Эта картина не оставляет никого равнодушным. Притягивающий взгляд, приятная улыбка, а также положение веера, прижатого к щеке, символизируют любовь к тому человеку, на которого она смотрит.
Александр Рослин. Дама под вуалью.1768 г.
Картина принадлежит Национальному музею Швеции в Стокгольме и считается одним из наиболее известных произведений живописи в коллекции музея.
Так одевались дамы в Парме,
В Болонье много лет назад!..
И полон прелести и шарма
Мари Сюзанны нежный взгляд!
Вуалью глаз один прикрытый
К себе зовёт, к себе манит -
И живописца, и пиита
Своим лукавством вдохновит!
К вуали веер мягко ляжет,
Слегка раскроется потом
И от лица Мари расскажет
Нам что-то чудным языком!
Но тот язык забыт с веками...
И горестно сегодня мне,
Что онемела перед нами
Мари не по своей вине!.
(Иван Эсаулков)
КТО ЖЕ ОНА, ЭТА ПРЕКРАСНАЯ НЕЗНАКОМКА?
На картине изображена французская художница Мария-Сюзанна Жиру (1734-1772), в замужестве Рослин, - жена Александра Рослина. Её одежда соответствует моде женщин Болоньи того времени. Её лицо частично прикрыто чёрной шёлковой вуалью, а в правой руке она держит веер. Она одета в нарядное платье из розового шёлка с белыми кружевами.
А Рослин. Мария-Сюзанна Жиру. 1770 г.
МАРИЯ-СЮЗАННА - дочь королевского ювелира, она родилась и жила в Париже, рано осиротев. Училась живописи у прославленных художников Мориса Кантен де Латура и Жозефа Мари Вьена.
Влюбилась в бедного, но перспективного шведского художника Александра Рослина, однако опекуны были против свадьбы, в том числе потому, что жених был протестантом, а Мари - католичкой. 5 января 1759 года она всё же вышла за него замуж, причём свидетелем на свадьбе был посол Швеции. У них родились три сына и три дочери.
Рисовала портреты, особенно искусно пастелью. В 1771 году была организована её персональная выставки. Удостоилась похвалы самого Дидро за использование насыщенных цветов (работа "Портрет скульптора Пигали"). Некоторые картины Жиру сегодня выставлены в Лувре и частных коллекциях.
В 1772 году в возрасте 38 лет умерла от рака груди.
Когда портрет был представлен на Парижском салоне, писатель и критик Дени Дидро назвал её "очень пикантной".
Картина была подарена Национальному музею Швеции в 1945 году. Человек, подаривший картину, пожелал остаться неизвестным. По некоторым сведениям, в начале 1945 года - перед тем, как картина была передана музею,- она была выкуплена у её предыдущего владельца компанией Kooperativa Förbundet.
НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ
Александр Рослин, живописец и портретист, родился в семье врача, в шведском городе Мальме. Начал с военно-морской архитектуры, но увлёкся живописью. С 1736 по 1739 год Рослин учился у известного портретиста Г. Шредера в Стокгольме. После учёбы работал в Швеции, а с 1745 - в Бранденбурге. В 1747-1751 годах знаменитый художник жил в Италии.
В 1752 году Александр Рослин поселился в Париже. Он стал известен в высшем обществе и его портреты скоро привлекли внимание знатоков своей блестящей виртуозностью, которая выделилась даже в беспощадной Парижской конкуренции. Ему особенно удавалось передать фактуру бархата, блеск драгоценностей, что порой восполняло недостаток портретного сходства. Постепенно, он стал одним из наиболее уважаемых портретистов аристократии.
В 1774 г. наследный принц, будущий Густав III, пригласил Рослина в Швецию для создания портретов членов королевского семейства. В январе 1776 года, Рослин получает приглашение в Россию, чтобы написать парадный портрет императрицы Екатерины II.
Когда в 1776 г. Александр Рослин приехал в Петербург, он был уже одним из ведущих европейских портретистов, официальным живописцем нескольких европейских дворов, включая шведский и французский.
В Санкт-Петербурге, где он провёл два года, Рослин написал более сотни портретов. Художник работал достаточно правдиво, но без скучного протоколизма, присущего работам немецких художников. Его портреты царствующих особ служили для многократного копирования, в том числе и русскими портретистами, например, Рокотовым. После России, уехал обратно в Париж, где и умер в 1793 году.
НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА
РОСЛИН. ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ
Адольф Рейтерхольм, придворный шведского короля Густава III, в своих записках о путешествии в Петербург в 1776-1777 году описал мастерскую Рослина:
"Во время посещения его я имел случай видеть большую часть украшений императрицы, которые oн писал, стоимостью не менее 4 миллионов рублей, а также одно из платьев, надетое на манекен, со всеми украшениями и символами власти, помещенными поверх императорской мантии и размещенными рядом".
Однако портрет не понравился Екатерине: в своем письме барону Гримму она заметила, что Рослин изобразил её "шведской кухаркой, грубой и простой".
Портрет графини Е.А.Чернышевой, 1776 г.
Портрет мужчины в красном кафтане, 1764 г.
Портрет И.И.Бецкого
Портрет великой княгини Марии Федоровны
Портрет великой княгини Натальи Алексеевны
Портрет графа Захара Григорьевича Чернышева
Portrait of Hedwig Elizabeth Charlotte of Holstein-Gottorp (1759-1818), 1774 г.
Alexander Roslin Portrait of Countess de Bavière-Grosberg
The artist Anne Vallayer-Coster
Портрет Екатерины II
Портрет Х.М.Оболенской, 1776-77 гг.
В своих лучших портретах Александр Рослин сочетал эффектность и яркость. Художник был особенно искусен в тщательном изображении тканей, кружев, вышивок, отделки костюмов и других аксессуаров; лица же портретируемых на его картинах обычно довольно холодны и безжизненны. Тем не менее, шведский живописец пользовался признательностью парижской публики и написал огромное количество портретов своих современников.