Сафир Алекс: другие произведения.

По Италии с улыбкой (Часть 4)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Сафир Алекс (safir_a@msn.com)
  • Обновлено: 10/05/2009. 22k. Статистика.
  • Впечатления: Италия
  • Иллюстрации: 13 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Венеция

  •   
     "Гостиная Европы"
      
      
      
      Именно так красиво называл Наполеон Бонапарт Венецию. Любил, но не больно-то жаловал. И первым делом отнял независимость у древнейшей республики. Собственно, к тому времени Венеция совсем ослабела и не способна была даже мало мальски себя защитить. А были же когда-то блистательные времена!
      
      Город расположился на древнем острове, изборожденном естественными каналами, словно морщинами смеха и грусти на человеческом лице.
    Мост Риальто [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
    Наверно, и по сей день остров оставался необитаемым, если бы не крайне трагические для жителей Римской империи обстоятельства. Не трудно догадаться, что это были нашествия варваров, случившиеся в самом конце античной истории. Империя уже не в состоянии себя защищать и пришлые дикие народы безнаказанно творили, что хотели - грабежи, насилие, жестокие убийства мирных граждан. Ни одна римская провинция не избежала варварских нашествий. Жители городов стали заложниками диких народов, которых еще недавно считали своими данниками. Теперь было не возможно спокойно жить, a вести мирное хозяйство попросту бесполезно - рано или поздно все отберут варвары. Единственно правильное и необходимое решение в таких условиях - переселиться в отдаленные области страны, недоступные врагам. Как правило, в подобных случаях население уходит в горы. Но холмы Аппенин, строго по оси разделяющие Италию, не так высоки и не надежны для укрытий, они не будут существенным препятствием разбойным варварам. А высокие, снежные и холодные Альпы и вовсе не пригодны для обитания римлянам, изнеженным под ласковым южным солнцем.
      
      В 452 году Атилла со своими гуннами стер с лица земли город Аквилею, и многие из его обитателей бежали к лагунам, основав там Венецию. История не сохранила имя того, кто первым воодушевил сограждан переселиться на необитаемый остров, но последующие события доказали правильность такого решения. Отделяющий сушу морской пролив и водные каналы - непреодолимые рубежи для варваров. Это позволило мирным жителям, как бы самой природой защищенным от врага, затем долгие столетий обитать в спокойствии и безопасности.
      
      Ново-образованная республика быстро богатела, развивалась, хорошела на глазах. И апогей тому - замечательный собор святого Марка на главной городской площади. Величественные мраморные статуи и великолепные наружные фрески, прекрасно сохранившиеся на протяжении веков во влажном климате, - неоспоримое свидетельство былого величия.
    >Собор Сан  Марко [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
      
      Пройти в собор оказалось не так уж легко. Наша гид, худенькая итальянка, прекрасно говорящая по-русски, скрадывая длительные минуты ожидания, долго развлекала нас многочисленными историями о смелых моряках и мудрых дожах - правителях Венеции. Как часто бывает в Италии, рядом с нашей очередью пристроилась еще одна, параллельная. И конечно же, продвигалась быстрее нашей. Но почему? Может быть, эта очередь для тех, кто приобрел билеты заранее. Или кто "по блату"? В любом случае, охранник у ворот собора именно этой параллельной очереди отдавал явное предпочтение, пропуская вперед, а нас явно притормаживая. Видимо, запас забавных историй у нашего гида окончательно иссяк, либо попросту пришел конец терпению, и она во всю мощь своей не очень-то роскошной грудной клетки, завопила:
      
      - Обьюзо! Маразмо!
      ... и что-то еще подобное по-итальянски.
      
      Охранник, словно мелкий воришка, пойманный с поличным, мигом покраснел, словно пытаясь загладить свою вину, снизошел к отчаянию соотечественницы и теперь принялся активно продвигать нашу очередь.
      
      - Он, в общем, хороший парень, - немного успокоившись, сказала гид. - Но что поделаешь, недолюбливает меня местная охрана: я ведь всегда говорю то, что думаю...
      
      
      
      Внимательно рассматривая архитектуру кафедрала святого Марка, можно сделать неожиданное открытие: здесь больше заимствований из Византийской культуры, нежели из традиционной Римской. Подобные ощущения возникают, когда гуляешь по Венеции, любуясь старинными капеллами, ходишь узкими, веселыми улочкам, путешествуешь в гондоле полноводными венецианскими каналами или рассматриваешь древние фрески зданий. Невольно задаешь себе вопрос, Италия ли это? Уж слишком крепок в городе дух свободы и веселья, столь далекий от привычной чопорности классических итальянских городов.
    Фрески [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
      Замечу, что и Москва унаследовала частичку венецианской культуры. Выдающийся архитектор Алевиз Ламберти да Монтаньяна, уроженец Венеции в самом начале 16-го века возвел знаменитый Архангельский собор на Красной площади. Если обратить внимание на его западный фасад, легко отметить явное подобие собору Сан-Марко.
      Примечательно, что в Венеции позволено лишь пешеходное движение. Никаких мотоциклов или даже велосипедов, я уже не говорю об автомобилях. Работники неотложных городских служб - пожарной, скорой помощи и полиции - перемещаются лишь в лодках или на катерах по водным артериям, заменяющим в Венеции проспекты, улицы и авеню. Доставка товаров в магазины - только ручными тележками. Таким же образом вывозится мусор. В любом случае, гулять пешком по Венеции, не обремененной транспортом, - большое удовольствие. Как здорово шагать лабиринтами ее улочек и миниатюрных площадей, переходить каналы маленькими арочными мостиками, наслаждаясь уникальным, фантастическим очарованием Венеции!
    Венецианский мостик через канал [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
      Компактный город-сказка, город-бонбоньерка...
     
      Однако, напрочь забываешь об извечной стесненности его узких улочек, постоянного недостатка пространства, когда вдруг снова оказываешься на центральной площади. Простор Сан Марко! Ты - словно, поезд, вырвавшийся из туннеля. Прощай стесненность, извечная экономия места маленького города. Площадь Сан-Марко - место, где душа устремляется в полет. Здесь появляется чувство неизмеримости пространства, объема. Такое, словно выходишь в открытое море. Приятное и приподнятое настроение создают стаи голубей, свободно расхаживающие или витающие над площадью. Эти неприхотливые птицы - извечная гордость Венеции. Они вплоть до сего времени, подобно священным коровам в Индии, пользовались здесь почти религиозным почитанием. Тому есть объяснение. Народная легенда гласит: когда Атилла и его гунны опустошали римские города, голуби покинули свои гнезда, расположенные в крепостных стенах. Это было расценено жителями, как божий знак - мол, пришло время и людям уходить. И они последовали примеру птиц, отправившись за ними на острова лагун. Так и возникла Венеция...
     
    Две гондолы [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
       Совсем недавно муниципалитет принял решение, запрещающее горожанам кормить голубей. Что же случится с городом, когда пернатые символы свободы покинут остров? Вероятно, Венеция будет уже иной... Что тогда оживит Сан Марко? От прошлого останутся лишь старые розовые уличные фонари, те, что придают особенный колорит площади. А еще два высоких столба у набережной, хотя испокон веков имеют дурную славу. В средневековье между ними протягивалась веревка, к которой подвешивали за ноги казненных государственных преступников. Зрелище, надо сказать, печальное. Но память осталась. Что поделаешь, жестокое было время. Вот и сейчас, пройти между колоннами на площади - дурной знак. Местные жители там не ходят. Ну а, ежели снует между колоннами народец, абсолютно ясно, что это - приезжие туристы, не ведающие печальной славы сего места. Коренные венецианцы не спешат их предостерегать. Пусть уж гости города берут себе на душу бесчисленные прегрешения самых мрачных времен Венеции, увозят сей печальный груз домой, к себе на родину, лишь бы куда подальше отсюда.
     
    Столбы на площади Сан Марко [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
     
      А горожане тем временем заняты повседневным трудом, решением собственных проблем. Венеция - не только их дом, но и место работы. Множество моторных лодок качается на волнах у пристани. Это - основной и единственный здесь транспорт. Ни аэропорта, ни океанской гавани, ни вертолетных площадок. Связь с материком осуществляется только таким, лодочным способом. Вот, почему венецианцы обязаны быть отменными моряками. Как-то пришлось мне наблюдать забавную картинку виртуозного управления морским катером. Молодой, но не по годам увесистый матрос вставил рукоятку рычага управления киля себе сзади между ног. Практически, в промежность. Он не оборачивался назад, глядел только вперед, пристально следя за курсом. При том, парень производил виляющие, кажущиеся непристойными, движения нижней половиной тела. Вот так он виртуозно маневрировал курсом моторной лодки, мастерски обходя сигнальные буи и отмели...
      
      Расположившийся на набережной, дворец дожей, благодаря таланту архитектура, кажется легким и изящным. Стройная арочная колоннада, а также, богатейшая роспись интерьера придает ему неповторимую уникальность, выгодно выделяя из ряда прочих именитых дворцов Европы.
    Дворец Дожей [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
    Я восхитился внутренним убранством, отражающим былое величие и силу небольшой, но достаточно мощной средневековой державы. Особенно поразили гигантские размеры празднично расписанного зала заседаний Большого Совета. Высоченный потолок, совершенно не поддерживаемый колоннами, образует огромное пространство. Диву даешься, какой гениальностью обладал архитектор, соорудивший подобное инженерное чудо без внутренних перегородок и опор. Прекрасный дворец юридически считался народным достоянием, хотя был построен на средства богатых торговцев. Венеция, поддерживала республиканскую форму правления, но реальной властью обладали лишь самые зажиточные горожане. Они и выбирали главу республики - дожа. Титул этот происходит от латинского слова, означающего - лидер, вождь. Из этого следует, что правитель в Венеции избирался, а не наследовал титул. Не понятно тогда, почему резиденция дожа называлась "палаццо дукале", то есть "герцогский дворец"? Вероятно, это было сделано из соображений престижа - во всех городами-государствами северной Италии того времени, вне зависимости от формы правления де-факто руководили наследные герцоги с присущим им величием и размахом. Дабы не ударить в грязь лицом, венецианцы и окрестили свой муниципалитет герцогским дворцом. Действительно, как бы на них смотрели иностранные послы европейских королевств, если бы их на аудиенцию приглашали просто в обычную ратушу. Тем более, "палаццо дукале" в Венеции по красоте и богатству даже превосходил официальные дворцы иных королей. Как тут не вспомнить следователя Дукалиса из сериала "Улицы разбитых фонарей"? Вот такой простачок-увалень, а носил-то знатную фамилию. Небось в его предки затесался какой-то венецианский правитель!
      
      Впрочем, у обладателя сего почетного титула прав всегда было на много меньше, чем обязанностей. Дож не мог уезжать из Венеции, и даже ни под каким предлогом покидать свой дворец, он обязан был со дня вступления в должность прекратить всяческую коммерческую деятельность, и впредь ею не заниматься. То же самое касалось и его ближайших родственников. Принимать самостоятельные решения без согласования с Большим Советом дож не мог. И даже вести личную корреспонденцию. А кроме того, не полагалось иметь любую собственность за пределами Венеции. Дожа всегда окружали шпионы, вполне официально приставленные к нему Советом республики. Зато избирали его пожизненно. Не потому ли хитрые горожане обычно ставили на сей пост очень пожилого человека, не моложе 70 лет? Это делалось для того, чтобы свести к минимуму любую возможность узурпации власти в республике. Не достанет на такую дерзость у пожилого сил. А если все же попытается, и вдруг ему это удастся, тоже не беда - не проживет старый хрыч долго. Возраст возьмет свое. И не много с ним мучиться придется. Жизнь не бесконечна, потерпеть чуток, а там, гляди, другого выберут.
      
      Венецианцы строго блюли демократические традиции. Находились все же такие правители, которым власть сильно голову кружила. Не взирая на все препоны и преклонные года, они стремились к единоличной власти в таком лакомом, богатом городе. Но никому не удалось осуществить это. За многовековую историю города четверо престарелых, однако, амбициозных дожей, безуспешно пытались узурпировать правление, и все они поплатились седыми головушками. Олигархическая по существу, но демократическая по форме, верховная власть в Венеции была несокрушимой!
      
      Откуда же явились немыслимые богатства города? Конечно, ничего не бывает на пустом месте. Прежде всего, Венеция - единственное государство на Аппенинском полуострове, которое не удалось завоевать варварам. Наслаждаясь миром и безопасностью, недоступные врагу, смекалистые жители сперва научились добывать соль из морской воды. А надо заметить, что по тем временам она ценилась очень дорого. Ведь это - не просто приправа к еде, но и средство для долгосрочного хранения продуктов, а еще - необходимая составляющая многих лекарств. Так первые золотые обозы прибыли в город в качестве оплаты за поставки венецианской соли. Успехи и начальный капитал воодушевили купцов на более широкий коммерческий размах. Им удалось заключить торговый договор с Турцией и другими восточными странами на эксклюзивную перепродажу в Европу пряностей и специй. Страна богатела на глазах и не скупилась приобретать новые земли. Территория ее на Аппенинах расширялась. Кроме того, республика завладела всеми (!) островами в Средиземном море. Флот Венеции, как торговый, так и военный стал самым могущественным в мире. Петрарка о венецианцах своего времени упоминал в высшей степени похвально, с нескрываемым уважением: "Нация моряков, всадников и красавиц".
    Городской квартал [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
      
      Видится, именно здесь, в Венеции, еще в 15-м веке была изобретена первая поточная производственная линия. Строящаяся галера последовательно проходила нескольких цехов. По пути в каждом из них что-нибудь добавлялось - одна мастерская выдавала такелаж, иной цех оснащал оружием, третий загружал продукты.
    Гондольер [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
     
      Во времена крестовых походов республика не преминула поучаствовать в разграблении Константинополя, завладела и вывезла оттуда несметные богатства, в том числе знаменитые статуи бронзовых коней. Они и по сей день украшают карниз центрального собора. Естественно, замалчивается факт, что венецианец-флибустьер по имени Энрико Дандоло возглавлял и руководил "святым" по форме, но грабительским по существу, Четвертым крестовым походом. Это был восьмидесятилетний, полуслепой, и все же сообразительный, опытный и жестокий старик.
      
      С именем Венеции связано изобретение, которое в свое время потрясло мир. Исстари остров Мурано славился прекрасными изделиями из стекла. И конечно же, мастерством стеклодувов. Именно там в 13-м веке и случилось великое открытие невиданного до того чуда. Миру явился предмет, без которого мы теперь не можем представить свое существование. Им стало.... зеркало! Трудно вообразить, как без него обходились в древности. Особенно, знаменитые венецианские красавицы. Но факт остается фактом. Изобрели его стеклодувы случайно. По неосторожности опрокинулся ковшик с расплавленным ртутным оловом. Тонкая пленка металла расплылась на гладкой мраморной столешнице. И - о, чудо! - в ней отразились чумазые лица удивленных стеклодувов. Когда первоначальное восхищение понемногу улеглось, находчивые венецианцы применили природную смекалку, дабы найти достойное применение такому невиданному открытию. Метод изготовления зеркал долгие столетия хранили в тайне. Но вскоре секрет раскрылся и многие европейские мастерские также приступили к изготовлению. Однако, прекрасные венецианские зеркала значительно превосходили по качеству и искусному оформлению любые иные, произведенные где бы то ни было.
      
      Раз, стеклодув реторту обронил,   
      И на столешнице метал расплылся.  
      О, чудо! Чей-то страшный лик  
      В той пленке ясно отразился...     
      
      Он бородат, небрежен, угловат,   
      С опаленным лицом, как черт из преисподни.  
      Вот, это чудо! Сам тому не рад...
      Ну, прям, трансляция из ада, вроде.  
      
      Напарнику он сообщил худую весть,
      А тот в сердцах сказал: "О, боже!  
      Да, это братец, ты и есть...
      И отраженье то твоей небритой рожи!   
      
      Мораль сей басни всем ясна без экспертизы -   
      Ты вывод делать не спеши, коли чего откроешь.  
      Ведь думал стеклодув, что изобрел он телевизор,  
      А изобрел лишь зеркало простое...
      
      Но вскоре переменчивая фортуна повернулась спиной к прекрасному городу. Причиной тому стал... Христофор Колумб. Впрочем, не только он. Еще - Васко да Гамма, и Магеллан тоже. Эпоха великих географических открытий лишила Венецию монопольного права торговли пряностями, и тем самым свела на нет материальную основу ее процветания. Но не уничтожила душу города. Даже и теперь прогуливаясь по великолепной площади Сан-Марко, ощущаешь, что до сей поры здесь витает бессмертный дух той великой Венеции, которой когда-то называли королевой Адриатики, а порой даже - хозяйкой христианского мира. Вот, и сейчас символ былого величия мощной державы по-прежнему жив. Он - в чем-то более утонченном, нежели изящные гондолы, скользящие по гладким водам каналов, более грациозном, чем арочные мостики, более ярком, чем празднично украшенные дома, более легком, чем морской бриз залива. Этот дух, эта тайна и по сей день витает где-то высоко над главной площадью города, у красочного купола великолепного собора Сан-Марко...
    Площадь Сан Марко [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
     
      А наш знакомый поэт Гоша ходил по Венеции грустный.
      
      - Впечатлений много, но стихи как-то не складываются, - жаловался он. - Вот, разве что двустишие сочинил:
     
       Сфотографировали рожу  
       Во дворце венецианских дожей...    
      
      И больше, хоть тресни, ничего не вяжется.....
     
      В самом деле кажется, что Венеция, постепенно раскрываясь, все же утаивает свои главные секреты от пристального взора любопытных туристов. Подобно чарующей красавице, то опускает вуаль, то появляется во всем своем очаровании. Что поделаешь, таковы традиции... Испокон веков республика крепко хранила свои секреты, бережно блюла независимость. Некогда великое государство Венеция славилось изворотливой, хитроумной политикой. Отвечая послам иностранных государств, дож говорил выверенными, ничего не значащими фразами. И лишь затем, когда аудиенция заканчивалась, члены Совета собирались в тайной комнате, скрупулезно изучали речь посла и дотошно составляли официальный ответ, взвешивая каждую фразу и обдумывая каждую запятую.
      
      Увы, "жемчужина Адриатики" привлекала алчные взоры властителей зарубежных держав, герцогов, королей и императоров. Слежка за иностранцами и доносительство на собственных граждан открыто приветствовалось властями. Малейшее подозрение в нелояльности могло повлечь за собой суровое наказание - заключение в холодную одиночную камеру, а то и смертную казнь с вывешиванием трупа на площади для всеобщего поругания. О жестокости дожей ходили легенды. Потому, жители все более старались держать язык за зубами. Однако, Венеция не превратилась в некое подобие типичного мрачного средневекового европейского города. Хотя в ней культивировала безликость: мол, индивидуальность - ничто, Венеция - все, но душа народная, тем более, итальянская, искала выход, требовала веселья и праздника. И порыв сей невозможно было удержать. Наверно, так и зародился знаменитый венецианский карнавал, когда все позволительно, но только под личиной маски. Говори, что желаешь, вытворяй, что хочешь, но не выдавай себя, ведь это не ты, а какой-то театральный персонаж вместо тебя гомонит и безобразничает.
      
    Маска и карнавальный костюм [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
      Как не посетив Венецию, не покататься в гондоле, чего бы это не стоило? Я много слышал о поющих гондольерах, но, увы, в живую их не пришлось наблюдать. У одного из причалов приметил новобрачных, специально заказавших себе профессионального певца. Он был полный и пожилой, еще и одет неряшливо. Впрочем, пел красиво. Притопывая в такт, беспокойно елозил ногами по дну лодки, как мне показалось, из опасения потерять равновесие в качающейся на волнах неустойчивой посудине.
    Гондола [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
      Любому, выросшему в России, дух Венеции близок и приятен. Ведь, отечественные города, обычно, расположены у реки, озера или моря. О нашем пристрастии к водной стихии и говорить нечего: почти в каждом живет, свободный, морской, бунтарский дух. А кто, скажите, из нас с детства не любил кататься на лодке? Вот и сейчас все мы смело прыгаем в гондолу. Мало кого заботит, что ее вовсю раскачивают беспокойные волны прилива. Видавший виды гондольер дивится нашей резвости. Он как-будто набрал полон рот мутной воды из венецианского канала и петь не расположен. Впрочем, даже беседовать с нами не собирается, на вопросы отвечает кратко и сдержанно. Что же, нет, так нет. Мы и сами себя повеселить "могём".
      
      А что, ребята, нам не привыкать, в конце концов.
      
      Мы в Венеции, или где? Мы в гондоле, или в чем?  
      
      - А ну-ка, братья-россияне, песню заводи!... Как какую? Итальянскую, конечно....
      
      И над венецианским каналом звучит знаменитый мотив, хорошо известный каждому нашему соотечественнику, от мала до велика:
      
      - Уна, уна моменто! Уна, уна сентименто!
      
     
    По Венецианскому каналу [Автор фото и рассказа - Алекс Сафир]
     
      
    * * *

    Читайте также из серии 'По Италии с улыбкой':

    Часть 1. Рим - от антипапы до антипасты.

    Часть 2. Неаполь и Помпеи.

    Часть 3. Сиена, Пиза, Флоренция.

    Часть 5. Сан-Марино, Римини, Равенна

    Часть 6. Милан: поглощенный змеей

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Сафир Алекс (safir_a@msn.com)
  • Обновлено: 10/05/2009. 22k. Статистика.
  • Впечатления: Италия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка