Алексеева Алина: другие произведения.

Считаете ли вы себя грешным человеком? Иероним Босх. Семь смертных грехов

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 26/11/2020.
  • © Copyright Алексеева Алина
  • Обновлено: 09/03/2015. 11k. Статистика.
  • Рассказ: Нидерланды
  • Иллюстрации: 15 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      
      Продолжаем глубже вникать в творчество Иеронима Босха (1450 -1516). Сегодня познакомимся с чрезвычайно интересной картиной "Семь смертных грехов". Сюжет картины настраивает зрителя на размышления.
      Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II, расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II.
      С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании - из соображений безопасности она была передана на временное хранение в музей Прадо.
      
      
      
        []
      
      Монастырь Эскорил. История монастыря начинается с 1557 года.
      
      
      
       []
      
      Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475-1480
      
      
      
      
      РАЗБОР КАРТИНЫ
      
      В центре полотна мы видим нечто вроде всевидящего ока. В середине - подобие зрачка, в котором по бёдра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос всё видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.
      
      
      
       []
      
      Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё"
      
      
      Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит всё, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.
      Широкая полоса, идущая вокруг этого зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.
      И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.
      Семь смертных грехов в католической традиции - это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам.
      
      Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые "четыре последние вещи", дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
      
      
      
       []
      
      Начертанные на развевающихся свитках слова:
      "Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла"
      и "Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их"
      
      
      Смертный грех - так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.
      Вопреки распространённому заблуждению, концепция "Семи смертных грехов" не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.
      
      В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку "всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф.12:31-32).
      
      
      
       []
      
      ГНЕВ
      
      
      Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ.
      На зелёной лужайке перед гостиницей - драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) - одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё. Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры.
      
      
      
       []
      
      ГОРДЫНЯ
      
      
      Здесь видим сцену, показывающую ГОРДЫНЮ. Женщина любуется собой, глядя в зеркало, предлагаемое демоном. Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон.
      
      
      
       []
      
      В центре - сцена, показывающая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ.
      
      
      В палатке - две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.
      Со времён раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения".
      Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" - людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда".
      В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты - символ похоти.
      
      
      
       []
      
      ЛЕНЬ (уныние)
      
      
      Женщина, пришедшая к священнику (или монахиня), пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл (то ли уснув, то ли предавшись мечтам).
      
      
      
       []
      
      
      О ЧРЕВОУГОДИИ, ненасытности говорит эта сцена. Взъерошенный, полный человек ест и не может насытиться. Ребёнок просящий есть, худой человек, которого не приглашают к столу, бедная обстановка комнаты говорят: ненасытность приводит к бедности и эгоизму.
      
      
      
       []
      
      
       Шестой смертельный грех - АЛЧНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки.
      
      
      
       []
      
      
      ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь, красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.
      Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются".
      
      
      Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей", с которыми каждый встретится в конце жизни (по выражению проповедников того времени): Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата.
      
      
      
       []
      
      Смертное ложе
      
      
      Лежит истощённый человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач.
      Под внимательным взглядом ангела-хранителя монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.
      
      
      
       []
      
      Страшный суд
      
      
      Четыре трубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.
      
      
      
       []
      
       АД
      
      
      Ад является самым поразительным из четырёх сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.
      
      Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).
      Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам.
      В центре - фигура, которую пытает демон в костюме монахини.
      Следующая лежит на каменной плите, готовая к расчленению.
      Внизу - пару (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожает демон, несущий сферу.
      
      
      
       []
      
      РАЙ. Небесные врата (низ, правый угол)
      
      
      Небесные врата... У входа Св. Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорождённые малыши.
      Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу (слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще - на страже.
      Христос с открытой книгой (в центре круга) сообщает решение Бога. По кругу - Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела.
      Справа - те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.
      
      Семь смертных грехов в католической традиции - это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели, четыре мирские.
      Босх, изображая грехи, не обращается к отвлечённым образам. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, окарикатуренные по манере изображения.
      
      По-видимому, пока жив хоть один человек, концепция семи смертных грехов не устареет. Но вот насколько важно не допускать в себя эти грехи, решать каждому в отдельности.
      Верующим людям проще - они следуют морали своей религии, стараются не грешить, а если грешат, то после духовного наказания получают отпущение грехов.
      Неверующих хранит только желание остаться человеком, не навредить своему разуму и не отягчить что-то зыбкое, называемое совестью. Но совесть основана на страхе перед осуждением, а за что осуждать человека, живущего как все?
      Хочется пожелать всем побыстрее разобраться со своими грехами без жалости к себе любимому и сделать это - из простого чувства самосохранения.
      
      Как вы считаете, актуальна ли картина Босха в наше время?
      
      
      Источники
      http://smallbay.ru/article/bosch5.html
      http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post127067250/
      http://spasi-i-sohrani.com/start.php?m=greh
      http://www.nearyou.ru/bosch/seven.html
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%A7%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8_%28%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B0%29
  • Комментарии: 1, последний от 26/11/2020.
  • © Copyright Алексеева Алина
  • Обновлено: 09/03/2015. 11k. Статистика.
  • Рассказ: Нидерланды
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка