Рубенс. Вакханалия,1615 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Сегодня мы познакомимся с Вакханалией Рубенса и сравним с другими работами художников на эту же тему.
Первую скрипку во фламандском искусстве 17 века играл Питер Пауль Рубенс. Его называли живописцем королей и королём живописи. Он создал свою школу и за всю жизнь написал около 3 000 картин и бесчисленное множество рисунков. Господствующий стилем этой эпохи было барокко.
Рубенс начал рисовать с самого детства. Отто ван Веен стал учителем Рубенса. Античная мифология стала одной из главных тем творчества Рубенса.
ВАКХАНАЛИЯ РУБЕНСА
На картине изображено пиршество в честь бога Вакха или Диониса. Отношение к этому богу- двойственное. С одной стороны, он - бог вина, напитка, который греет и веселит душу и тело. Один из персонажей Еврипида говорит про Вакха:
Придумал он питье из винограда
И смертным дал - усладу всех скорбей.
Когда несчастный соком винограда
Пресытится, забвение и сон
Забот дневных с души снимают тяжесть,
И от страдания верней лекарства нет.
На празднике участвуют козлоногие сатиры и сатирессы. Именно Рубенс стал создателем сатиресс - козлоногих существ женского пола. В античных источниках вместо них представлены вакханки - безумные, опьяневшие красавицы. Интересно, что этот праздник очень часто изображался греками. Но в античной традиции присутствуют ритм, гармония, совершенство тела и движения.
У Рубенса все герои находятся в движении. Силен уже не стоит на ногах и давно бы упал без поддержки сатирессы. Чернокожая сатиресса выливает вино из кувшина, из куста вылезает рогатый сатир и замахивается дубиной, львица машет лапой. Движение несколько затихает в нижнем правом углу, где опьяневшая сатиресса засыпает, но всё же кормит своих сатирят. Но мы поднимаем глаза и видим другого сатира в кустах и движение продолжается вновь.
Рубенс, в отличие от предшественников, отнюдь не стремится изображать совершенного человека. Он пишет человеческое тело, как оно есть, без прикрас.
Интересно проследить, что Рубенс делает с цветом. Он совершенно раскрепощает цвет. Существует мнение, что во всей истории искусств всего лишь три живописца - Тициан, Рубенс и Ренуар - действительно умели изображать человеческое тело. Причём Рубенс делал это особенно.
Давайте присмотримся к сатирессе слева. Девушка переливается, как жемчужина. Она реальная и настоящая. У нее естественный, жизненный изгиб спины, ветерок развевает ее локон. Цвет ее тела - серо голубой. Даже просвечивает грунт и дополняет цветовую гамму картины.
Рядом Силен. И цвет его тела тоже живой. Но краски совсем другие. И тоже естественные.
Негритянка - новый вызов для Рубенса. Он специально включает ее в композицию, чтобы попробовать другой цвет человеческого тела и блестяще с этим справляется.
Мастер вводит красный цвет ткани, это цветовая связкой между Силеном, негритянкой и другим сатиром. Ткань бросает множество разноцветных бликов на живот Силена и на кожу негритянки.
В своей "Вакханалии" Рубенс не изображает никакой морали. Он просто восхищается человеческим телом и немного улыбается, изображая этих сатиров. Они пришли из леса, праздник пройдет и они снова уйдут в свой лес. Рубенс восхваляет жизнь. Человек - существо, которое находится между всем и ничем, бытием и небытием. Рубенс задумывается над этим, он считает, что непременно нужно ловить момент и наслаждаться полнотой жизни.
"Вакханалию" Рубенс написал для себя, совсем не по заказу. И до конца дней она оставалась у Рубенса в доме. В коллекцию ГМИИ картина попала из Эрмитажа.
Интересно, что хотя Рубенс изображал пышные, тучные тела, сам он был необычайным стоиком. Философия стоицизма была очень популярна в те дни. "Если не можешь что-либо изменить, измени своё отношение к этому". Рубенс не только ее принял, но и следовал ей. Вставал художник ежедневно в 5 утра. Работал, шёл на мессу, трапезничал, совершал конные прогулки. Во время работы он просил, чтобы ему читали Сенеку, Плутарха, Тацита.