Продолжаем глубже вникать в творчество Иеронима Босха (1450 -1516). Сегодня познакомимся с чрезвычайно интересной картиной "Семь смертных грехов". Сюжет картины настраивает зрителя на размышления.
Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II, расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II.
С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании - из соображений безопасности она была передана на временное хранение в музей Прадо.
Монастырь Эскорил. История монастыря начинается с 1557 года.
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475-1480
РАЗБОР КАРТИНЫ
В центре полотна мы видим нечто вроде всевидящего ока. В середине - подобие зрачка, в котором по бёдра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос всё видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.
Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё"
Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит всё, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.
Широкая полоса, идущая вокруг этого зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.
И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.
Семь смертных грехов в католической традиции - это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам.
Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые "четыре последние вещи", дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
Начертанные на развевающихся свитках слова:
"Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла"
и "Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их"
Смертный грех - так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.
Вопреки распространённому заблуждению, концепция "Семи смертных грехов" не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.
В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку "всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф.12:31-32).
ГНЕВ
Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ.
На зелёной лужайке перед гостиницей - драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) - одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё. Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры.
ГОРДЫНЯ
Здесь видим сцену, показывающую ГОРДЫНЮ. Женщина любуется собой, глядя в зеркало, предлагаемое демоном. Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон.
В центре - сцена, показывающая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ.
В палатке - две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.
Со времён раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения".
Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" - людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда".
В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты - символ похоти.
ЛЕНЬ (уныние)
Женщина, пришедшая к священнику (или монахиня), пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл (то ли уснув, то ли предавшись мечтам).
О ЧРЕВОУГОДИИ, ненасытности говорит эта сцена. Взъерошенный, полный человек ест и не может насытиться. Ребёнок просящий есть, худой человек, которого не приглашают к столу, бедная обстановка комнаты говорят: ненасытность приводит к бедности и эгоизму.
Шестой смертельный грех - АЛЧНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки.
ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь, красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.
Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются".
Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей", с которыми каждый встретится в конце жизни (по выражению проповедников того времени): Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата.
Смертное ложе
Лежит истощённый человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач.
Под внимательным взглядом ангела-хранителя монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.
Страшный суд
Четыре трубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.
АД
Ад является самым поразительным из четырёх сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.
Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).
Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам.
В центре - фигура, которую пытает демон в костюме монахини.
Следующая лежит на каменной плите, готовая к расчленению.
Внизу - пару (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожает демон, несущий сферу.
РАЙ. Небесные врата (низ, правый угол)
Небесные врата... У входа Св. Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорождённые малыши.
Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу (слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще - на страже.
Христос с открытой книгой (в центре круга) сообщает решение Бога. По кругу - Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела.
Справа - те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.
Семь смертных грехов в католической традиции - это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели, четыре мирские.
Босх, изображая грехи, не обращается к отвлечённым образам. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, окарикатуренные по манере изображения.
По-видимому, пока жив хоть один человек, концепция семи смертных грехов не устареет. Но вот насколько важно не допускать в себя эти грехи, решать каждому в отдельности.
Верующим людям проще - они следуют морали своей религии, стараются не грешить, а если грешат, то после духовного наказания получают отпущение грехов.
Неверующих хранит только желание остаться человеком, не навредить своему разуму и не отягчить что-то зыбкое, называемое совестью. Но совесть основана на страхе перед осуждением, а за что осуждать человека, живущего как все?
Хочется пожелать всем побыстрее разобраться со своими грехами без жалости к себе любимому и сделать это - из простого чувства самосохранения.
Как вы считаете, актуальна ли картина Босха в наше время?