Алексеева Алина: другие произведения.

Жан Этьен Лиотар. Шоколадница

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Алексеева Алина
  • Обновлено: 20/08/2018. 6k. Статистика.
  • Статья: Швейцария
  • Иллюстрации: 6 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      
       []
      
      Жан-Этьен Лиотар, "Шоколадница", ок. 1743-45 г.г., Галерея старых мастеров, Дрезден
      
      
      
      "ШОКОЛАДНИЦА" - одно из прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара. Написанная пастелью на пергаменте, полная живописного мастерства и поэтичности, картина вызывает неизменный восторг зрителей. Среди шедевров Дрезденской галереи она считается одной из жемчужин.
      
      Художника называли "живописцем королей и красивых женщин". Все в его жизни складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался.
      
      Жана Этьена Лиотара (1702-1789 г.г.) считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Легенд о его странствиях и приключениях сохранилось не меньше, чем созданных работ, а их было около четырехсот! Коллеги и влиятельные поклонники таланта называли Жана "художником правды" - за фотографическую точность изображения, "живописцем королей и красивых женщин" - за любовь к изысканности.
      
      
      Легенда о создании картины такова:
      
      В 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа.
      
      Князь был покорён ее обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жены. "Шоколадница" стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодоженом у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда.
      
      Но есть и другая версия:
      
      Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, ее отец был венским банкиром и картина написана в его доме - это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне.
      
      Третья версия:
      
      Это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, пораженному красотой девушки, камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.
      
      
      Описание картины
      
      На картине изображена всего одна женская фигура. Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.
      
      
       []
      
      
      Глаза "Шоколадницы" скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.
      
      Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды.
      
      
       []
      
      
      Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.
      
      
       []
      
      
      Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.
      
      Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания "Baker"s Chocolate" приобрела права на использование картины, что делает ее старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире.
      
      Жан-Этьен Лиотар всегда был сторонником независимости - и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый "вкус к правде" привлекли ее в личности и работах художника: "Он наблюдал, как работают другие, и... делал все по-своему!"
      
      "Живопись - зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная" - Жан-Этьен Лиотар.
      
      
       []
      
      
      Мне очень нравится другая работа Лиотара.У него есть еще одна Шокладница или "Голландская девушка за завтраком". Картину специалисты "Сотбис" оценили в 4−6 миллионов фунтов (примерно 5,6−8,4 млн. долларов).
      
      
       []
      
      
      В последнее время интерес к творчеству художника резко возрос. Так, в 2009 году на лондонском аукционе "Кристис" "Дама в турецком костюме со служанкой в хамаме" ушла с молотка за $1 064 088, а в 2012 году в Париже "Портрет мадмуазель Луизы Жаке" был продан почти за 2 миллиона долларов.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Алексеева Алина
  • Обновлено: 20/08/2018. 6k. Статистика.
  • Статья: Швейцария
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка