"...Саруман, не сумев завладеть Единым Кольцом, проник бы в Мордор и там, восполнив пробелы в своих магических познаниях, сотворил бы собственное Кольцо, опираясь на могущество которого, бросил бы вызов победителю Саурона. Хоббитов все бы презирали и ненавидели: в этом Средиземье для них, даже как для рабов, места бы не нашлось, и они вскоре исчезли бы без следа. Прочие вероятные изменения сюжета оставляю на усмотрение тех, кто ищет во всем аллегорию или историческую правду; пускай перекраивают текст но собственному разумению. Сам я на дух не переношу аллегорий во всех их проявлениях - с той поры, как повзрослел и набрался житейского опыта в мере достаточной, чтобы распознать аллегорию под любой маской. Я предпочитаю историю, реальную или вымышленную, которую читатели, "приспосабливают под себя" в соответствии с личными пристрастиями, ощущениями. Судя по всему многие путают эту "приспособленность" текста с аллегоричностью; на мой взгляд, различие между ними - кардинальное: первая подразумевает полную свободу читателя, тогда как вторая выражает деспотическую волю автора."
пер. Д. Афиногенова
В первой распечатке Соли был эпизод, где Иннокентий "берёт со стола первую попавшуюся книгу". То оказалась последняя вещь "страшно популярного тогда Кака Паланича". Уголок страницы 23 был загнут, и указывал остриём на ключевую сцену повести - пожилая цыганка мастурбирует культёй мёртвого младенца на дне пустого амфитеатра.
Всё это было довольно весело, но однажды я наткнулся на одно любопытное видео в Интернете.
Ролик почему-то назывался "Доигрались": в нём некоторая симпатичная молодая devotshka с ампутированной левой стопой культяпкой страпонит (если это можно так назвать) некоего не менее симпатичного молодого mallshika.
Надо сказать, что всё в том ролике происходит с лубрикантом и по любви. Видно, что действо доставляет обоим участникам, и, что главное, не выглядит таким уж фантастичным или неестественным. Следовательно - не может вызывать отвращения.
По понятным причинам сцена Соли сама собой напросилась на переработку. И не только из-за культурного коллапса, вызванного у меня роликом, а ещё потому, что мне сразу захотелось заинкрустировать Соль вещами более вечными, чем тот же быстро стареющий вторичный от третичных Чак Palahniuk.
Можно было поддаться соблазну: дать Иннокентию почитать Паланика, а Маряка заставить напевать что-нибудь из Валентина Стрыкало, а Виктору - подарить нетбук и замостить рабочий стол демотиватором с Mr. Freeman и т. п.
Но я не поддался.
Хотя.
Хотя, в отличие от профессора JRRT, который в своём предисловии к ВК оговаривает, что Sauron not equal to Adolf Hitler, я едва ли стану отрицать, что Соль изобилует аллегориями. Изобилует - не то столово. Не просто изобилует, изобилует цветуще, изобилует, можно сказать, разлито, без чётких границ - так что за раз и не иссечёшь.
С третьей стороны я, хоть и рад будь навязать всем нуждающимся свою деспотическую волю, но так получилось, что воли-то особенной как таковой у меня и нет. Дело в том, что параллели, аллюзии и всякие прочие аллегории обнаруживаются в Соли уже потОм, и, как это сказать по-русски, не всегда мной, не мной одним. Правильней сказать - иногда кем-то другим, но не мной.
Видите, так получилось, что Соль - это та самая растворённая в воде английская соль, использующаяся в камере сенсорной депривации.
Объясняю.
Параллели, которые я загоняю в текст сознательно, хорошо заметны. Это, как говорит моя мама "поверхностные сливки". Нет, маме я не давал читать, - она так про что-то другое говорила. Так вот, если Шекспир - то вот в чём вопрос, если Некрасов - то поднимается медленно в гору и т. п. Эти вещи даже не обязательно читать в оригинале, не обязательно учить их в школе, достаточно смотреть КВН и иногда слушать взрослых. Но не старых, да. Все эти образы перестали быть смысловой нагрузкой (если уж от слова "груз"), наоборот - они вошли в обиход, да так вошли, что использовать их самому или встретить где-то - гораздо проще, чем обойтись без них.
Обнаружение Поверхностных Сливок для целевого читателя - привычно, отсутствие же - скорее причиняет ему дискомфорт. Для целевого читателя ознакомление с текстом изобилующим - это как раз и есть зависалово во флоутинг-капсуле (см.): там хорошо, там можно похвалить себя за догадливость и эрудированность, там ты распознаёшь аллюзии, подмечаешь первоисточники.
Но вот интересный момент. Если читатель висит в таком состоянии достаточно долгое время (в чём ему, понятное дело, помогает Соль), и если текст, в котором он висит, чуть менее чем полностью состоит из аллегорий и всякого такого, то мозг читателя, по непонятным нам причинам, начинает продуцировать всякое разное интересное, чего автор как раз и не думал загонять в текст при создании оного.
Это же, собственно, и происходит с мозгом здорового человека, помещённого в КСД - у него начинаются галлюцинации, сложность которых предполагается его интеллектуальным багажом: потомственному кузнецу привидятся Дусины клеёнки цвета беж, а голодному студенту ВГИКа, скажем - сценарий "Зеркала", например...
Как я только что сказал, откуда и почему так получается: что и ради чего запускает этот процесс - науке пока неизвестно. И славно, что неизвестно! Столько хороших людей на этой почве издаются, и с этого кормятся.
Наука пока ещё не в курсе дела.
А если кого интересует теория "Первотолчок: лёгкая флуктуация в физическом вакууме, и, как следствие - возникновение всего!", посылаю таковых скачать себе "Школы злословия". Конкретно - выпуск, где в гостях у них был Александр Гордон. Он там при них об этом говорил. Там интересно.