|
Заглавие этого рассказа звучит странно, ведь завоеватель Мексики конкистадор Кортес вошел в историю как кровавый завоеватель. Иначе он не воспринимается: убивал, калечил несчастных миролюбивых ацтеков, заставлял принимать чуждую им веру. В общем, выходит, Кортес - жестокий, беспощадный тиран. Именно так и я всегда полагал. Но углубившись в историю Мезоамерики, я находил все новые факты и подробности, которые происходили в те времена. Оказалось, не все так уж однозначно. |
Обвиняется Кортес... Оправдан! Я понимаю, что заглавие этой статьи звучит странно: завоеватель Мексики, конкистадор Кортес вошел в историю как кровавый завоеватель. Иначе он не воспринимается: убивал, калечил несчастных миролюбивых ацтеков, заставлял принимать чуждую им веру. В результате нашествия его войска бомльшая часть порабощенного населения погибла. Культура ацтеков была погребена под руинами и практически уничтожена. В общем, выходит, Кортес - жестокий, беспощадный тиран. Именно так и я всегда полагал. Но углубившись в историю Мезоамерики, я находил все новые факты и подробности, которые происходили в те времена. Оказалось, не все уж однозначно. В одном убедился точно - прежде, чем выносить суждения, тем более обвинения, за которые по нынешним временам человек заслуживает смертную казнь, нужно досконально изучить все детали его деяний, выяснить причины и мотивы его поступков, к тому же учесть ситуацию, сложившуюся в соответствующее историческое время. Не то, что я собираюсь занять спорную позицию адвоката дьявола, просто хочу найти истину. И уж тогда, как говорили древние римляне, основоположники юриспруденции - Fiat iustitia, et pereat mundus - что означает "Да свершится справедливость, даже если мир погибнет". Возможно, кто-то будет оспаривать это утверждение, но на мой взгляд, оно имеет важнейшее значение, и я очень надеюсь, что в предстоящем будущем именно на нем будет строится справедливый мир, который никогда не погибнет, из-за того, что повсеместно восторжествует правда. А если исходить от обратного, то при отсутствии справедливости наш мир скорее всего погибнет, ибо только усугубит проблемы, разъединит людей, оправдает виноватых, и осудит невинных. Кому же нужен такой мир, ведущий к гибели?
Итак давайте разбираться.
Кем был сам Кортес? Гляжу на его портрет - мужественное привлекательное лицо, широко раскрытые глаза, твердый взгляд, поднятые брови усиливают пристальность взгляда, выпяченная вперед нижняя губа говорит о самоуверенности и настойчивости в достижении цели.
Эрнан Кортес происходил из древнего рода, хотя и небогатых испанских дворян-идальго. Материальное состояние его семьи было весьма скромным. Мне кажется, такое сочетание знатности и относительной бедности явилось стимулом молодому человеку искать пути исправления подобной несуразицы.
Кортес, будучи единственным сыном, тем не менее не ощущал теплой заботы родителей. Это побуждало его проявлять самостоятельность, надеяться исключительно на собственные силы. Пример было с кого взять: по материнской линии Кортес был троюродным братом Франсиско Писарро - будущего завоевателя Перу. Кровь победителей кипела в них обоих. Писарро был лет на десять старше, и возможно делился своими взглядами с Эрнаном, зародив в его душе неистребимое желание славы и богатства. Родители Кортеса считались скромными и добрыми католиками. Им импонировало то, что сын родился в том же, 1483 г., что и ненавидимый ими поборник реформации церкви Мартин Лютер. Родители воспринимали Эрнана как божьего посланника в противовес раскольнику. И это мнение получило распространение в Испании, используя для оправдания завоевания Мексики - подводилась идеологическая база, будто Кортес явился на свет божий ради обращения в лоно истинной церкви индейцев и пополнения ими рядов католиков, убавившихся после распространения идей Реформации. Кортес был хорошо образованным по меркам XVI века, что признавали даже его недоброжелатели. Он владел латинским языком, в его докладах и письмах много цитат на латыни. Кортес умел сочинять стихи и ритмическую прозу. Он пользовался вниманием и успехом у женщин, что однажды сыграло с ним злую шутку - во время ночного визита к замужней даме, якобы был застигнут её разъяренным мужем и, спасаясь бегством по крыше, сорвался, повредив ногу. Так что пришлось отложить на время запланированную поездку в Новый свет, кроме того обретенная хромота не отпускала его на протяжении всей жизни. Кортес два года изучал право в университете и стал юристом, однако быстро понял, что для удовлетворения своих амбиций, этого недостаточно. И он предпочёл военную карьеру. Тем не менее, полученные им университетские знания очень пригодились на новом поприще. Если бы Кортес не стал конкистадором, он был бы прекрасным адвокатом. Тогда в Испании существовала очень сложная правовая система, и Кортес, досконально разобравшись в ней, часто использовал в своих интересах. Так, следуя юридическим правилам, он, будучи уже в Америке, продвинул в муниципалитет Санто-Доминго своих ставленников, которые в знак благодарности выдали ему разрешение на завоевание Мексики. Позже, мастерски манипулируя положениями испанского законодательства, отыскал и ловко подвел легальные основания на покорение новых земель: заставив индейского вождя Монтесуму признать короля Испании покровителем и принять вассальные обязательства, получилось что, любой мексиканец, сражавшийся с испанцами за свободу своего народа, должен был отныне считаться мятежником и подлежал строгому наказанию. Вскоре после прибытия в Америку 20-летний Кортес стал заметной фигурой в колонии, где сумел приобрести опыт военачальника. Добившись разрешения на завоевание Мексики, он хотя и получил в свое распоряжение 500 человек, но все же все расходы по содержанию отряда и обеспечению его продовольствием нёс исключительно сам. На снаряжение экспедиции Кортес потратил целиком свое состояние, заложил все имения, продал принадлежавших ему рабов, и кроме того еще залез в долги. Хотел бы остановиться на его отношения к индейцам. Расхожее мнение о том, что он их ненавидел, не имеет основания, по крайней мере есть факты, отрицающие это. Достоверно известно, что Кортес жил с индейской женщиной по имени Малинче, которую после крещения назвали "донья Марина". Кортес был искренне влюблен в нее, и родившейся от их связи дочери-метиске дал имя и фамилию своей матери, а ее крёстным отцом стал сам губернатор Веласкес. Законной жене Кортеса, Каталине Суарес это конечно не нравилось, ей было неприятно видеть своего мужа рядом с другой женщиной. На одной из вечеринок супруга не на шутку разозлила его, высказав нелицеприятные комментарии о коренных народах. Она умерла той же ночью. Многие подозревали, что убийцей был сам Эрнан - слуги видели следы синяков на шее мертвой женщины.
Вот таков реальный Кортес - целеустремленный, способный, конечно жестокий, но кто не был жесток в те суровые времена?
Майя и ацтеки - великие индейские народы, которых завоевал Кортес. "Ацтеки" в переводе с их языка означает "люди с острова на озере", возможно от расположения их столицы, как известно находившейся на большом участке суши посреди водоема, либо какой-то иной местности, где жили ранее. А вот интерпретация названия другой народности - "майя" - почти нигде не дается. Пришлось мне хорошенько порыться в исторической литературе, чтобы найти приемлемое толкование. Оказалось, все просто, истина лежит на поверхности, можно было догадаться: в основе названия - слово маис. Это - главный пищевой продукт населения Мезоамерики, злачное травянистое растение, хорошо нам известное как кукуруза. По-сути, "майя" означает "маисовые люди" или если хотите "люди кукурузы". Что ешь, тем и величают. Успехи Кортеса в Мексике
Судя по названиям этих народностей, они должны быть добрыми хлебопашцами, близкими к природе и одухотворенными близостью с нею. В какой-то мере это так. Но не все столь просто. Зачастую нелегкие жизненные обстоятельства так меняют природу человека, что он в результате приобретает отнюдь не лестные качества. Приведу современное политкорректное упоминание о первой встрече отряда Кортеса с индейцами: "Контакт экспедиции Кортеса с высокой цивилизацией Америки состоялся на острове Косумель, где в то время располагался храм богини плодородия. Испанцы попытались варварски разрушить святилище, придя в ужас от обряда жертвоприношения". Вот тебе добрые хлебопашцы. Были ли испанцы заблаговременно настроены на беспощадное применение силы, не могу с уверенностью утверждать. Но сразу же увидев такую дикость, несомненно устрашились удивительной жестокости повстретившегося им народа. То, что конкистадоры побеждали малым числом, было следствием их высокой организованности и эффективности боевого строя, по сравнению с рассыпными атаками индейцев. В том несомненная организационная заслуга Кортеса, как военачальника. Утверждение, будто добивались успеха исключительно благодаря огнестрельному оружию - не соответствует истине, потому что оснащены им были мало, ибо оно стоило безумных денег. Завоевательная экспедиция Кортеса, по сути дела, была коммерческим предприятием, не Испанская империя финансировала поход, а он вкладывал личные средства в расчете на то, что будущие доходы в последствии окупят все. Поэтому средства были ограничены. Приходилось экономить. Но даже имеющееся огнестрельное оружие оказалось неэффективным, так как порох во влажном американском климате быстро отсыревал и становился непригодным. Перезарядка требовала времени, и малая скорострельность не могла остановить яростную атаку нападающих индейцев, способных попросту засыпать конкистадоров стрелами, пока ружья перезаряжались.
Главное преимущество Кортеса было в тактике - жесткая дисциплина, которая почти отсутствовала у индейцев, и кроме того, значение роли командира. Если у испанцев он был ранен, то обязательно заместитель или кто другой, следующий по рангу мог занять его место и продолжать сражение. У индейцев такого не было, их вождь - царь и бог, его убиение или пленение считалось у индейцев невосполнимой утратой, войско немедленно теряло боевой дух и распадалось, армия разваливалась. Кортес вовремя это понял, и сосредотачивал острие атак именно на индейского вождя, пробивались к нему, не обращая внимание на какое-либо противостояние вражеских воинов вокруг. Атаковали, захватывали предводителя, и тут же индейская армия переставала существовать. Испанцы, как нож сквозь масло, пробивались к вождю через ряды индейцев притом с наименьшими потерями. Осуществить это позволяло им их вооружение, но не огнестрельное, а колющее и защитное - их железные кирасы, широкие шлемы, длинные шпаги и броня, которая эффективно предохраняла от индейских стрел, копий и топоров. И конечно, боевые лошади сыграли значительную роль, именно они обеспечили наибольший успех.
Имеется еще и другое мнение, почему конкистадорам так легко удалось завоевать столь гигантские территории. Здесь сыграли негативную роль религиозные предрассудки индейцев. Священные писания майя содержали предсказания великих бед, являясь сводом прорицаний, главных среди которых было предречение конца мира. Вера индейцев в непреложность этого была абсолютной. Все до единого жили в точном соответствии с пророчествами. Согласно представлениям, так или иначе человечество ждет полное вымирание. Современные ученые почему-то соотносят это с предсказанием, которое должно были сбыться лишь в наше время. Помните, как совсем недавно еще, в 2012 году, ожидался конец света согласно календарю майя? Он, к счастью, не случился. Но что, если ученые ошиблись в расчетах? Действительно, майанский календарь составляет 5125-годичный цикл. Однако, когда он берет начало? Где точка отсчета? Точно неизвестно. Принято считать, что это соответствует 11 или 13 августа 3114 года дон.э. Но никак и ничем научно не доказано, лишь условились так считать. А что если, изначально согласно индейским представлениям, конец света должен был наступить еще до прихода конкистадоров? Если так, то многое проясняется. В том числе и факт, что даже во времена Кортеса многие грандиозные дворцовые комплексы Юкатана, их великие города - Чичен-Ица, Ушмаль, Петен и Паленке, и гигантские храмовые пирамиды уже лежали в развалинах, словно в одночасье покинутые жителями, и с тех пор постепенно разрушались, широкие белокаменные площади и арены заростали дикими растениями, покрывались мхом, заполонялись лесом. Что же являлось тому причиной - гражданские войны, засуха, голод? Вряд ли. Индейская цивилизация к тому времени достигла больших высот, и вполне могла бы справится с этими напастями. Что же тогда? На мой взгляд - разброд в умах, святая вера в то, что конец мира грядет скоро. Так зачем же что-то делать? Зачем выращивать урожай? Зачем ремонтировать жилища и храмы? Не лучше ли удалиться от всех благ жизни, уйти подальше, куда-нибудь в чащу, где лишь молиться, дожидаясь неизбежного? Вспомним подобное поведение современных сект, проповедующих скорое наступление конца света. Они ведут себя именно так, притом это уже в нашем, просвещенном веке. Так что можно сказать о древних, необразованных, темных и наивных людях, способных поверить всему, в чем их убеждают жрецы? Итак, еще за много веков предсказанный день конца света уже тогда наступил. Индейцы безоговорочно уверовали в конец своей цивилизации, и тем самым его предрешили. Предсказание бы не сбылось, не осуществи они его сами. Именно поэтому ко времени появления европейцев в Новом Свете, цивилизация майя была в полном упадке, от ее былого могущества мало что осталось, и индейцы не были в состоянии оказать достойное сопротивление захватчикам. По пути к ацтекской столице ацтеков Теночтитлану Кортес и его люди прошли через земли племени тлашкальцев, традиционных врагов могущественных ацтеков. Свирепые тлашкальцы ожесточенно сопротивлялись и испанским захватчикам, изматывая их, но в конце концов убедились, что не в состоянии победить конкистадоров. Они заключили мир, воздав почести Кортесу и его солдатам. Если бы не союз с тлашкальцами, не известно, могли испанцы добиться дальнейшего успеха. Дело в том, что новые союзники ненавидели ацтеков, и тысячи отважных воинов присоединились к отряду Кортеса. По ходу продвижения к цели, они кроме того вербовали все новых союзников, так что в результате оказалось, что немногочисленных испанских воинов в походе на Теночтитлан сопровождала гигантская армия индейцев, состоящая из племен, недовольных засилием ацтеков. Некоторые исследователи полагают, что количество союзных индейцев даже достигало 40 тысяч воинов.
Резня в городе Чолула Однако, не все шло гладко. Были и такие племена, которые оказались верными ацтекам. Так в Чолула, где Кортеса и его союзников поначалу встретили приветливо, приняли дружелюбно, кормили, поили и даже предоставили 3000 носильщиков в помощь его войску, но на самом деле были подкуплены ацтекским правителем Монтесумой, и скрытно готовили заговор. Эти самые носильщики были в реальности воинами, припрятавшими под одеждой оружие, готовые в любой момент по приказу напасть и истребить отряд Кортеса. Однако о заговоре стало известно, и испанцы при содействии своих индейских союзников нанесли удар заблаговременно, жестоко подавив назревающее восстание, истребив массу людей, а захваченных в плен безжалостно калечили, отрезая им руки и ступни ног. Ранее такое за Кортесом не замечалось. Он вообще предпочитал миром улаживать разногласия, вести переговоры, задабривать вождей, уговаривать, сулить им выгоды, а если надо, и подкупать. Да, он воевал с непокорившимися племенами, брал в плен, но чтобы так изуверствовать.... Так почему же в этот раз? Мне кажется, он не мог простить такое коварство, когда сперва притворяются друзьями, чтобы усыпить бдительность, а затем подло нападают. Это по мнению идальго не соответствовало рыцарскому кодексу чести. Законы гостеприимства попраны. Вместо того, чтобы сразиться в честном бою, индейцы Чолула замыслили подлость, потому должны быть наказаны. Но отрубать руки и ноги, не слишком ли? И зачем это надо? Оказывается, дело в том, что пленных держать было негде, кормить их тоже проблема, еды даже для своих не хватало. Тюрем в городе не было, а до концентрационных лагерей еще не додумались. Отпустить их под честное слово неразумно, коль уже предали, то пренесомненно обманут снова, при первом же случае возьмутся за оружие и отомстят. Оставалось одно - искалечить, чтобы физически не могли сражаться. Конечно, жестоко, но могло же быть еще хуже, если попросту казнили всех до единого. Возможно, на лишении конечностей настояли индейские союзники Кортеса, ведь их тоже, заодно с испанцами, жители Чолула намеревались коварно убить. Это соответствовало понятиям и традициям сателлитов, примкнувшим к конкистадорам - отрубить пленникам кисти рук и ступни. Видимо, исполнение этого кровавого наказания также их работа. Обожествление конкистадоров
Почему Монтесума так просто отдал без боя Кортесу свой город? После того, что произошло в Чолула, он осознал неотвратимость поражения. Ранее считал, что никто не в состоянии победить его империю. Разве что боги могут. Выходит, пришлые испанцы - посланники бога. Тем более, их внешность и воинственный вид в точности соответствовали древнему предсказанию. Согласно легенде, некогда божественный правитель священного ацтекского города Тула, по имени Кетцалькоатль, за что-то обиженный на своих подданных, покинул свое царство, уплыв на волшебной лодке, сплетенной из живых змей, и в конце пути сам превратился в большого змея, извергающего длиннобородых, белолицых людей. Ушел, но обещал вернуться, как Карлсон в сказке. А поначалу пришлет предупреждение в виде таких вот небритых, белокожих воинов. Новое пришествие самого Кетцалькоатля в соответствии расчету по ацтекскому календарю, выпадало именно на этот год. Бог должен был вернуться, вновь принять власть, чтобы затем уже вечно править ацтеками. Монтесума осознал невозможность победить Кортеса, будучи наслышан о его "чудесах": "плавающих домах" - кораблях, "волшебном оружии" - пушках, ружьях и прирученных "невиданных животных" - лошадях. Являясь верховным жрецом, по определению, Монтесума был рабом предрассудков, и безостановочное вторжение Кортеса, уничтожение им города ацтекских союзников, и объединение их противников, только подтверждало невиданную мощь пришельцев. Ранее такого не было. Привыкшие всегда побеждать, ацтеки не могли поверить, что кто-нибудь из человеческого рода мог столь доблестно идти на них. Разве что какие-то сверхестестевенные сущности способны на такое. В его представлении справедливость пророчества о божественном происхождении пришельцев подтвердилась. Он уверовал в предсказанное явление Кетцалькоатля, воплощенное в Кортесе, которому следовало уступить правление. Имена бога и завоевателя вроде бы разнились, но начинались с одной и той же буквы "К", и если произносить быстро, то оба они могу показаться похоже звучащими. Как следствие всего этого, Монтесума без боя принял Кортеса в своем городе, называя его господином, а свой город - его городом. Воздавая богу богово, индейский вождь старался умилостивить, присылая золотые украшения и "наиболее лакомые" кусочки человечины. И то, и другое было ошибкой, так как золото раззадорило алчность конкистадоров, а людские останки вызвали брезгливость и окончательно убедили их, что индейцы, по сути, жестокие, кроважадные варвары, и потому достойны беспощадного уничтожения. Впечатление еще более ухудшилось, когда оказалось, что Монтесума вознамерился применить колдовство и массовые жертвоприношения, дабы по его мнению, умилостивить явившихся к нему "посланцев богов". У многих индейских племен Мезоамерики того времени практиковались жестокие обряды человеческих жертвоприношений. Но воинственные ацтеки превзошли всех. У них это достигало наиболее пугающего размаха. И кроме того, ацтеки славились приверженством к ритуальному самоуродованию и членовредительству. Если еще принять в расчет устрашающие изображения их богов, владык и героев, становится понятным, что индейская религия и обряды в глазах европейцев представлялись сатанинскими культами, а дикие образы, коим те поклонялись, казались злобными демонами. Таким образом, конкистадоры были совершенно убеждены в собственном призвании противостоять проявлениям зла. Естественно, столь глубокое различие в менталитете, вере и обычаях не могло не привести к конфликту. Жестокие, кровожадные, откровенные обычаи индейцев шокировали европейцев, прежде всего бросались в глаза, выходили на передний план, затмевая реально достойные достижения индейских народов в астрономии, агротехнике, гомеопатии. В то время, как никто из ацтеков не имел права не только приближаться к царю, но и смотреть ему в лицо под страхом казни, Кортес же, олицетворяя в себе всевышнего, мог на равных с ним общаться. Естественно Монтесума считал за честь такое общение с божеством, во всем старался угодить, и целиком покорялся. Но если так, почему Кортес все же пленил царя? Может, сам хотел установить полную власть в городе. Но скорее всего, дело обстояло иначе. Ведь Кортес пытался отменить человеческие жертвоприношения, и это встретило непонимание местного населения, считавших такой запрет неуважением древних обычаев. Противодействие приводило даже к вооруженным нападением на испанцев. Некоторые из конкистадоров были ранены. Но ведь бессмертным богам невозможно нанести увечья. К тому же кто-то из окружения Кортеса умер у них на глазах естественной смертью. Выходит, пришельцы - обычные люди, такие же как они сами, страдающие от ран и болезней. Да еще этот год, когда согласно предсказанию, империя обязана была погибнуть, уже закончился, но все осталось как прежде, выходит пророчество не сбылось, и народ утратил веру в божественность Кортеса. Монтесума терял авторитет, и возможно, чтобы уберечь от недовольства толпы, испанцы его спрятали, или как потом говорили, взяли под арест. Непонятно, это было сделано по приказу главного конкистадора или по личной просьбе самого Монтесумы. В пользу последней версии говорят источники, отмечая, что индейский царь, утративший доверие, был низложен, и вместо него избрали другого. О том же свидетельствует еще одно событие: восстание индейцев все более разгоралось, и тогда Кортес попросил Монтесуму лично обратиться к народу с призывом прекратить беспорядки. Но никто из индейцев не только не воздал ему императорские почести, но даже не проявил уважение, не стал слушать. Он ведь был низложен уже, и утерял всяческое доверие, его попросту закидали камнями, нанеся смертельное ранние в голову - повели себя как с любым другим, нарушившим верность своему народ. Любопытно, до чего похожи по звучанию слова - преданность и предательство, хотя несут совершенно противоположный смысл. Притом могут являться одновременно характеристиками все той же личности, преданной одним, но предающей других. Нынешние потомков индейцев утверждают, что все было иначе: будто бы Кортес собственноручно заколол Монтесуму. На мой взгляд, это было бы крайне не разумно, не имело ни малейшего смысла убивать, поскольку индейский вождь добровольно стал послушной игрушкой в его руках. И даже если ацтеки избрали вместо него другого, существовала вероятность вновь вернуть на трон марионетку Монтесуму при удобном случае. Жертвоприношения ацтеков
Мне довелось посетить Мексику. Неожиданно оказалась, что это интересная страна - и природа, и ажурная архитектура в стиле мексиканского барокко, и сказочно красивое море. Еще - пирамиды древних цивилизаций - весьма любопытно. Если вы собрались туда, не чувствуя себя вполне здоровым, не откладывайте поездку - чудесный климат и хорошая еда действуют исцеляюще. Народ здесь в основном доброжелательный. Но по-английски не говорят, были проблемы с общением, не любят американцев и англичан - они для местных лишь "гринго". Кроме того еще испытывают неприязнь к европейским испанцам, несмотря на то, что именно те основали нынешнее государство, тем не менее сильны антииспанские настроения, впрочем и в самой Испании конкистадоров даже непроходят вшколе. Их образы длямногих остаются чрезвычайно смутными. Мексиканцы притом глубоко почитают своих индейских предков, которые, как стало теперь известно, являлись кровожадными людоедами; o том раньше сознательно умалчивалось. И становится понятным, почему с такой жестокостью прибывшие испанцы с ними расправлялись. Почти всю правду, хотя и не до конца рассказал о кровавых традициях древних индейцев Мэл Гибсон в своем фильме "Апокалипсис". Очень стоит посмотреть, если еще не видели. Теперь достоверно известно, что ацтеки осуществляли тысячи жертвоприношений, вырывая сердца осужденных на заклание бедолаг. Считалось, что пролитая кровь питает богов, и тем поддерживается баланс в природе. Согласно верованиям, жертвы необходимы, иначе боги осерчают и нашлют засуху и голод, тогда весь мир рухнет и солнце угаснет, ибо лишится подпитки человеческими сердцами, из которых по преданию оно состоит. После извлечения из тел, ими надо ублажать светило, чтобы не потухло. Правда вырванные сердца из-за отсутствия логистики не могли прямиком доставляться на солнце, ракеты пока не были изобретены. Видимо, чисто символически проводили сей обряд. И не понятно, что потом с сердцами делали. Полагают, содержали в храме в специальных сосудах. Но как долго? Рано или поздно все равно сгниют. Да и как сохранять такое бесчисленное количество - по тысячу сердец поставляемых ежегодно? Может быть попросту съедали? Не ясно. Зато точно известно: жрецы отрезали у жертв конечности - и их-то точно употребляли в пищу. Бога дождя ублажали тем, что приносили ему в жертву маленьких детей пяти-шести лет. Им также вырывали сердца, причем перед жертвоприношением заставляли плакать, тем самым пробуждая необходимый урожаю дождь. При осуществлении обряда заклания жрецы натирали свои лица грязью и подставляли их под струящуюся кровь жертв, возможно чтобы придать обличью самый устрашающий вид. Особое значение имели традиционные жертвоприношения в конце 52-летнего солнечного цикла, согласно верованиям в такие дни мир находится на грани гибели. Поэтому жертвы приносились в массовом количестве, и кровь реками лилась с алтарей пирамид. В отличие от повседневных, не менее кровавых обрядов, в таких случаях следовали дополнительной особой процедуре - внутрь принесенного в жертву, вместо его вырванного сердца закладывали горючие вещества и разжигали огонь, превращая убиенного в пылающую свечу. До такого изуверства вряд ли кто еще в мире мог додуматься. Духовным лидером империи ацтеков был главный жрец. Под его руководством осуществлялись религиозные обряды, ядром которых являлись, естественно, жертвоприношения. И он первым пробовал мясо принесенных в жертву и пил их кровь, тем самым как бы приобщаясь к богам. Жертвоприношение у майя и ацтеков превращалось в грандиозное представление, декорациям к которому служило нагромождение религиозных построек - высочайших пирамид, по середине каждой грани которых от основания до вершины были выдолблены крутые каменные лестницы, олицетворяющие подъем в небо, к богам, они вели прямо вверх к расположенному на гребне сооружения алтарю. На середине пролета оборудовалиась небольшая площадка с распахнутой дверью, символизирующей разинутую пасть священного змея. Стены пирамид испещрялись витиеватыми иероглифами и вытесанными барельефами божеств и демонов в виде фантастических чудовищ. Откуда же брались тысячи приговоренных? В основном это были захваченные во время набегов, либо попросту похищенные из других племен. Во время сражений ацтеки стремились как правило пленить, а не убить. Мертвый ничего не стоил, а вот спрос на живых, был высок. Захваченных можно было затем принести в жертву. Чтобы замутить сознание и просто заморочить голову, их уговаривали, внушая, будто удостоены великой чести стать пищей богов, чем стоит гордиться. Но что самое страшное, помимо плеников и рабов, довольно часто в жертву приносили детей, как правило незаконорожденных или сирот, которых специально покупали для этой цели. Перед жертвоприношением приговоренных опаивали галлюциногенными отварами, то ли для придания сил перед казнью, чтобы успокоить и подавить естественное сопротивление, или стимулировать опьяненное состояние и необычное поведение, что в глазах публики выглядело как общение с богами, будто приговоренный, еще живой, уже беседует с ними перед отходом в иной мир. Заклание проводилось по строгим правилам, за многие века действие было отточено, как жертвенные обсидиановые ножи, вплоть до мелочей. У алтаря собирались в круг участники кровавого обряда в церемониальных одеждах, с золотыми обручами на головах, в устрашающих масках древних божествконкист. Распростертый на жертвенном камне, одурманенный и морально подавленный пленник мог лишь бессмысленным взглядом взирать на происходящее, безнадежно уповая на пощаду в последний момент. Невдомек бедняге, что очень даже скоро, его бренное тело, лишенное сердца, словно набитый сеном мешок, безжалостно швырнут вниз по ступеням, к подножию пирамиды. Многоголосые, монотонные заклинания жрецов, становились громче, звуча с каждым мгновением все более жутко... Последнее, что видит жертва - это занесеннмый обсидиановый нож, устремляющийся в его тело, проникающий меж ребер, разрывая плоть. Больше пленник уже ничего не ощущает - смертельная пелена заслоняет взор, из его горла вовсю хлещет кровь, захлебываясь ею, он уже почти не может дышать, хотя все еще жив. В этом и есть смысл жестокого обряда, чтобы он не умер до того, как его сердце будет вырвано из жрецом и помещено в сакральный сосуд. А его тело, обмягшее, выпотрошенное, покатится вниз по ступеням пирамиды, где там внизу с нетерпением дожидаются мясники, готовые разделать его на части. И станет он вовсе не пищей богов: левое бедро пойдет на угощение царю и свите, правое - военачальникам и жрецам, оставшееся мясо отправится на стол простонародью, а лишенная кожи голова украсит многочисленные штакетники, напоминающие счеты, на стержни которых вместо деревянных шариков по древней традиции нанизаны черепа казненных.
Не думайте, что я преувеличиваю, либо передаю неподтвержденные факты. В ацтекских манускриптах имеется упоминание, как жрецы пробивали черепа принесенных в жертву и развешивали их на специальных деревянных конструкциях, установленных перед великой пирамидой. Поначалу эти манускрипты не считались заслуживающими доверия, так как написаны были уже после испанских завоеваний, однако последние археологические находки 2015 года подтвердили их правдивость. Была найдена целая стена, высотой аж 2 метра, составленная из человеческих черепов. Когда-то это были деревянные конструкции, состоящие из рамы и поперечных тонких реек, на которые нанизывались головы, нечто напоминающее гигантские счеты с черепами вместо "костяшек". Кроме того нашли даже составленную из истлевших голов невысокую башню. Вспоминаются минареты Тамерлана, сложенные из черепов. Жестокость, что в Старом Свете, что в Новом - без разницы. Размеры ацтекских конструкций с тысячами нанизанных голов - свидетельство массовых жертвоприношений. Останки были исследованы по ДНК и оказалось что все эти жертвы - в основном, молодые мужчины, не ацтеки, а родом из других мест, не иначе как военнопленные и рабы, отданные на заклание. Гигантские "счёты" производят ошеломляющее впечатление, как будто массовое истребление вовсе не выглядело у ацтеков чем-то ужасающим, а наоборот, даже вызывало у них нездоровое удовольствие. В из понимании упорядоченность нанизанных голов представляло собой некий неизменный символ государственного и религиозного традиционного устава, свидетельствующего о силе власти и неизменности устоев. Хочу отметить, что в бывших индейских странах до сих пор существует в ранге национального, праздник почитания мертвых, когда ряженые мертвецами карнавальщики танцуют на площадях городов, устраивая по меньшей мере странные, а по существу - ужасающие шествия. Я никакой эстетики в этом не нахожу, мне они кажутся отвратительными. Но местные так не считают. Увы, кровавые оргии- это их история, их прошлое, от которого не желают отгораживаться.
Причины каннибализма ацтеков Давайте зададимся вопросом, что было главной проблемой ацтеков? Голод им как правило не грозил- урожай кукурузы (маиса) собирали по три раза в год, себя кормили и продавали сопредельным племенам. На том богатели, покупали все необходимое, включая самое лучшее оружие, затем используя которое, завоевывали тех же соседей, брали с них дань и богатели еще более. Враги им не угрожали, ибо они-то и были самыми сильными. Испанцев в расчет не беру, коль их воспринимали как явившихся богов, значит заслуженно и сами ацтеки удостоены вниманием всемогущих сил, и все идет хорошо, и в правильном направлении. В возможные религиозные опасения, всяческие предрассудки, создающие проблемы, не очень верится - слишком все удачно у них складывалось. Все же существует одна, явная неприятность - болезнь, причем такая, которая затрагивает все племя целиком. Типа эпидемии. Но в те времени, до прихода испанцев никакой повального мора не отмечалось. Однако, была хворь, коей страдали многие ацтеки. Она называется - пеллагра и наблюдается там, где население питается исключительно кукурузой. Именно так было у ацтеков. Эта болезнь вызывала поражение кожи, слабость мышц, вплоть до паралича. В течение 4-5-ти лет она доводила человека до смерти. Причиной ее был недостаток в организме витаминов и аминокислот. А существовало ли какое лекарство? Для восполнения необходимых аминокислот требовалось мясное питание, содержащее важнейший компонент - триптофан. Но где же мясо брать, коль никакой серьёзной скотины в Мексике не разводилось, не было домашнего скота, да и дикими животными лес не богат - охотой необходимую белковую потребность не восполнишь. Рыбой реки не изобиловали, а до моря неблизко. Птица - все более худосочная, на многомиллионное население не хватит. Даже тогдашняя пресловутая глазчатая индейка, дикая, далеко не упитанная, напоминающая небольших субтильных павлинов без роскошного хвоста, она была вовсе не такой, как нынешняя искусственно выведенная порода, которую мы сейчас покупаем в супермаркете. Еще индейцы ели бесшерстных собак. Правда в лесах водились тапиры - животные подобные свинье, но их никогда не одомашнивали, и добывали только охотой. Как видите, с мясом не густо. Видимо, по этой причине поедание человеческого мяса столь широко вошло в традицию, и даже возведено в религиозный обряд. Выходит, употребление в пищу человечины объяснялось не природной кровожадностью, а жизненной необходимостью, которую все-таки цивилизованному человеку невозможно осознать. То, что ацтеки питаются человеческим мясом, испанцам стало ясно достаточно скоро. Им индейцы с самого начала приносили в подарок сердца людей. Не запугивали, нет. Просто-напросто угощали. Деликатес, по их мнению, не иначе. В самый раз предложить гостям. Несомненно, испанцы ужаснулись, и в недоумении спросили - почему вы едите человеческое мясо? На что ацтеки откровенно заметили - это лучшее средство избежать тяжелой болезни. Скорее всего именно так и было. Мясо необходимо человеку, так как оттуда он получает необходимые аминокислоты - составные части белка. Причем в мясе содержится их полный набор. Важен состав! Если хотя бы одной из аминокислот не хватает, это грозит необратимыми летальными последствиями для организма. Впрочем составляющие белка могут содержаться и в растительной пище. Но чтобы получить требуемое количество, следует употребить ее неимоверно много, что физиологически невозможно для организма. К тому же усвояемость белков из мяса почти 100%, в то время, как из растений крайне низка, иногда почти нулевая. Еще - у человека короткий кишечник, по сравнению с травоядными животными. Он в три раза короче, чем у овцы. Это мало для переработки исключительно растений. Поэтому питание одной растительной пищей не соответствует природе человека. Мясо развивает мозг, как правило, мясоеды умнее вегетарианцев. Как в животном мире, так и в человеческом обществе. Тигр, волк и кошка умнее антилопы, овцы и мыши. Мне возразят - а как же Эйнштейн? Как Лев Толстой? Все дело в том, что вегетарианцами они стали уже в зрелом возрасте. Как известно, с годами потребность в белках снижается. Толстой к примеру не ел мясо лишь последние 25 лет своей жизни, а прожил он 82 года. Впрочем и сами люди разные. К примеру, кишечник индийца длиннее, чем европейца, а африканца и того короче. Отсюда - пищевые предпочтения. Кроме восполнения белков, поедание мяса обеспечивает необходимый запас соли, что жизненно необходимо для организма. Кровь всегда соленая, она сродни морской воде, в которой появились первые живые организмы на нашей планете. Соль придает крови электролитические свойства, благодаря которым осуществляется взаимодействие всех органов тела. Человеческому организму требуется не менее 10 г соли в день, это примерно половина чайной ложки. Если травоядные добывают соль из растений, поедая их в большом количестве, а также лижут прибрежную соль с камней, то хищники так не поступают, им хватает соли, полученной из плоти травоядных. Для человека предпочтительнее то мясо, что ближе по составу его организму. Здесь парадоксальный вывод - лучше всего "человечина"! Но это претит современным моральным и этическим нормам. Противоречит религиозным учениям, но не думаю, что только из элементарного человеколюбия: скорее всего ни одна религия не заинтересована в уменьшении количества своих прихожан.... На этом остановлюсь: опасаюсь зайти на зыбкую территорию. Но была ли альтернатива у ацтеков, чтобы не есть человеческое мясо? Итак, главная польза для организма в его потреблении - снабжение организма белками. А они в свою очередь состоят из необходимых аминокислот, их 20 видов. Одиннадцать - организм человека способен синтезировать сам. Остальные следует получать с пищей. Ацтеки культивировали прекрасный продукт - кукурузу, это удивительное растение способно снабдить человека еще семью недостающими кислотами, что неплохо, но все же недостаточно. Остается дефицит с двумя аминокислотами, которых, похоже, неоткуда взять. Это - лизин и триптофан. Отсутствие триптофана приводит к тяжелой депрессии и нарушению сна, раздражительности и агрессии. А недостаток лизина - это вообще серьезная проблема, так как он важнейший элемент в формировании человеческого белка - стротельного материала организма. Казалось бы все понятно, альтернативы у индейцев не было. И все-таки, это не так. Многие из них, преимущественно живших вне городов, питались почти исключительно кукурузой, притом совершенно не страдали от отсутствия в рационе мяса. В чем секрет? А он в .... уитлакочи. Его по-научному называют еще устилаго. Это труднопроизносимое слово - название грибка-паразита, селящегося на кукурузе и вызывающего на ней вздутия, заполненные черно-оливковой порошкообразной массой с желто-коричневыми, шиповидными спорами. Распространен грибок повсеместно, где возделывается кукуруза. Зараженные им зерна кукурузы смотрятся совсем не аппетитно. И тем не менее, этот грибок отличается от других паразитарных растений тем, что, представьте, съедобен для человека, но и не только этим. Он в изобилии содержит необходимый лизин и триптофан, и если есть кукурузу им "зараженную", то точно не отравишься, наоборот восполнишь организм столь необходимыми аминокислотами, которые при отсутствии мяса больше взять неоткуда. Польза грибка известна издавна. По крайней мере деревенским жителям. Возможно ацтеки-горожане о том не ведали, либо брезговали есть зараженную, некрасивую на вид кукурузу. А может быть уж слишком пристрастились к обилию дармового человеческого мяса, бесплатно раздаваемого жрецами после столь частых обрядов жертвоприношения? Собственно, недостаток белков, в частности мяса, и был причиной каннибализма. Жрецы отрезали у принесенных в жертву руки и ноги и с аппетитом поедали их. Головы и тела казненных сбрасывались с пирамиды на радость голодному люду. Жертвоприношения были всенародным празднеством, а какое торжество без угощения? Недаром же попытка Кортеса запретить жертвоприношения вызывали столь широкие возмущения индейцев - их лишали любимой пищи. Жертвоприношения были всем выгодны - боги умилостивлены, народ накормлен, враги усмирены, а потенциальные мятежники устрашены. В числе подарков, которые Монтесума щедро преподносил Кортесу, были, к ужасу испанцев, свежая человеческая кровь и останки принесенных в жертву. Гадость, по мнению Кортеса, деликатес - для индейцев. Поскольку Кортеса сперва почитали как бога, естественно, собственного бога, то ему предлагали божественную пищу в виде самых нежных кусочков человеческой плоти.
Следует рассматривать человеческие жертвы в рамках мировоззрения индейцев. Согласно верованиям, пролитая кровь нужна была, чтобы не прерывался земледельческий цикл. Поэтому какими бы ужасными жертвенные обряды нам не казались, для индейцев они считались естественными и необходимыми. Такая практика кровавых ритуалов в культурах майя и ацтеков существовала многие столетия. Смерть, вследствие жертвоприношения по представлениям индейцев, не что-то ужасное, а совершенно естественна. Апофеоз - извлечение трепещущего сердца приводило толпу в искренний восторг и даже вызывало эмоциональный оргазм. Это ритуальное заклание, в качестве кровавого зрелища, привлекало массы желающих, поглазеть сходилось народа даже больше, чем сейчас на футбольный матч. Кстати, о древнем ацтекском футболе. Неизвестно, зачем и тогда собиралась толпа - из спортивных соображений или из того, что зачастую вместо мяча "спортсмены" гоняли человеческие головы? А может, больше интересовал не результат, а что происходило после матча - немедленная казнь всей без исключения проигравшей команды. Каннибализм, несомненно, вызывает отвращение. В Америке он был окончательно отвергнут в XVI веке, однако и поныне существует в разных неисследованных концах нашей планеты. Хотелось бы считать, что в нашей-то стране и подавно такое не существовало. Отнюдь, смею огорчить: достоверно известно, что в конце XIX века в храме Казанской Божьей матери в Якутии служил святитель Иннокентий Камчатский,добрый знакомый и сподвижник Кропоткина. О нем в источниках сказано: "крестил камчадалов и отучил чукчей от обычая детоубийства в голодные зимние месяцы". Столкновение традиций и менталитетов
В отличие от европейских принципов, для индейцев золото не имело столь большого значения. Это не был универсальный обменный товар. А практическое использование этого металла не так уж велико: из него нельзя ничего построить, не изготовить никакой инструмент - нет серьезного применения. Выходит, можно лишь употребить для украшений, каких-то безделушек, по-сути бесполезных вещей. Его называли - "экскрементами богов". Удивительное сочетание слов! В этой их метафоре слились казалось бы несовместимые вещи - почтение и пренебрежение. По традиции считалось, что все золото принадлежит лишь богам, ну и еще разве царям, как их представителям на земле. Любопытный факт - как-то ацтеки спросили испанцев, почему они так неистово стремятся получить много золота? Те ответили - мы болеем особой болезнью, излечить которую можно только золотом, и для полного исцеления требуется его много. Удивительная испанская находчивость! Такой ответ вряд ли дашь сходу. Конечно, Кортес был умен, но вряд ли остроумен, чтобы придумать столь изощренный, тонкий ход. Видимо, сему предшествовал какой-то разговор, либо обсуждение некоторой проблемы. Скорее всего первоначально речь шла о том, почему ацтеки едят человеческую плоть. Индейцы ответили, что мясо для них - лекарство, без него начинают страдать тяжелой болезнью, что в общем-то соответствовало действительности. Выходит, Кортес со своей стороны, следуя логике ацтеков, имитировал ее, подстроился и соответственно сформулировал пусть ложный, но приемлемый индейцам ответ. Без лишнего напряжения ума такое "алаведры" оказалось убедительным и конкретным для ацтеков. Пленение испанцами Монтесумы означало по понятиям индейского вождя, будто бы те желают принести его на заклание богам. Это соответствовало религиозному менталитету, ведь он и сам являлся верховным вождем и собственноручно многократно совершал жертвенные обряды. Введение христианства в Мексике вызвало ни проблем, ни сопротивления: как ни странно, во многом соответствующей местному укладу. Однако, жертвоприношения не прекратились, наоборот - они даже участились. Представьте, что осознали индейцы: приходит новоявленный христианский бог, а с ним изображения кровавой казни распятого Христа, где он представал раненным, измученным, страдающим; индейцам подобные образы знакомы, понятны и приемлемы. Вид страдающего, окровавленного бога куда как более вписывался в индейскую мифологию с ее жестокими жертвоприношениями и почитаниями пролития крови в качестве необходимого вещества для плодородия, искупительной жертвы, умилостивления богов и вообще - как непременное условие существования вселенной. Вопреки европейским надеждам, и к ужасу церковников, поначалу надеявшихся, что принятие христианства остановит варварские традиции человеческих жертвоприношений, но все оказалось тщетным. Жертвоприношение сына бога оказалось для ацтеков вполне понятным, приемлемым и более того - мощнейшим стимулом к действию. Их обряды стали еще более бесчеловечными. Индейцы только усилили эти обычаи, отныне принося в жертву, распинали даже малолетних детей. Потребовалось много последующих лет для искоренения этих диких традиций.
Лиходей или безгрешен? Отношение к Кортесу со стороны его соотечественников было несомненно положительным. Для большинства испанцев завоевание Нового Света , как и все сопутствующие этому процессу явления, представлялись не просто справедливым, но даже богоугодным делом. Кортес вызывал искреннее восхищение, как идеал рыцарской доблести и образец потомкам для подражания. Наверно правильно было бы оценивать по его политике в отношении покоренного населения. Здесь все не так уж однозначно. Нигде не найти какого-либо его высказывания, направленного против индейцев. Кроме того, как я уже упоминал, он был влюблен в местную женщину, имел от нее ребенка, и именно их двух считал своей семьей. Хотя некоторые сподвижники порицали его за это. Среди них были те, кто ненавидел индейцев, не считал их людьми. Несомненно Кортесу нелегко было контролировать поступки таких его подчиненных. Это были люди, как правило, маргиналы, зачастую с криминальным прошлым, с крайне низким уровнем общей и правовой культуры, отправившиеся в другое полушарие на захват земель с единственной целью - обогатиться. Они были попросту беспредельщиками, зачастую отрицали права местного населения на жизнь, свободу и собственность. О таких конкистадорах ходили мрачные легенды. Должен ли был Кортес сдерживать их? Несомненно. Вероятно не сумел. И дело не в том, что не хотел, видимо не всегда был в силах это сделать. Ведь у запредельщиков всегда был в запасе веский аргумент - они видели перед собой индейцев-каннибалов, готовых в удобный момент пленить, принести в жертву и съесть любого. О какой человечности по отношению к ним можно говорить? Вы только представьте, подходит к вам один такой с дубиной, с подвешенными на поясе черепами, с непонятными намерениями, какова будет ваша реакция? То-то! Хотя бытует иное мнение: конкистадоры покинули свои страны, чтобы найти удачу вдругих местах, ноэто незначит, что все они были алчными ижестокими. Впрочем, на вид суровые, по глаза заросшие бородами, выглядели диковато. Но как правило, они хорошо относились кместному населению, способствовали смешению европейцев ииндейцев, втом числеи из корыстной предусмотрительности - потому что нуждались врабочей силе длясвоего собственного благополучия. Несмотря на то, что зачастую утверждают обратное, коренные жители, работавшие наиспанцев, получали вознаграждение засвой труд. Кроме того, многие конкистадоры женились наместных женщинах, прочно обосновались и пустили корни на завоеванных землях. * * *
Удивительно, но именно католическая церковь выступила первым защитником прав коренного населения Южной Америки. В отличие от англичан, которые изгоняли индейцев с их земель и истребляли, для испанцев, сострадательных католиков, коренные американцы были "заблудшими душами", которых для их духовного спасения нужно было как можно скорее обратить в христианство.
Со стороны церковников отношение к Кортесу было неоднозначным. Так доминиканец Лас Касас ненавидел, а вот Франсиско де Гомара, духовник и биограф завоевателя, ценил его и почитал. Хотя критика Лас Касаса во многом справедлива, нельзя не отметить, что в своих суждениях доминиканец частенько выдвигает ошибочные доводы, основанные на его личных впечатлениях или просто нежелании признавать факты, порочащие индейцев. С другой стороны, воспоминания Гомары базируются на достоверных фактах и представляются чрезвычайно ценным и детально повествующим источником. А каково было отношение к Кортесу у власть предержащих? Несомненно ценили его заслуги. Надо признать, что тогдашний Император Римской империи, он же - король Испании, вообще Карл V был достаточно демократичным правителем по тем временам. Он отнюдь не приветствовал порабощение индейцев, справедливо считая население завоеванных территорий в Америке не рабами, а своими подданными, которые должны иметь соответствующие права. Еще в 1512 году в Испании были приняты Бургосские законы, смягчавшие систему принудительного труда индейцев. Но обеспечить исполнение этих законов было весьма затруднительно, так как контроль за его исполнением возлагался на малочисленный в то время колониальный бюрократический аппарат. Со временем испанская политика и того более ограничила эксплуатацию ацтеков, признав верной гуманистическую точку зрения лас Касаса. Но если не индейцев, то где же было тогда брать рабов для возделывания полей на новых территориях? Обратили взор на Африку, чтобы поставлять оттуда черное население, они ведь не коренные жители испанских колоний, значит законы на них не распространяются. Индейцы рассматривались в принципе не как рабы, а как будущие подданные короны, которые потом будут платить государству налоги. Обращение их в рабство стране не было выгодно - рабы не платят налоги, а только обогащают рабовладельцев. Тем более, геноцид индейцев никогда не декларировался Испанией, не являлся их целью, а массовая гибель их происходила все-таки из-за занесенных болезней. Зверства испанцев явно преувеличены, скорее всего их придумали европейцы других стран, соперников Испании, в частности, англичане. Хотя они-то сами и были главными притеснителями индейцев. Тот факт, что индейцы бывших испанских колоний по-прежнему живут на своих землях, и свободно перемешиваются с испанцами, в то время как северо-американские индейцы согнаны со своих земель и заперты в резервациях, и изолированы от общества в США, можно сделать выввод, кто был наиболее агрессивными захватчиками. В 1537 году Папа Павел Третий выпустил буллу о том, что индейцы предрасположены к вере Христа, их легко обратить в христианство, поэтому запрещалось обращать их в рабство, а в 1550 году император Карл Пятый вообще запретил дальнейшее завоевание Америки. Он, был гуманистом и против порабощения индейцев. Его последователь Филипп Второй, вообще воевать не хотел, разве что за установление католицизма. Поэтому не видел смысла в дальнейших завоеваниях, тем более он с трудом справлялся чтобы удержать имеющиеся у него гигантские территории, например Нидерланды. Какова роль Кортеса все-таки в последующей эксплуатации индейцев? После падения столицы ацтеков Теночтитлана, Кортес был назначен губернатором и капитан-генералом территории, некогда принадлежавшей индейцам, но уже присоединенной к Испании.
Выходит, он должен был нести ответственность за неправомерное порабощение местного населения. Вопреки закону все же произошла изуверская эксплуатация индейского народа и их земель. Дело в том, что Кортес почти не занимался делами новой провинции, он был по натуре военачальник, а не правитель. Его больше интересовала воинская слава и добытые трофеи; свои стремления и усилия направил дальше на юг, для покорения Гондурас. Почему же такое равнодушие к укреплению того, что уже завоевал? Скорее всего его "достали" постоянные интриги недоброжелателей и завистников из числа высокопоставленных колониальных сановников. Он лично управлял вновь завоеванными землями в Мексике всего лишь три года. Чтобы хорошо все организовать, требовалось время и силы, которых ему хронически не хватало, все уходило на противодействие бесконечным интригам, что против него постоянно затевались.
Недоброжелатели Кортеса обвиняют его в преднамеренном уничтожении местного населения во время войны и в массовой гибели покоренного народа из-за последующей нещадной эксплуатации. Не думаю, что это справедливо. Я просмотрел множество источников, но нигде не обнаружил упоминаний о массовых казнях по приказу Кортеса. Расправу с заговорщиками в Чолула, по указанным выше причинам, в расчет не принимаю. А большое количество погибших жителей Теночтитлана произошло по причине голода и разразившейся эпидемии во время осады. Собственно говоря, и последующее массовое вымирание коренного населения случилось из-за болезней, привезенные испанцами в Америку, ставшее самым губительным бедствием. Ни медицинской помощи, ни медикаментов, ни иммунитета против них у индейцев не было. Смертность от эпидемий оказалась колоссальной. Но в этом вины Кортеса конечно нет, ибо являлось естественным следствие прихода европейцев на американский континент, подспудно принесшим с собой европейские бактерии и вирусы, ранее неведомые там. Да ведь и сами конкистадоры страдали и умирали в большом количестве от неизвестных им ранее, болезней, распространенных на новых землях. В обоих случаях винить кого-то конкретно попросту неразумно. Очень часто приписываемые Кортесу зверства не имеют к нему отношения. Народная молва порой упрекает его в преступлениях, на самом деле совершенных Франциско Писарро, покорителем инков в Южной Америке. За исключением того, что Писарро приходился Кортесу дальним родственником по материнской линии, никакой иной связи, и тем более аналогии их действий не просматривается. Еще одно обвинение выставляют к Кортесу, как зачинщику захватнической войны. Но по тем временам это не считалось преступлением. Завоеванное мечом считалось добытым по праву сильного, и практически никогда не оспаривалось. Раз бог позволил это, стало быть отныне собственность победителя. Точно так же дуэль определяла правого, независимо от того сколь хорошо он владел оружием. Впрочем, и завоеванное, может быть отобрано потом другим мечом, и также будет считаться справедливым. Предвижу возражение: если о поступках следует судить по законам и представлениям конкретной эпохи, так почему же тогда не оправдать поедание человечины ацтеками, ведь это соответствовало букве и духу их тогдашних обычаев? Здесь я категорически не согласен. Во-первых, не будем забывать, что ацтеки также вели захватнические войны, но в основном не за территории, а с целью пленения людей, которых затем приносили в жертву и с аппетитом поедали их плоть. Такое - уже стопроцентное преступление против человечества. Но как нынешние потомки ацтеков, так и современные "цивилизованные" и "миролюбивые" народы упорно все это пытаются замалчивать, кляня на чем свет стоит конкистадоров, забывая что именно они отменили кровавые пиршества. И еще, вот что можно сказать наверняка: к подвигам Кортеса интерес был всегда высок. Начиная от его современников и по сей день хронисты с восхищением описывают его "великие достижения".
Я не ставлю своей целью ни оправдывать Кортеса, ни его обвинять. Реальный Кортес мало похож натого, каким его рисует "черная легенда". Он был несомненно выдающимся по значению и не столь жестоким, и в то же время типичным представителем своей эпохи. Это - настоящий идальго, практически во всем следующий рыцарскому средневековому кодексу: любить родину, не обижать вдов и сирот, быть мужественным, бороться с неверными, действовать во благо своей веры и церкви, не обманывать, держать данное им слово.
Так что судите сами, лиходей сей герой или все же безгрешен. Нью-Йорк, Март, 2022 г.
.
|
|