Амусья Мирон: другие произведения.

Не болвана - не оболванишь

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Амусья Мирон (amusia@012.net.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 30k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Меня понуждает к ответу широко представленная в статье Зив-Ами далеко нередко встречающаяся неправда. Она, коротко говоря, сводится, в сущности, к тому, что всесторонне осуждаемый (а потому и набранный по статье курсивом) настоящий израильтянин бескультурен, необразован, ничего не смыслит в политике, не создал никакого искусства или науки, но всё заимствовал у приехавших, а сам - провинциален как житель крохотного городка. Он, этот настоящий израильтянин, несведующ в проблемах экономики, внешней политики (ведь он из городка!), ему абсолютно чужда настоящая культура и искусство. Всё, чем он интересуется - только деньги, деньги и ещё раз деньги . Продвижение по службе определяется лишь блатом, а "эти местные" - просто глупые. Прямым текстом это говорится в другой статье "мыслителя столь крупного масштаба", под информативным названием Какие же они идиоты - это, так сказать, скопом, обо всех аборигенах.


  •    28.11.08

    Мирон Я. Амусья,

    профессор физики

    Не болвана - не оболванишь

    (Наши предки Рим спасли!)

       Если тебя поставили в стойло, не обязательно считать себя лошадью.
       Профессор М. Ш. Шифрин.
      
       ...И люблю эту грешную землю,
       Потому что иной не видал.
       О. Мандельштам
      
       Редактор сайта Электронный научный семинар, мой хороший знакомый, попросил прокомментировать недавнее сочинение Лиоры Зив-Ами "Диагноз". У меня хватило терпения его прочесть и возникло даже желание ответить, хотя и по причине прямо противоположной той, о которой говорит один из читателей статьи: "за именем "Лиора Зив-Ами" скрывается мыслитель столь крупного масштаба, что пол или официальный статус этого лица не имеет никакого значения. Столь безжалостный (и объективный) диагноз нашей болезни мне попадается в первый раз".
       Скорее, меня понуждает к ответу широко представленная в статье Зив-Ами далеко нередко встречающаяся неправда. Она, коротко говоря, сводится, в сущности, к тому, что всесторонне осуждаемый (а потому и набранный по статье курсивом) настоящий израильтянин бескультурен, необразован, ничего не смыслит в политике, не создал никакого искусства или науки, но всё заимствовал у приехавших, а сам - провинциален как житель крохотного городка. Он, этот настоящий израильтянин, несведующ в проблемах экономики, внешней политики (ведь он из городка!), ему абсолютно чужда настоящая культура и искусство. Всё, чем он интересуется - только деньги, деньги и ещё раз деньги. Продвижение по службе определяется лишь блатом, а "эти местные" - просто глупые. Прямым текстом это говорится в другой статье "мыслителя столь крупного масштаба", под информативным названием Какие же они идиоты - это, так сказать, скопом, обо всех аборигенах. Доводилось мне и слышать, что Израиль к тому же целиком живёт на американские деньги, тогда как в действительности размер материальной помощи США составляет примерно 2% бюджета страны.
       Примечательно, что, сталкиваясь уже давно с израильскими преподавателями и студентами, имел возможность убедиться, что все они имеют приличный второй язык - английский, чем даже многие научные работники, приехавшие из бывшего СССР, похвастаться не могут. Я высоко оцениваю и профессионализм научных работников, и хорошее качество подготовки студентов, что проявляется в их высокой конкурентоспособности в мире. Общение с коллегами убедило меня и в достаточно хорошем их знакомстве и с литературой (включая, разумеется, и русскую), и с искусством. Говорю это, отмечая в то же время кардинальные расхождения в политических взглядах со многими своими коллегами.
       Но вернусь к сочинениям Зив - Ами. В принципе, основы идеологии "Диагноза" представлены уже в "Идиотах". Там обсуждается правдоподобность анекдотической, в лучшем случае первоапрельской, газетной информации о том, что обучение ивриту массы людей, приехавших в Израиль из СССР в 90е годы, было плохим умышленно. Цель была позволить властям поставить "14300 работников театра, 11000 учёных и 30000 учителей" в положение людей даже не второго, а просто низшего сорта - охранников, уборщиков и т.п. Обсуждая доводы "за" и "против" достоверности газетного сообщения, возможность самостоятельного обучения языку вновь приехавшими интеллектуалами Лиорой Зив-Ами даже не обсуждается. Да и как "прокололись" интеллектуалы так просто, не заметили поставленного им капкана - тоже вопрос, остающийся без ответа.
       Хотя выше и приведены ссылки на обсуждаемые статьи, считаю нужным привести из "Диагноза" некоторые выдержки. Признаюсь, выбрать было весьма трудно, поскольку статья просто переполнена передержками и простой неправдой. Чего стоит идущее для затравки утверждение о "проблематичности израильской элиты, её цивилизационной недоразвитости и неадекватности". Ведь это говорится, в том числе, и про лауреата Нобелевской премии по литературе Агнона (р. в Галиции, в 21 год приехал в Палестину), крупнейшего физика и политика Ю. Неемана (р. в Тель-Авиве в 1925), Нобелевского лауреата по химии А. Чехановера (р. в Хайфе в 1947) и им подобным.
       Да и под стать этому пассажу, вполне на уровне Ю. Тамир, звучит утверждение Зив - Амии о том, что "отношение к деньгам, как к панацее от всех бед, а вовсе не "арабская проблема" является причиной патологической политизации общества".
       Конечно, Израиль, а до него - еврейские центры в Палестине создавали поселенцы - как в США, Австралии, да, наверное, и в России. Это общее и, пожалуй, тривиальное место. Но наш "мыслитель" идёт куда дальше: "Только когда в страну прибыло огромное количество готовых специалистов-евреев из СССР, Румынии, Польши и проч., в Израиле появились целые отрасли деятельности, превратившие его в передовое государство". Это прямая неправда: к 1967 г. Израиль обладал передовой теоретической физикой, весьма сложной наукой, что вызывало у меня, да и у многих моих старших коллег, просто восхищение. Уже в пятидесятые - шестидесятые годы мировую известность имели Джулио Рака (р. в 1909 во Флоренции, с 1939 в Палестине), Юваль Нееман, Гарри (Цви) Липкин (р. 1921 в Нью Йорке, с 1950 в Израиле), Игаль Талми (р. в 1925 г , с того же года в Палестине), блестящий Хаим Харари(р. в 1940, в Иерусалиме), Н. Зельдес - всех не перечесть. Общеизвестна плеяда блестящих военачальников и создателей, буквально на пустом месте, военной (включая атомную) индустрии.
       Уничтожающа критика Зив-Ами внешней политики Израиля: "Для того, чтобы народы мира смирились с существованием Израиля, у них должна появиться нужда в этом существовании. Но настоящие израильтяне этого не понимают. Поэтому всю свою дипломатию они, как люди штетла, свели к личным взаимоотношениям". Спешу огорчить "мыслителя столь крупного масштаба" - боюсь, что такая нужда не появится никогда, и ожидание её подобно ожиданию второго пришествия. От внешней политики Израиля, даже ранее его официального провозглашения, требовалась исключительная изворотливость и находчивость, которыми многие его лидеры обладали.
       О сегодняшних руководителях речи нет. Но справедливости ради стоит помнить, что это "алия" из СССР дала Израилю и Бронфмана, и Этермана, и многих других, чьё упоминание могло бы рассматриваться как предвыборная антипропаганда. Ведь не без активнейшего участия приезжих из СССР в центр общественного внимания ставились проблемы секуляризации общественной жизни Израиля, отхода от ряда еврейских традиций. Стоит помнить, что кампанию за "свободу свиноедения" не постеснялся возглавить бывший диссидент проф. Браиловский.
       Не в стороне стояли "поднявшиеся", когда в 1999 привели к победе столь неумело и вредно барахтавшегося на посту премьер министра - а сейчас министра обороны, проявившего когда-то давно, на куда более низких должностях, незаурядный личный героизм, Э. Барака. Полезно помнить, что в "незаконнорожденной" партии власти "Кадима", от которой сейчас столь трудно избавиться, состоит 26000 русскоговорящих, а в оппозиционном ей "Ликуде", партии гораздо большего размера - русскоговорящих всего 6000.
       Без умелой, а не местечковой, дипломатии Д. Бен Гуриона, Г. Меир, Х. Вейцмана государства не удалось бы создать. Всем этим деятелям периодически достаётся посмертно от вновь "поднявшихся", образованных и не местечковых. Писал же некий А. Альмог про ту пору, когда у власти была "национально-социалистическая рабочая партия и её лидер - Голда Меир, та самая кухарка, которой довелось управлять государством". Однако, как ни брани, не "пикейными жилетами" были многие политики и дипломаты Израиля.
       Говоря о роли накопленного поколениями опыта, подчеркну как первостепенно важный именно опыт, идущий от израильской земли. По словам моего дяди, историка И. Д. Амусина, в критические моменты боёв за независимость, израильские командиры успешно использовали описанные в древних книгах потайные тропки. И не перипетии приобретения опыта в галуте, а описания героической жизни и смерти защитников древней крепости, погибших, но не сдавшихся, заставило полтора часа, затаив дыхание, сидеть теоретиков Физико-технического института в Ленинграде на лекции проф. Амусина о Масаде.
       "Понятно, что носителями идеалов, консолидирующих народ, настоящие израильтяне быть просто не могут. Таких идеалов у них нет". Ложь это - не имея идеалов, государства через 2000 лет не возродишь и в четырёх решающих войнах не отстоишь!
       Без каких-либо серьёзных оснований говорится об исчезновении из Израиля "хвалённых еврейских мозгов". Разумеется, определённая часть специалистов уезжает. Это диктуется ростом продолжительности жизни и увеличением творческой активности пожилых людей, уже занимающих позиции, желательностью, как и в любой цивилизованной стране, перед получением постоянной должности приобрести зарубежный передовой опыт, равно как и тем, что израильские университеты, как и во многих передовых странах, готовят больше специалистов, чем самой стране нужно. Однако достаточно посетить израильский университетский коллоквиум, любую проводимую университетом конференцию, увидеть там множество молодых лиц, чтобы убедиться в том, сколь далека израильская наука и высшее образование от загнивания, а тем более - от смерти. Конечно, есть проблемы воспитания, о них много и подробно говорят, в том числе и Нобелевский лауреат Р. Ауман (р. в 1930, в Германии, с 1956 в Израиле). Но речь идёт в основном о необходимости усилить патриотическое воспитание, вместо воспитания "глобализованных" граждан мира.
       Всё, что настоящий израильтянин имеет, включая язык и культуру - по мнению Зив-Ами якобы пришло от приезжих, за их счёт. Этих приезжих не следует, упаси боже, в массе рассматривать ни эмигрантами, ни репатриантами, но лишь "олим" - вернувшимися, поднявшимися, в переводе с иврита. Себя автор считает, естественно, представителем этого миллиона "поднявшихся". Разумеется, полноценными поднявшимися, где явно, а где по умолчанию, автор понимает выходцев из бывшего СССР, а не дай Бог, из какой-нибудь Эфиопии или Ирана - не та культура.
       Зив-Ами пишет: "Если вдуматься, то даже, несомненно, израильские литература на иврите, театр на иврите - тоже не возникли в результате развития еврейского национального опыта, а возникли в результате перевода на иврит чужого культурного опыта". Разумеется, Толстой и Достоевский влияли на мировую литературу, как, возможно, Хемингуэй и Кафка. Но очевидно, что и Толстой испытал на себе влияние французского романа и языка - достаточно не читать, а просто полистать "Войну и Мир". Отрицать же вклад в литературу, с использованием реалий жизни евреев Палестины и Израиля, Агнона, Э. Кишона, А. Оза, увы, левака, но очень крупного литератора, и других, пишущих на иврите - просто невозможно.
       Немало достаётся и самому ивриту. Зив-Ами считает, что "в иврите отсутствует то, чем обладает язык народов, которые достигли уровня развития современной цивилизации в естественных условиях. Постепенно в языках этих народов накапливался культурный опыт, формировалась система культурных кодов, особая энергетика, которая ощущается носителями языка. В этом смысле иврит крайне проблематичен для еврейского народа". Понять про коды и энергетику мне трудно. Признаюсь, когда-то давно считал крайне бледным выражение "I love you" по сравнению с "Я люблю тебя". Хотя ведь тьма народу пользуется первым, и ничего - даже дети родятся потом. Учить язык надо, тогда ощутишь что-то "энергетическое" в нём.
       Но и сам иврит не принадлежит, по Зив-Ами, настоящему израильтянину, поскольку разговорным его сделал Бен Иехуда. Тот приехал в Палестину 23 лёт, в 1881 г., а родился под Вильнюсом, т. е. в Российской империи, и вынес оттуда весь свой культурный багаж! Бедные израильтяне - ведь и язык их сделал разговорным некоренной! Но вот незадача - принял Бен Иехуда произношение аборигенов, поскольку знакомое ему от рождения ашкеназское ассоциировалось с существованием евреев в изгнании, в империи, и поэтому было неприемлемо в качестве произносительной нормы иврита как родного языка еврейского народа, возвращающегося на свою историческую родину.
       И совсем уж несуразно звучит заявление Зив-Ами о возрождении иврита за железным занавесом в тяжелейших условиях подполья и без помощи настоящих израильтян.
       Как-то читал в одной русскоязычной газете Израиля, в доказательство достойной жизни научных работников в России ещё в 2000 г., о судьбе двух из них - Романе Абрамовиче и Борисе Березовском. А автор, глубокий пенсионер, жил в Израиле много хуже их, и это представлялось ему проявлением обмана, приведшего его, по ошибке и во всеобщем угаре "ехать надо", к эмиграции. Надули агенты Израиля его! Как это удалось недоразвитым - не могу понять.
       Замечу, кстати, что соображения о низком уровне аборигенов нередко можно встретить в русскоязычных газетах США, Германии и других стран с заметным присутствием бывших россиян. Те же жалобы на отсутствие культуры у аборигенов, на "не с кем поговорить", та же добровольна взятая на себя непосильная ноша культур - и науктрегерства
       Как писал поэт в несколько иной связи:
       Всю резвость, уж давно увядшую,
       Всех бывших сил пунктирный след
       Он воплощает в надоедливый
       Вокруг и околокультурный бред.
       Обвинения в "идиотизме" аборигенов ширятся по мере улучшения собственного уровня жизни и осознания, что он у "них" - всё - таки по-прежнему выше. А раз так, не стоит искать иных, лежащих на поверхности, причин "в себе" - проще всё сводить к "их" тяге к деньгам и своему бессеребряничеству.
       Примечательно, что число этих борцов за превосходство русской культуры, ментальности, образования всё более растёт, особенно среди местных пенсионеров, по мере того, как Россия выходит из самодельного кризиса, бегством от которого эти же люди недавно столь гордились. А сейчас, кажется, осознали, что, возможно, ошиблись - зря убежали, могли и там существовать безбедно, а то и как Абрамович с Березовским. При этом забываются десять весьма тяжёлых лет, когда никто не предсказывал нефтяного чуда, когда перспектива у живущих в России казалась мрачной, а эмигранты, хотя и встречались с определёнными трудностями, но могли не думать каждодневно в прямом смысле о завтрашнем хлебе насущном.
       Спасительность "поднявшихся" - миссионеров доходит до курьёза. И израильский хай-тех, и американская "силиконовая долина" - всё базируется на советском образовании, культуре и кадрах. Обвинения в идиотизме аборигенов резко усилились по отношению к американцам в связи с избранием Б. Обамы президентом США. Я тоже думаю, что 52% населения, проголосовавших за него, в значительной мере - молодёжь, допустили ошибку, но они выбрали, а не получили преемника в готовом виде. Они понимают, что Обама не внесёт в один день целый ряд поправок к конституции страны. Сделав ошибку, они будут расхлёбывать, если придётся, её последствия с сознанием того, что это была их ошибка. В конце концов, ведь 46% имели основания и для иного выбора. А свобода выбора - очень важная, хотя и крайне трудная из свобод.
       Хочу подчеркнуть - моя полемика не с русской культурой, наукой, языком, а с теми, кто сбежал от этих достижений человечества вследствие экономических трудностей распадающегося СССР в США, Германию, Израиль - куда принимали, и сейчас норовит наверстать упущенное, вдруг став не то что адептами, а просто единственными хранителями этой культуры и языка. Курьёзно, что сами эти адепты - отнюдь не виднейшие представители российской культуры. Ещё хуже с языком - недавно получил статью "за чистоту русского языка" с массой не описок, а ошибок.
       Вполне готов к тому, что, помимо ругани, получу в ответ от наиболее боевитых представителей "самой культурной алии" и что-нибудь оригинальное в ответ на приведенные мною контрпримеры, сентенцию вроде "исключения лишь подтверждают правила". В конце концов, не желающего слушать, делать это не заставишь. А для себя - "сказал - и облегчил душу".
       Зив-Ами пишет о настоящих израильтянах: "Они выросли в тепличных условиях национального государства, не ощущая на себе юдофобскую энергетику". И это сообщается о людях, проведших пять судьбоносных войн, ездивших во взрывающихся автобусах, ходящих по грозящим террористическими атаками улицам. Это пишется в основном от имени людей, для которых увольнение с работы и проработка на профсоюзном собрании были крупной угрозой. Ведь даже число Узников Сиона, осуждённых на тюремное заключение гораздо меньше числа погибших в боях за Израиль и от рук террористов. Стоит отметить также, что советские диссиденты получали мощную моральную поддержку от интеллектуалов и прессы Запада, которой начисто уже давно лишён Израиль, изображаемый столь часто и без каких-либо на то оснований оккупантом, агрессором, государством апартеида.
       Не могу обойти и абсолютно неосновательные упрёки в "спекуляции на Холокосте" со стороны настоящих израильтян. Ничего подобного нет и в помине. Вижу, что официальных гостей возят в Яд-ва-Шем. Но и сам возил приезжих, включая немцев, на Пискарёвское мемориальное кладбище. И нет ничего удивительного в создании памятников жертвам этой трагедии по всему миру.
       Зив-Ами отмечает, что "в гостиницах мира уже появились таблички с надписью "Израильтян не принимаем". Странно, в десятках своих поездок я ни разу подобного не видел. Видно, маловато езжу...
       Массовая эмиграция в 90е годы была движима в основном экономическими, а не религиозными или сионистскими побуждениями, и не страхом погибнуть при погроме. Желание улучшить свои и детей условия существования - естественно и законно. И многим это удалось, включая не только евреев, но и совсем немало этнических русских. Люди ехали в уже развитую, передовую страну. Приехав, они сами и их дети немало сделали для её дальнейшего укрепления, успеха и процветания. При этом никакой роли не играла семантика - как называть приехавших - эмигрантами, репатриантами или олимами. Это играет роль лишь в обосновании своих дополнительных прав, получаемых по приезде и сейчас, по прошествии ряда лет - при выходе на пенсию или получении пособий и льгот.
       Оказалось что по возрасту, ненужности профессии, отсутствию языка общения, чрезмерной самооценке или просто плохой подготовке часть приехавших не вписались в новые условия. Это было предвидимо и должно было трезво учитываться заранее, при решении о переезде. Не имеют морального права взрослые, грамотные люди свои ошибки сваливать на "оболванивание" израильскими эмиссарами. Ведь очевидно же, к примеру, что упомянутые выше 30000 учителей требуют миллион учеников, которых попросту нет.
       Трудности Израиля идут не от мифической недооценки роли алии, не из-за наименования приехавших эмигрантами, и не от принудительного обивритенья его граждан. Помимо хорошо понятной неприязни арабского окружения и связанных с ним угроз существованию, помимо неосновательной, но крайне громкой критики, доходящей до прямых призывов к ликвидации "проекта" Израиля левыми либералами, в Израиле существует, возникшая до его образования, небольшая, но крайне энергичная и крикливая группа своих либералов - университетской профессуры и богемы. Эти люди считают, что должно существовать, исходя из абстрактных понятий справедливости, а, возможно и под влиянием куда более прозаических факторов, двунациональное государство и делают всё в их силах, чтобы существующий как он есть Израиль ликвидировать. Эта группа борется и со своей, национальной элитой.
       Стоит помнить, что и в США (да и не только там) существуют и энергично действуют левые либералы разных сортов и оттенков - от тёмно красного до нежно розового - упорные преобразователи реальности. Вероятно, стремление у некоторой части "интеллектуалов" "разрушить всё до основания" - неистребимо. Это стремление проявляется и в условиях демократии, и в обстановке слабой диктатуры. Нормальным гражданам стоит этим опасным крикунам энергично противостоять словом и делом, а не снабжать их надуманными аргументами.
       Резюмируя, отмечу - обсуждаемые статьи, с их рядом нестыковок и нелогичностей, представляют взгляды, разделяемые той, небольшой частью русскоговорящих эмигрантов, которые не вписались, по той или иной причине, в местную жизнь, её не знают или даже не хотят знать. Отгороженные объективным языковым и самодельным бытовым барьерами, они существуют в воображаемом мире своего, по их мнению, всемирно значимого прошлого советского опыта. Этот опыт всячески превозносят и пытаются насадить в местах своего сегодняшнего пребывания, начисто игнорируя исторический факт краха СССР со всеми его институтами и системами. Они забывают, что самоё их появление вне СССР и есть проявление этого краха, заставляющего с подозрением относиться к их опыту и нежеланию рассматривать его иначе как отрицательный. Эти люди не хотят признать, что право учить других, как им надо жить, должно управляться твёрдой уверенностью, что соблюдён главный принцип врачевания - не навреди! И, увы, вредят, хотя, скорее всего, и без намерения вредить, от чего вовсе не легче.
      
       Иерусалим
       В полном согласии с мнением очень молодого К. Маркса, высказанным им, правда, в полемическом задоре. Подозреваю, что Лиора Зив-Ами совсем не молода, да и к тому же не К. Маркс.
       Пишу место рождения и дату приезда, чтобы показать - отнюдь не все деятели науки и культуры Израиля "сделаны в России" или вообще "Made abroad", в противовес общим соображениям Зив -Ами.
       Тамир говорит о всё губящих поселенцах, а Зив-Ами - о всё растлевающих деньгах. И то плохо, и это.
       Так, вероятно, именуются США, Англия, Франция и прочие шведы.
       Харари, не зная имени, я долгое время считал украшением японской физики. А оказалось - он - пятое поколение в Эрец Израэль.
       Штетл (идиш) - городишко.
       Умышленно созвучно с "национал-социалистской рабочей партией" - партией Гитлера, не правда ли?
       Даже Ленина следует цитировать аккуратно - он писал о том, что каждая кухарка должна учиться управлять государством. Ударение на слове "учиться" - очевидно.
       Помню, кстати, разговор с родившимся в Израиле врачом о размышлениях Кутузова во время военного совета в Филях. Помню также слова одного из "поднявшихся" про аборигенов: "Что с них возьмёшь. Они даже Булгакова не читали".
       Вестимо: надо знать язык аборигенов в совершенстве, или заставить их балакать на своём. И то, и то не даётся.
       Примечательно, что общую народную судьбу разделяли и крупнейшие учёные - Нееман, Талми и др.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Амусья Мирон (amusia@012.net.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 30k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка