Алексеева Алина: другие произведения.

"Честные" куртизанки

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Алексеева Алина
  • Обновлено: 17/09/2018. 15k. Статистика.
  • Статья: Италия
  • Иллюстрации: 17 штук.
  •  Ваша оценка:

      
      
      Часто в творчестве художников Эпохи Возрождения встречаются портреты известных куртизанок, захотелось узнать о их образе жизни и социальном статусе. В основном мы познакомимся с условиями жизни "честных куртизанок".
      
      
     "ЧЕСТНЫЕ" КУРТИЗАНКИ - cortigiane "oneste"
      
      Их основная характеристика состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия.
      "Честная" куртизанка имела свою определенную независимость, и обладали свободой передвижения. Она обучена правилам хорошего поведения, умеет вести застольную беседу, а иногда является обладательницей высокой культуры и литературного таланта.
      
      
       []
      
      Венецианки. Vittore Carpaccio, 1505: Two Venetian Courtesans (also known as Two Venetian Ladies)
      
      
      
      В конце XV века в Риме, в связи с реформой папской канцелярии, появляются различные кружки, где обсуждают культурные, философские и поэтические мышления. Чтобы развеять слишком ученую обстановку мужчины нуждаются в женском обществе высокого класса. О дамах высших слоев римской знати не могло быть и речи, поэтому выбор остановлен на свободных женщинах, сожительствующих с неженатыми членами курии, из них отобраны самые красивые и образованные.
      
      
       []
      
       Парис Бордоне. Аллегория с любовниками. Аллегория с любовниками. 1550
      
      
      
      Только салоны знаменитых куртизанок, таких как Imperia, Madrema-non-vuole, Tullia, d'Aragona, Gaspara Stampa, Veronica Franco и некоторых других, посещали известные артисты, поэты, представители местной власти и иностранные вельможи.
      
      Таким образом, "честные" куртизанки в конце XV века, благодаря щедрым дарам своих покровителей, становятся владелицами недвижимого имущества, нежатся в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивают ежедневные приемы. Ремесло куртизанок настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под "опекой" знатного вельможи.
      
      
       []
      
      Венецианские любовники. сер. XVI в. Брера. Милан
      
      
      
      Об этом говорит декрет Сената Венеции от 1542 года, в котором проституткам запрещалось отделывать внутренние убранства комнат тонкими шелковыми материями, им разрешалось использовать только обычные ткани, сотканные в городах Bergamo или Brescia.
      
      На самом деле, этот декрет останется мёртвым камнем, в Венеции и в Риме дома "честных" куртизанок по-прежнему продолжают ломиться от роскоши: атласная обивка, расписная мебель, шёлковые балдахины над кроватью с эротическими фресками на потолке.
      
      В Венеции жрицы любви помимо кошек и собак, любили держать заморских обезьян и экзотических птиц. Чтобы понять, кого называли куртизанками, достаточно прочесть официальный документ Венеции от 1542 года.
      
      
       []
      
      Парис Бордоне. Портрет молодой женщины. Музей истории искусств. Вена
      
      
      
      В нем подчеркивается, что, проститутками считаются все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, а также замужние дамы, не живущие с мужем, а проживающие отдельно и имеющие интимные связи с одним или более мужчинами.
      
      В конце XV начале XVI века в Венеции был издан необычный указ, в котором говорилось, что проститутки, проживающие в специальных кварталах, обязаны сидеть напротив окон, вывесив наружу ноги и обнажив грудь, чтобы сильнее притягивать к себе мужчин, уберегая их тем самым от гомосексуальных связей.
      
      Документ, дошедший до нашего времени подтверждает, что в Венецианской Республике XV-XVI вв., распространение гомосексуализма приняло слишком большой размах, особенно среди интеллектуалов и религиозных санов, так что многие проститутки остались без своих завзятых клиентов.
      
      В 1514 году в Венеции, в связи со строительством Арсенала, местные куртизанки были обложены тяжелым налогом.
      
      Венецианским куртизанкам было запрещено проживать во дворцах, расположенных на Canal Grande и посещать религиозные церемонии. Проституткам, так же как и в Риме, запрещалось иметь какие-либо отношения с евреями, мусульманами и всеми неверными. Так, в 1507 году, трех женщин побили плетками на публичной площади за то, что они переспали с турками.
      
      
       []
      
      Джакомо д'Антонио де Нигретти Пальма Веккио. Светлая женщина
      
      
      
      Куртизанка Лукреция по прозвищу "Madrema non vuole" была настолько образованной и начитанной, что ее сравнивали с Цицероном, символом красноречия античности. Аретино упоминает о ней в своих Рассуждениях (Ragionamenti), цитируя Людовико - знаменитого повесу: " ... она знает на память всего Петрарку и Боккаччо и массу стихов из Вергилия, Горация, Овидия и многих других авторов, огромное количество стихов на латыни ...".
      
      Салон римской куртизанки Лукреции Madrema non vuole отличался от домов других куртизанок тем, что его хозяйка восседала на возвышающемся троне, а гости располагались на мягких подушках у ее ног. Madrema-non-vuole покорила знаменитого аристократа Giovanni del Stufa - он давал праздник в честь куртизанки в Recanati. Джовани Медичи - известный полководец, воспылал страстью к Лукреции "Madrema non voule" с такой силой, что приказал силой увезти куртизанку от ее покровителя del Stufa.
      
      Венецианская куртизанка Лукреция Squarcia упоминается в знаменитой Таriffa. Лукреция Скваркиа прогуливалась, читая сочинения Вергилия, Петрарки и Гомера
      
      
      Известная римская куртизанка Изабелла де Луна, по происхождению испанка, в своих путешествиях объездила полмира. Банделло упоминал, что Изабелла де Луна считалась в Риме самой ловкой и умной женщиной
      
      
       []
      
      ПАЛЬМА ВЕККИО (около 1480 - 1528 гг.). Куртизанка.
      
      
      
      КАМИЛА ПИЗАНА
      
      Итальянская куртизанка 1-й четверти XVI века, оставившая эпистолярное наследие. Была влюблена в Филиппо Строцци (1489-1538), постоянно чернившего и оскорблявшего свою любовницу. Сохранились 33 ее письма к Строцци и его другу Филиппо дель Неро, датированные 1515-1517 годами, обнаруженные во Флоренции в его архиве.
      
      В одном из своих писем она упоминает о написанной ею книге:
      
      От меня ты просишь трудного решенья,
      Мне "нет" ответить тяжко, и "да" - нелегко.
      Но все ж решусь, и "да" я не скажу теперь,
      Поскольку не могу я снизойти к тебе:
      Желая дать твоим желаньям утешенье,
      Я честь свою ценю при этом высоко.
      
      Постой, не уходи!
      Не надо убегать прочь в спешке!
      Мечты всегда сбываются с задержкой!
      Боишься не суметь ты верность сохранить?
      Попробуй моей стужей пыл свой охладить.
      
      
       []
      
      Филлипо Строци.
      
      
      
      Филиппо Строцци начал свою карьеру в качестве казначея в Ферраре в 1513 году, и вскоре стал заметной фигурой в политике и экономике Флоренции.
      
      
      
      ВЕРОНИКА ФРАНКО
      
      
       []
      
      Портрет Вероники Франко Доменико Тинторетто, по другим данным - Веронезе, ок. 1575.
      
      
      
      Дочь куртизанки Паолы Фракассы и Франческо Франко, и сама cortigiana onesta, то есть "достойная куртизанка" так же можно "благочестивая" (а не "честная"), подруга высокопоставленных людей, живущая открытой, публичной жизнью, происходила из семьи венецианских граждан.
      
      
       []
      
      
      
      
      С 1570-х годов стала участницей литературного салона Доменико Веньера, бывшего венецианского сенатора и советчика многих женщин-литераторов, включая Туллию д"Арагон и Модерату Фонте. Веньер обеспечил ей материальный достаток, а также купил для неё большое собрание книг, которое стало предметом зависти интеллектуалов города.
      
      К 1570-м годам она входила в наиболее престижные литературные круги города, участвуя в дискуссиях, ее сочинения входят в антологии поэзии. Жила богато, играла на лютне и спинете, разбиралась в литературе Древней Греции и Рима, общалась с мыслителями, поэтами, художниками и политиками. Ее посещали Челио Маньо, Бернардо Тассо, Спероне Сперони.
      
      
       []
      
      Генрих III
      
      
      
      Среди ее возлюбленных был король Генрих III, который, путешествуя из Польши во Францию в июле 1574 года, заехал в Венецию. Королю ее имя назвал патриций Андреа Трон, один из 40 джентльменов в венецианском эскорте Генриха и отец ее ребенка. Затем Вероника пошлет королю свой портрет, два сонета и письмо, где сравнит его с Юпитером.
      
      Генриху III, вручая ему свой портрет:
      
      Бери, святой король, лишённый всех пороков,
      Рукой покорною протянутый моей
      Лик, тонкой кистью на эмали крутобокой,
      Так верно писанный, что нет его точней.
      
      И если сей портрет, нелепый и убогий,
      Своим не удостоишь взглядом - пожалей!
      В подарке оцени старанья, не итоги:
      Намерений благих нет ничего ценней.
      
      От доблести твоей, бессмертной и небесной,
      И в брани, и в миру доказанной не раз,
      Горит моя душа, а в сердце стало тесно.
      
      И алчу я теперь, пока пыл не угас,
      Тебя ввысь вознести, чтоб стало повсеместно
      Известно всем: гостил ты среди нас.
      
      Вероника Франко
      
      
      Всего у нее родилось шестеро детей, трое из которых умерли в младенчестве. Отцом одного из них будет венецианский аристократ Андреа Трон, а другого - Джакомо ди Бабалли, состоятельный купец из Рагусы . Скончалась в возрасте 45 лет после 20 дней, проведеных в горячке неизвестного происхождения.
      
      
       []
      
      Туллия д"Арагона (1510 - 1556)
      
      
      
      Портрет Туллии д"Арагон кисти Моретто - знаменитая итальянская куртизанка XVI века, прославившаяся также как писатель и философ.
      
      Любопытно, что славе Туллии и ее успеху в качестве самой знаменитой куртизанки Ренессанса не помешало то, что ее внешность совсем не соответствовала идеалу красоты того периода - Туллия не была миниатюрной, аппетитной блондинкой. Высокая, худощавая, с большими тонкими губами и крючкообразным носом - по-видимому, она преодолевала стереотипы мышления своим интеллектом и остроумием: в нее влюблялись власть имущие и поэты, а широкая общественность относилась к ней как к знаменитости.
      
      
       []
      
      
      
      Манера говорить у Туллии была чрезвычайно обаятельной, голос обладал приятным тембром, а также она прекрасно играла на лютне.
      
      В возрасте 30 лет Туллия переехала в Венецию, город, полный конкуренток по профессии - в это время там проживало около ста тысяч куртизанок. Тем не менее, она и там заняла высшую ступеньку, покорив, в числе прочих, лучшего поэта города - Бернардо Тассо.
      
      
       []
      
      "Куртизанка" - возможное изображение Туллии д"Арагон кисти Моретто или Йозефа Хейнца
      
      
      
      Позже она переехала во Флоренцию. Туллия осуществила успешную кампанию, которая обезопасила ее жизненный стиль: ее мишенью оказался интеллектуальный король Флоренции Бенедетто Варки, которого она стала бомбардировать льстивыми сонетами, пока он не сдался. Вскоре за ним последовала остальная интеллектуальная элита. Туллия превратила свой дом в философскую академию для cognoscenti и продолжала восприниматься как серьезный писатель.
      
      В эти годы она написала "Диалоги о бесконечности любви" (1547), которые являются неоплатоническим суждением о женской сексуальности и эмоциональности в рамках изменения концепции романтической любви. "Диалоги" построены как беседа между ней и Бенедетто Варки о природе любви.
      
      
       []
      
      Тициан. Портрет Бенедетто Варки
      
      
      
      К Пьетро Манелли, молодому флорентийцу и поэту:
      
      Вас и меня природа (иль Создатель) сотворили
      По мерке сходной, очень старой; и материя одна.
      Так в чем причина, что мне гордость с честью не дана,
      И мыслить дар - коль Вас, Манелли, ими наделили?
      
      Духовно я весьма проста, Вы как-то говорили,
      На людях не осмелюсь петь, настолько смущена,
      Вы знаете - отвага во мне страхом сожжена,
      Ведь никогда мне с Вашим не сравняться стилем?
      
      Нет, Пьетро, точно знаю, не сумеете поверить:
      Я в точности как Вы тружусь, чтоб к небесам взлететь
      Душой; а именем - внизу добиться славы вечной.
      
      И коль судьба не будет злой - мечтаний не развеет,
      То прежде чем наступит час покинуть тела клеть,
      Увижу утоленье своей жажды вековечной.
      
      Туллия д'Арагона
      
      
      
      Источники:
      http://bellissima.nethouse.ru/courtisane-xvi
      http://intornoroma.ru/2015/06/21/rim-po-sledam-znamenityx-kurtizanok/
      http://p-i-f.livejournal.com/1750543.html
      http://www.italcult.ru/giudecca/174-venecianskie-kurtizanki-blesk-ili-nischeta.html
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Алексеева Алина
  • Обновлено: 17/09/2018. 15k. Статистика.
  • Статья: Италия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка