Еще одна достопримечательность находится поблизости: непонятно коим образом сохранившаяся колоннада входа бывшего гетто. Создана резервация была по прямому указу римского папы в 1555-м году с целью оградить местных христиан от влияния иноверцев. Святоше не нравилось, что еврейская община богатеет, ведет успешную торговлю, а врачи-евреи лечат католиков. Как водится, строительство гетто финансировалось из средств будущих его узников. Собственно, некоторые евреи даже радовались возможности укрыться за высокими стенами от возможных погромов, а особенно фанатичные в вере искренне желали уединения, опасаясь обратного влияния коренного христианского населения на еврейскую общину.
Место, выбранное для гетто оказалось неудобным и опасным: территория периодически затапливалась паводками реки Тибр, из-за сильного перенаселения весьма ограниченного жилого пространства, тут и там вспыхивали эпидемии. В гетто изначально не подвели питьевую воду, и лишь много позже жители сами вырыли несколько глубоких колодцев. Недостаток территории при избыточном населении диктовал необходимость надстраивать верхние этажи, что сильно затемняло район, напрочь лишало и без того мрачные узкие улочки солнечного света. В гетто царили темень, сырость и болезни.
Евреи подвергались всяческим унижениям. Выходя из гетто, мужчины обязаны были надевать желтую одежду ("шаманку"), а женщин заставляли носить желтую вуаль (подобно римским проституткам). Множество профессий евреям запрещались. Каждую субботу от них требовали выслушивать христианские проповеди, вменялись унизительные повинности, например, прислуживать на пирах в качестве бесплатных, безропотных слуг, которых притом постоянно унижали, заставляя участвовать в попирающих человеческое достоинство играх и обидных, непристойных представлениях.
В конце XVIII-го века возникают робкие попытки гражданских властей упразднить гетто и установить евреям равные права с местным населением. Однако, реальные действия тормозились, либо происходили медленно и неуклюже, как в школе бальных танцев г-на Шнеерсона - шаг вперед и два назад. Гетто распускалось, закрывалось, запрещалось, затем переучреждалось и устанавливалось вновь. Лишь через 12 долгих лет после ликвидации папской области и прекращения реальной политической власти его святейшества, аж в 1882 году, гетто официально отменили. Энтузиазм жителей-узников был беспределен, а ненависть к прошлому столь сильна, что стены и ворота резервации были попросту сметены отныне свободным еврейским населением, а дома и лачуги сожжены дотла, с тем, чтобы больше не возвратиться туда никогда...
Замок св. Ангела
Несомненно, каждому визуально знаком этот замок у одноименного моста через Тибр. Особенно хорошо выходят фотографии, если позировать на этом мосту перед круглой крепостной стеной. Зайти же внутрь замка, обычно, времени не остается. А жаль - очень даже рекомендую. Во-первых, это настоящее боевое сооружение, выполненное по всем законам фортификации, с бастионами, равелинами и казематами. Замок просторен, объемен внутри, и тем впечатляет. К сожалению, выставки древнего вооружения не столь внушительны, как бы хотелось. Но сама атмосфера и грандиозность сооружения производит совершенно потрясающий эффект, особенно когда поднимаешься по винтовым лестницам, обходишь бастионы и смотришь через бойницы на город.
Мне запомнился прекрасный вид на реку Тибр. Наверно, только с верхней площадки замка можно не просто охватить взглядом древнее русло, но и действительно впервые восхититься увиденным. Ведь с прогулочной аллеи вдоль реки внизу пейзаж не кажется чем-то особенным. Река не широкая, вода в ней грязная, или по крайней мере, кажется нечистой, какого-то неприятно коричнево-зеленоватого оттенка. А смотришь с верхотуры - совсем иное дело! Тибр выглядит только тогда хорошо, когда наблюдаешь с высокой террасы замка в общем пейзаже с мостами и прибрежными постройками. Вспоминается мудрая народная пословица: красна изба пирогами, а река - берегами...
Вилла и галерея Боргезе
Это поместье, несомненно, пользуется мировой славой, являясь выдающимся образцом архитектурного и художественного стиля. И моя давнишняя мечта попасть туда, к счастью, осуществилась. Хотя добирался я нелегко. Следуя замысловатому путеводителю, прошагал длинным путем, прежде чем достиг заветной цели. Впоследствии удостоверился, что мой книжный гид безнадежно устарел: совсем неподалеку оказался недавно построенный туннель с эскалатором, ведущим к станции метро.
Вилла Боргезе - достаточно приятное место отдыха. А свое название обрело по имени первого ее владельца, представителя очень богатого семейства, принадлежащего к так называемой привилегированной "черной знати". Из их числа избирались папы и кардиналы. В соответствии с такими должностями, представители клана Боргезе распоряжались невероятными средствами, часть из которых без зазрения совести адресовали сами себе для обустройства личных особняков и приобретения произведений искусства. Но алчность тем не ограничивалось: бывало, ценности, статуи и картины попросту изымались из церквей. Притом, не брезговали угрозами, даже насилием и откровенным грабежом в целях пополнения собственной коллекции; такая вот незамысловатая, грязная практика. Но нет худа без добра: в результате сего откровенного стяжательства, мы все же имеем нечто бесподобное и бесценное - поистине жемчужину мирового значения, знаменитую художественную галерею.
Из светлой стороны деятельности кардиналов Боргезе я бы отметил достойный похвалы патронаж талантливого скульптора Бернини. Множество его произведений выставлено здесь же, во дворце. Утверждают, что талант мастера победил гравитацию, его скульптуры словно не чувствуют земного притяжения, и будто готовы сей же час воспарить в воздух.
"Костяк" коллекции составляет итальянская живопись эпохи Возрождения. Здесь - выдающиеся полотна великого времени, начиная от Рафаэля, Перуджино, Боттичелли и оканчивая произведениями Тициана, Веронезе и Джорджоне. Их более пяти сотен; все они имеют громадную художественную и культурную ценность, пробуждая живой интерес у посетителей и специалистов.
Но, представьте, меня больше всего поразило иное: сам внутренний интерьер особняка. Это - прекраснейшая роспись стен и потолков, мозаика пола. Попадая внутрь, глазам является великолепная архитектура, роскошное убранство залов и кабинетов. Все выполнено с изысканным вкусом. Дополняет картину искуснейшее применение мрамора всевозможных цветов, крайне удачно подобранного к интерьеру. Многие воспринимают внутреннюю архитектуру, как достойную оправу скульптурам Бернини и других мастеров резца и кисти. Но на мой взгляд, интерьер по художественному оформлению ушел далеко вперед всей "начинки" дворца. Он перестал быть просто формой или оболочкой, и сам заявляет о себе, как о выдающемся произведении искусства, затмевая картины и скульптуры. Я долго и безотрывно взирал на столь совершенный и вряд ли где в мире повторенный, сей восхитительно-волшебный интерьер. Мир в глазах перевернулся: мне показалось, что установленные в этом дворце скульптуры, наоборот, лишь дополняют богатейший интерьер, как бы подмечая - а вот, что еще можно сделать из мрамора. Принято говорить: лики картинных и скульптурных мадонн, прозерпин и дафн смотрятся как живые. Я бы еще к тому добавил, что стены, колонны и пилястры дворца Боргезе в той же мере кажутся ожившими, теплыми и пульсирующими, источающими собственный внутренний фантастический свет, сверкая обширным разноцветьем мрамора самых феноменальных оттенков.
* * *
Последует ли когда-нибудь за вторым третье посещение Рима - не знаю. Уверен лишь в том, что сей вечный город действительно не исчерпаем.
Март-Май 2011
Рим, Италия
Связаться с программистом сайта