Алексеева Алина: другие произведения.

Свадебная тема. Федотов. Сватовство майора

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 28/03/2015.
  • © Copyright Алексеева Алина
  • Обновлено: 26/03/2015. 11k. Статистика.
  • Рассказ: Россия
  • Иллюстрации: 6 штук.
  •  Ваша оценка:

      
      
      "Начинается, начинается рассказ
      О том, как люди на свете живут,
      Как иные на чужой счет жуют.
      Сами работать ленятся,
      Так на богатых женятся."
      
      
      Специально к этой картине П.Федотов сочинил поэму "Майор". Использовала отдельные отрывки поэмы.
      
      
      
       []
      
      
      Картина "Сватовство майора" была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность.
      Изумлённые зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Со свойственной ему остротой и юмором П.Федотов подмечает в изображаемом событии и в каждом из действующих лиц самое характерное, самое типичное.
      Для своей картины он выбрал самый напряжённый момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью.
      
      
      
      НЕВЕСТА
      
      
      
       []
      
      
      Обратим внимание на взволнованную невесту. Она засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха.
      Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что "родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня".
      Очевидно, декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светёлку, скорее всего от желания продемонстрировать девичью робость и скромность:
      
      Мужчина, чужой!
      Ой, стыд-то какой!
      
      
      
      СВАХА
      
      
      
       []
      
      
      На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это ещё одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки.
      
      
      
       ЖЕНИХ
      
      Скорее всего женитьбой он решил поправить свое материальное положение. Предположительно герой картины - не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета - он явился без положенных букетов для невесты и её матери.
      
      Майор толстый, бравый,
      Карман дырявый.
      Крутит свой ус:
      "Я, дескать, до денежек
      Доберусь... "
      
      
      
      МАМЕНЬКА
      
      
      
       []
      
      
      К счастью, маменька вовремя успевает схватить её за платье ("Умная мать за платье - хвать!"), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-весёлой улыбкой сообщает о приезде жениха. Тип маменьки на картине П.Федотова - просто великолепен. Это истая, дородная "хозяйка купца" в шёлковом платье золотого цвета с голубою ниткой. Только не найдя по своей голове модного чепца, она
      
      По-старинному, в сизом платочке,
      Остальной же наряд
      У француженки взят
      Лишь вечор для нее и для дочки...
      
      
      
      КУПЕЦ
      
      Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться, нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался - европейские сюртуки застегивались на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки.
      Об этом тоже рассказывает федотовская "Рацея":
      
      Как хозяин-купец,
      Невестин отец,
      Не сладит с сюртуком;
      Он знаком больше с армяком.
      Как он бьется, пыхтит,
      Застегнуться спешит:
      "Нараспашку принять - неучтиво!"
      
      
      
      КУХАРКА
      
      Она вносит кулебяку - продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму.
      
      
      
       []
      
      
      
      СТАРУХА-ПРИЖИВАЛКА
      
      Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Вот беззубая старуха-приживалка, "тугая на ухо", никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всём у сидельца лавки.
      Сиделец - это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьёт чай в трактире.
      Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених.
      
      
      
      ОБСТАНОВКА
      
      Типична и сама обстановка купеческого дома на картине "Сватовство майора". Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием...
      Подробнее рассмотрим стол. Художник изобразил на столе только постную закуску: селёдку, семгу и слабосолёную икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу - постные дни.
      На картине можно увидеть люстру и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня.
      
      
      
      КАРТИНЫ НА СТЕНАХ
      
      Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты - слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского.
      
      
      
      КОШКА
      
      
      
       []
      
      
      По контрасту с героями, выявляющими свои отрицательные качества, самым живым существом в картине становится кошка, "намывающая" гостей. Она единственное "действующее лицо", помещённое на переднем плане картины. Основные события происходят на втором плане.
      
      
      
      О ВОСПРИЯТИИ КАРТИНЫ
      
      Один из друзей художника потом вспоминал: "При отделке этой картины Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличный сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира... художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопчёнными стёклышками, которая "так и лезла сама в картину". Тотчас он зашёл в трактир и нашёл то, что искал так долго".
      Знакомый П.Федотову офицер сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену.
      С большим мастерством передаёт П.Федотов прозрачность лёгкой ткани платья невесты, её жемчужное ожерелье и блеск шелка платья матери. Тонкие цветовые соотношения, порой еле уловимые переходы от одного тона в другой связывают всё воедино. Сгущая и изменяя розовый тон, художник пишет и кофту кухарки, и шугай свахи, придаёт голубоватый оттенок серому сюртуку самого купца. Вся эта цветовая гамма развёртывается на зелёноватом фоне стены.
      Ещё через минуту невеста перестанет жеманиться, её поза изменится, мать перестанет браниться, майор крутить ус и т. д. Расстановка образов в картине создаёт напряжённую драматургию действия, его театральность. Всё это ещё больше подчёркивает основную идею зрелого периода творчества - идею разоблачения фальши окружающего мира, его ложного блеска, внешней добропорядочности.
      Ножки тонконогого стула, стоящего в правом углу, повторяют очертание широко расставленных ног майора, а сам хозяин - купец Кульков - возвышается в углу, подобно неуклюжему шкафу. Так, соединяя одушевлённые предметы с неодушевлёнными, мастер создает напряжённость действия.
      Долгое время "Сватовство майора" считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П.Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Э.Кузнецов в своём исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П.Федотов относился так же, "как относился к живым, знакомым ему людям - сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей...
      "Да, они лицемерят, хитрят, плутуют - но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного? ".
      Про картины Федотова говорили, что они на вид весёлые, но в них "глубокая горечь, негодование и сдерживаемые рыдания". "Моего труда в мастерской только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах",- объяснял Федотов.
      
      
      Источники.
      http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-fedotova-svatovstvo-mayora.html
      http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/821
      http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/271-svatovstvo-mayora-pavel-andreevich-fedotov.html
      http://www.detskiysad.ru/art/kartina028.htm
  • Комментарии: 1, последний от 28/03/2015.
  • © Copyright Алексеева Алина
  • Обновлено: 26/03/2015. 11k. Статистика.
  • Рассказ: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка