Вернёмся в мир реалистичного искусства. Речь пойдёт о творчестве одного из художников Голландии 17 века ТЕРБОРХЕ ГЕРАРДЕ (1617-1681). Он считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи, лучшим мастером элегантного жанра.
Его работы, схожие по сюжетам с картинами других голландских жанристов, выделяются среди них изысканным мастерством, с которым написаны сияющие серебристо-белые и золотистые атласные платья дам, кружева, стекло, дорогие ковры.
Но привлекательность Терборха, тонкого и вдумчивого художника, не только в этой несравненной, несколько холодноватой виртуозности. Он остро подмечает и со своего рода портретной точностью воспроизводит особенности физического типа, жеста, движения, взгляда, улавливает их интонации, игру, эмоциональное общение.
Автопортрет
Родился в Зволле в состоятельной бюргерской семье. Его отец, брат и сестра были художниками. Первыми учителями Терборха стали отец и Хендрик Аверкамп. Отец заставлял его много копировать.
Первое произведение создал в девять лет. В пятнадцать лет Терборх отправился в Амстердам, потом - в Харлем, где он попал под сильное влияние Фр. Хальса. Уже в это время пользовался известностью как мастер бытового жанра, охотнее всего писал сцены из жизни военных - так называемые "караульни".
Точильщик
Ранние жанровые картины Герарда Терборха (1617-1681) и по мотивам и по выбору персонажей имеют демократический характер. Наиболее смелой и необычной среди них является "Точильщик" (начало 1650-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея), где быт рядового голландца того времени показан без всякого идиллического покрова.
Мальчик, ищущий блох у собачки
Девица, доящая корову, 2-я треть XVII века
В зрелые годы Терборх переходит к светскому жанру, изображающему жизнь патрицианских кругов. Терборх умеет создать ощущение тонких внутренних связей между участниками сцены. Он остро подмечает и со своего рода портретной точностью воспроизводит особенности физического типа, жеста, движения, взгляда, улавливает их интонации, игру эмоциональную перекличку.
Однако в истории искусства известность Терборху принесли картины второй половины 1650-х годов, посвящённые сценам быта зажиточных семей, запечатлевшие иные ситуации и типы моделей.
В просторном, окутанном полумраком интерьере помещены две-три фигуры, выделенные светом и колоритом. Представлены традиционные светские сюжеты - музицирование, питьё вина, получение или написание письма и т. п. Во многих композициях действие крайне сдержанно, художник иногда повторяет одну и ту же модель - изящную даму в атласном ослепительной красоты платье.
Бокал лимонада
Это одна из самых известных его картин. Давайте присмотримся к этой сцене повнимательнее. Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой.
Однако приготовление напитка - лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы. Третье лицо - старуха, склонившаяся над героиней, - как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определённое.
Терборху удавалось мастерски выписывать переливы шёлка и атласа, золотое шитьё в отделке платьев, что способствовало его популярности у зажиточных бюргеров.
(Очень интересный) Портрет Helena van der Schalcke, ок. 1648 г.
Танцующая пара
Модный кавалер в военной форме с игривым взглядом приглашает на танец застенчивую девушку в нарядном платье из белого шелка. Луч света освещает пару в тот момент, когда он берёт её за руку; остальная часть просторной комнаты и сидящие наблюдатели погружены в тень.
Женщина, пишущая письмо
Отеческое наставление, 1653-1655
Художник как бы не договаривает до конца - он не столько изображает чувства и взаимоотношения персонажей, сколько заставляет догадываться о них.
Недосказанность придаёт его картинам особую поэтичность и вместе с тем как бы сосредоточивает внимание зрителя на эмоциональных контактах героев. Терборх обычно выделяет главное - одну фигуру или группу, остальное погружает в прозрачную воздушную мглу: она кажется некой средой, в которой находят отклик их душевные импульсы.
Дама, моющая руки
Картины Терборха отличаются строгим изяществом и сдержанностью образов, холодноватой красочной гаммой, тонкостью светотеневой моделировки, виртуозной передачей фактуры шелковистых одежд.
Туалет дамы
Любопытство
Почти всегда в композициях Терборха царит настроение сдержанной меланхолии, задумчивости. Утончённое живописное мастерство и благородная красота колорита (очень любил Терборх сочетания серебристо-белых, лимонно-желтых и серовато-коричневых тонов) придавали его произведениям оттенок изысканности.
Галантный солдат
Жизнь персонажей картин голландских художников протекает в стенах дома в комнатах или в маленьком дворике, который также составляет часть дома и воспринимается как один из его интерьеров.
Дама, читающая письмо
Но интерьер в картинах голландцев не просто место действия: это пространство, обжитое человеком. Голландские живописцы стремились воссоздать атмосферу интерьера, чтобы зритель проникся ощущением быта людей определённого круга, его характера, его "аромата".
Портрет Francois de Vicq, 1670
В 1635 Тербох был принят в гильдию Св. Луки. В 1637 женился на дочери Я. Брейгеля Бархатного. Её опекуном после смерти отца был П.П. Рубенс. Молодые поселились вблизи его замка. С этого момента на картинах Терборха появилась новая тема: изображение крестьянской жизни - огромные толпы веселящихся, танцующих, флиртующих и обжирающихся людей. Отправился в Англию.
Сидящая девочка в крестьянском костюме, ок. 1650
В Лондоне познакомился с творчеством Ван Дейка, который привил ему редкий в голландской живописи интерес к портретному искусству.
Посмотрим несколько его портретов.
Портрет Aletta Pancras, 1670
Портрет Jacob de Graeff, 1670-1675
Художник много путешествовал по Германии, Италии, Франции. После возвращения какое-то время находился в Амстердаме (1645), занимаясь по преимуществу портретной живописью. Через год он снова отправился странствовать в Вестфалию, где в это время в Мюнстере собрались представители Голландии и Испании для заключения мира.
De ratificatie van de Vrede van Munster
Дар портретиста с особой полнотой сказался в картине "Мюнстерский мир", посвящённой миру, заключённому между Испанией и Голландией в 1648. Картина вместила около 80 человек, таким образом, групповой портрет превратился в массовую сцену.
Во время написания картины познакомился с испанским уполномоченным графом Пеньерандой и отправился вместе с ним в Мадрид. Терборх написал портрет графа и многих придворных, а также короля.
Дама, чистящая яблоко
В 1650 он вернулся в родной город, а в 1654 после женитьбы поселился в Девентере, где стал бургомистром. С этого момента главная тема его картин музыка. Однако по сравнению с ранними работами действующие лица выглядят пассивными.
Концерт
Король Филипп IV собрал лучшую в мире коллекцию его картин ещё при жизни художника. Это было довольно сложно, так как плодовитость художника была исключительной. Для размещения его картин потребовалась бы галерея длиной около трёх километров.
Умер Терборх в Девентере 8 декабря 1681. Художник не датировал свои произведения. Лишь в XX веке удалось выявить его творческую эволюцию. Считался лучшим мастером "элегантного жанра".