Одно из самых известных произведений Михая Мункачи состоит из трех полотен, называют его Трилогией о Христе.
ПЕРВАЯ КАРТИНА
"Христос перед Пилатом" была написана в 1881 году.
М.Мункачи. "Христос перед Пилатом", 1881 год
О том, какая тщательная подготовка предшествовала написанию полотна, публика узнала после опубликования переписки художника с супругой. Мункачи несколько раз перечитывал Библию от первой до последней строки, детально изучил произведение "Жизнь Иисуса" французского философа и писателя, историка религии Эрнеста Рена́на.
Для того, чтобы как можно более реалистично изобразить сцену в Иерусалимской претории (в Римской империи этим термином называли временную резиденцию римских наместников в Иудее в течение их пребывания в Иерусалиме), художник просмотрел множество художественных альбомов по истории костюма и картин с изображением библейских сюжетов.
Мункачи приглашал представителей еврейской общины, ожидавших в Париже документов для эмиграции, позировать для его картины. Он делал фотографические снимки моделей, которые затем использовал в ходе написания полотна.
Прежде чем взяться за большое полотно Мункачи выполнил более 35 эскизов.
О ПИЛАТЕ
Характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: "природно жёсткий, упрямый и безжалостный... развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал".
О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.
Когда парижская публика в 1881 году увидела первую картину "Христос перед Пилатом", она с присущей французам пылкостью превозносила мастерство и очень современный философский подход к вечной теме венгерского художника. Блестящий живописец изобразил Иисуса Христа человеком обыкновенным, и сильным и слабым, но, безусловно, несущим в сердце своем только любовь.
Зедельмейер заключил с Мункачи десятилетний контракт на кабальных для художника условиях. Воодушевлённый огромным успехом в Париже, Зедельмейер выставлял полотно в нескольких европейских странах. Австрии, германии, Англии. Венгры могли познакомиться с картиной знаменитого соотечественника в старом здании выставочного зала Мючарнок (в настоящее время Университет изобразительных искусств) в 1882 году. Полюбоваться картиной пришли более восьмидесяти тысяч человек.
После европейского турне картина отправилась в Америку, в Нью-Йорк. Картину приобрел американский бизнесмен, религиозный лидер, видный общественный и политический деятель, один из основоположников современного рекламного дела Джон Уонамейкер.
После того, как картина побывала на международной выставке в Чикаго, Уонамейкер поместил ее в своем доме. После вскоре случившегося там пожара картина сильно пострадала. Ее чудом нашли - вырезанную из рамы и брошенную на снег. В 1988 году наследники Уонамейкера продали полотно бизнесмену Джозефу Таненбауму, который подарил его Гамильтонской Галерее.
ВТОРАЯ КАРТИНА
М.Мукачи. Голгофа. 1884 г.
Второе полотно "Голгофа" появилось на свет в 1884 году. Художник приступил к работе над ним после того, как написал 16 эскизов. Зедельмейер решил выставить обе картины вместе, для этого первая картина на некоторое время снова вернулась в особняк парижского купца.
Восторгу публики не было предела. Критики тоже были весьма благосклонны. Газеты пестрели хвалебными статьями.
Затем три года - с 1884 по 1887 - обе картины выставлялись там же, где первое полотно. "Голгофу" приобрел все тот же Уонамейкер. Нетрудно догадаться, что в пожаре 1907 года пострадала и эта картина. Ее точно также вырезали из рамы и выбросили. Точно также чудом спасли от гибели.
Наследники выставили картину на аукционе Сотби. Картину приобрел некий Джулиан Бек, перепродавший ее в 2004 году венгерскому коллекционеру Имре Пакху.
ТРЕТЬЯ КАРТИНА
М.Мункачи. Ecce Homo, 1896 г.
Третья картина "Ecce Homo" была написана в 1896 году к открытию выставки, приуроченной к празднованию Тысячелетия со дня обретения венграми Родины. Ее выставили в отдельном павильоне недалеко от Площади героев.
Ирландский писатель и поэт Джеймс Джойс, который в 1899 г. видел трилогию Мункачи, особо отметил в своих записях "Ecce Homo": "Вся картина проникнута удивительно глубокой, тихой драмой, как будто она могла бы в один миг, как по взмаху волшебной палочки, стать реальностью... видение художника глубоко задевает своей человечностью".
Однако на этот раз публика встретила проникновенное творение Мункачи достаточно прохладно. За десять лет изменились художественные пристрастия, и драматический историзм, в котором Мункачи достиг непревзойденных высот, перестал быть самым модным и востребованным течением. к тому времени художник был сильно болен и незаслуженно забыт своими прежними поклонниками.
Позже картину отвезли в Америку, однако на этот раз Уонамейкер не спешил приобрести картину Мункачи. В конце концов она была продана одному англо-венгерскому консорциуму, откуда затем картину выкупил богатый заводчик и коллекционер живописи Фридьеш Дери.
В 1919 году Дери передал свою богатейшую коллекцию исторических документов, художественных картин, нумизматики и книг ценностью более 10 миллионов золотых корон, венгерскому государству. В 1928 году в Дебрецене было построено здание, вместившее эти огромные ценности. Музей носит имя Фридьеша Дери.
Михай Мункачи никогда не увидел вместе все три полотна. Однако полотна увидел мир.
Картины немало попутешествовали по свету, меняя владельцев и восхищая зрителей.
Но в феврале этого года ценители таланта венгерского художника Михая Мункачи получили радостную новость: венгерское правительство смогло договориться с руководством Гамильтонской Галереи (Канада) о приобретении третьего полотна монументальной трилогии Михая Мункачи "Христос перед Понтием Пилатом", а Депозитарий Венгерского Национального Банка выделил средства для покупки. Сейчас ожидается возвращение полотна в Венгрию.