Сафир Алекс: другие произведения.

Там, где пуп Земли... (Часть 2)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 27/10/2009.
  • © Copyright Сафир Алекс (safir_a@msn.com)
  • Обновлено: 12/04/2012. 53k. Статистика.
  • Впечатления: Греция
  • Иллюстрации: 12 штук.
  • Аннотация:
    Микены, Дельфы, Эгина


  •   
       * * *
      
       Если не учитывать Акрополь и храм Зевса, Афины - вполне современный город. Коль у вас появится желание увидеть больше старинных памятников, обратите свои стопы на юг, в сторону полуострова Пелопоннес. По дороге вы встретите достопримечательность, которую, наверно, не отнесешь к древней, но уж и современной тоже не назовешь. Это - Коринфский канал. Его построили в конце 19-го века французы. Удивительная нация! Много хорошего создали, реставрировали памятники мирового значения. Вспомним - восстановленный древний город Помпеи, Суэцкий канал. Все на французские деньги. Вот и этот 6-километровый искусственный водный путь позволил морякам сэкономить долгие дни плавания. Теперь не огибая Пелопоннесский полуостров (превратившийся после прорытия Коринфского канала в остров), они могут с легкостью переходить из Эгейского в Ионическое море, и обратно. Выглядит канал, как искусственный каньон или попросту, прямая как стрела ложбина шириной в 24 метра. Выполнено ювелирно. Кромки срезанной земли на верхушке холма и по сей день не осыпались. Когда смотришь с моста, кажется будто гигантский нож разрезал землю пополам, причем сделал это так аккуратно, словно рачительная хозяйка разделила торт. Наверно, в простоте и есть изящество и поистине, французский шарм.
       А седая древность ожидает нас в Микенах. Вход в город через знаменитые Львиные вороты. Но они страшны, пожалуй, лишь названием. Правили в Микенах великие цари. Самым известным из них был Агамемнон, выдающийся предводитель греческого союза во время Троянской войны. Гомер восхищался мудростью этого владыки. Легенда гласит, будто голова Агамемнона была необыкновенно большой. Великие мысли, видать распирали! Благодаря этому описанию, найденные при раскопках внушительных размеров кости черепа считают останками древнего царя. Несомненно, Агамемнон - личность незаурядная, достойная глубокого исторического исследования. По последним данным, он-то и был главным зачинщиком похода на Трою, а не Менелай, муж похищенной Елены. И целью войны являлось вовсе не возвращении домой беглянки. Богатая Троя в те времена контролировала важнейшие морские пути, взимая невероятно высокие пошлины на привозимые товары. Бизнес греческих купцов стал убыточным, цены росли, торговцы разорялись. Выгоду имела лишь Троя. Коль торговля не приносит прибыли, то товарооборот значительно сокращается, а то и прекращается вовсе. Государство-поставщик, теряя доходы, беднеет, население нищает, стране грозит упадок. А что голодный делает тогда? Правильно: громит богатые лавки и бьет зажиточных соседей. Тем и объясняется ненависть греческих городов к Трое, вылившаяся в категорическое решение - "Троя должна быть сожжена!". Неслыханное десятилетнее упорство, с которым греки вели войну, объясняется только крайней жизненной необходимостью. Увы, при всем уважении к прекрасному полу, с сожалением отмечу, что красавица Елена могла быть лишь поводом, но не причиной великой Троянской войны.
       Агамемнон, как предводитель объединенного греческого войска, пожал лавры победы сполна. Да к тому же, остался невредимым, выиграв военную компанию. Легкое ранение в руку не в счет, по сравнению с тем, что многие герои, такие как Ахилл, Патрокл и Аякс, сложили свои буйные головушки у ворот Трои. А вот, вернувшись домой, великий и мудрый царь начисто проиграл "войну" на семейном фронте. Лишила его жизни Клитемнестра, собственная супруга. В легенде говорится, мол, случилось это из-за ее природного злобного характера. Но я думаю, причина в другом. Можно рассмотреть версию ревности. Действительно, Агамемнон необычайно "слаб был к слабому полу". Немало накуролесил во время длительной военной командировки. Вовсе разошелся - своим соратникам был готов за женщин глотку перегрызть. Чуть до поножовщины не дошло с Ахилом из-за прекрасных пленниц Хрисеиды и Берсеиды. А после падения Трои притащил с собой на родину охмурившую его принцессу Кассандру. Понять чувства супруги можно было бы, но...
       Я не склонен считать ревность причиной гибели царя. Дело в том, что куролесил Агамемнон еще и в мирное время, до войны, причем не таясь от глаз собственной жены. Греховодничал с ее малолетней дочерью, приходящейся ему падчерицей - Электрой. Клименестра знала о том, но не одергивала мужа. Поговаривали, что домогался он и своей родной дочери Ифигении. Но на этот раз получил отпор. Царь не на шутку обиделся и принес девушку в жертву богам. Не доставайся, мол, никому. Что ни говори, не только большой головой мужик обладал, а имел кой-чего даже поболее в штанах. Да супруга, видно, привыкла к его выходкам. Выдержала, глазом не моргнув. Иное дело, когда привез домой Кассандру. Тут посерьезнее - как-никак заморская царевна, единственная уцелевшая наследница Трои. Пусть город и в развалинах, да рано или поздно восстановится. Место, ведь, пристрелянное, стратегическое и доходное. И сама Кассандра, мало того, что молода, она - известная предсказательница, чего доброго, колдунья даже. Охмурить падкого на женские прелести Агамемнона ей раз плюнуть. А тот, видать, и жениться на ней готов. Постаревшая от десятилетнего ожидания верная жена, выходит, не нужна теперь ему. Да и Микены по сравнению с Троей - провинция. И законная супруга теперь, не чета умной заморской принцессе, не иначе - деревенщина. В то же время, как блистательная Кассандра - просвещенная, столичная барышня. Получается, Клитемнестре все в один момент потерять? Заслужила ли она такое несчастье после тех бесконечных ожиданий, пролитых слез, бессонных ночей и неслыханных волнений за супруга? Чего только стоили ее душевные страдания, когда узнала, что муж ранен копьем в бою? Как уж она молилась Зевсу за его исцеление! Да проклинала троянца Коонта, осмелившемуся нанести любимому рану... И вот теперь она лишается всего, как опостылевший щенок, выбрасывается из милого сердцу дома на улицу. Что-что, но потерю материального достатка простить невозможно. За то и зарезать недолго. О наказании не стоит задумываться. Простой люд легко разжалобить, мстит, мол, за дочь, царем в жертву когда-то принесенную. И действительно, гнев черни не на нее, цареубийцу, обрушился, а направился на любовницу царя Кассандру. Следуя кровавому примеру, толпа разделались с ней таким же образом.
       Еще Шекспир говорил: нет ничего страшнее отвергнутой женщины. Поучительно: ни жители Микен, ни греческие боги не осудили Клитемнестру. Никто не возмутился, когда она после убийства Агамемнона вышла к народу с окровавленной секирой. Никто не заикнулся о мести за царя. Убийство сошло ей с рук. Удивительно... Но удивительнее следующее: когда Орест, сын Агамемнона, все-таки отомстил за отца и убил Клеменестру, то был наказан изгнанием. Общественное мнение отказало ему в правоте. А боги, тем более. Никак не отреагировав на убийство великого Агамемнона, они к тому же, наказали Ореста за справедливую месть, послав к нему чудовищных эриний. Эти яростные богини мщения, жуткие бестии с ядовитыми змеями вместо волос и безумными глазами всю жизнь преследовали Ореста. Выходит, по древним понятиям, правда была на стороне Клитемнестры, и уж никак не Агамемнона, сколько бы греческий драматург Эсхил не утверждал обратное.
       Впрочем, воздадим кесарю кесарево. Посетим гробницу Агамемнона. Это - большой куполообразный мавзолей, сложенный из гигантских каменных глыб. Напоминает нечто вроде пещеры циклопа из гомеровского повествования об Одиссее. На первый взгляд, такое могли построить лишь мифические титаны или великаны. Как иначе многотонные глыбы сложить на недостижимой высоте? Но если присмотреться, то станет понятным секрет построения: гигантский склеп возведен необычным и остроумным методом. Первоначально сам земляной холм служил в качестве строительных лесов. На него волоком затащили каменные блоки. Скрепили их, а затем лишнюю землю убрали, получив такое уникальное сооружение. Очень мудро! Сооружено прочно, на века. Чего не скажешь об иных постройках древнего города. От них остались лишь части фундаментов и фрагменты стен. Теперь трудно представить, какими они были изначально. Большая часть Микен ныне выглядит подобно разрушенному Сталинграду. Безжизненный, уничтоженный временем город, раздолье для гремучих змей. И это не шутка. Обилие камней и высокая трава на склонах - прекрасные условия для ядовитых пресмыкающихся. Стоит обратить внимание на рабочих с электрокосилками. Работают мужики вяло, хотя инструмент не выключают ни на минуту. Можно было бы отнести эту "не спешку" к природной греческой неторопливости. Но дело, оказывается в другом. Их цель - не косить траву, а распугать ползучих гадов.
       Мне, собственно, хотелось бы наблюдать тут не змей, а львов. Не даром же, их изображения украшают Микенские ворота. Впрочем, какие-то львы безголовые там. Не понятно, может это не они вовсе, а собаки или павианы? И вообще, обитал ли в Греции когда-либо царь зверей? Одолевают сомнения. Впрочем, существует же легенда о немейском льве. Но это еще ничего не значит, ведь сказание могло быть заимствовано из других культур. Тем более, греческая мифология вообще изобилует фантастическими существами - кентавр, гидра, минотавр и т.д. Может, павиан, привезенный, скажем, купцами из Африки, воспринят был впечатлительными греками, как грозный лев?
       Посещение местного музея входило в стоимость билета. И мы направились туда. Дудки! Попасть внутрь оказалось не так просто. Стоял полдень, но музей был все еще закрыт. Как нетерпеливые ахейцы у ворот Микен, мы принялись колотить в дверь. Греки, видать, привычные к славянским нашествиям, незамедлительно отворили. Эти работники музея показались неприлично заспанными для середины дня. И хоть ворота пред нами пали, защитники, тпррр... простите, служащие музея не спешили сложить оружие. Наоборот, они грудью стали на защиту собственных интересов за непонятно кем установленное правило (возможно, ими самими придуманное) о закрытии музея для третьего завтрака персонала.
       - Но мы не можем ждать целый час, - у нас сегодня еще большая программа!
       Тут они проявили "понимание" и особое расположение - вместо часа позволили нам прийти сюда через сорок пять минут. Что мы и сделали. Однако, к тому времени "стража" у ворот сменилась, и нам вновь пришлось повоевать. Уж больно хотелось взглянуть на столь тщательно охраняемые сокровища экспозиции. Вопреки ожиданиям, в музее нечего было смотреть - какие-то булыжники и обломки старых амфор. Это особого впечатления не производило. Удивило иное. В какой бы мы зал не входили, в каждом из них присутствовала смотрительница. Как правило, восседая на стуле, неодобрительно колким взглядом посматривала на нас. И все смотрительницы были удивительно похожие одна на другую. Я стереотипно подумал: до чего же униформа делает людей одинаковыми. Но потом, присмотревшись, отметил, что и фигурой и лицом эти барышни идентичны. Неужто близнецы собрались здесь под одной крышей? Как много их тут? Греческая земля богата, да не на столько. Залов, ведь, не менее двадцати. А может, все они до одной пластическую операцию сделали? Единый образец использовали? Но тогда физиономию могли бы покрасивее себе подобрать....
       Стоило мне присмотреться повнимательнее, и загадка разрешилась сама собой. Как только мы покидали очередную комнату, смотрительница тихонько, на цыпочках удалялась через едва заметную дверцу в стене. Спустя несколько мгновений она поджидала нас в следующем зале. Прямо не музей, а критский лабиринт какой-то! Не повстречаться бы с Минотавром... Ведь, в древности это чудище тоже "работало" смотрителем помещений.
      
      
       И все же, главная цель моего путешествия впереди. Резко меняю направление. Дорога теперь ведет на север.
       Не каждая страна смеет похвастать, что центр Земли находится на ее территории. Впрочем, едва ли отыщется исключительный случай, когда жители какого-либо государства не отстаивали свою значимость. И народы в целом, и каждая личность в отдельности отводит себе центральную роль в мире и обществе. Это нормально. По крайней мере, хорошо для прогресса. Однако, никто не претендует именовать себя пупом Земли. Разве что, в шутку. А почему, собственно? Ибо не поверят. Знают, что только один единственный такой существует. И находится он в Греции, на горе Парнас, в том месте, которое испокон веков зовется кратко, емко и мелодично - Дельфы.
      [Автор фото и рассказа – Алекс Сафир]
       В самом ли деле это географический центр Земли, вопрос спорный. Впрочем, не столь важно. Главное другое: это - великий древний храм, важнейший духовный центр античности, обитель древней мудрости и культуры, создавшей мир нынешний, тот самый, в котором мы живем и поныне. Согласно преданию, храм построен богом Аполлоном. Без ложной скромности, он посвятил его самому себе. И не беда, что храм расположился вдали от главных дорог, городов и поселков. Сей обители суждено было стать важнейшим и популярным местом паломничества, причем мирового значения. Толпы прихожан и искателей истины стремились туда. Цари и богачи жертвовали громадные средства, чтобы получить благословение и совет Дельфийского оракула.
    Дельфийский оракул [Автор фото и рассказа – Алекс Сафир]
       Итак, это было не просто место для молитвы, не просто Ватикан античных времен, а нечто большее. Я бы даже сказал, более практичное и конкретное, чем только религиозный символ. Представьте себе современный информационный центр, прибавьте к нему министерство юстиции, присовокупите министерство иностранных дел, приплюсуйте Государственный банк, ну и естественно, добавьте главный религиозный храм. Теперь мысленно перенесите это все в античную эпоху. Вот, вы в результате и получите то, что представлял собой знаменитый Дельфийский оракул. Это пожалуй, самая полная, объемная картина. Хотя чаще всего, упоминается он, как место, где добывали важные советы и предсказания. О всем остальном умалчивают, либо говорят вскользь. Наверно, потому, что предвидеть будущее - наиболее важно для каждого человека, без исключения. И действительно, получить правильное наставление от самих богов, начинать ли, скажем, войну, строить ли каналы, порты, новые города - значит не мало. Правильному совету в этом случае, цены нет.
       Для обряда выбирались три молодые, непорочные девы (пифии). Их специально готовили к таинству. Пифиям следовало блюсти чистоту духа и тела, соблюдать пост и умываться в святом Кастальском источнике, бьющем прямо из горной расщелины. По преданию, хранителем родника был мифический крылатый конь Пегас, мощным копытом высекавший воду из камня. Во время обряда предсказания посетитель не мог видеть пифию, скрытую от него за тканевой занавеской. И многое при том терял, ибо зрелище было презабавное: пифию усаживали на треножник, заставляя вдыхать пары исходящего из земли одурманивающего газа. Ослабленная от многодневного поста, девушка легко впадала в состояние эйфории. Именно тогда и произносилось пророчество. Слова ее, зачастую, были не внятны (мало ли что может наболтать пьяная, одурманенная женщина!?), лепет бессвязен, и казалось, лишен всяческого смысла. Чтобы растолковать клиенту, что же изрекла пифия, "мудрые" жрецы совещались, а затем объясняли смысл предсказания по собственному разумению. Однако, и такой "перевод" был зачастую двусмыслен и не столь ясен, как того хотелось. По сути, предлагалось искателю истины самому решить и сделать собственный вывод. В силу неоднозначности, путаности предсказаний, хитрые жрецы всегда оказывались правы.
    Дельфийский оракул [Автор фото и рассказа – Алекс Сафир]
       Однажды, царь страны Лидия по имени Крез, богач и обладатель несметных сокровищ, решил испытать судьбу. Он возжелал покорить соседнюю страну, заполучить ее сокровища и стать от того еще богаче. Однако, не был уверен в победе. Потому прибыл в Дельфы и задал оракулу вопрос - стоит ли начинать войну против сильной Персии, будет ли она удачной? И получил ответ такой - "Предрекаю, что ты сотрешь с лица великое царство". Ободренный Крез тут же приступил к военным действиям, однако, потерпел жестокое поражение. Он возвратился в Дельфы с жалобой на неправильный совет. Но жрецы невозмутимо ответствовали - предсказание было верным, ибо имелась в виду гибель его собственного царства.
       Еще один жаждущий пророчества, полководец Мегабаз, спросил у оракула, где ему следует основать город, который в будущем достигнет невероятного могущества и процветания. И в ответ услышал, что самое подходящее место - прямо напротив земли слепых. Много путешествий после того совершил Мегабаз, плавал вдоль берегов Средиземного, Мраморного и Черного морей. Нигде не находил поселений слепых людей. Уж совсем отчаялся. Он много раз пересекал пролив Босфор, но лишь вдруг обнаружил, что на южном, азиатском берегу существует мегарский городок Халкидон. Место для него выбрано крайне неудачно, заболоченное и топкое. В то время, как северный, европейский берег пролива, явно, удобнее для жилья.
       - Только слепые могут такое не заметить и поселиться столь неразумно! - воскликнул Мегабаз, и тут же осекся, вспомнив пророчество оракула.
       Так вот и был основан город Бизантин, впоследствии ставший Константинополем, столицей великой Византийской империи.
      
       Попутно замечу: вероятно, за долго до того Халкидон был целью похода Ясона за золотым руном, а вовсе не западное побережье Грузии, как принято сейчас считать. Название "Халкидон" весьма сходно с "Колхидой". Ни одна черноморская территория Кавказа не сохранила сколь-нибудь похожее название. Исключение - Кахетия. Но эта грузинская провинция расположена далеко на востоке, не у морского побережья. Согласно преданию, Ясон достиг своей цели водным путем, следовательно, не в Кахетию направлялся. А вот, в районе Халкидона (современного Стамбула) существует залив "Золотой рог", известный грекам с давних времен. Где рога, там, обычно и шкура барана, то бишь руно. Да и легенда недвусмысленно указывает на эти места. Определенно говорится, что золотой овен летел над проливом Дарданеллы, спасая детей орхоменского царя от преследований мачехи. Именно там девочка Гелла не удержалась на спине животного, упала и утонула в море. Вряд ли великодушный овен не обратил на это внимание и легкомысленно полетел дальше. Скорее всего, он совершил посадку где-то поблизости. Несомненно устал, раз столь опрометчиво уронил ребенка. Для выбившегося из сил животного риск потерять еще одно дитя был достаточно велик. Ведь в таком случае, поручение пославших его богов осталось бы не выполненным. Потому следовало немедленно остановиться и завершить путешествие именно здесь, у Халкидона на Босфоре. Спасенный золотым бараном мальчик со странным именем Фрикс чувства благодарности не ведал. То ли за сестру мстил, то ли решил с выгодой нажиться, продав золотую шкурку. Словом, безжалостно животное зарезал, снял золотое руно и "загнал" его местному правителю.
       Еще на территории самой Греции существует область под названием Колхидики. Это также наводит на размышления - может быть, Ясон и вовсе не отправлялся в дальние края, а совершил коротенькое плавание к соседним берегам? Обычно, перед дальним и опасным походом моряки испрашивали совет у Дельфийского оракула. Но в данном случае за предсказанием никто ходить не собирался. Получается, путешествие ожидалось коротким и безопасным. Вывод здесь один - не так далеко уплыл Ясон за золотым руном от родных берегов.
      
      
       Справедливости ради, скажу - не всегда оракул пророчествовал многозначительно и уклончиво. Иногда предсказания были кристально ясны и несомненно однозначны. На первый взгляд, это было рискованно, ибо в случае ошибок, жрицы безвозвратно утеряли бы репутацию. Конкретный ответ не предполагает двусмысленности. За правильность его придется нести ответственность. Допустишь ляпсус - и отвертеться не удастся. Выходит, когда все-таки давались однозначные предсказания, то они были заведомо точны и абсолютно правильны. Отбросим мистику и здраво усомнимся в заверениях жрецов, будто пророчество исходит прямиком из божьих уст. Тогда каким же образом они умудрялись не ошибаться?
       Дело в том, что новости со всего света, все сплетни и слухи испокон веков стекались сюда, в Дельфы. Их приносили сами искатели пророчеств, их послы и слуги. Кроме того, содержалась разветвленная сеть осведомителей. Контакты и связи жрецов простирались по всему миру. Гонцы со свежими новостями прибывали постоянно и отовсюду. Но легче всего, и главное - дешевле получить необходимые сведения от прибывших в Дельфы по собственной воле за советом и предсказанием. Ведь не сразу по приезду им гадалка гадала. Требовалось соблюдать типичный церемониал ожидания, во время которого вряд ли чем еще гостю было заняться, окромя обильной трапезы с традиционными застольными возлияниями. В знак особого уважения гостю предлагали подышать дурманящими "парами Геи", богини земли. У захмелевшего и обкуренного странника язык легко развязывался, и выпытать все необходимое не представляло труда. Жрецам следовало лишь обмозговать добытую информацию, чтобы позднее при обряде предсказания дать пришельцу разумный совет. Зачастую, ему в перефразированном виде повторялось сказанное им самим накануне. Так проситель получал именно то, что желал услышать.
       Жульничество скажете? А я вот, другого мнения. Посудите - ежели сам человек не в силах найти решение и отправляется к кому-то другому, более умному, за советом. А тот выслушав его, беспристрастно находит разумное решение. Разве ж этого мало? Честь и хвала такому. Не важно, обставлено ли предсказание мистическими обрядами, всякими там фейерверками или танцами полуобнаженных девиц. Все это лишь декорации. А ведь важен-то результат.
       Впрочем, когда затрагивались личные интересы жрецов, они давали лишь выгодный им совет, не важно, правильный он или нет, коль то самим на пользу. Что поделаешь, если религия еще с древнейших времен срослась с бизнесом? Любая церковь, прежде всего, печется о собственном благополучии. Увы, в "святых" делах повсеместно превалирует меркантильный интерес. И осуждать подобное не разумно - не будет денег, тогда разорится церковь, служители и прихожане разбегутся. А не станет господнего храма, какая уж тут духовность и нравственная чистота общества? Все погрязнут во тьме и грехе.
       И дельфийские жрецы о себе не забывали, тем более, о хлебе собственном, насущном. Ежели во время не пожрать, то какие они тогда жрецы?
    Жрец [Автор рассказа – Алекс Сафир]
    Еще в 7-м веке до н.э. из шкурных соображений отговорили царя Периадра строить Коринфский канал. На корню погубили великую и нужную затею. И вот почему: жрецы понимали, что открытие нового судоходного пути резко уменьшит их доходы. Коль откроется более короткий торговый маршрут, у купцов исчезнет необходимость подолгу задерживаться в Дельфах. А вместе с торговыми людьми через новый канал утекут щедрые подношения и богатые пожертвования. Так и задержалось осуществление великого проекта аж на две с половиной тысячи лет! Надо же, мракобесы какие...
       Пророчествуя, Дельфийский великий оракул вершил судьбы мира: кому властвовать, а кому в земле гнить, какой вотчине процветать, а какой лежать в развалинах, гореть в пламени или кровью обагриться. Влияние храма было огромно. С ним и почет, благоговение и уважение к этому святому месту со всех концов обозримого мира. Где слава, там и достаток. Завоеванное доверие - лучшая валюта. А позариться на богатства Дельфийского храма никому в голову не придет, ведь на защиту его поднимется весь мир. Потому и постоянной стражи не много требуется, а больше пространства для духовных людей. Место надежное и спокойное. Не знаю, кому первому в голову пришло построить в Дельфах свою сокровищницу и хранить там личные сбережения. Но почин этот был подхвачен всеми городами-государствами Греции. Не существовало ни одной мало-мальски самостоятельной территории, которая не хранила в Дельфах свое кровное достояние, свой неприкосновенный запас. Это было почетно и престижно. А по качеству и красоте возведенных хранилищ греческие города не на шутку соперничали между собой. Стремились, чтобы их сокровищница была лучше, красивее и величественнее, чем у других. Со временем в Дельфах скопились неисчислимые богатства мира. Вот, оказывается, где, как и почему появился первый Центробанк!
       Однако, не только богачи посещали храм. Освободившиеся от рабства и ставшие полноправными граждане прежде всего отправлялись в Дельфы. Там на специальной мраморной доске гравировалось их имя, что являлось вечным и неоспоримым документом, удостоверяющим нерушимое право на обретенную свободу.
      
       И все же, одна мысль не дает покоя... Где, собственно, тот пресловутый "пуп земли"? Как выглядит? Не может он быть лишь абстрактным понятием, чисто духовным и символическим. Каждому известно, что пуп человеческого тела - это его середина, находится как раз над желудком. То вовсе не секрет. Вот и древние паломники ожидали увидеть нечто ощутимое, конкретное. Одними витиеватыми фразами жрецам не отделаться. И нам, любознательным туристам, возьми да положь. С загадочной улыбкой экскурсовод ведет к развалинам храма.
       - Вот здесь, на каменной плите и находился знаменитый пуп...
    Здесь располагался пресловутый Пуп земли [Автор рассказа – Алекс Сафир]
      
       Но беда в том, что подставка сохранилась, а пуп исчез. Чувствую себя обманутым в своих лучших надеждах. Коль нет центра земли, по крайней мере, его символа, то в каком мире мы живем? Если он вовсе исчез, то не утерян ли с ним весь смысл бытия? Но скоро экскурсовод развеял сомнения, успокоил нас.
       - Пуп земли никуда не испарился, он не похищен и не разрушен. Так что, ребята, продолжайте жить спокойно. А реликвия та просто перенесена в здешний музей, куда мы и направляемся прямо сейчас.
       С замиранием сердца, но с участившемся дыханием притом, я переступил порог музея. Пуп отыскался не сразу. Он оказался в одном из самых последних залов.
       Интересно, мой читатель, а как вы представляете его? В виде воронки, полости, притягивающей к себе и поглощающей без разбора все, что туда попадает? А может, в виде фаллоса, мощной вертикальной колонны? Кое-кто представляет его маленьким скандинавским гномиком, юрким троллем, или этаким самоуверенным крошечным наполеончиком. А иной вообразит в виде гриба, коренастого и съедобного, естественно, с толстой ножкой и широкой коричневой шляпкой, как на детских утренниках.
       Увы, ни одна из этих картинок не соответствует действительности. Пуп оказался .... яйцом. Этаким Шалтай-Болтаем, как в сказке Луиса Кэролла. Однако, не тем, что курочка Ряба снесла. Не простым, и даже не золотым. А большим каменным, точнее - из белого мрамора. Теперь становится многое понятно. Яйцо, ведь, символ целого мира. И не только неодушевленного, но и вполне жизнетворного, ибо яйцо - колыбель живого существа. Не даром это - неизменный атрибут праздника пасхи. Символ, действительно, простой, но неожиданный и потрясающий. И как же я раньше не догадался? Не фаллос, оказывается, главное в природе, а яйцо! Первое - производное, второе - изначальное. И никак не иначе. А каменное, значит вечное. Оно никогда не разобьется, подобно хрупкому Шалтаю-Болтаю. Так что, не придется посылать всю королевскую конницу и всю королевскую рать, чтобы его разбитого затем собирать. Впрочем, согласно Кэроллу, мало толку от того королевского воинства. А это яйцо, как видим, крепкое, о него запросто другие яйца можно бить. Как в случае приготовления яичницы, так и в качестве наказания. Собственно, по здравому мнению древних греков, яйцо - близкий родственник фаллоса. Не даром же, по-гречески пуп земли зовется - "омфаллос".
    Вот он каков Пуп земли в натуре [Автор рассказа – Алекс Сафир]
       Много иных чудес кроме того наблюдал я в дельфийском музее. На высокой колонне, почти под потолком фигура мудрого сфинкса. Я попытался запечатлеть свою супругу на фоне легендарного существа. Вдруг откуда ни возьмись, вылетела разъяренная фурия в обличье смотрителя зала. С горящими зелеными глазами Гидры и всклокоченными змеиными волосами Горгоны-медузы, захлебываясь от гнева, чудище стало объяснять что-то мне звонкими междометиями, переливающимися в птичьи завывания. В бурном потоке греческих слов я уловил какие-то английские нотки и по смыслу догадался, что фотографировать людей на фоне статуй запрещено. Попытался возразить:
       - Взгляните на мою жену. Она - красивая. Статуя, как фон для нее, при том только выиграет. К тому же, сфинкс - не греческий символ. Не ваш, а заморский, египетский. Как иностранец, он не обязан здешним порядкам подчиняться. Не верите? Так вы у него и спросите...
       - Ага, сами говорите, что он египтянин. Значит, по-гречески не кумекает. Как же его спрашивать? - не поняла юмора "фурия". - Раз на нашей земле стоит, пусть местным законам подчиняется. Да и вы с ним тоже. А то скорчите какую-то неподобающую рожицу, или неприличный жест покажите. Знаем вас, американцев. Такие случаи уже были. Потому и запретили фотографироваться на фоне статуй.
       - В таком случае, разрешите сфотографировать вас, как местную музейную диковинку.
       "Фурия" от моей идеи не пришла в восторг, и мне не удалось сделать снимок современного монстра. А жаль, было бы прекрасное документальное доказательство, что не все мифические чудища вымерли.
      
       В самом последнем зале музея нас ожидал еще один сюрприз. Статуя Антиноя, идеально сложенного, прекрасного юноши, выполнена с невиданным искусством. Мне приходилось наблюдать множество скульптур в Италии, Греции, Франции. Но, вынужден признаться, что ничего подобного еще не видел. Неизвестный ваятель с высочайшим мастерством изобразил в мраморе юношу. При всем моем уважении к искусству античных скульпторов и талантливых ваятелей эпохи Возрождения, на мой взгляд, никто не создал шедевра подобного этому. Увы слава Микеланджело, Мирона, Фидия и Праксителя затмевает тех, чьи достойные имена утеряны в веках. Но сохранившиеся произведения забытых, безымянных мастеров, говорят сами за себя. К сожалению, на фото дельфийская статуя Антиноя не получается достаточно хорошо. Увы, настоящее искусство не дублируется. Его надо видеть воочию, ибо оно уникально.
     [Автор фото и рассказа – Алекс Сафир]
       Удручает то, что юноша без рук. Впрочем, как и Венеру Милоскую, его это не слишком уродует. Наверняка, еще большее впечатление производила статуя, когда была целой. Еще раз замечу: мне больно и обидно смотреть на большинство греческих скульптур, будто побывавших у палача на плахе. Отсутствие рук и ног, а то и голов превращает произведения великого искусства в жалкие бесформенные обрубки. Впрочем, и при этом многие "эстеты" восхищаются искореженными и пожелтевшими мраморными торсами. Мне не понятно, как такие калеки могут вызывать подобные чувства?
       В усечении статуй греки традиционно винят римлян. Вроде бы, во времена Римской империи те бесстыдно обирали Грецию, вывозя ее культурное достояние. Сначала грузили статуи на корабли целиком. Но не всегда удавалось доставлять их в сохранности. Да и места на палубе занимали много. Тогда из чисто практических, хотя и варварских побуждений, принялись расчленять статуи, увозя лишь головы и руки - наиболее трудно изготавливаемые части фигур. Туловища к ним воссоздавали уже в Риме, крепили привезенные конечности, составляя статуи в первоначальном виде. Вот таким нелепым, но экономичным способом произведения искусства переправлялись в центр империи. А на родине оставались лишь одни обрубки. Позвольте спросить тогда, кто первые варвары в истории? Выходит, сами римляне и были, а не те германцы, что пришли их Рим завоевывать.
       Впрочем, очень скоро я усомнился в такой, чисто греческой версии о разрушении статуй. И поводом послужил неожиданный живой символ, вдруг явившийся из подворотни музея. Это была кошка с обрубленным хвостом. Кого-кого, но итальянцев винить в уродовании кошачьего предмета гордости вряд ли следует... Вот, тогда у меня и закрались первые сомнения.
       Собственно, у греков к итальянцам особый счет. До сих пор не изгладилась из памяти агрессия Муссолини во время Второй мировой. А ежели какой-то макаронник гордо заявит, что он - итальянец, то услышит от греков ехидный вопрос - до конца ли ты, парень, уверен в том? Ибо римляне - не иначе, как потомки греческих колонистов. Не задавайтесь, младшие братья. И что это еще за выдуманная такая нация - итальянцы? Возомнили тут себе! Все мы - греки. Вы - тоже...
       И все-таки, кто изуродовал статуи? Когда такое случилось? Если это - следствие упомянутого выше "созидательного вандализма", то наблюдалась бы подобная картина повсеместно. Даже и в Риме нашлись бы желающие перепродать части статуй куда-нибудь еще дальше. Скажем, в Испанию, либо в другие части империи. Однако, в Риме почти нет изувеченных скульптур. Не встречал я там таких, к которым явно приделаны чужие руки и головы. Подобрать мрамор по цвету очень не легко. У камня множество оттенков. Чтобы найти нужный, следует переворошить несметное количество глыб, и то полной уверенности нет, что найдешь подходящую. Посему, восстановленная статуя с приделанными руками может обойтись на много дороже, чем транспортировка ее в Рим целиком. Сторонники греческой версии, обычно, ссылаются на интересный факт: недавно обнаружили затонувшую античную галеру, груженную доверху отсеченными конечностями греческих статуй. Но кто знает, римским ли был тот корабль? И о цели перевозки в бортовых журналах ни слова не сказано. Ибо не велись тогда еще они.
       Существует другая версия, которая мне кажется правдоподобной. После установления христианства языческие скульптуры официально объявили погаными идолами. Их попросту прокляли. Не важно, то были изображения богов или простых смертных. Новая религия рьяно боролась с прошлыми верованиями, разрушая древние храмы и уничтожая статуи. Однако, не так просто разбить твердый камень на мелкие кусочки, для того сильно потрудиться надо. Тем более, когда скульптур - тысячи. А вот, руки отсечь или головы - дело не хитрое. Торсы можно в землю закопать, а то и лучше, по-хозяйски использовать для фундаментов домов. Статуй в Греции много, как тут со всеми расправишься? Вот, и придумали способ расчленения. Туловища - на стройматериалы, а головы и руки грузили на корабль и затем топили в море.
       Возникает резонный вопрос, почему тогда в соседней христианской стране Италии античные статуи не пострадали, а в Греции - ни одной целой не сыщешь? Все дело здесь в разнице традиций православия и католицизма. В первом случае, непреложное следование букве и духу начального христианства, а во втором - некоторое послабление, отход от догм. Даже римские папы хранили в своих резиденциях обнаженные античные скульптуры, собирая целые коллекции. Стоит зайти в музей Ватикана, чтобы убедиться в этом. А при посещении костелов легко заметить, что там и по сей день больше статуй, нежели икон. Движение реформации в католической церкви, было по-сути возвратом к изначальным концепциям христианства. И оно также началось с уничтожения скульптур.
       Вспомним, как Владимир крестил Русь по православному обряду. Старый языческий идол бога Перуна был брошен в реку Днепр. Вся нехристь и чертовщина по тамошним традициям должна была быть утоплена или сожжена. Но греческий мрамор не горит. Поэтому, части исковерканных античных статуй неизменно сбрасывались в море.
       Поистине, Греция - удивительная страна. Сначала создала мировые шедевры, затем их почти полностью уничтожила.
      
       * * *
       Оставался один свободный день. Все запланированные экскурсии мы совершили. Вновь бродить хожеными улицами Афин, или попросту отдыхать в гостинице не имело смысла. И мы решились на самостоятельную вылазку за город. Но куда? В Патру или Салоники ехать бессмысленно - на много дольше трястись в дороге, чем любоваться вожделенными примечательностями. А вот, отправиться на близкий остров Эгину и посетить его заповедные, исторические места - казалось достаточно привлекательным. К тому же, морская экскурсия тоже выглядит заманчиво.
       В Пирее мы поднялись на верхнюю палубу гигантского парома. Главное его назначение - транспортировка снабжения на греческие острова. Громадные автомобили-траки с длинными прицепами поочередно въезжали на нижнюю палубу и становились там в ряд. Причем товары не разгружались, а перевозились вместе с автомобилями. Потому паромы построили такими большими. А на верхней палубе для пассажиров - настоящее раздолье. Места много, людей мало. Хоть танцплощадку устраивай, скорее даже, футбольное поле. Впрочем, поездка короткая. Один тайм не успеешь сыграть, как к берегу причалишь.
     [Автор фото и рассказа – Алекс Сафир]
       А там, уже на пристани острова Эгина вас ожидает первый шедевр - ослепительная белоснежная церквушка св. Николая. Она совсем крохотная, но аккуратная и симпатичная. Однако, главная цель у нас иная - на холмах острова расположился известный с языческих времен храм Афины-Афайи. Путеводитель говорит: древнее строение почти полностью сохранилось в первозданном виде, что невиданная редкость для Греции. К тому же, не так далеко находится, можно и пешком. Но я предпочитаю не рисковать, покупаю билеты на автобус, причем в оба конца.
       Водитель не спешит отправляться в путь. Вероятно, ожидает еще пассажиров. Попытался выяснить у него подробности - долго ли ехать и когда возвращаться обратно. Однако, он оказался скуп на слова. Да и то, что соизволил ответить, мало походило на английскую речь. Я не понял, переспросил. Но его это стало раздражать и он вовсе не ответил.
       Наконец, автобус тронулся. Дорога была петлистой и пыльной. Не взирая на раннюю весну, солнце жарило нещадно. Автобус быстро поднимался по склону вверх, но конца пути не было видно. Ехал он долго. Не представляю, как бы мы пешком дошли, последовав совету путеводителя. Пыльная дорога под солнцем заняла бы не менее двух часов.
       Вскоре наша тряская поездка была вознаграждена. Храм Афины, "не тронутый временем", как утверждалось в путеводителе, в реальности оказался без стен и крыш, к тому же пуст внутри. Из сохранившихся частей остались лишь колонны. Впрочем, их было много. Еще, правда, уцелели перемычки между ними. Все это создавало какую-то необычную архитектурную связку, которая вряд ли была специально задумана строителями. Естественно, никто из них не предполагал, что храм большую часть своего существования простоит именно в таком печальном виде, и туристы будут приходить в восторг от вида развалин. А знали бы, так не достроили, незавершенное и оставили, заморочили голову заказчику, забрали бы гонорар сполна, и тю-тю. Зачем достраивать, коль все равно - шедевр? К слову, вспомнился Гитлер. В молодости он был художником, рисовал в основном разрушенные здания, находя в них какую-то особую красоту.
     [Автор фото и рассказа – Алекс Сафир]
       И все же, храм производит впечатление. Чем именно? Наверно, неповторимым архитектурным сочетанием колоннады и мягкого струящегося света от весеннего полуденного солнца. А может, мистическим духом этих мест, их непорочной святостью. Хотелось гулять здесь бесконечно, фотографировать вновь и вновь. Что-то притягивало и не отпускало. Наверно, такое ощущение вполне естественно возникает в древних святых обителях. История знает много случаев, когда отнюдь не паломники, а обычные туристы, даже не верующие, посетив монастырь, оставались там жить на всегда. Но то - обитаемые места. А здесь, из живности, разве что две бездомные кошки, да билетерша в будке. Итак, сделав над собой усилие, сжав волю в кулак, мы покидаем храм...
     [Автор фото и рассказа – Алекс Сафир]
       Прождали автобус около получаса, затем заволновались. Время было дорого. Надо поскорее вернуться в Афины, чтобы уложить вещи к предстоящему завтра отъезду. А поскольку время ожидания затягивалось, мы не отказали себе в удовольствии насладиться моментом, созерцая красоты окружающего ландшафта. Несмотря на раннюю весну, все вокруг зеленело и цвело. Юг есть юг. И сам остров - впечатляющий. Сочетание зеленых пологих холмов и необычайно красивого синего цвета морской воды. Домов не много. В древности, во времена Аристотеля остров был густо заселен, не то, что сейчас. Тогда здесь проживало до полумиллиона жителей. И существовал остров, как самостоятельное сильное государство. Сюда свозились и продавались в рабство пленники со всего мира. Отвратительная и постыдная практика! Но по понятиям того времени она считалась честным и законным ремеслом. Я мысленно представил себе бесконечные колонны невольников, после выгрузки с кораблей бредущих на невольничий рынок, гремя цепями и стеная...
       По злой иронии судьбы и по велению жестокого сиракузского царя, греческий мыслитель и выдающийся философ Платон именно здесь был продан в рабство. К счастью, вовремя друзья выкупили несчастного, уберегли его для истории и мировой культуры. Так что, его имя и труды дошли до нас, а не затерялись навечно среди этих живописных холмов.
       Мало кому известно, что выдающиеся герои Троянской войны - Ахилл и Аякс - родом именно отсюда. Я думал о них и удивлялся: как такой восхитительный остров мог взрастить столь жестоких, беспощадных воинов? Ведь согласно Гомеру, Ахилл был не просто великим бойцом, а настоящей бронированной машиной, предназначенной исключительно для убийства. Своего рода, одушевленный танк древности. По преданию, его, новорожденного, мать окунула в магические воды подземной реки Стикс, и потому кожа героя стала неуязвимой для стрел и копий.
       Впрочем, если вчитаться в "Иллиаду" внимательнее, найдешь массу неувязок и противоречий, связанных с Ахиллом. Ну, прежде всего, имея непробиваемую кожу, Ахилл все же носил доспехи. С какой, скажите, целью? Ведь это лишний вес и обуза для неуязвимого воина. Правда, однажды он подарил свою амуницию другу Патроклу, но при этом тут же приобрел для себя новую. А вот, еще один случай, ставящий под сомнение пресловутую неуязвимость. Предание гласит, что в самом начале войны, преследуя троянцев, он был ранен стрелой в руку. Как же так, и чему тогда верить?
       Большую часть военных действий (а это - долгие годы!) Ахилл просидел в своем шатре, пребывая вроде бы в обиде на своего начальника Агамемнона. Возможно ли такое для профессионального и храброго воина? Не могу себе представить. Почитатели этого героя, конечно же, примутся его защищать. Мол, на труса Ахилл совсем не смахивает. К примеру, его героическая победа в поединке с сильным троянцем Гектором? Да, эта сцена восторженно описана Гомером. Но не менее хвалебно упоминается убийство сим "храбрым" Ахиллом малолетнего троянского царевича Троила, неосторожно вышедшего за ворота города к ручью. Никому тот ребенок не угрожал, желал лишь водицы испить. А наш "герой" лишил жизни безоружного мальца!
      
       Великий греческий герой Ахилл
       Во множестве врагов сразил!
       И ощущая воинский подъем,
       Пронзил он Гектора копьем.
      
       Сражался, не жалея сил -
       Жестоко за Патрокла отомстил.
       Убил еще царевича Троила.
       Мочить троянцев и детей их - дело мило.
      
       А может, до того он надругался над мальцом?
       Но летопись молчит о том.
       Ахилл убил еще бы многих,
       Коль то ему позволили бы боги.
      
       Судьба, увы, была предрешена -
       Настигла вдруг его троянская стрела.
       И в летописи сказано об этом внятно -
       Сразило острие героя прямо в пятку...
      
       *
      
       Позвольте, мне тогда задать один вопрос -
       Ну, почему же, в пятку, а не скажем в нос?
       Герои у Гомера все храбры,
       Но правду невозможно утаить.
      
       Сквозь ложь она пробьется все равно -
       Выходит, что Ахилл к врагам стоял спиной,
       Ну а скорей всего, он от троянцев в панике бежал,
       Не даром же им пятки показал?
      
      
       Выдающийся греческий оратор Дион Златоуст очень скептически относился к легенде о покорении Трои, приводил логические аргументы, что все в реальности происходило с точностью наоборот. Не греки разорили город, а Троя одержала убедительную победу. "Завоеватели" вернулись домой ни с чем. Чтобы оправдать унизительное поражение, придумали нелепые истории о своих "подвигах". Но им все равно никто не поверил. В результате - Агамемнон убит, Диомед изгнан, у Одиссея разграбили все имущество. Так встречают не героев войны, а неудачников. Менелай долго не возвращался домой, скитаясь по Египту, а Одиссей бесконечно мотался по свету, прежде чем, наконец, отважился вернуться. Совсем не похоже на поведение победителей, скорее, так поступают трусы из страха появиться на родине после бесславного поражения.
       Какой бы ни была горькая правда, не хочется расставаться с красивыми мифами, рассказанными Гомером. Даже если они не так достоверны, как хотелось бы, если придуманы слепым и нищим старцем в угоду публике. Ну, кто скажи, одарит монетой за правду? А вот, выдумки и сказки всегда в чести. Такое слушать станут непременно и еще ручку позолотят. Особенно, если трусливым по натуре расписать, какие они сами удальцы или какими храбрецами были их предки....
       Вот в таких размышлениях мы стояли на автобусной остановке уже больше часа. И все безрезультатно. Если и появлялся на трассе какой-то редкий транспорт, то он двигался не в порт, а в противоположном направлении, вглубь острова. Видать, богиня Афина не хотела с нами так просто расставаться. Озадаченный, я направился к билетному киоску музея. Молодая гречанка с вьющимися волосами заверила меня, что автобус скоро появится, сама удивляется, почему его до сих пор нет.
       Еще пол часа не принесли ровно никакой результат. Исчез из поля зрения даже редкий транспорт, идущий к тому же, нам не по пути.
       - Ну, прямо мистика какая-то! - волновалась супруга. - Наверно, этот храм заколдован, коль так просто нас не отпускает. Может, следует жертву какую-то принести богине.
       - Да где ж тут петуха или, тем более, овечку раздобудешь? Вообще, сторонка бедна на живность. Разве, какую кошку отловить?
       Я, конечно пошутил. Обожаю кошек, никогда их не обижу.
       - Собственно, что может с нами произойти? В мистику мы не верим. Разве, что в рабство продадут, как когда-то Платона. Если конечно, местные патриоты подслушали твою тираду о греческих героях.
       - Это - вряд ли. Со времен рабства много воды утекло. Лишь с виду кажется, что дикие места. Эгина после объявления независимости Греции была провозглашена столицей. Эта территория первой освободилась от турок. Так что, мы совсем не на задворках, как кажется, а в очень цивилизованном месте. Захолустье столицей никогда не нарекут...
       Еще через десять минут мне надоело наслаждаться "столичным" горным воздухом, и я вновь направился к кассирше. На удивление, там уже сидела другая женщина. Как ей удалось незаметно подменить прежнюю - не понятно. Вероятно, чудеса творит богиня Афина. Того и гляди, заставит поверить в себя, и в язычество обратит. По крайней мере, послание богов, доведенное мне через уста новой кассирши звучало по-иному, более конкретно, хотя менее обнадеживающе. Оказывается, что во второй половине дня водитель маршрутного автобуса неизменно балует себя двухчасовым перерывом на обед. Так что, он появится здесь лишь через полтора часа.
       Надо ж, сколько еще придется торчать! Благо, что не слишком жарко. И при том не холодно. Всякая неприятность имеет две стороны. О плохой не стоит, а хорошая - в том, что могло быть еще хуже. Скажем, застряли где-нибудь в Норвегии, зимой, у обледеневшего фиорда, либо летом на барханах в пустыне Кизил-Кум. А здесь - цветущий пейзаж и глаз радующий вид на прекрасный Саронический залив. Стой и радуйся, и не беда, что богиня нас отпускать не желает. Местные жители называли ее - Афайя. По древнему преданию, она могла становиться невидимой, чтобы ускользать от своих поклонников. Вот и сейчас, небось, с улыбкой взирает на нас из-за деревьев лесистого холма.
       Я мысленно поблагодарил богиню и попросил прислать скорее автобус или что-нибудь движущееся, дабы не обременять более своим присутствием святые места. И представьте себе, был услышан, так как вскоре явилось знамение в виде черного внедорожника с блондинкой за рулем. Она приветливо помахала нам и сказала:
       - Ну, что вам бесцельно тратить время? Автобус появится только через час... Хотите, я отвезу вас в поселок. Место красивое, курортное. У меня там свой ресторан. Вы сможете отдохнуть, расслабиться. Захотите пообедать - пожалуйста. У меня хороший выбор блюд.
       Я конечно, был наслышан о греческом гостеприимстве, но не ожидал и не надеялся всерьез испытать его здесь, вдали от Афин, тем более в такой безнадежной ситуации. Предложение было достаточно неожиданное, и я сперва помедлил с решением.
       - А как же мы попадем на автобус?
       - Об этом беспокоиться не стоит. В поселке он тоже останавливается, причем строго по расписанию. Вы его не пропустите.
       Та часть моей души, что смолоду формировалась в России, готова была чистосердечно довериться неожиданному предложению, но американская сторона, приобретенная в зрелом возрасте, с ее здравым смыслом и подозрительностью, все же тормозила. И все-таки, я решил рискнуть. Женщина производила приятное впечатление, была ненавязчива, и судя по всему, благородное ее предложение являлось абсолютно искренним, шло от души.
       Черный джип унес нас, словно ворон, за перевал, как будто пролетев над извилистой горной дорогой. Женщину звали Стеллой. Обаятельная xозяйка приятного, чистенького ресторанчика с приятным слуху французским названием La Mirage. Он удачно возведен на склоне холма у морского залива. Казалось, что богатая природа острова не остановилась, не споткнулась у порога. Она набралась смелости и вошла внутрь ресторана, распустилась в виде растущих прямо на крытой веранде южных деревьев и цветов. Здесь сбылась моя заветная мечта - попробовать экзотическое национальное блюдо - мясо осьминога. Это традиционное греческое лакомство, но на Эгине его готовят по-особому. А Стелла и вовсе постаралась, у нее, оказывается, есть собственный рецепт, как приготовить вкуснее, со специями и острым соусом.
    Ресторан Мираж – райское место [Автор рассказа – Алекс Сафир]
       Вот он где, настоящий дух Греции, когда тебя окружают гостеприимством, потчуя отменным блюдом, а ты его уплетаешь за обе щеки, наслаждаясь одновременно горным и морским воздухом! Какой замечательный отдых, когда расслабившись в шезлонге ты даешь покой глазам, созерцая синеву морской глади, наслаждение слуху, внимая приятный шорох омывающих берег ласковых волн, усладу ровному дыханию насыщенным воздухом с запахом трав и кипариса.
       Когда-то посетив страну, великий Байрон сказал: "Если я поэт, то этим обязан воздуху Греции". И я понимаю его восторг.
      
       Городок, в который мы забрели, называется Агия Марина. Место очень красивое, лучшее на острове, курортное, самой природой избранное для отдыха. Сюда любят приезжать наши соотечественники. Отели красивые и с качественным сервисом, еда вкусная, народ дружелюбный, море теплое. Так что еще надо для полноценного отдыха, который все мы, несомненно, заслужили?
      
       - - - - - -
      
       March - July, 2009
       Athens - New York
      
      

       Чтобы вернуться к первой части, перейдите по ссылке :

    Часть 1. Там, где пуп земли...

      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 27/10/2009.
  • © Copyright Сафир Алекс (safir_a@msn.com)
  • Обновлено: 12/04/2012. 53k. Статистика.
  • Впечатления: Греция

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка