Сегодня мы познакомимся одним из лучших мастеров голландского роскошного натюрморта ВИЛЛЕМОМ КАЛЬФОМ, 1619-1693 гг.
Виллем Кальф был шестым ребёнком в семье состоятельного роттердамского торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Отец Виллема умер в 1625 г., когда мальчику было 6 лет. Мать продолжила семейное дело, но без особых успехов.
Не сохранилось данных о том, у кого из художников учился Кальф; возможно, его учителем был Хендрик Пот из Харлема, где проживали родственники Кальфов. Незадолго до смерти своей матери в 1638 г. Виллем покинул родной город и переехал в Гаагу, а затем в 1640-41 гг. поселился в Париже.
Там, благодаря своим "крестьянским интерьерам", написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание.
На его деревенских интерьерах человеческие фигуры находились скорее на заднем плане, а всё внимание зрителя концентрировалось на хорошо освещённых, красочных и искусно выложенных фруктах, овощах и разных предметах домашнего обихода.
Здесь он создал новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов - золота, серебра, олова или стекла. Это мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих "РОСКОШНЫХ НАТЮРМОРТАХ".
Натюрморт с питьевым рогом, принадлежащим гильдии стрелков святого Себастьяна, лобстером и бокалами - Виллем Кальф, ок. 1653.
Этот натюрморт один из самых известных.
Он был создан в 1565 году для гильдии амстердамских лучников. Когда художник работал над этим натюрмортом, рог всё ещё использовался во время собраний гильдии.
Этот чудесный сосуд сделан из рога буйвола, крепление - из серебра, если приглядеться внимательно, то можно увидеть в оформлении рога миниатюрные фигуры людей - это сцена рассказывает нам о страданиях св. Себастьяна, покровителя лучников.
Традиция добавлять в рейнское вино очищенный лимон пошла от того, что голландцы считали этот сорт вина слишком сладким.
Омар, рог для вина со сверкающей оправой из серебра филигранной работы, прозрачные бокалы, лимон и турецкий ковёр переданы с такой изумительной тщательностью, что возникает иллюзия, будто они настоящие и их можно коснуться рукой.
Место для размещения каждого предмета выбрано с таким тщанием, что группа в целом образует гармонию цвета, формы и фактуры. Теплый свет, обволакивающий предметы, придает им достоинство драгоценных ювелирных изделий, и их редкостность, великолепие и причудливость отражают утончённые вкусы голландских коллекционеров 17 века - того времени, когда натюрморты были необычайно популярны.
Натюрморт с кувшином и фруктами. 1660
В 1646 г. Виллем Кальф на некоторое время вернулся в Роттердам, потом переехал в Амстердам и Хоорн, где в 1651 г. женился на Корнелии Плувье, дочери протестантского священника.
Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой, дружила с Константином Хёйгенсом, личным секретарём трёх штатгальтеров молодой Голландской республики, уважаемым поэтом и наверное самым опытным знатоком мирового театрального и музыкального искусства своего времени.
В 1653 г. семейная пара переехала в Амстердам, где у них родилось четверо детей. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом.
Натюрморт с чайником
В амстердамский период в свои совершенные натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы: китайские вазы, раковины и до этого времени невиданные тропические фрукты - полуочищенные апельсины и лимоны. Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства, выставлявшего свою зажиточность напоказ.
Натюрморт с наутилусом и китайской чашей
Голландцы любили и понимали толк в добротном интерьере, в комфортной сервировке стола, где всё необходимое под рукой, в удобной посуде - в том материальном мире, который окружает человека.
В центре мы видим изящный кубок-наутилус, изготовленный из ракушки, а также красивую китайскую вазу. Снаружи она украшена восемью рельефными фигурками, олицетворяющими восьмерых бессмертных в даосизме, шишка на крышечке - это очертания буддийского льва.
Этот натюрморт дополнен традиционным для Кальфа персидским ковром и лимоном с тонкой спиралью кожуры.
Пирамида предметов тонет в дымке полумрака, иногда лишь лёгкие блики обозначают форму вещей. Природа создала ракушку, ремесленник её превратил в кубок, художник нарисовал натюрморт, а мы всей этой красотой наслаждаемся. Ведь суметь увидеть красоту - тоже талант.
Натюрморт со стеклянным кубком и фруктами.1655 г.
Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности - "memento mori" ("помни о смерти"), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи.
Натюрморт с фруктами и чашкой наутилус.1660 г.
Кальфу однако было важно другое. Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из золота, серебра или олова, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле.
Натюрморт с китайской супницей
Десерт. Эрмитаж
До поступления в 1915 году в Эрмитаж картина "Десерт" входила в состав коллекции знаменитого русского географа и путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского - большого знатока и любителя голландского и фламандского искусства.
Яркий луч света вырывает из полутьмы чашу с фруктами, персик на серебряном подносе и скомканную белую скатерть. Стеклянный и серебряный кубки ещё отражают свет, а тонкий бокал-флейта, наполненный вином, почти сливается с фоном.
Художник мастерски передаёт фактуру каждого предмета: бокала, фаянсовой расписной тарелки, позолочённого кубка, восточного ковра, белоснежной салфетки. В картине ощущается сильное воздействие, которое оказала на Кальфа живопись Рембрандта: предметы показаны на тёмном фоне, яркий свет как бы оживляет их, обволакивая теплом золотистых лучей.
Still Life with a Porcelain Vase, Silver-gilt Ewer, and Glasses
Pronk Still Life with Holbein Bowl, Nautilus Cup, Glass Goblet and Fruit Dish
Продуманная до самых мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света.
Ценные предметы - гранёные, часто наполовину наполненные вином кубки, проступают из темноты фона постепенно, через некоторое время. Часто их форма лишь удивительным образом угадывается в отражении лучей света. Никому кроме Кальфа не удалось так реалистично показать проникающий через раковину наутилуса свет. Абсолютно справедливо Кальфа называют "Вермером натюрмортной живописи", и кое-где Кальф его превзошёл.
С 1663 г. Кальф писал меньше, он занялся торговлей предметами искусства и стал востребованным экспертом по искусству.
Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет, получив травму вследствие падения по дороге домой, возвращаясь из гостей.
Благодаря своим уникальным изобразительным способностям вкупе с отличным образованием и обширными познаниями в естественных науках он значительно расширил иллюзионистические возможности натюрморта. Его творения являются непревзойдёнными образцами этого искусства.