родственники встретят вас, будто вы только вчера расстались, и ваши друзья окажутся именно такими, каких вы их запомнили, пусть даже не виделись лет двадцать. Но и это не все. Если вы заведете на улице разговор с местным израильтянином, у кого-то спросите дорогу, поинтересуетесь как и куда пройти, либо поболтаете с таксистом-арабом, непременно натолкнетесь на радушие и доброжелательность. Любой явно или неявно отметит, что вам здесь несомненно, искренне рады.

    Казалось бы, страна в напряжении, окружена непримиримыми врагами, пусть война официально не объявлена, но 'кассамы' то и дело рвутся в южных районах, а теракты в городском транспорте и общественных местах не такая уже редкость. Солдат или просто ополченец с автоматом на улице Иерусалима - вполне обыденное дело. Притом он не обязательно в этот момент на службе.

    Вот повстречался в иерусалимском трамвае необычный пассажир: у дверного прохода расположился средних лет мужчина, на правом плече на ремне у него висел среднего размера боевой автомат. Словно обычное деловое портфолио, оружие незамысловато и привычно прижималось локтем к бедру. Одновременно в ладони той же руки - прозрачный пакет со свежими булочками....

     [автор фото и рассказа - Алекс Сафир]

    Картина для Израиля обычная: житель пригорода возвращается домой. Ничего удивительного: он - мирный поселенец, хотя притом воин. Но не агрессивный, лишь в постоянной готовности защищать себя и свою семью. Обладая столь серьезным оружием, он ни на кого не нападет, это не его цель и не его натура. У иных народов, имеющих легкий доступ к оружию,сам сей факт неизменно дурманит голову. Американец, обладающий револьвером, приятно оттягивающим карман, чувствует себя почти сверхчеловеком, неким мировым судьей и одновременно палачом, наделенным правом казнить или миловать. Второе, пожалуй, реже. Коль что не по нем - скажем с работы несправедливо уволили, либо унизили достоинство, всегда запасной выход имеется для восстановления кажущейся справедливости: покупай пистолет и наводи собственный порядок, верши правосудие по личным понятиям. Не от того ли американцы все поголовно такие вежливые? Действительно, кто знает, что у незнакомца за пазухой-то? Простой ли камень или скорострельная базука? Конечно, не национальный американский характер тому причина. Постреливают и в Европе. Даже в России уже пристрастились. А раньше ведь этого не было. Если у кого оружие - тот либо бандит, либо милиционер. Лет двадцать как оба эти слова почти в синонимах ходят. Один российский новобранец, младший сержант органов правопорядка прямо-таки стушевался, когда первый раз позвали зарплату получать. Он-то думал, раз пистолет выдали, и так себя прокормишь...

    К чему я это все? Да к тому, что Израиль - страна ни на какую другую не похожая. Человек с ружьем или даже с многозарядным автоматом мирным гражданам не опасен. Здесь оружие лишь для обороны. И порядочных людей не страшит. Вероятно, просто наличие его само по себе останавливает возможных террористов. В то же время мирный народ привык. И не удивляются, когда в одной и той же руке воин держит и автомат, и булочки на ужин. А вот мне, как американцу с двадцатилетним стажем, склонному подозревать в каждом встречном потенциального стрелка, как-то не комфортно при виде неприкрытого оружия. Не менее странной кажется нулевая реакция на то местных жителей. Что это - храбрость или привычка?

     [автор фото и рассказа - Алекс Сафир]

    Ответ на сей вопрос я нашел неожиданно. Ехал себе в иерусалимском автобусе, на улице ранняя весна, увлажненная уличной прохладой. Форточки по-летнему открыты. Дует. А простуда в планы не входит. Вот и прикрыл я ближнюю ко мне форточку. Она оказалась упругой, и с силой захлопнулась. Неожиданный резкий звук не на шутку произвел переполох: почти все пассажиры автобуса вздрогнули, некоторые даже вскочили с мест, но убедившись, что это не бомба, с явным облегчением уселись вновь. Увы, по местным понятиям, вооруженный человек на улице - это мало что значит, а странный хлопок в автобусе - несомненно настораживающий и даже устрашающий сигнал.

    Любые символы здесь имеют точное значение. Потому и изъясняться в стране нужно максимально аккуратно. К примеру, вы ищете трамвайную остановку, и английский язык у вас вполне сносный. Но не вздумайте спросить, где мол, остановка трамвая. Вразумительный ответ не получите. И лишь потому, что этот новый для Израиля вид транспорта здесь решительно трамваем не называется. Он носит иное, гордое имя - 'легкий рельсовый путь'. Именно так и произносите, предварительно потренировавшись в переводе термина на английский. Если вы укоренившийся американец с отработанным нью-йоркским диалектом, имеет смысл во время поездки переучиться снова, возвратившись в начальные классы английского языка, в том виде, как его произносят в средней полосе России. По-другому вас просто не поймут. Даже названия автобусных остановок, явно заимствованные из американских или британских слов, здесь выговаривают по-своему, отвергая напрочь исконное их звучание. Я однажды прокололся с остановкой 'Stearns', которая была моим пунктом назначения. Не слишком задумываясь, спросил водителя. Притом сказал название этой известной калифорнийской компании, именно так как ее называют в Америке. Водитель меня не понял, почему-то решил, что я морочу ему голову, и от дальнейших выяснений отказался. Неудивительно, ибо местные жители произносят по-другому - Штёрнс. Хотя где там 'Ш', где 'Ё' - непонятно. Но если желаешь все же доехать и не проехать, принимай как есть это местное 'ша'. Иначе - 'ё-моё!'.

    Таксисты, казалось бы, народ более покладистый, да и английский у них получше. Впрочем, и здесь будьте начеку. Скажем, вы хотите посмотреть стенy Плача, но, не знаете, как она точно называется. Потому включаете 'соображалку' и по-простому объясняете:

    - Подвезите меня туда, где евреи плачут, кричат и бьются головой о стенку.

    В девяноста процентах из ста таксист вас доставит к зданию налоговой полиции.

    К счастью, меня такие приключения обошли стороной. К стене Плача был подведен под 'белы рученьки' моими старыми друзьями. Им объяснять ничего не нужно - во-первых, бывшие соотечественники, во-вторых, патриоты Израиля. А стена Плача входит в обязательную программу.

     [автор фото и рассказа - Алекс Сафир]

    Надо сказать, ощупал я ту стенку со знанием дела. Как-никак, божественный символ, хотя и творение рук человеческих. По одной версии, ее построил царь Ирод, который не считался евреем, так как происходил из племени идуменян, впрочем лет сто до того все-таки обращенных в иудаизм. По иной версии, к ее возведению приложили руки римляне, вообще отъявленные язычники. Но это не столь важно. Главное, что стена являлась частью святого иерусалимского храма. И когда я к ней прикоснулся, показалась мне неожиданно и приятно теплой. А ведь стоял вполне холодный день. Народ вокруг кутался, как только мог, на резком ветру. Тем не менее, природный холодный камень, дарил сердечное тепло.

    Возможно, у меня слишком разыгралось воображение: показалось, будто что-то живое находится там внутри, какой-то нерукотворный реактор, питающий жизненной силой каменное сооружение. Ощущения здесь приходят разные. Кто-то чувствует легкое покалывание, кто-то даже биение сердца, заточенного в каменной оболочке. Что же, возможно, стена просто вибрирует в ответ на многочисленные посылы и душевные, настойчивые просьбы, непрерывно исходящие к ней от многочисленных верующих и неверующих, в неизменном качестве душевных, сердечных молитв. Здесь люди беседуют с богом. А чаще ему пишут, укладывая записочки в расщелины стены, наверно из предубеждения, что даже господь не в состоянии все упомнить. Здесь принимаются прошения лишь в письменном виде - выходит бог действительно читает эти бумажки. Оттого стену образно величают 'божественным почтовым отделением'. Ответил ли кому господь лично? Поговаривают, такое однажды случилось. Счастливчиком оказался Абрамович, известный российский олигарх. Не известно, о чем он просил, но вот божеский ответ все же стал достоянием гласности. Он был коротким и лаконичным:

    - У меня столько денег нет...

    Тем не менее, по общему убеждению, просьбы в большинстве случаях удовлетворяются. Служит ли это доказательством существования всевидящего бога? Возможно. Однако, существует и обычное объяснение этому чуду. Не спроста ведь прошения подаются в письменной форме. Для бога достаточно было бы и обычной молитвы, или просто искреннего душевного посыла. Они так бы во всем разобрался, на то и бог. Тогда для чего нужны записочки? Наверно потому, что мысль не всегда может быть четкой, зато письмо непременно будет сформулировано. А для этого сам проситель должен разобраться, что же он на самом деле хочет. И прежде всего, прояснить идею самому себе. Когда задача станет понятной, она претворяется в установку, увлекает, ведет, заставляя следовать ей, и с большой вероятностью, даже без божественного вмешательства, сама по себе воплощается в реальность. Что же тогда, вообще можно было бы обойтись без бога? Но записочка, положенная в домашний сервант, вряд ли осуществит вашу мечту. Иное дело - стена. Она словно пронизана, начинена тонкими субстанциями. Вероятно, тысячелетиями накопленная в камне энергия материализует человеческие мысли, воплощая их в реальность.

    Жаль, что мало сохранилось до наших дней исконных древних святынь еврейского народа. Земля претерпела множество яростных противников и закоренелых врагов, причем таких, которые не просто крушили храмы, но еще стремились стереть всяческую память о еврейском народе и его религии. История доказала: душу народа истребить невозможно. Увы, ненависть разрушила памятники и уничтожила множество свидетельств древнейшей культуры. Кто знает, может быть, не все потеряно. Одна надежда на археологические раскопки, которые рано или поздно обнаружат и хочется надеяться, посодействуют восстановлению памятников древности.

    А вот христианские святыни неумолимое время все-таки пощадило. Главное сооружение - Иерусалимский Храм Гроба Господня. Он так назван потому что выстроен вокруг пещеры, в которой по преданию было помещено тело Иисуса после распятия. Конечно, гроб как таковой в нашем понятии там не ищите - не найдете. Дело в том, что Иисуса хоронили по еврейским обычаям, укутав тело в посмертный саван. Мертвых в деревянный гроб в те времена не клали. Тело Иисуса упокоили в естественном склепе - пещере. И слово 'гроб' в данном случае несет значение 'гробница'.

     [автор фото и рассказа - Алекс Сафир]

    Надо заметить, что храм охватывает не только место погребения и последующего воскресения Иисуса, но еще и холм, где он был распят - Голгофу.

    Я поначалу присоединился к длинной очереди в пещеру. Она продвигалась бесконечно долго. Но я, все-таки набравшись терпения, выждал до конца. Ниша, где был похоронен Христос оказалась совсем небольшой с боковым каменным ложем, вырубленным прямо в скале. Фотографировать запрещено и даже находиться там больше одной минуты не разрешают. Что же можно успеть за такое время? Расслабиться в умиротворении, ну и конечно попросить бога о самом насущном. А еще - освятить крестик или свечку, если припасли их заранее. Для этого нужно приложить и крестообразно поводить ими по поверхности святого ложа. Возможно, и приобретут эти предметы магические или целебные свойства. Увы, я не додумался ничего такого приобрести заранее. Ладно, не беда. Оказывается, можно освятить любой предмет, который у вас в наличии. Доведавши о том, многие потянулись к кошелькам, но быстро спохватились. Иисус слыл бессребреником, думал неизменно о душе, торговцев и менял палкой выгонял из храма. Маловероятно, что смертное ложе бога посодействует приумножению средств в кошельке. Что же остается из подручных средств? Часы и фотоаппарат. Как назло в этот раз ни нагрудной цепочки, ни перстня. Часы снимать - отнимает время, которого не так уж много, а камера прямо тут, в руке. Вот и освятил я свой фотоаппарат на ложе христовом. Напитал его тонкой энергией. Отныне, без сомнения, все снимки, которые я сделаю, будут неизменно божественными! И обращаться к фотоаппарату я стану соответственно с почтением, не иначе как Ваше Святейшество...

    Надо признать, скальная гробница Иисуса - не обыденное место скорби. Скорее, наоборот, символ возрождения. Ведь умер он еще на Голгофе. А здесь как раз воскрес. Так что, это по-сути триумф победы жизни над смертью. И всяк пришедший сюда паломник или просто посетитель имеет шанс обновиться, очистит душу, возродиться, стать другим, намного лучше, нежели до этого.

    Теперь самое время взобраться на Голгофу - холм, где Христос был распят. Я поначалу не задумывался о некой временной непоследовательности. Ведь направился к месту казни лишь после того, как посетил пещеру, где осуществилось воскрешение. Сама Голгофа оказалась не столь высокой, как она изображается на иконах. Удивила верхушка святого холма, почему-то залитая защитным слоем пластика. Странно все это, впрочем объяснимо: представьте, сколько на свете верующих христиан! Если каждый паломник унесет по горстке земли с Голгофы, то что в реальности от нее останется? Может быть, действительно сохранилось не много?

    Но больше всего удивило иное. Мой фотоаппарат, освященный на господнем ложе, где Иисус был реинкарнирован, дал неожиданный сбой и отказался работать на Голгофе. Я проверил заряд и объем памяти - все было в порядке. Но сколько ни нажимал кнопку, затвор фотоаппарата не щелкал. Стоило мне спуститься с Голгофы, как словно ничего и не бывало, механика восстановилась и заработала вновь. Что же произошло? И как объяснить такую странность? Неужели связано с недавним таинством освящения фотоаппарата? Без мистики явно не обошлось. Что же получается - не иначе как крупица возрожденной души категорически бунтовала, неприемля отныне скорбный факт мученической смерти. Проведший большую часть своей жизни на грешной земле, совершенно не готовый к чудесам, здесь я был искренне удивлен - оказывается они все-таки существуют, и по сей день случаются на Святой земле...

    * * *

    Ну, тогда вперед за чудесами! Мой путь лежит в Назарет - на родину Иисуса. Он там провел и детство, и скорее всего, юность. Прежде всего удивила сама церковь - в отличие от старинного храма Гроба Господня, она выполнена, либо перестроена в новом, неожиданном модернистском стиле. Может быть, ничего в том богохульного нет, в последнее время множество церквей отличаются современной архитектурой. Скажем, бразильский кафедральный собор в Рио-де-Жанейро. Однако, здесь же Святая земля, а следовательно должен поддерживаться древний колорит. Где уж тут быть чудесам, коль от старой постройки и духа не осталось?

    Но вскоре я убедился, как был не прав. Хотя церковь представляла собой новомодное сооружение, как снаружи, так и изнутри, чудесам все же нашлось место и там. Надо признать, невзирая на всю новизну, а может именно благодаря ей, интерьер производил весьма приятное впечатление. Собственно, церковь посвящена Благовещению, выдающемуся для христиан событию, когда архангел оповестил деву Марию, что у нее вскоре родится ребенок от бога. Дух святой, снизошедший на богородицу, явился к ней по одним преданиям в образе голубя, по иным - струящимся лучом света. Легенда легендой, но до чего же я был изумлен, когда попытался сфотографировать церковь изнутри. Стоило мне взглянуть в окошко видоискателя, как я увидел нечто такое, чего не в состоянии был наблюдать воочию в этом храме. Представьте - откуда-то из-под крыши струились, словно линии дождя, световые лучи. Нет, не просто пронизывали пространство, а именно неслись сверху вниз непрерывными тонкими потоками.

    Я отстранился от фотоаппарата. Закрытое пространство помещения невооруженным глазом выглядело обыкновенно. Внутреннее освещение равномерно рассеивалось искусственными светильниками. И решительно никаких бликов, ни струящихся из-под крыши лучей. Я вновь припал к окошку фотоаппарата - колорит световых потоков заиграл опять. Процесс сравнения реальности и фотографической иллюзии затягивался. Я рисковал отстать от экскурсии, которая к этому времени уже покинула помещение. Но недоумение все возрастало. То различие, что наблюдал воочию и через фотообъектив, казалось столь фантастическим! Мне почудилось, что схожу с ума. Неужто беспредельно разыгралось воображение, до такой степени, что вижу чего на самом деле не существует?

    Я как мог быстро побежал к выходу. Там нетерпеливо перетаптывалась наша экскурсионная группа, уже заждавшаяся меня. Не в состоянии подобрать нужные слова, я в какой-то экзальтации потребовал, чтобы они стояли здесь, никуда не уходили и в любом случае меня дождались. На глазах у изумленных туристов я вытащил за руку свою супругу из толпы и потащил ее назад, в церковь.

    - Ну, ты видишь, что происходит? - я поднес к ее глазам фотоаппарат.

    - Да... странно все это.

    Я глубоко вздохнул. Слава богу, моя нервная система в порядке, раз не только я могу наблюдать такой необычный эффект.

    - Разрешите и мне взглянуть....

    Наш экскурсовод, оказывается также полюбопытствовал, последовав за нами. Весьма кстати: его мнение, как специалиста, для меня весьма важно. Впрочем, он никак не прокомментировал увиденное. Попросту пожал плечами, процитировав Шекспира - 'есть многое, дружок, на свете, чего не снилось даже мудрецам'.

    Я попытался запечатлеть увиденное на снимке. Но может ли передать фото живой свет? Конечно же, не в полной мере. Тогда я принялся снимать на видео - получилось лучше, впрочем все равно не так эффектно, чем увиденное через объектив. Но доказательство чуда у меня теперь имеются. И его я с радостью представляю моим читателям.

    Посмотрите видео по этой ссылке

    Возможно, сей эффект можно отнести к особенностям оптической системы моей фотокамеры, скажем визуальной игре лучей, преломленных многочисленными линзами. Но с другой стороны, каким же образом создается впечатление движущегося света? Я еще понимаю, расслоение его, так называемая дисперсия, когда белый луч рассыпается радугой, либо отражается причудливыми бликами, проходя через полуприкрытые жалюзи окна в моей комнате. Впрочем, даже отраженное движение бывает обманчивым. Если на киноэкране движется какая-то бричка, то спицы ее непременно кажутся вращающимися противоположно движению. Или скажем, мы наблюдаем на экране актера, который в свою очередь смотреть телепередачу. На экране его ведь тоже мелькают необычные световые линии! Думаю, на это очень многие обращали внимание.

    Так-то оно так. Но и эффект брички, и мелькающих кинокадров сами по себе - суть и следствие изначального движения - колес или кинопленки. А ведь в церкви Благовещения никакого реальной подвижности нет, и даже нет проникающих световых лучей... Наверно, не все поддается логическому объяснению. Факт лишь тот, что храм отождествляется со светом, в образе которого проявляется всевышний. Именно в этом качестве он проник, дабы явить новое начало, и в божественном сиянии, непрерывном но скрытом движении падающих лучей навеки оставил здесь свой след.

    * * *

    В ожидании еще большего чуда, далее следую в Вифлеем. По преданию, именно там родился Иисус. На первый взгляд, не очень понятно, что заставило Марию на последнем месяце беременности пуститься в нелегкое путешествие из Назарета в Вифлеем. Это примерно полторы сотни километров, причем по неровным тамошним немощеным дорогам - несомненно тягостно и опасно в ее-то положении. Обычно в качестве причины ссылаются на указ римского правителя об обязательной подушной переписи населения для дальнейших сборов налогов в казну. Тогда удивляет, почему муж Марии не отправился туда сам? Просмотрев массу соответствующей литературы, я вразумительного ответа так и не получил. Ну, ладно, не суть важно. Ведь церковь Рождества, по существу, самая древняя на Святой земле. Ее возвел еще византийский император в IV веке. И до сей поры сохранились изначальные византийские мраморные колонны и мозаичный пол. Храм не удостоился реконструкции, возможно из-за недостатка средств, либо из-за безразличия властей - находится ведь на территории Палестинской автономии. Впрочем, это все не помешает поискать здесь чудеса.

    Я долго бродил внутри, но ничего необычного так и не увидел. Присоединился к какой-то группе, окружившей древнюю колонну с четырьмя маленькими углублениями в форме креста, наподобие глухих отверстий в шарах, которые бросают при игре в боулинг, американском варианте кегельбана.

     [автор фото и рассказа - Алекс Сафир]

    Неужто в таком святом месте, испытав одухотворение и накопив божественную энергию, реально даже сдвинуть многотонный древний монолит? Все оказалось значительно проще: в соответствии с преданием, если в отверстия вставить пальцы правой руки, помолиться и задумать желание, то оно непременно сбудется. Я не преминул так и сделать. Действительно, вряд ли получилось бы сдвинуть колонну - она даже не шелохнулась. Но и задуманное желание ни в тот день, ни даже потом все-таки не сбылось. Мое разочарование длилось не долго, ибо едва отошел от колонны, почувствовал легкое волнение, а затем если не просветление, так уж точно прояснение мыслей. Будто кто-то шепнул мне на ухо, нечто неразборчивое, невнятное. Странный, не известно откуда исходящий шепот на непонятном языке все же не напрягал, наоборот, расслаблял. Похоже, внушалось что-то важное, о том, что взволновало меня совсем недавно, едва я переступил порог храма. Не понимая древний язык, не в состоянии растолковать слова, я все же попытался разобраться. Для этого использовал верный эзотерический метод. Суть его в том, чтобы непонятные слова преобразовать в спонтанно пришедшие на ум мысленные образы, свести их воедино и уж затем придать им вразумительное звучание.... Неожиданное видение явилось вскоре. Я представил богородицу насносях, как она, превозмогая тяжесть тела, едва волоча ноги, настойчиво бредет в Вифлеем. И тут же все понял....

    Как же оказывается просто! Не мог Иисус родиться нигде, кроме Вифлеема. Здесь появился на свет его великий предшественник царь Давид. И мессия, будучи полноправным потомком, должен был с самого рождения пойти тем же путем. Значит, место появления на свет самой судьбой было уготовано спасителю. И Мария о том знала, потому настойчиво направлялась именно туда, в тот единственный пункт назначения, где только и возможно было разрешиться от бремени, подарить миру долгожданного мессию.

    А еще здесь, в Вифлееме, можно получить точный ответ на важный вопрос. Если стена Плача - приемное отделение господне, то божественный глашатай, скорее всего, вещает именно отсюда.

     [автор фото и рассказа - Алекс Сафир]

    * * *

    Не так уж много в Израиле водных ресурсов. Поэтому испокон веков редкие озера и реки почитаются святыми. А водное омовение в иудаизме, христианстве и исламе - неизменно, действо святое. Спокойная гладь озера Кинерет или медленно текущие воды реки Иордан - прекрасные места для обращения к богу и медитации. Возможно, монотонная молитва сотен верующих на берегу необъятного озера, некогда вызвала внутренние вибрации у обитателей вод и привлекла несметное количество рыбы в береговые сети, позволив Иисусу явить одно из самых первых его чудес. Думаете, не возможно? Мол, водоплавающие лишены органов слуха? Вот, что я вам по этому поводу скажу: в христианстве рыбы - существа святые. Очень часто их изображения используют даже в качестве символов религии. А объяснение такое - рыбы, единственные на земле существа, которые не прогневали и не были наказаны богом. Они лишь одни не погибли во всемирном потопе. Выходит, более других приближены к богу.

    Собственно, и современная наука утверждает, что изначально жизнь зародилась в воде. Следуя сей концепции, духовный путь христианина непременно начинается с таинства водного крещения. Наилучшее место осуществить обряд - река Иордан. Здесь сам Иисус был некогда окрещен. Принимать веру или нет - дело добровольное. Но искупаться в Иордане - заманчиво для всех. Увы, сделать это не так просто: следует приготовить соответствующую одежду. Просто купальник не подойдет. Обязательно поверху надевается белый балахон. Купание предполагает очищение, потому таков цвет одежды. Бесформенность балахона скроет ваши соблазнительные телесные очертания от посторонних глаз. На обнаженное тело надевать запрещается - вода намочит и сделает накидку прозрачной. Так что под низ непременно нужно все-таки облачиться в купальник...

    А я как раз соответствующие принадлежности и не прихватил. Но окунуться в Иордан, ой, как хотелось. Посему решил хотя бы походить босиком по воде. Закатал штанины - и вперед. Ах, думаю, вот приеду домой, расскажу, как по святой реке вброд ходил, все мне ноги целовать будут! Если, конечно, позволю. Я по-сути, человек скромный....

    Нагулявшись по мелководью, вернулся на мостик, откуда с интересом наблюдал, как христиане крестились в Иордане - поистине впечатляющее зрелище.

    Посмотрите видео по этой ссылке

    Собственно, сама река неширока и необычайно тениста. Вода в ней теплая, несмотря на то, что начало марта в этом году выдалось несколько прохладным. А еще - царит покой и умиротворение. Темно-зеленый цвет воды и буйной окружающей растительности придают незабываемый колорит. Неподалеку стайка бобров один за другим растянулись в лихом заплыве поперек реки. Они человека не боятся. Здесь нет охотников. Люди приходят сюда за божественной искрой, и животные это явно понимают.

    * * *

    Совершенно сказочен водоем Мертвого моря! Мой приятель Джейк Молтон, коренной американец, причем еще какой! - в шляпе и ковбойских сапогах наставлял меня следующим образом:

    - В Израиль направляешься? Неизменно побывай на Мертвом море. Чудо из чудес. Если в эти воды закинуть слона, он ко дну не пойдет. Будет болтаться на поверхности, как яичная скорлупа. Не сомневайся, дружок, хорошее море - Мертвое море.

    Он осознанно и, конечно, шутки ради переиначил известную американскую поговорку: хороший индеец - мертвый индеец.

    Издалека Мертвое море не показалось мне чем-то особенным. Собственно, это не море, а большое озеро. Пологие берега и вода обычной синевы. Разве что, непривычно спокойное - ни волн, ни ряби на поверхности. Приблизившись, понял, что это место явно не для чистоплюев. Все подходы к морю - лишь топкая глина, или если хотите, попросту грязь. То же самое и на дне моря. Ходить липко, вязко и неприятно. Зато плавать - незабываемое удовольствие. Вода до того насыщенная и плотная, что без всяких усилий держишься на поверхности. Подумать только, в ней растворено аж 33 процента соли и минералов, это намного больше, чем рассол, используемый для засолки огурцов, и в десять раз насыщеннее, чем в океане. Высоченная солевая концентрация существенно отяжеляет воду и согласно закону Архимеда создает мощную выталкивающую силу. Впечатление, будто лежишь на хорошо подпружиненном диване. Окунуться целиком в воду попросту невозможно: невидимые рессоры неизменно возвращают тебя на поверхность. Трудно плавать брасом или кролем - голова и ноги задираются вверх, в необычную изогнутую позицию, совершенно неудобную для плавания. Поэтому, лучше всего лечь на спину. В таком положении можно оставаться долго, будьте уверены, что контроль не потеряете, не только голова, но даже и ваша грудь не покроется водой - чудо из чудес.

    Я задался вопросом - а можно ли утонуть в Мертвом море? Вопреки общепринятому мнению, мол, нереально такое, тем не менее, это вполне возможно. Но разве только, если задаться такой целью и очень притом постараться. При некоторых несбалансированных движениях, можно 'соскользнуть' с водяной опоры, либо поскользнуться на донной глине, и при сильном толчке оказаться 'висящим' в рассоле вниз головой. Вы несомненно видели как располагается замаринованный огурчик после соления - вертикально. Оказывается, такое положение весьма устойчиво. И если специально 'постараться' или попросту потерять бдительность, можно осмысленно, либо неожиданно оказаться в позе перевернутого соленого огурчика-поплавка, из которой вернуться в первоначальное положение без посторонней помощи крайне затруднительно. Ну, и это еще не все. Если зазеваешься, можешь нечаянно хлебнуть обжигающей соленой водицы из водоема - что не доставит приятных ощущений, может привести к шоку и даже параличу. И очень некстати, если у вас на теле окажутся не зажившие ранки - обильная концентрация соли в воде доставит массу неприятностей. Одно радует - здесь вы никогда не подвергнетесь нападению хищников, никаких акул и не барракуд, ибо ни одно животное в столь едкой среде жить не может.

    Так что, Мертвое море следует воспринимать всерьез. Впрочем, до того, как я доверил свое тело стихии мертвых вод, случилась неприятность иного рода. Накануне я умудрился слегка ушибить колено в автобусе, а затем, выйдя из него, неудачно споткнулся о бровку, тем более усугубив проблему. Но к Мертвому морю подойти очень хотелось, поэтому, превозмогая тянущую боль, я решительно плелся по грязи в сторону вожделенного водоема. Покувыркавшись в мертвой воде, я весьма довольным возвратился на берег, и к удивлению обнаружил, что боль оставила мое колено!

    С одной стороны - ничего удивительного, ведь Мертвое море - кладезь целебных микроэлементов, что в сочетании с теплой водой способно исцелить множество проблем. Да и сами донные грязи считаются полезными в излечении кучи проблем. Не даром же из них местные предприимчивые дельцы изготавливают всевозможные кремы и мази. На эту тему у меня, потрясенного, даже сложились стихи в стиле незабвенного поэта Маяковского.

    Из Мертвого моря

    косметика:

    Примочки и ванны,

    специальные

    мази...

    Сбылась вековая мечта

    всех на свете -

    Деньги делать

    прямо

    из грязи!

    Не знаю, как вас, а меня несколько напрягает такая перспектива. Ведь как мы привыкли думать: все наилучшее - из цветов, их пестиков и тычинок, из небесной росы или пены морской. А тут ведь, банальная грязь? Ну, с большой натяжкой ее можно еще глиной назвать. Тогда вроде бы понятнее - из глины господь человека изваял. В общем, слепил из того, что было. Судя по всему, не вполне удачно получилось. Что-то не долепил, так что новоявленные целители снова глиной домазывают. Один знакомый, ярый сторонник таких процедур 'оптимистично' заявил: ну, и что, если глина не поможет, к земле легче привыкну....

    Вот и я раздумываю, от бога ли это все или от дьявола? Ведь если разобраться, Мертвое море расположено в самой низкой точке земли - на 400 метров ниже уровня океана. А следовательно, ближе всего к центру планеты. Известно, что небеса - обитель бога, а подземное царство с его преисподней принадлежит дьяволу. Не потому ли столь топки берега и дно Мертвого моря? Тогда откуда целебный эффект? Увы, не все в нашем мире приходит от бога. И еще одна загадка - почему в Библии нет упоминания о Мертвом море? Может быть, оно в те времена даже не существовало? Либо считалось местом недостойным божеского внимания? Впрочем, о геенне огненной упоминание имеется. Чем же провинилось Мертвое море? Вряд ли когда-нибудь найдется ответ.

    * * *

    Еще одно, последнее в поездке чудо меня поджидало в живописном пригороде Иерусалима Эйн-Керем. На высоком холме раскинулся Монастырь сестер Сиона. Место приятное, успокаивающее. Впечатляют не столь грандиозные постройки, как буйная, круглый год цветущая, экзотическая растительность. Она не просто окружила стены обители, но и уверенно шагнула внутрь, превратив обширный монастырский двор в подобие райского сада. Невзирая на сгущающиеся сумерки, восхищенные неистовой игрой природных красок, оттуда мы не спешили уходить. Да и вид с холма на окрестности был великолепным.

     [автор фото и рассказа - Алекс Сафир]

    Неожиданно наше внимание привлекла небольшую птичка, пустившаяся в полет. Она резко устремилась ввысь, но неожиданно зависла над обрывом, как бы замерла в воздухе. Нет, это не было свободным парением, птица не кружила, а сохраняла полную неподвижность, словно мираж. Она будто окаменела, замерев в воздухе, все так же, с распростертыми крыльями. Такое я до сих пор мог видеть лишь в кино с использованием техники стоп-кадр. Но здесь все было в реальности! Мне показалось, что вместе с тем и время приостановилось - странная заморозка мгновения в неожиданном качестве естественной фотографии, созданной игрой природы, либо божественной силы, остановившей на лету резвого пернатого. Нечто неведомое, задерживающее птицу в полете, задавало немыслимую загадку, подстегивало воображение, и не находя на нее ответ, все-таки не оставляло и следа недоумению, наоборот - выявляло лишь искреннее восхищенное наслаждение увиденным.

    Птичка держалась неподвижно несколько минут, затем, словно ожив, встрепенулась, взмахнула крылышками, как бы нам на прощание, и кубарем унеслась к подножию холма. До чего это было эффектное зрелище!

    Наверно, люди прагматичные попробуют растолковать это спецификой аэродинамических потоков. Возможно, они будут правы. Но чем же объяснить столь впечатляющие ощущения, и еще то, что все это происходило именно на Святой земле?

    Большая часть жизни у меня позади, но до сих пор не потеряна вера в чудеса. Потому и запечатлелось в памяти то необычное, поистине божественное, что мне принесла поездка в Израиль - неземное тепло Стены плача, магия Храма Гроба господня, струящийся свет Назарета, озарение Вифлеема, целительное Мертвое море, остановившееся время в Монастыре сестер Сиона...

    * * *

    Иерусалим,

    Март 2012

  • Комментарии: 6, последний от 11/01/2013.
  • © Copyright Сафир Алекс (safir_a@msn.com)
  • Обновлено: 15/01/2013. 45k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка