Аннотация: Художник викторианской эпохи Фредерик Лейтон.
Одним из ярких представителей Викторианской эпохи был ФРЕДЕРИК ЛЕЙТОН (1830-1896), английский художник и скульптор. Родился 3 декабря 1830 в Скарборо (графство Йоркшир). Его отец был врачом, а дед, сэр Джеймс Лейтон, придворным врачом русского императора Александра I.
Автопортрет.
Лейтон начал рисовать в девять лет, поправляясь после скарлатины. В 1842 году он (прибавив себе несколько лет) поступил в берлинскую Академию художеств. Уже через три года его приняли в Академию художеств во Флоренции. Серьёзно писать Фредерик Лейтон начал во Франкфурте в 1846 году. Здесь он поступил в местный институт культуры. Через два года Лейтон покидает Франкфурт, в связи с революционными волнениями и переезжает в Париж.
Ф.Лейтон. Мадонна Чимабуэ, 1855 г.
В 1855 году он завершил работу над своей "Мадонной Чимабуэ" и отослал ее в Лондон, на выставку Королевской Академии.Картина привлекла внимание многих любителей живописи к молодому художнику. Восхищала тщательно продуманная композиция полотна. Впечатляли ее размеры - 222.2 x 520.5 см.
Сама королева Виктория по совету принца Альберта приобрела работу Лейтона за колоссальную по тем временам сумму в 600 гиней. Это стало началом небывалого творческого взлета художника и его славы.
В 1859 году Лейтон уже в Лондоне, принц Уэльский приобрёл в этом же году его картину, после чего наследник престола стал не только дальнейшим покровителем живописца, но и его верным другом. В 1859-м художник вступил в 20-й Добровольческий стрелковый корпус Миддлсекса, больше известный как "Стрелковый корпус художников" и принимал самое активное участие в жизни своего подразделения. В 1880-м году Лейтону присвоили звание полковника.
Ф.Лейтон. Дедал и Икар.
Уже в начале 1860-х годов его ежегодный доход составлял около 4000 фунтов стерлингов. В 1864 году положение Лейтона еще более упрочилось - он стал членом Королевской Академии художеств. К этому году для художника был построен роскошный особняк с мастерской в Кенсингтоне, на Холленд-Парк-роуд столицы Британии. А в 1869-м году Лейтона назначили инспектором художественных школ при Королевской Академии. Крупнейшим произведением, созданным живописцем в этом году, стали две фрески "по индустриальным мотивам".
1878 год принес Лейтону новые почести и обязанности. Его избрали президентом Королевской Академии и наградили французским орденом Почетного легиона. Тогда же ему был присвоен дворянский титул. В 1880-м году правительство Италии предложило мастеру прислать свой автопортрет для уникальной коллекции автопортретов знаменитых живописцев, которая хранится в галерее Уффици.
В своих работах Лейтон часто обращался к мифологии и истории, а его поддержка классицизма принесла ему высокую репутацию в Англии.
Лейтон писал картины главным образом на сюжеты из античной литературы и истории с изображениями обнаженных женских фигур.
Лейтон часто вводил в свои композиции сентиментальные подробности. Именно эта особенность его работ стала одной из причин популярности художника.
Среди наиболее известных картин Лейтона - признанный шедевр "Пылающий июнь", 1895.
Знаменитый "Пылающий огонь" Лейтон написал незадолго до своей смерти в 1895 году. По его словам, идея картины пришла ему в голову, когда он увидел натурщицу (Дороти Дин), уснувшую в его мастерской.
"Меня поразила гибкость и податливость фигуры уставшей девушки, - говорил художник, - и я решил изобразить ее". Лейтон к тому времени уже не раз изображал спящих девушек. Да и сама тема сна была чрезвычайно популярна в викторианскую эпоху.
Пожалуй, ни один живописец той поры не устоял перед соблазном написать "красивый" сон молодой женщины. Лейтон, безусловно, знал это, и тщательно прорабатывал композицию, стараясь, чтобы его картина не была похожа на сотни других "сонных полотен".
Работая над "Пылающим огнем", он создал множество набросков, ища нужное положение тела натурщицы и наиболее выразительный формат картины. Мастер приблизил фигуру спящей девушки почти вплотную к зрителю и заключил ее в рамки "тесного", герметичного пространства, напоенного летним теплом и пронизанного таинственностью.
Восхитительно передано замкнутое пространство картины, удивительное "пылание" шафранных драпировок, пронизанных яростным летним солнцем, трепет горячего воздуха, а возможно - и сам символ огненного сна июньской нимфы...
В качестве модели художнику позировала актриса Дороти Дени. Она же запечатлена на картинах художника "Купание Психеи", "Феба" и других.
Лейтон. Купание Психеи.
ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛЕЙТОНА И ДОРОТИ ДЕНИ.
В начале 1880-х художник встретился с Адой Алисой Пуллен, девушкой кокни (один из самых известных типов лондонского просторечия, на котором говорят представители низших социальных слоев населения Лондона), которая пыталась содержать себя и своих младших сестер, работая в качестве модели художника. Лейтон очень любил Дороти Дин (сценическое имя Ада Пуллен), и написал множество портретов и сюжетных картин, используя ее в качестве своей модели.
Неизвестно, связывали ли художника и его последнюю музу романтические отношения, но Лейтон очень заботился о девушке - он занимался ее образованием, часто посещал бедный дом ее родителей.
Лейтон.Портрет Дороти Дин.
Ее сестры Эдит Эллен, Генриетта Сара (Хетти) и Изабель Елена (Лена), также позировали ему. Дороти очень стремилась к карьере актрисы, и для осуществления ее мечты Лейтон сделал все возможное, но ее мечта так и не осуществилась. Лейтон использовал каждую свободную минуту, чтобы навестить этих молодых, красивых и жизнерадостных сестер в их маленьком доме, и эти визиты, видимо, приносили ему долгожданный отдых от весьма нудных церемониальных и административных обязанностей президента, и докучливой необходимости поддерживать высокий уровень общественной жизни.
Лейтон. Портрет Дороти Дин.
Джордж Бернард Шоу хорошо знавший художника и его любимую модель был уверен, что она, вместе со своими замечательными сестрами, является вдохновением для Фредерика Лейтона и не в коем случае не использует его в своих целях.
Когда Лейтон умер в 1896 году, он оставил Дин значительную сумму денег, которою она не успела воспользоваться, т.к. она умерла на 40-м году, после продолжительной болезни три года спустя. Она не выходила замуж.
"Сиракузская невеста", 1866
Лорд Фредерик Лейтон - Электра у гробницы Агамемнона
Лорд Фредерик Лейтон - Феба
Лорд Фредерик Лейтон - Блондинка
Лорд Фредерик Лейтон - Дух вершин
Лорд Фредерик Лейтон - Купальщица
Лорд Фредерик Лейтон - Венера, раздевающаяся перед купанием
Лорд Фредерик Лейтон - Актея, нимфа побережья
Лорд Фредерик Лейтон - Урок музыки
Лорд Фредерик Лейтон - Навсикая
Лорд Фредерик Лейтон - Рыбак и Сирена
Лорд Фредерик Лейтон - Меткий выстрел
Лорд Фредерик Лейтон - Античная жонглерка
Лорд Фредерик Лейтон - Павлин (Pavonia)
Лорд Фредерик Лейтон - Дездемона
Лорд Фредерик Лейтон - Орфей и Эвридика
Лорд Фредерик Лейтон - Девушка с рыжими волосами
Лорд Фредерик Лейтон - После вечерни
Лорд Фредерик Лейтон - Псамафа
Лорд Фредерик Лейтон - Сивилла
Лорд Фредерик Лейтон - Leighton Sisters
Лорд Фредерик Лейтон - Персей на Пегасе спешит на помощь Андромеде
Персей на Пегасе, 1896, Музей Лейсисетершайр, Англия
Лорд Фредерик Лейтон - Нанна
Лорд Фредерик Лейтон - Борьба Геркулеса и Танатоса за освобождение Альцесты из царства мертвых