Амусья Мирон: другие произведения.

Как там насчёт "конца света"? (Некоторые замечания на тему, что делать, и кто виноват)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Амусья Мирон (amusia@012.net.il)
  • Обновлено: 12/02/2016. 17k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Многие, живя в тех местах, что ещё недавно было столь безопасным от него далёко, начинают нервничать и охотно учат израильтян, как и что надо делать. Стоит, однако, помнить знаменитую пословицу: "Можешь делать дело - делай сам, не умеешь делать сам - учи других, как надо делать. Не умеешь учить, учи других, как им надо учить". И полезно не забывать при этом знаменитый принцип врачебной этики: "Не навреди!". Замечу в заключение, что, на мой взгляд, нет банкротства цивилизации, конца истории и других подобных напастей. Есть лишь неизбежное своё старение и угасание. И стоит благодарить Бога и современную цивилизацию, которым удаётся несколько замедлить этот неприятный и неизбежный для каждого из нас процесс.

  •   10.01.16
      Мирон Я. Амусья,
      профессор физики
      
      Как там насчёт "конца света"?
      (Некоторые замечания на тему, что делать, и кто виноват)
      
      Нам не дано предугадать,
      Как слово наше отзовется,-
      И нам сочувствие дается,
      Как нам дается благодать...
      Ф. И. Тютчев.
      
       Непосредственным толчком к написанию данной заметки послужила статья Б. Гулько "Жертвы постмодернизма", в которой автор обсуждает "интифаду ножей". Статья эта, опубликованная два месяца назад, содержит ряд весьма общих утверждений, с которыми согласиться не могу. Автор говорит о моральном банкротстве современной цивилизации "во всех трёх её версиях - американской, израильской и европейской". Со ссылкой на американского историка В. Д. Хансона, он, вслед за ним, критикует "изобильную и расслабленную западную культуру 21 века, основывающуюся на представлении, будто современному миру ничего не угрожает". Вот эти наивные западные люди (не чета восточным, не правда ли?!) норовят обойтись в этой жизни без силы, без военных союзов и т.п., думают, по глупости или наивности, что в нашем мире нет ответственности, конкуренции, вражды.
       Если под культурой понимать не только продукт Богемы, но, по сути, всю человеческую деятельность и его продукт, то я не вижу ровным счётом ничего, что подтверждает сказанное американским историком и повторенное г-ном Гулько. Странно не видеть острейшей конкуренции в борьбе идей и технологий. В этой борьбе, точнее, развитии, нет ни малейших признаков ослабления или замедления. Напротив. Диктуемый этой борьбой темп развития всё ускоряется. Не футуролог и не гадалка, я, признаться, этому впечатляющему ускорению не вижу конца. В то же время, отмечаю, что стоило восточным "моральным победителям" начать празднование их достижений, получаемых, кстати, в результате острой грызни, как рухнула основа их благополучия - чудовищно задранная цена на нефть и газ. И рухнула она не сама собой, а под ударом современной цивилизации, именно в результате её убыстряющегося развития.
       Смею утверждать, пусть и без ссылок на какие-то авторитеты, что материальное преуспевание на моральном банкротстве не построишь. Это издавна понимали миллиардеры США, чьи "первые миллионы" бывали отнюдь не всегда юридически и морально безукоризненными. Но именно эти люди создали сеть музеев, университетов, исследовательских центров, способствовали развитию новых направлений архитектуры, живописи, музыки, т.е. всего того, на чём базируется и что составляет основу лидерства США в мире. Поэтому при оценке той или иной цивилизации не вижу смысла отрывать моральный аспект от материального.
       Наша жизнь и по продолжительности и по её насыщенности за два последних поколения неузнаваемо изменилась, став качественно, а не только количественно, гораздо богаче. Сами понятия "старик" и "старуха", ещё недавно ассоциировавшееся с 50-60 летними людьми, передвинулись на 25-30 лет. "Омоложение" стариков провялятся в увеличении возраста и числа путешественников, что видно, например, при посадке в самолёты в аэропортах. Электроника абсолютно изменила жизнь людей, что не предвидел буквально ни один фантаст. На наших глазах закончилось соревнование человека с компьютером в области шахмат - победила техника и технология.
       Помню, как примерно 20 лет назад купил в Чикаго один из первых IBM ThinkPad. Оперативная и встроенная память, а также быстродействие его уступали моему сегодняшнему мобильному телефону в 100 раз, а вес превосходил в 10 раз.
       Не вижу никаких оснований для разговоров о моральном банкротстве среди молодёжи, об отсутствии у неё тяги к соревнованию. Не вижу у неё потери интереса к тому, чтобы занять трудом в жизни хорошую, а лучше - первую позицию. На духе лидерства и состязания построен знаменитый сейчас на весь мир израильский start up. Я преподавал и третьекурсникам и аспирантам Еврейского университета более 10 лет. Бед, которые можно отнести к моральному банкротству израильской цивилизации, среди своих студентов не видел. Прекрасно мотивированные, грамотные и, замечу, весьма требовательные к преподавателям, студенты.
       Судя по описаниям в прессе того, как ведёт себя молодёжь в армии, в том числе и в ходе боевых действий, говоря с прослужившими родственниками, её моральный облик, как правило, заслуживает похвал и уважения. В целом, думаю, что и Хансон и Гулько, говоря о "моральном банкротстве современной цивилизации", очень сильно преувеличивают.
       Г-н Гулько неодобрительно отзывается о рудиментах социалистических идей в Израиле. Однако, нравится это кому-то или нет, но эти идеи сыграли в этой стране большую роль. Не без их носителей, мягко говоря, началось то израильское чудо, которое продолжается и сегодня. Замечу, кстати, что именно социалистические идеи изменили лицо капитализма, приведя к развитию в его рамках обширных социальных программ. Ими до сегодняшнего дня пользуются иммигранты, например, из СССР или РФ. Здесь и знаменитая "корзина абсорбции" в Израиле, и "8ая программа" в США. Идеи, как и люди, не только рождаются, но и умирают, превращаясь из полезных, в бесполезные или даже вредные для общества. Их носители, пережившие своё время, могут приносить и приносят вред. Тут, увы, есть незабываемые примеры. Я имею в виду инициированные "левыми" политические шаги: Пересом, Рабиным и Бейлиным "процесс Осло", поспешный уход АОИ из "зоны безопасности" в Ливане, организованный Бараком. Да и шароновское "одностороннее размежевание" уместно отнести на "левый" счёт.
       По счастью, и в этих переделках Израиль проявил себя как чудесно созданный проект, так что даже серьёзнейшие ошибки, действия, некоторые из которых я считаю преступными, не остановили и не разрушили его. Все эти годы, ошибаясь или поступая правильно, с поддержкой извне или под свист и силовое давление мировой шпаны, но страна развивалась успешно. Недавно по интернету бродили цифры, позволяющие оценить изменения Израиля за период с 1984 по 2014. Я не выучил наизусть всю поэму. Но запомнилось, что население выросло вдвое, а ВВП на душу населения раз в 5! Общий экспорт товаров и услуг Израиля в 2015 составляет 92 млрд. долларов, а полный годовой доход РФ от нефти- 96 млрд. Так в целом о каком же банкротстве может идти речь?!
       Г-н Гулько приводит ответ Г. Меир на вопрос Дж. Байдена о причинах стойкости Израиля в Шестидневной войне. Она сказала "Нам некуда отсюда уходить". Г-н Гулько же считает, что она "могла привести верующему католику слова Библии "И овладейте Землею, и поселитесь в ней, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею" (Числа 33:53). Уйти же всегда найдётся куда, как показывают многие израильтяне, уезжающие от арабского террора". Оставляя в стороне некую бестактность запоздалого поучения, отмечу, что мне ответ Меир представляется предпочтительным, поскольку универсален и убедителен.
       Говоря об отъезде из Израиля, явлении отнюдь не массовом, вряд ли уместно вслед за Гулько видеть причиной этому арабский террор . Кроме того, в страну и приезжают, притом, во всё возрастающем количестве. Делают люди это по разным причинам. У каждого есть своя, для него решающая.
       Нет недостатка в экспертах "задним числом" и мастеров "кукиша в кармане". Пишут, бумаги теперь не надо, а байты памяти уже подтягивают к себе приставку "пета", т. е. почти бесконечны. Советов про прошлое много. Надо было не соглашаться на раздел Палестины в 1947, следовало требовать воплощения решений Лиги наций в Сан Ремо начала 20х годов прошлого века. Предлагают чуть ли не денонсировать резолюцию ООН от 1947, проложившую путь к созданию государства Израиль. Как быстро забыли господа, ещё совсем недавно бывшие товарищами, многозначительное "Бери, что дают, а то и этого не будет"! А сколько обвинений идёт в адрес руководителей Израиля за то, что те "не заявили во весь голос", "не потребовали" и т.п. Что греха таить, часто эти обвинения идут от людей, покорных перед своим мелким начальством, не говоря уже об исторически недавней полной покорности перед всей "вертикалью власти" в бывшем СССР. Казалось бы, ведь очевидно - мало "заявить громко" - надо, чтобы было услышано внятно. И это уже зависит от других - народов, государств, их желания и согласия.
       Считаю, что навигацию в бурных водах международных отношений Израиль проводил и проводит, в целом, успешно. И не надо для описания действий и целей Израиля цитировать мнение всевозможных пундаков . Цели Израиля, его успехи и неудачи, даже провалы, видны. Сложнейший путь, по которому вынуждена следовать страна - не немецкий автобан. Тем с большей радостью воспринимается успех, особенно в столь нелюбезной к нашей стране ООН, которая, например, 18.12.15 признала наш Йом Кипур и своим официальным праздником. Теперь этих праздников стало 11.
       Помню, как журналистка В. Вексельман сетовала, которая теперь работает в Канаде , что Израиль не ведёт "войну Осло", так, как СССР вёл Великую Отечественную. Но в той войне СССР потерял около 20% населения, что для Израиля, при нашей оценке важности жизни, определённо не подходит. Здесь не поют про одну победу, за которую готовы уплатить любую цену.
       Сомневаюсь и в справедливости утверждения статьи г-на Гулько, будто "Из-за отказа израильтян от библейского права евреев на Землю Израиля другие претенденты на эту страну - арабы - формально обрели на неё такие же права, как и евреи". Вижу проблему более сложной, отнюдь не решаемой самим Израилем, который давно, но уж определённо всё время после своего рождения, не стоит в борьбе один на один с палестинскими арабами. Слишком сложным является наш район проживания, очень много здесь переплетается разных интересов, действует ряд мощных сил.
       Легко можно найти, с учётом непростых условий 1967 г, объяснение странному, и ошибочному, как видно сейчас, поступку М. Даяна, сохранившего за арабами управление Храмовой Горой. Однако в 1967 ситуация была существенно иной, чем сейчас. Тогда армии пришлось даже освободить застроенную арабами площадь перед Стеной Плача, что и было сделано. Стоит помнить, что Израиль противостоял в 1967 не только арабским соседям, уступая им в разы в живой силе и военной технике, но и СССР, имея за спиной важную, но строго ограниченную помощь от США, которые могли ведь и не броситься в "последний и решительный бой" за Израиль. Да и сам такой бой был для Израиля смертельно опасен. Что касается арабов, они вполне имели основания рассчитывать на решительную военную помощь от СССР.
       Но это всё история, хотя и имеющая свои последствия, ощутимые и в наше время. Важно, что мы из неё выучить. По мнению г-на Гулько, сегодняшние проблемы Израиля в борьбе с террором связаны в значительной мере с тем, что "отменён закон Торы о "родефе" - преследующем тебя с целью убийства. Такого человека, по Торе, положено убить... Нарушением закона о родефе является и принятая в Израиле инструкция для полицейских - стрелять террористу в ногу."
       Считаю, и об этом писал несколько раз, в том числе и в ходе "войны Осло", что террористы заслуживают смертной казни. Однако отмечу, что реакция полиции на бросание камнями, да и на другие террористические атаки, стала в последнее время гораздо жёстче, чем прежде. Это легко усмотреть просто из сообщений прессы о том, что "нападавший" или "нападавшие" ликвидированы или "нейтрализованы". Сами по себе обоснованные и уместные, эти изменения в действиях полиции не привели пока к прекращению террора.
       Полагаю, что следует задуматься о том, что и кто, возможно, стоит за спиной террориста. Сводится ли всё к приманке вроде пресловутых 70 девственниц на том свете, или дело поставлено более серьёзно. Здесь, на мой взгляд, и я писал об этом неоднократно, роль играют интересы людей, занимающих высокое положение в автономии, арабском мире, да и вне его. Есть те, кому поддержание на "малом огне" террора в Израиле просто выгодно. Поэтому террористические атаки ещё долго не покинут нашу страну. Они как хроническая болезнь, с которой приходится жить, не устраивая бесполезные истерики, а энергично и результативно предотвращая атаки, пользуясь своей разведкой, и решительно атаки останавливая, коль предотвратить не удалось.
       Плохо верю в то, что развеивание праха террориста или заворачивание его трупа в свиную шкуру, которые рекомендует и г-н Гулько, есть панацея от террора. Ведь энергичному и сообразительному современному мулле ничего не стоит и такое от рук "ненавистного оккупанта" превратить в высшую награду.
       Позволю себе прокомментировать рекомендацию историка Хансона, с которым согласен и г-н Гулько, прямо следующую из библейской формулы "Посеявший ветер пожнёт бурю". В качестве эффективного ответа, историк приводит уроки ВМВ2, когда Япония заплатила за убитых американцев тридцатикратными потерями своих погибших. Однако и здесь дело было не просто в соотношении потерь. Даже после того, как США сожгли в Токио более 100 тысяч человек, Япония сопротивлялась полгода. Только атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и вскоре за этим последовавший разгром Советским Союзом Квантунской армии заставили Японию капитулировать. Сравнение здесь с происходящим вокруг Израиля мне кажется в целом не правомерным. Однако замечу, что в соотношении потерь, Израилю довольно часто удавалось и удаётся достичь приемлемого соотношения чужих к своим. Имея в виду, однако, просто неисчерпаемый, по сравнению с израильским арабский людской потенциал, быстрой и решительной победы здесь не достичь.
       В заметке "Интифада ножей" я писал о специфике происходящего. За прошедшие два месяца близлежащие соседи не успокоились, а у жителей Иерусалима, одного из центров этой интифады появилась новая версия защиты - своеобразный забор из столбиков, мешающий проезжающим арабам нас давить на остановке автобуса (на снимке моя остановка).
       По своему характеру и прошлому воспитанию, я не люблю пассивных методов защиты. Поэтому был противником так называемого "забора безопасности", сооружения дорогого и легко обходимого. И сегодня, когда гуляем с женой по променаду Гольдмана, который тянется вдоль забора миссии ООН в Иерусалиме, нам "стена безопасности" портит вид. Однако надо признать - прошедшие годы показали, что для борьбы с террором от забора есть определённая польза. Дополнительным доводом здесь стала для меня и реакция не только "отгороженных", но и их подручных (или вдохновителей?), которых условно для себя именую собирательно "шолом - акшавками". Напомню, что и в других странах увлеклись заборостроительством. Может, такая же судьба ждёт и идею ограждения остановок? Вот ведь обыскам и досмотрам в аэропортах пока не видно конца. Напротив, к ним привыкли. Сейчас уже осталось мало людей, помнящих времена, когда их не было...
       Считаю, что действия армии и полиции в конкретных условиях Израиля, "здесь и сейчас", заслуживают похвалы общества . Полиция широко пользуется предоставленными ей правами, действуя энергично и, в основном, успешно. Однако, как предполагалось в "Интифаде ножей", за спиной на первый взгляд случайных атак, стоят профессионально подкованные организаторы. Считаю, что критика действий власти со стороны оппозиции, в особенности Герцога и Либермана, абсолютно неосновательна, неконструктивна, крайне груба, и преследует лишь личные политические цели.
       Многие, живя в тех местах, что ещё недавно было столь безопасным от него далёко, начинают нервничать и охотно учат израильтян, как и что надо делать. Стоит, однако, помнить знаменитую пословицу: "Можешь делать дело - делай сам, не умеешь делать сам - учи других, как надо делать. Не умеешь учить, учи других, как им надо учить". И полезно не забывать при этом знаменитый принцип врачебной этики: "Не навреди!".
      Замечу в заключение, что, на мой взгляд, нет банкротства цивилизации, конца истории и других подобных напастей. Есть лишь неизбежное своё старение и угасание. И стоит благодарить Бога и современную цивилизацию, которым удаётся несколько замедлить этот неприятный и неизбежный для каждого из нас процесс.
      
      Иерусалим
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Амусья Мирон (amusia@012.net.il)
  • Обновлено: 12/02/2016. 17k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка