ИНДИЯ ДЛЯ ЛЕНИВЫХ или
Как узнать Индию, не вставая с дивана
Вы наверно догадались: это мое повествование отнюдь не предназначено для заядлых путешественников. Тем не менее, написано для здраво-любознательных читателей, которые по каким-то причинам не рвутся в дальние края. Их можно понять - утомительная, длительная дорога, непривычная еда. Еще и существенные денежные затраты. А порой, того хуже - инфекции, риск заражения, некачественная вода, загрязненный воздух. Не всем придется по душе, и не так уж много сыщется заядлых любителей странствий, осознанно идущих на риск подобного путешествия, хотя и сулящего незабываемые впечатления, экзотику и колорит.
Что делать, если впечатлениями поднабраться страсть как хочется, а опасения, либо возможности, увы, не позволяют? Не отчаивайтесь: вопрос можно решить, причем достаточно легко. Тем более, если речь идет об Индии. Хотите увидеть эту великую страну в приглядном свете, без всяческих намеков на нищету подавляющей части населения, без грязи на улицах, без неприемлемых нашему носу "ароматов", притом избежать назойливых нищих, приставучих мелких торгашей, жуликоватых зазывал и бесчисленных уличных мошенников, для которых любой иностранец - лакомый кусочек?
Итак, напрочь отметаем всевозможные негативные впечатления и концентрируемся на хорошем. Это ли не цель?
Как нормальные люди, желаем рассматривать лишь красивый фасад, а грязные задворки - игнорировать. Хотя, кто знает: фасады в Индии, зачастую и есть то, что в нашем понимании "задворки". Именно такое представится путешественнику в первую очередь. Самое лучшее обычно упрятано, по крайней мере, не первым бросается в глаза. Однако оно есть. Не секрет ни для кого: Индия - диковинная страна. Она - как факир, у которого все важное - в рукаве. Лучшее не на виду. А наше время ограниченно. Но ведь должна быть возможность увидеть, используя, скажем, какое-нибудь волшебное слово или действие? Что поможет вывернуть наизнанку? Наверно, нужна магия или чудо.
И представьте, такое чудо существует. Это - ..... индийский кинематограф! Вы наверно удивитесь, если скажу, что по выпуску фильмов Индия на первом месте в мире. Свыше тысячи кинокартин в год! Причем лишь только художественных. Мы привыкли ассоциировать передовой кинематограф с США. Возможно, в смысле качества, так оно и есть. Но в Америке выпускают едва лишь половину того, что количественно производят в Индии. Всем известен пресловутый Голливуд с его важным вкладом в мировое искусство. Что же противопоставила Индия? На один Голливуд у нее аж три серьезные киностудии - Болливуд, Толливуд, Колливуд. Знай наших! И хотя есть определенное подражание американскому бренду, в целом, творческие подходы и сюжетные линии у индийцев явно отличаются. Если американский кинематограф претендует на звание лидера, то индийский - несколько скромнее, зато характерно этнический и достаточно самостоятельный.
Студия Болливуд представляет киноиндустрию, расположенную в городе Мумбаи. Раньше его называли Бомбей. Первая буква старого названия в связке с термином "Голливуд", сперва кем-то в шутку, а затем и всерьез определило новое понятие кинематографии - Болливуд. Названия иных кинофабрик - Толливуд и Колливуд - не произошли от мест расположения; они отражают конкретный местный языковый диалект. Поначалу кажется, что в Индии разговаривают лишь на индийском. Однако, это не так. Страна большая, население - более миллиарда, множество племен, и соответственно различных языков. Аж пол тысячи! Наиболее распространенный - хинди. Именно на нем изъясняются кинематографические герои Болливуда. Толливуд употребляет тамильский, а Колливуд - язык телугу. Надо сказать, что существуют языки более распространенные, чем тамильский и телугу. К примеру, бенгальский, маратху и урду. Но почему-то они практически не представлены в кинематографе.
И еще один вопрос - чем объясняется столь широкое развитие киноиндустрии в Индии? Ответ прост: спрос рождает предложение. Поскольку население Индии многочисленно, а других развлечений для проведения досуга не так уж много, все валом валят в кинотеатры. Билеты по цене доступны, что вследствие невысоких доходов играет не последнюю роль. Но коль стоимость невысока, выгодно ли это для бизнеса? Еще как! Ибо одно из главных правил успеха - не сбыть за дорого, а продать по резонной и доступной цене, чтобы простому человеку было по карману. А если так, то можно реализовать в большом количестве. Скажем, фильм посмотрел каждый десятый в стране, а это для Индии составит аж 130 миллионов! И если каждый заплатит всего лишь один доллар за билет, то выручка будет немаленькой. За такие деньги вполне возможно поставить приличный фильм. Для сравнения, средний бюджет, то есть себестоимость, российских кинокартин составляет не более 5 миллионов долларов. Как видите, заниматься кинематографом в Индии еще как выгодно.
А коль оно столь представительно, сам бог велел почерпнуть наилучшую информацию о стране именно оттуда. Конечно, есть хорошие книги об Индии, но чтение их займет много времени. К тому же, не все можно представить воочию. Даже качественные иллюстрации не передадут в достаточной мере многоцветие страны.
Хотя есть одно "но". Поскольку фильмы созданы в Индии, а индийцы, как и многие другие нации, о себе не любят говорить плохо, то будет ли отражена в полной мере объективная картина? С другой стороны, нужна ли она? Ведь мы, отправляясь в путешествие, надеемся на исключительно хорошие впечатления, а если и сталкиваемся с чем-то неприятным, то стараемся о нем поскорее забыть, чтобы не портить настроение и не усомниться в понесенных расходах. Это нормально и объяснимо.
Впрочем, есть и такие, которым как и мне, правда дороже всего. Поэтому список необходимых к просмотру картин я дополнительно расширил за счет включения фильмов об Индии, поставленных иностранными кинокомпаниями. На мой взгляд, они наиболее объективно отражают обстановку, уклад и традиции. Со стороны, как говорится, виднее. Да и нам, европейский или американский взгляд на восточную страну более понятен и приемлем.
Что же касается фильмов, созданных местными кинематографистами, я здесь выбрал те, которые на мой взгляд точнее изображают Индию, жизнь страны, ее географию и историю, а также отношения внутри общества. Чересчур слащавые, типа "мыльных" опер, которых увы, немало, я в расчет не брал, и здесь их не привожу.
Фильмы распределены по темам, с коротким объяснением, чем они меня привлекли, а также с обобщенной оценкой качества, полезности и конечно увлекательности темы или сюжета. Всего оценок три: "А" - наивысшая - отмечает лучшие кинокартины, которые следует обязательно посмотреть, "В" - достаточно хорошие фильмы, "С" - несколько хуже, тем не менее также рекомендуемые к просмотру.
Все приведенные фильмы в достойном качестве можно найти и посмотреть на интернете. Они в большинстве дублированы на русский язык, в остальных случаях демонстрируются с русскими субтитрами. Интернетовские ссылки я сознательно здесь не привожу, т.к. очень быстро все меняется, некогда работавшие могут в один момент перестать функционировать. К счастью, достаточно быстро появляются новые, которые с успехом заменяют старые. Я в большинстве случаев использовал веб-сайты www.gidonlinekino.com, www.indiankino.net, www.Indian.hit.com, www.Indian-film.info. Если же не удается найти работающую ссылку к какому-либо заинтересовавшему фильму, обращайтесь ко мне, постараюсь помочь.
Итак, вот мой список.
ГЕОГРАФИЯ и ПРИРОДА ИНДИИ
В этой категории я предлагаю только один фильм, на мой взгляд, самый удачный. Остальные, которые я посмотрел, не произвели большого впечатления.
"Ганг" оценка: В
Этот документальный 3-х серийный фильм производства ВВС представляет уникальную природу и населяющий животный мир величайшей, важнейшей и священно почитаемой реки, ее влияния на жизнь и уклад населения, культуру и верования.
***
ИСТОРИЯ ИНДИИ
Наиболее обширный раздел, отмеченный кинематографом.
"Индия с Майклом Вудом" оценка: А
Полный пересказ истории Индии. Документальный фильм, но смотрится на одном дыхании все 6 серий.
***
Далее я располагаю фильмы в исторически-хронологическом порядке, начиная с тех, которые описывают более древнюю историю по восходящей вплоть до современности.
"Амарапали" оценка: В
Хотя фильм снят давно, но и по сей день многие критики считают его лучшим историческим произведением, снятым в Индии. Действие разворачивается в V век до н. э. Это время раджей, междоусобиц, кровавых битв, гаремов, наложниц, и одновременно - о тонкостях любви и страсти, о таких несовместимых чувствах, как прощение злейшего врага родины и патриотизм. Действие происходит во времена зарождения буддизма, духовное обращение к которому примиряет все противоречия. При этом фильм вовсе не религиозный. Меня особенно впечатлили прекрасно поставленные традиционные индийские танцы; такого мастерства я не наблюдал нигде.
***
"Ашока" оценка: С
О кровожадном радже, жившем в III веке до н.э., осознавшем свои грехи. Он отрекся от порока, в корне изменил свою жизнь, и обрел просветление. Надо заметить, что Ашока как историческая личность, весьма популярен и на востоке, и на западе, не только в Индии. Его даже называют "первым христианином мира", хотя он жил почти за 300 лет до Рождества Христова. Несомненно имеется в виду обретенная им духовность, следование тем особенностям буддистской традиции, которые невероятно близки христианским понятиям. На востоке считается, что Ашока в точности повторил жизненный путь Будды, и тем заслужил святость.
***
"Хождение за три моря" оценка: В
С удовольствием включил в список этот классический, наш отечественный фильм о русском первооткрывателе Индии - Афанасии Никитине, осуществившем свое путешествие еще в ХV веке. Кинокартина удивительно точно изображает индийские традиции и культуру, а также национальный характер со всеми его достоинствами и недостатками.
***
"Великий Воин" оценка: В
Качественно сделанный фильм, сочетающий в себе традицию, воинский героизм, индийские религиозные начала, а также историческую связь современности с историческим прошлым страны. Здесь кажется охвачены все аспекты - глубокая духовность, чистая любовь, воинская честь и доблесть. Фильм продолжителен во времени, но скучать не заставит. Сюжет в основном отражает эпоху ХVI векa, период монгольского завоевания Индии.
***
"Джодха и Акбар" оценка: В
Это считается классическим индийским произведением киноискусства. Помимо исторической достоверности ценен идеей примирения верующих различных религий. Падишах Акбар, приверженец ислама, женился на дочери махараджи, исповедующей индуизм. Брак по первоначальному замыслу имел чисто политические цели для укрепления императорской власти, однако вскоре чувства молодых людей переросли в настоящую любовь и искреннюю привязанность, невзирая на различие религий. Опыт падишаха в личной жизни помог ему объединить общество, раздираемое до того непреодолимыми религиозными противоречиями.
***
"Великий Могол" оценка: С
Фильм также о падишахе Акбаре, но в последующие годы его жизни, когда он уже в достаточно зрелом возрасте наконец дождался рождения наследника. Падишах проявил достаточную мудрость и твердость в воспитании, закалил характер сына, привил ему необходимые воинские качества. Акбар не позволил наследнику отдаться воле чувств и неосмотрительно жениться на полюбившейся придворной танцовщице. Правила строги: будущий правитель должен прежде всего думать о благе государства, а не о собственных удовольствиях. Но щадя чувства возлюбленных, Акбар поступил необычайно мудро. Он хорошо разбирался в тонкостях человеческой души. Все обставилось наилучшим, неожиданным и справедливым образом: никто не был обижен, наоборот, доволен и вознагражден, что казалось немыслимым в такой ситуации. Предотвратив неравный, легкомысленный брак, Акбар сохранил и укрепил династию. Именно за мудрость, а не за воинские подвиги (которых впрочем, тоже было немало) падишаха еще при жизни нарекли "великим".
***
"Уруми" оценка: С
Действие происходит в XVI веке, когда на земле Индии появились первые европейские колонизаторы - португальцы, жестокие, жадные и непреклонные. Их нашествие вызвало серьезное сопротивление местного населения. Фильм построен на легенде, согласно которой великий португальский мореплаватель Васко да Гама погиб от руки противостоящего ему в поединке храброго индийского воина. Впрочем, официальная версия утверждает, что в реальности смерть его наступила из-за малярии. Общее у обоих предположений то, что великий путешественник действительно скончался на индийской земле. Пожалуй, это единственный художественный фильм в мировом кинематографе, где представлен образ Васко да Гама.
***
"Восстание - Легенда о Мангале Пандее" оценка: В
Только в этом фильме и больше нигде в кинематографе отражено известное историческое событие - восстание сипаев 1857-1859 г.г. Глубоко раскрыты религиозные мотивы этого события, и неспособность английских колониальных властей найти правильный выход из создавшегося положения.
***
"Поездка в Индию" оценка: В
Фильм, получивший аж два "Оскара", повествует о начале ХХ века, когда Индия была английской колонией. При всех разграничениях и привилегиях, европейцам все же приходилось общаться с местным населением, что из-за существенных различий традиций и культур или попросту недопонимания зачастую приводило к серьезным конфликтам. Когда-то Киплинг сказал "Запад есть Запад. Восток есть Восток. И вместе им никогда не сойтись". Видимо так и есть. Однако, в самом конце фильма высказана надежда, что эта несовместимость когда-то будет преодолена.
***
"Победить или умереть" оценка: В
Впечатляющий фильм о кровавом восстании индийцев против англичан в 1930 г. Правдиво показана жестокость, с которой и восставшие боролись за независимость, так и беспощадность колониальных властей, подавивших мятеж.
***
"Ганди" оценка: А
На мой взгляд, один из лучших фильмов этой подборки. Достаточно широко и всеобъемлюще освещен жизненный путь великого человека, ненасильственная идеология борьбы, удивительно сочетающейся со стойкостью и несгибаемой последовательностью в отстаивании независимости Индии от колонизаторов. После этого фильма бюст Ганди занял почетное положение у меня в кабинете.
***
"Земля" оценка: А
Фильм о разгоревшемся кровавом конфликте индусов и мусульман после обретения Индией независимости. Автор картины не занимает чью-либо сторону, повествуя о проявленной жестокости с обеих сторон.
***
"Дыхание времени" оценка: А
Также фильм о религиозных распрях после объявления независимости. Достаточно глубокий и философский. Осуждается насилие с обеих сторон, приводящее к страданиям невинных людей. Кинематографическими методами показана вся бессмысленность подобных конфликтов.
***
"Цель жизни" оценка: В
Военное столкновение между Индией и Пакистаном? Что это, действительно религиозный конфликт или политическая игра правительств двух стран? Война, которую ни одна из сторон не в состоянии выиграть. Поскольку фильм поставлен индийскими кинематографистами, утверждается, что Индия - самая миролюбивая страна в мире, она никогда никому не угрожала и ни на кого не нападала. Представьте, это соответствует действительности.
***
"Миссия Кашмир" оценка: В
Кашмир - спорная территория. Это одна из самых богатых провинций в стране. Пакистан претендует на нее, потому что большинство населения там - мусульмане. Индийцы утверждают: исторически сложилось, что эта территория всегда была индийской. Парадокс в том, что в Индии живет на много больше мусульман, чем в исламском Пакистане, и они вполне удовлетворены собственной судьбой, эмигрировать в Пакистан не желают. Более того, в рядах индийской армии, воюющей с Пакистаном, служит очень много мусульман.
***
"Кафе Мадрас" оценка: В
Еще об одном затяжном современном конфликте. Речь идет о многолетней борьбе народности тамил и его радикального крыла, носящим название "Тигры освобождения Тамил-Илама", за создание собственного государства на острове Шри-Ланка в период 1976 - 2009 г.г. Это бывший Цейлон, когда-то снабжавший мир известной маркой чая, а ныне независимое государство. Он больше не является территорией Индии. Тем не менее, происходящие на этом большом острове кровавые события, впрямую повлияли на политическую жизнь страны, и даже привели к убийству известных политиков, в том числе Раджива Ганди.
***
ТРАДИЦИИ и УКЛАД
"Свадьба в сезон дождей" оценка: С
Само название свидетельствует о том, что свадьбы в Индии этнически уникальны, как специфический ежегодный, продолжительный сезон дождей. Такие традиции не встретишь нигде в мире - красочные обычаи, неподражаемые народные танцы, богатые наряды невест и женихов. Свадебный цвет - не белый, а красный. Жених зачастую едет к избраннице на коне. А в завершение обряда умащает лоб невесты собственной кровью. Современность внесла много нового в отношения как до, так и после свадьбы, но основные традиции остаются все теми же.
***
"Огонь" оценка: В
В этом фильме отстаивается право женщин распоряжаться собственной судьбой. Современная индианка не может больше выносить униженное положение в семье, и протестует зачастую не вполне этически выверенными способами.
***
"Индия-призрак" оценка: А
Этот документальный фильм, хотя и снятый давно, заслужил высшую мою оценку, поскольку откровенно показывает удивительные индийские обычаи, которые вряд ли увидишь где-нибудь еще - ни в жизни, ни в кинематографе. Фильм состоит из 6 серий. К сожалению, на сегодняшний день только две из них переведены на русский язык, первая и последняя. Помимо всего сказанного, большая часть первой серии посвящена искусству классического танца, его точно выверенным движениям, где каждое несет определенный смысл. Достойно восхищения незаурядное мастерство танцовщиц, отточивших уникальный стиль путем многолетних тренировок.
***
"Нация без женщин" оценка: А
Вероятно многим известно, что социальное положение женщин в Индии на весьма низком уровне. Хотя многие фильмы прославляют чистые любовные отношения, замужняя женщина находится в крайне зависимом положении. Чтобы выйти замуж, требуется заплатить жениху внушительное приданное, собрать которое не всегда представляется возможным. А если в семье несколько дочерей - то это настоящее разорение. Поэтому очень часто в былые времена родившихся девочек сразу же умерщвляли. Сейчас - более цивилизованный период, и пол ребенка определить возможно заранее, поэтому индусы прерывают беременность, если предполагается девочка. Таким образом, страна в течение нескольких десятилетий потеряла около 50 миллионов не родившихся женщин. Все это приводит к социальным и демографическим осложнениям, изнасилованиям и убийствам, о чем правдиво повествуется в фильме.
***
"Кама Сутра: История любви" оценка: С
Этот фильм, несмотря на название, не является наглядным пособием по Кама Сутре. Скорее исторический рассказ о простой девушке, которая в совершенстве владея искусством любви, сумела вскружить голову знатному принцу. Однако, вопреки европейской Золушке, она не долго оставалась ему верной. Всем сердцем возлюбила простого скульптора-художника, который увековечил ее облик в прекрасных статуях.
***
"Ченнайский экспрес" оценка: С
Это один из наиболее популярных современных индийских фильмов. Случайная встреча в поезде парня и девушки, и возникшая между ними симпатия привела к раскрытию героических качеств юношеской натуры. Фильм интересен показом социальных аспектов и нравов в одном из крупнейших индийских штатов - Тамил-Наду, взаимоотношения и уклад жизни богатых тамильцев. Кроме того, качественные съемки передают прекрасные природные пейзажи, архитектуру и колорит южной индийской провинции.
***
"Поезд на Дарджилинг" оценка: С
Путешествие трех эксцентричных американцев по Индии в поисках духовных ценностей. Увы, ничего из запланированного достичь не удалось, зато познакомились с экзотическими индийскими обычаями, невиданными традициями, и уже тем самым духовно обогатились.
***
"Сингам" оценка: В
Крутой индийский офицер полиции не оставляет ни единого шанса преступникам, пусть даже они местные главари или более того - политические деятели. Хорошо поставленный трюковой фильм, не уступающий голливудским. Пожалуй шокирует то, что в Индии полиция наделена чрезмерными, порой неограниченными полномочиями. Вопрос: всегда ли это во благо?
***
"Пикей" оценка: В
Представьте невероятное: в Индию забрел инопланетянин. Все ему здесь кажется непонятным и забавным. Но чувством юмора не обладая, ко всему относится просто и всерьез. Зато здравый смысл ему не занимать: легко подмечает главные и серьезные проблемы страны. Чистый и непринужденный взгляд на события и уклад жизни - самый верный способ во всем разобраться, снять шелуху предрассудков и устаревших традиций, отбросить религиозные суеверия.
***
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
"Омкара" оценка: С
История лидера криминальной банды, набравшей силу во время политических волнений в штате Утар-Прадеш. Оказывается, самый крутой парень может быть достаточно уязвим в личной жизни.
***
"Миллионер из трущоб" оценка: В
Мы воспринимаем индийцев, как глубоко духовную нацию. Это не всегда так, встречаются разные люди. Но несомненно одно: в почти полутора-миллиардном народе, просто исходя из процентного соотношения, рождается немалое количество высоко-талантливых людей. Вот и этот мальчик из беднейшей семьи сумел доказать всему миру свою одаренность.
***
"Девдас" оценка: С
Красивый фильм, струящийся поистине индийским богатством и изяществом изобильного дома. Казалось, все должно быть там прекрасно - раз есть богатство, живи, люби и радуйся. Однако, эта красота и обеспеченность - все же недостаточны для счастья, когда возлюбленные допускают ошибки.
***
"Темная сторона страсти" оценка: В
Несомненно, представителям всех народностей свойственно стремление к деньгам. Индийцы - не исключение. Я бы сказал, что даже "правило". Впрочем, фильм можно воспринимать двояко. Для кого всепоглощающая страсть - это любовь, для кого - лишь ширма, за которой одна лишь меркантильность и выгода. Казалось бы, в сугубо патриархальном, каким несомненно является индийское общество, любовь - удел женщин, а погоня за деньгами - мужчин. Представьте, что в данном случае все как раз наоборот. Корысть в самом центре интриги, а любовь и красота - лишь только прикрытие.
***
"Предательство" оценка: В
После предыдущего фильма непременно следует посмотреть этот. Здесь, наоборот, любовь практически бескорыстна и искренняя. Но что делать, если мужчина оказывается членом преступной группировки? Не спешите его винить. Ведь он попал туда лишь в силу сложившихся обстоятельств, когда не было другого выбора. Да, он убивал других, но расправлялся только с преступниками. Притом сохранил в душе способность искренне любить. Таков он - местный индийский Ромео.
***
"Это Мумбаи, дорогой!" оценка: С
Веселый фильм. Высмеивающий жуликоватость, которая встречается в Индии на каждом шагу.
***
"Тезки" оценка: В
Фильм неожиданной направленности. Речь идет об индусах, но не тех, что в Индии, а об эмигрантах, живущих в США. Здесь поставлен существенный вопрос - станет ли полноценным американцем этнический индиец, родившейся на новой земле и выросший там, в новой культуре и в ином обществе? Для меня ответ всегда был однозначно положительным. И только просмотрев этот фильм, я усомнился. Главный герой, никогда ранее не задумывавшийся о собственных этнических корнях, неожиданно в какой-то момент взросления и становления личности перестал ощущать себя американцем и вернулся к национальным устоям. Он отверг американскую красавицу-невесту и женился на этнической индианке, также эмигрантке. Тем не менее, брак не принес счастья. Его жена уж слишком "обамериканилась", она одурманена западным феминизмом и свободой, и возврат к прошлым традициям для нее уже немыслим.
***
"Город удовольствий" оценка: В
Эта кинокартина диаметрально противоположна предыдущей, хотя и об Индии, и об эмигрантах. Однако, уже глазами тех немногих европейцев, которые решились переселиться из Европы в Индию навсегда. Столкновение культур, расовое недопонимание, неизбежные конфликты - все это естественно и ожидаемо. А выход прост. Следует искать и находить лишь хорошее и доброе в окружающих, независимо от того, кто они. Лишь тогда успех гарантирован.
***
"Салам, Бомбей!" оценка: В
Волнующий фильм о мальчике из деревни, совершенно одиноком в большом городе, вынужденном тяжело зарабатывать на кусок хлеба. Ни жилья, ни родственников, ни дома, ни поддержки. Еще и долг, который необходимо вернуть. На что рассчитывать, когда вокруг одни жулики, наркоманы и грабители? Фильм реалистичный, жизненный, сюжетный, и на мой взгляд, очень точно передающий индийскую простонародную сущность. Можно ли сохранить при этом лучшие человеческие качества? Оказывается, можно. Все зависит от самого человека.
***
"Отель "Мэриголд": Лучший из экзотических" оценка: В
Развитие подобной темы, что в фильме "Город Удовольствий". Однако на сей раз в Индии оказались пожилые люди из Европы. Кто по своей воле, кого заманили обманом. Первые разочарования сменяет привычка. И уже страна не кажется такой безалаберной, как не первый взгляд. Хотя обман раскрывается, и даже не получив обещанного, далеко не все из них возвращаются в Европу. У большинства жизнь на новой земле налаживается удивительным образом. И самое неожиданное - многие их потаенные мечты сбываются. Что же удивительного,? Ведь всем известно, Индия - сказочная страна.
Совсем недавно, в конце прошлого года вышел и второй фильм-продолжение. Однако, он показался мне не таким впечатляющим, как первый.
***
"3 идиота" оценка: В
Очень популярный фильм в Индии. Об истинной студенческой дружбе, которая не угасает с годами. "Фишка" кинокартины: никогда не знаешь, что вырастет из того приятеля, с кем ты "корешил" в молодости. Возможно никем, а может быть великим ученым или гением? Впрочем, многое можно предвидеть заранее, надо лишь хорошенько присмотреться.
***
"Байкеры 3" оценка: В
Был попросту шокирован этим фильмом. Пример того, что индийский Болливуд не только следует традициям американского Голливуда, но даже превосходит его. Насыщенный, волнующий сюжет, высокие чувства, захватывающие приключения и трюки. Хотя фильм длинный, но точно скучать не заставит.
***
"Рука на миллион" оценка: С
Сколько скрытых, непроявленных талантов в индийском обществе! Казалось бы, он сейчас - всего лишь дворовой мальчишка, играющий со сверстниками в крокет, притом прекрасный, сильный игрок . Но сам по себе талант не проявится. Не заметят. Нужен счастливый случай. Уж если представился в лице американского менеджера, набирающего бейсбольную команду, то даже простой юноша, плохо говорящий по-английски, зато обладающий выдающимися спортивными качествами, имеет реальный шанс добиться чемпионского звания в Америке.
***
"Вода" оценка: В
Этот волнующий фильм одного из лучших режиссёров индийского кино - Дипы Мехты - о сложной судьбе молодой индийской девушки. Муж ее умер сразу же после свадьбы. По индийским обычаям вдова не имеет права выходить замуж повторно, более того, ее отныне будут считать в обществе изгоем, она обязана жить в приюте с себе подобными изолированно от мира. Но ведь женщина еще молода? Никого это не волнует, ведь таковы правила. Им нужно следовать. Однако, природа берет свое - девушка влюбляется в достойного человека, который тоже любит ее, хотя по законам общества не имеет права жениться на вдове. Судьба ее печальна. Трудно даже представить, что это происходит не в древности, а практически в современном мире - во второй половине 20-го века. Фильм является частью трилогии, в которую входят картины "Огонь" и "Земля", которые также стоит посмотреть.
***
"Бродяга" оценка: В
Старый, культовый фильм с Радж Капуром в главной роли. Он хорошо известен старшему поколению. Вероятно, с этого фильма, вышедшего на экраны в 60-е годы, началось знакомство россиян с культурой Индии. Замечательные, мелодичные песни до разрыва души, сильные чувства - в общем все то, чем славится восток. Пламенная любовь, неожиданно вспыхнувшая между обыкновенным вором и девушкой из богатой семьи, поднимает множество неадекватных проблем. Фильм хорош тем, что он не пафосный, наоборот вполне жизненный. Вопрос неравенства, пожалуй, основной в индийском обществе, впрочем, как и во всем мире. И это вовсе не означает, что кто-либо из действующих лиц заслуживает большего уважения, будь он успешен в жизни или отверженный. Мы ведь судим в зависимости от собственного социального статуса, развития и морали. В любом случае важно одно - человеческая душа, пусть даже тяжело подавленная жизненными обстоятельствами, тем не менее не окончательно потеряна.
***
РЕЛИГИЯ И МИСТИКА
"Каал" оценка: С
Говорят, что в индуизме миллионы богов. Хотя не представляю, кто их считал? Даже у каждого деревца - свое собственное божество. Однако, это отнюдь не небожители, они обитают именно здесь, среди нас на грешной земле. Встреченный вам по дороге бродяга может оказаться истинно святым и обладать сверхъестественными способностями. Может поэтому индуизм столь близок народу? Впрочем, боги могут и не быть добрыми. Среди них встречаются беспощадные, злые, и даже кровожадные. Особенно, если они - покровители хищников. Именно один такой присутствует в сюжете. Возможно ли спасение? Увы, только в голливудским фильмам характерен "хэппи-энд". В болливудских так происходит не всегда.
***
"Ничего не бойся" оценка: В
В развитие темы предыдущего фильма, можно посмотреть и этот, также мистический "ужастик". Хотя апеллирует к иному разделу индийской философии - бессмертие человеческой души и возрождение в ином качестве после смерти. Казалось бы человек при жизни совершенствуется, стремится к восхождению: если был воином, то в следующей жизни уже раджа, а затем и вовсе шанс стать богом. Однако, согласно индуизму, случается и наоборот. К примеру, душа хитреца или вора ухудшает карму, и в новой жизни он может родиться отпетым душегубом, а то и воплотиться в лютого зверя. Кто знает, каковы по натуре были студенты, забредшие в гибельный лес? Лишь совсем немногие из них стали лучше в следующем воплощении.
***
"Нирвана: Взгляд изнутри" оценка: А
Впечатляющий документальный фильм о массовом паломничестве верующих индусов к реке Ганг во время праздника Кумбха-мела. Возможно ли такое представить: в нем принимают участие аж 70 миллионов человек!
***
"Дети полуночи" оценка: С
Фильм создан по произведению Салмана Рушди. Интересен в двух аспектах - показывает мистическую основу национального индийского характера, наряду с утверждением полной бессмысленности религиозных распрей.
***
"Жизнь Пи" оценка: А
Мистика, родство с природой, богатое воображение и воля к жизни - все это в одном замечательном фильме, удостоенном оскаровской награды.
***
"Крик муравьев" оценка: А
Я бы определил этот фильм как наилучший из всех кинокартин об Индии, хотя он снят не индийскими кинематографами. В большинстве случаев, желание посетить Индию, связано с духовными надеждами, стремлением к нравственному очищению и прояснению разума. Для многих это постижение истины и самопознание, открытие таинственного и неведомого, проявление экстраординарных способностей. Посмотрев этот фильм, находишь ответы на многие вопросы, которые не сыскать ни в одной философской литературе, поймешь то, что не знал раньше, и возможно ощутишь себя в ином духовном качестве.
***
Итак, это мой список. С чего начинать? Наилучший вариант - последовательно посмотреть все фильмы. Если свободного времени немного, то можно начать с тех, что отмечены оценкой "А", либо по интересующим темам. А затем, если увлечетесь, то перейти к другим, которые согласно описанию привлекли ваше внимание.
Буду рад любым высказанным мнениям, впечатлениям и обсуждениям приведенных фильмов, а также с удовольствием включу в список другие, согласно вашим рекомендациям.