Алексеева Алина: другие произведения.

Последний день Помпеи

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 27/01/2023.
  • © Copyright Алексеева Алина
  • Обновлено: 28/09/2018. 13k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Иллюстрации: 22 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История одной картины

  •   
      
      Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова "ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ", но подробно мы ее не рассматривали. Захотелось узнать ее историю и рассмотреть полотно в деталях.
      
      
       []
      
      К.Брюллов. Последний день Помпеи. 1830-1833
      
      
      
      
      ПРЕДЫСТОРИЯ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ
      
      В 1827 году молодой русский художник Карл Брюллов.приезжает в Помпеи. Он не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи.
      
      От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту.
      
      В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.
      
      Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.
      
      В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.
      
      
      
      ИЗВЕРЖЕНИЕ ВЕЗУВИЯ
      
      Сделаем небольшое отступление, чтобы познакомиться с историческими подробностями события, которое мы увидим на картине.
      
      Извержение Везувия началось днем 24 августа 79 года и длилось около суток, о чем свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты "Писем" Плиния Младшего. Оно привело к гибели трех городов - Помпеи, Геркуланум, Стабии - и нескольких небольших селений и вилл.
      
      Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох.
      
      Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.
      
      В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.
      
      Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.
      
      Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии.
      
      Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.
      
      Упавших затаптывали идущие следом. Приходилось все время стряхивать с себя пепел, иначе человека моментально засыпало, и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.
      
      Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Плинию Младшему повезло, а вот его дядя - выдающийся ученый, автор естественной истории Плиний Старший - погиб во время извержения в Помпеях.
      
      Рассказывают, что его подвела любознательность естествоиспытателя, он остался в городе для наблюдений. Солнце над мертвыми городами - Помпеями, Стабией, Геркуланумом и Октавианумом - показалось лишь 27 августа. Везувий извергался до наших дней еще, по крайней мере, восемь раз. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.
      
      
      
      ОПИСАНИЕ
      
      
       []
      
      
      
      Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.
      
      
       []
      
      
      
      Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.
      
      
       []
      
      
       []
      
      
       []
      
      
      
      Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место.
      
      Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких.
      
      
       []
      
      
      
      Рядом - коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу!
      
      
       []
      
      
       []
      
      
      
      Над ними - христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.
      
      
       []
      
      
       []
      
      
      
      А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой.
      
      
       []
      
      
      
      Мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи.
      
      
       []
      
      
      
      Слева на втором плане - толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое - ящик с кистями и красками. Это - автопортрет Карла Брюллова.
      
      
       []
      
      
      
      Но в его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое - ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Моделью девушки с кувшином послужила Ю.П.Самойлова.
      
      Ее мы можем увидеть и в других образах. Это и разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, где рядом с ней живой ребенок - в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.
      
      
       []
      
      
      
      Юноша держит свою свою любимую, в его глазах отчаяние и безысходность.
      
      
       []
      
      
       []
      
      
      
      Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери. Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти.
      
      Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход.
      
      Оплакивающий ее младенец - это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни.
      
      
       []
      
      
       []
      
      
       []
      
      
       []
      
      
      
      Сколько же боли, страха и отчаяния в глазах людей.
      
      "Последний день Помпеи" убеждает в том, что главная ценность в мире - это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.
      
      Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.
      
      
       []
      
      
      
      Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.
      
      
      
      ИСТОРИЯ КАРТИНЫ
      
      Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:
      
      Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
      Широко развилось, как боевое знамя.
      Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
      Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
      Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
      Под каменным дождем бежит из града вон.
      
      Действительно, мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России. В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения.
      
      Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.
      
      В 1834 г. картина "Последний день Помпеи" была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: "Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!".
      
      Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли "Карлом Великим".
      
      Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил ее в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.
      
      
      
      Источники:
      http://artrussia.ru/russian/artists/bio.php?rarity=1&about_p=1&pic_id=11&foa=f&list=1
      http://www.art-portrets.ru/artists/posledniy-den-pompei.html
      http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/520-kartina-posledniy-den-pompei.html
      https://ru.wikipedia.org/wiki
      http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/18a0c2ea-bcb1-49dc-8f7a-e2f9ca6597b7/Bryullov.Posledniy_den_Pompei.htm
      
  • Комментарии: 1, последний от 27/01/2023.
  • © Copyright Алексеева Алина
  • Обновлено: 28/09/2018. 13k. Статистика.
  • Статья: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка