Амусья Мирон, Перельман Марк: другие произведения.

Про заботы одной "диаспоры"

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Амусья Мирон, Перельман Марк (amusia@012.net.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 15k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нам, современникам и в определённой мере свидетелям тех событий странно и оскорбительно читать послание, в котором євыходцы из АзербайджанаЋ умудряются совершенно опустить общеизвестные факты широкомасштабных погромов в Баку 13-14 января (да и в последующие несколько дней) 1990, учинённых местными националистами над армянским населением этого города. И это непростительный позор, что армян не защитили ни єНародный фронтЋ , ни местные власти, ни правительство СССР.


  •    29.01.08

    Мирон Я. Амусья и Марк Е. Перельман,

    профессора физики

    Про заботы одной "диаспоры"

    или

    "Знай же меру!"

      
       Обещаю говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды, и да поможет мне Бог!
       Судебная присяга
      
       Сообщение, о котором пойдёт речь, было прислано нам прямо домой в электронной рассылке "Еврейского калейдоскопа". Оно информировало о собрании, имевшем место в Афуле 20 января 2008. Само по себе, подобное сообщение едва ли привлекло бы наше внимание, поскольку касалось происходящего в азербайджанской "диаспоре", к которой, как и к любой другой, не принадлежим, так как живем не в изгнании. Но предмет собрания нас затрагивал, оживив воспоминания о событиях сравнительно недавнего прошлого, современниками которых мы являлись.
       Как сообщалось, собрание в Афуле почтило память "жертв 20 января" 1990 г. в Баку и отправило верноподданническое послание президенту Азербайджана. Содержание и стиль этого послания вызвал у нас протест. Вот выдержка из послания: "В день памяти жертв бакинской трагедии 20 января 1990 года проживающие в Израиле выходцы из Азербайджана скорбят вместе со всем азербайджанским народом по поводу невинно погибших в ту памятную ночь от танков и пуль карательных советских войск".
       Нам, современникам и в определённой мере свидетелям тех событий странно и оскорбительно читать послание, в котором "выходцы из Азербайджана" умудряются совершенно опустить общеизвестные факты широкомасштабных погромов в Баку 13-14 января (да и в последующие несколько дней) 1990, учинённых местными националистами над армянским населением этого города. И это непростительный позор, что армян не защитили ни "Народный фронт", ни местные власти, ни правительство СССР.
       В упомянутом послании сообщается: "Тогда около ста пятидесяти человек погибли, более тысячи были ранены или пропали без вести. Это была форменная расправа над мирным населением, ведь от пуль карателей погибли женщины, старики, молодые люди и дети, школьники, домохозяйки, академики и студенты, люди разных национальностей - азербайджанцы, русские, татары...". Убитые озверевшими националистами 13-14 января армяне в этот список не входят, если не подозревать, что они включены в многоточие!
       Это верно, что тогдашний руководитель СССР Горбачёв проявил как минимум преступную халатность, существенно опоздав с введением военного положения в Баку. Фактически, войска получили приказ активно действовать лишь тогда, когда возникла угроза существованию советской власти, точнее, сохранению центральной власти СССР, в Баку. Сделай он это раньше, множество армян и лиц других национальностей, включая честных азербайджанцев, евреев, русских не стало бы жертвами бандитствующих националистов, духовных родственников тех "шахидов", что погубили столько жизней здесь, в Израиле. Уместно отметить, что из-за усиления местного национализма вследствие событий января 1990 Баку покинуло более двадцати тысяч русских.
       Примечательно, что, согласно посланию, "воины, сражавшиеся за независимость Азербайджана и погибшие в боях за Нагорный Карабах" похоронены в "Аллее Шехидов".
       Несмотря на задержку, именно введение войск, включая воздушно-десантную дивизию под командованием полковника А. И. Лебедя, в Баку (см. его мемуары) остановило зверский анти-армянский погром. Приводим и ссылку на иные, нежели у авторов "послания выходцев из Азербайджана", воспоминания о тех страшных и позорных днях. Знакомому с описаниями еврейских погромов в России или атаками мусульманских "шахидов" по всему миру - советуем прочитать и сравнить самим. Есть ещё множество живых свидетелей происходившего тогда в Баку, а потому странно звучат обещания "выходцев" "сделать все возможное, чтобы приблизить день освобождения азербайджанских земель, захваченных оккупантами", утверждения, что "более чем на 20 процентах азербайджанской территории по-прежнему хозяйничают оккупанты". По счастью, сегодняшнее руководство Азербайджана не следует в своей политике этим подстрекательским обещаниям и оценкам.
       . Странно и неуместно звучат слова "выходцев": "Для нас, живущих в десятках стран диаспоры выходцев из Азербайджана, политически и экономически стабильная, процветающая Азербайджанская Республика является символом уверенности в правоте его народов, кровью отстоявших свободу и независимость своей Родины". Видно в верноподданническом раже составители послания спутали несопоставимое, пользуясь неуместно буквально теми же словами, что адресуются обычно героям Великой Отечественной войны.
       Войска Лебедя защитили скрывавшихся и не успевших бежать армян от "шахидов", но не смогли остановить исход, в результате которого полумиллионная армянская община в Азербайджане перестала существовать. Стоит помнить, что анти-армянский погром в Баку последовал после его кровавой репетиции в Сумгаите. Невозможно массовое преступление оправдать спором, пусть и весьма напряжённым, между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха. С последней проблемой особо хорошо знаком один из нас (МА), поскольку организовывал её обсуждение в Ленинграде, в рамках Союза учёных. Поразительно, что и тогда, после четырёх часов дебатов, в обстановке научного собрания т. е. личной безопасности коллеги - азербайджанцы не нашли должных слов осуждения происшедшему в Сумгаите.
       Несомненно, при входе войск, в частности, дивизии Лебедя, в двухмиллионный город были жертвы, в том числе и невинные, среди гражданского населения. Но основная ответственность за происходящее должна быть возложена на погромщиков, память о которых почему-то отмечается в Израиле, в Афуле...
       Это верно, что в январе 1990 Баку постигла трагедия, но правда состоит в том, что её развязали организаторы армянского погрома, а вовсе не военнослужащие Советской Армии, в том числе - дивизии Лебедя. Последние, разумеется, в той ситуации действовали не как детсадовцы - такова была обстановка. Отмечать годовщину событий января 1990 и не признавать вины погромщиков из числа националистов-азербайджанцев - значит кощунственно искажать правду, которой ещё есть масса живых свидетелей.
       Здесь считаем уместным отступление личного характера. Конечно, и в 1990 мы были немолоды, понимали, что от людей можно ждать и великого, и низкого. Но лишь в Израиле мы столкнулись с особой изощрённостью цинизма и подлости нелюдей, которые во имя достижения целей "шахидов" могут инсценировать убийство мальчика (Аль Дуры), выкапывать тела из могил, чтобы "заснять" массовую гибель арабских детей в результате израильского авианалёта. Можно заставить детей носить пояса смертников, перевозить бомбы в автомобилях "скорой помощи", охраняемых знаками Красного креста. Можно практически всё - убивать беззащитных, врать и обманывать, используя для пропаганды своих "идей" деньги, ложь и людскую глупость.
       Этот опасный синдром проявился в событиях 1990 и в определённой мере присутствует, увы, в торжественных ежегодных церемониях поминовения жертв азербайджанских при полном забвении жертв армянских. Поразительно, что этого не поняли (или не захотели понять?) некоторые члены азербайджанской "диаспоры" в Израиле. Кстати, почему диаспоры? Ведь это понятие относится к людям данной народности, живущим вне своей страны. Разумеется, азербайджанцы по национальности, оказавшись вне Азербайджана, могут относить себя к диаспоре. Но евреи!? Это странно или просто безграмотно, притом вне зависимости от того факта, что сегодняшнее руководство Азербайджана относится к Израилю вполне дружественно. Просто слово "диаспора" здесь неуместно, хотя и подчёркивает вероятно удобное, да и полезное для лидеров диаспоры, верноподданство в адрес лидеров бывшей страны проживания.
       Вполне возможно, авторы "Послания" сохранили теплые воспоминания о своей доисторической родине, возможно, там остались не только дорогие им могилы, но и родственники, друзья, возможно, они и сейчас имеют там жизненно важные личные интересы. Но ни тон послания, ни восхваления "бакинских шахидов" ничем оправдать нельзя!
       Один из нас (МП) родился и всю жизнь прожил в Тбилиси, историю Закавказья знает не понаслышке, у обоих были и есть многочисленные друзья, коллеги во всех частях, ныне государствах, Южного Кавказа. Поэтому, а также потому, что как - евреи, потомки многих угнетаемых, убитых или изгнанных поколений, мы не хотим и не можем оправдывать зверства в Сумгаите, Баку, Карабахе, Абхазии или Осетии, и уж тем более не можем спокойно слушать, как выражают сочувствие одной стороне, делая вид, что второй и не было.
       Погромы армян начались, конечно, не в 1990. До того были годы турецкой оккупации части Закавказья в 1918-19, потом - национального деления Кавказа со "Съездом народов Востока" в 1920, с попытками Зиновьева и Камо (т.е. Сталина) установить советскую власть в Иранском Азербайджане. Кавказ, особенно Южный, всегда был чересполосицей стран и народов. Напомним только, что теперешний Азербайджан - это древняя Кавказская Албания, некогда в основном христианская. А в предположении возможности распространения советской власти на мусульманские страны, территория вновь изобретенной общности - Азербайджана, была существенно увеличена (кстати, на Кавказе азербайджанцев и сейчас обычно называют татарами, т.е. тюрками). В итоге этих потуг на консолидацию "азербайджанских земель" от Грузии был отторгнут район Саингило (с центром в городе Кахи - все же от грузинской Кахетии), а Нахичевань, ранее наполовину армянская, стала, если можно так выразиться, "армениан фрай". Неужели это "выходцам из Азербайджана", сегодня живущим в Израиле, ничего не напоминает?
       Можно многое сказать по поводу кавказских межнациональных трений. В Грузии тоже не все благополучно: есть проблемы Ахалциха и т.д., в 1919-20 годах была даже карикатурная и почти бескровная армяно-грузинская "война". В Тифлисе армяне составляли до 1921 г. подавляющее большинство, сейчас их менее 20%, но до погромов и, тем более, убийств никогда не доходило. На одном пятачке в старой части Тифлиса находятся православный и армянский соборы, две синагоги, суннитская мечеть (шиитская мечеть Шах-Аббаса была разрушена в начале 50-ых, при Сталине), и никогда не было случая нападения ни на одну из них! Тбилиссцы помнят и праздники Курбан-Байрам, и Суб-Саркиса, не прекращалась (кроме 1952 г.) выпечка мацы.
       А вот существуют ли сейчас, через восемнадцать лет после кровавых событий, армянские церкви в Баку? Были бы раду получить на этот вопрос положительный ответ, но сомневаемся в его возможности.
       В Сумгаите и Баку жило до полумиллиона армян. Сколько их там осталось? Вероятно, меньше, чем евреев, да и то только в смешанных семьях. Конечно, сумгаитская "репетиция" заслуживает отдельного рассказа. В своё время в Тбилиси нелегально показывали фильм, сделанный КГБ о тех событиях - там было даже ритуальное людоедство! Кто из лидеров Баку, из интеллигенции двухмиллионного города протестовал? Когда в Грузии воцарился националист Гамсахурдия, то его быстро свергли. И никто не прославлял его "верных соратников".
       Получив почти случайно информацию о послании "азербайджанской диаспоры" сыну "общенационального лидера Азербайджанской Республики Гейдара Алиева", сегодняшнему президенту Азербайджанской республики, мы с некоторым вниманием просмотрели материалы о "диаспоре" в Интернете. Так, выяснилось, что лидер азербайджанской диаспоры в Израиле г-н Алекс Шапиро-Сулиман стал 23 января "Послом мира". Выглядело бы это неплохо, если бы основателем конкретно этого звания и учреждения, его присуждающего, не был бы широко известный Сан Мен Мун (в других версиях - Мун Сон Мён), чаще просто Мун.
       Советуем полюбопытствовать и открыть приведенные ссылки. Вы познакомитесь с жизнью и деятельностью матёрого авантюриста, организовавшего довольно мощную и несомненно опасную секту. Верно, что в его "многогранной" деятельности оказывались, на разных этапах, замешаны довольно крупные люди, чьё присутствие, обычно временное, не устраняет дурного морального запаха секты и его основателя. Сейчас "пророк конца света" и "всеобщий отец" подбирается к иудаизму. Печально, если его проводником окажется любая группа израильтян - к примеру, израильтяне - выходцы из Азербайджана. Только Муна с его мунитами тут не хватало.
       Представляется, что руководство землячества, подчеркиваем, землячества, а не "диаспоры", израильтян родом из Азербайджана не должно допускать подобных обсуждаемому нами посланий, да и предшествующих им действий, позорящих целиком всё их сообщество.
      
       Иерусалим
       "I promise to tell the truth, the whole truth, and nothing but the truth, so help me God"-англ..
       Курсив наш - МА и МП.
       Все, что ли? Или только "активисты"? - вопрос наш - МА и МП
       Считаем необходимым отделить "Народный фронт" от орудовавших под его прикрытием и использующим нередко его имя бандитов-националистов.
       Ведь это не случайно, что слова "Sieg Heil!"(нем.) и "Да здравствует победа!" по-разному звучат для нас и сегодняшнего немецкого, да и, пожалуй, российского, школьников: дело в генетико-исторической памяти, а не в переводе слова "шахид" ("шехид").
       Курсив наш - МА и МП. Оккупантами "выходцы" именуют армян. Как удалось "выходцам", живущим в Израиле, не вспомнить при этом, что у сегодняшних "шахидов" и Израиль - оккупант.
       В ней участвовал и отец одного из нас - МП.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       2
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Амусья Мирон, Перельман Марк (amusia@012.net.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 15k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка