Аннотация: - как попасть в Лувр без очереди?
- что интереснее фотографировать - Мону Лизу или людей, фотографирующих её? - и как сэкономить на лодочной прогулке по Сене?
Часть 3-я. Маршрут: Лувр - лодочная прогулка по Сене.
Мы запланировали посещение знаменитого музея на первое воскресенье месяца, когда посетителям предоставляется бесплатный вход. В принципе, этого делать не надо: сэкономив 9 евро, вы в результате простоите в огромнейшей очереди (на халяву и уксус сладок!), в которой, кроме туристов будет значительная доля и местных жителей, выходной как-никак. Но! Если вы путешествуете с ребенком, который пока еще сидит в коляске, то открываются совсем другие перспективы. Маму с коляской (а также, всех остальных членов её семьи) работники музея "вылавливают" из очереди, проводя в обход.
Если младенца пока (или уже :) в компании нет, то в очереди всё-таки придется постоять. Как ни странно - то, что в Лувр существует несколько входов, известно далеко не всем. Вы сможете сэкономить немало драгоценного времени, входя в музей через подземный торговый центр "Carrousel du Louvre" (99 rue de Rivoli), непосредственно со станции "Palais-Royal - Musee du Louvre", или же через вход, расположенный неподалеку от Арки Каррузель. Ну а для владельцев музейной карты "Carte Musees et Monuments" действует приоритетный вход в крыле Ришелье. И ни под каким соусом не используйте тот вход, где стеклянная пирамида - там дикие толпы. А ещё лучше не рваться в Лувр утром и днём, а приходить за 2-3 часа до закрытия, тем более в среду и пятницу музей работает до поздна. План (.pdf) для распечатки в помощь.
Теперь о наболевшем, о метро :) Я конечно понимаю, что с точки зрения проектировщиков парижского метро, эскалаторы являются великим злом, поэтому их надо повсеместно уничтожить. Но почему бы тогда не снабдить полозьями лестницы? Дешево и сердито. Справедливости ради, на некоторых станциях даже были лифты, но соотношение этой благодати к бесконечному лестничному потоку ничтожно мало. Уже в первый день я сбилась со счета, сколько раз мы поднимали-опускали коляску, вверх-вниз, вниз-вверх... Одно хорошо: мускулы на предплечьях укрепились до каменного состояния, а вес собственного ребенка перестал меня волновать, хотя еще неделю назад я жаловалось, что у меня отваливаются руки таскать "принцессу Будур" на себе.
Как бы там ни было, вскоре мы оказались в недрах "Carrousel du Louvre". После минутного стояния в громадной очереди, вдоль которой курсировали работники с табличками "1 hour", "1 hour 20 minutes" (показывали, сколько от этого конкретного места придется стоять до входа), были проведены прямиком в музей. Вот такой бонус со стороны младенца.
Ситуация напомнила замечательную игру "King's Bounty", в которой когда у главного героя рождались дети, они привносили в его жизнь нечто полезное: +1 атаки, +10 маны, + 2 интеллекта... Наш ребенок, оказывается, обладал способностью +10 к скорости попадания в сильно популярные места :)
Для людей, впервые посещающих Лувр, идеально подходит полуторачасовой классический тур "Louvre Masterpieces" (хорошо приспособлен для колясок - указано, какими лифтами пользоваться, где выходить). Тур можно распечатать по шагам прямо с официального сайта музея, и использовать в качестве путеводителя.
Первым делом маршрут вывел к мраморной Венере Милосской, плотно окруженной толпой поклонников. "Живьем" статуя показалась намного больше, нежели представлялась ранее по картинкам. Молоденькие девушки с удовольствием фотографировались на фоне Венеры, пряча руки под одежду, а кто просто за спину, чем изрядно веселили окружающих.
Далее мы попали в греко-римский зал с очень грамотно выстроенным освещением. Желающие пофотографировать античные шедевры могут даже не пользоваться вспышкой - в этом просто нет надобности. Боги и богини, философы, ученые, звери и птицы, белые, черно-золотые и пурпурные, мраморные и из порфира, украшенные бронзой и слоновой костью - там было на что посмотреть.
Бронзовая фигура для фонтана "Hercules Fighting the Hydra", Северная Италия, 16-й век.
Удивили размеры гидры - мааахонький такой, милый дракончик :) Убийство Лернейской гидры - один из подвигов Геракла, который ему не засчитали, поскольку выполнялся не в одиночку.
Античная статуя "Сидящая Минерва" из красного порфира и бронзы. Была приобретена в 17-м веке для коллекции кардинала Мазарини.
"Старый рыбак", еще известная как "The Dying Seneca".
Затем серией лифтов и коридоров мы вышли прямо к Ней :) Народу в зале - не протолкнуться, все с камерами наизготовку. Мона Лиза висит за бронированным стеклом, метрах в пяти от ограждения, а так как картина совсем небольшая, хорошо её можно рассмотреть только на сильном зуме, ну или в бинокль.
Напротив Джоконды, контрастируя с ней размерами, расположена монументальная работа "Брак в Кане Галилейской" Паоло Веронезе (16-й век). Её очень и очень интересно разглядывать, настолько много там персонажей. Во Францию картину привез Наполеон Бонапарт из Венеции. Сюжет - описанное в Новом Завете первое чудо Христа - превращение воды в вино.
Далее, мы оказались в длинной анфиладе, стены которой украшали полотна Рафаэля, целых 5 (!) шедевров Леонардо да Винчи, а также привлекала внимание необычная двусторонняя картина "Битва Давида с Голиафом". Работники музея стояли через каждые 10 метров, очень внимательно оглядывая публику и следя за порядком.
В какой-то момент, мы отвлеклись от советов путеводители, и просто пошли по залам и галереям, любуясь представленными шедеврами искусства.
"Летящий Меркурий" Джамболоньи (16-й век).
В связи с "русской репликой" этой скульптуры связана интересная история. Копия "Летящего Меркурия" была изготовлена в 1783 году по заказу императрицы Екатерины II, и с конца 18-го века по 1941-й год украшала парковый ансамбль Павловского дворца под Санкт-Петербургом. В начале войны скульптура вместе с другими статуями была закопана в Павловском парке для сохранения. После освобождения Павловска, в месте захоронения скульптуру не обнаружили.
Только в 1979 году в художественно-историческом музее Вены сотрудник Эрмитажа обратил внимание на статую "Летящий Меркурий". Надпись на русском языке, совпадающая с надписью, зафиксированной в инвентарных книгах Павловского парка, позволила начать расследование судьбы этого произведения искусства. В течение многих лет, российской и австрийской сторонами проводилась работа по определению происхождения скульптуры. Наконец, накануне 60-летия Победы в 2005-м году, посол Австрии в Москве возвратил "Летящего Меркурия" России, таким образом скульптура вернулась на свое законное место в Государственном музее-заповеднике "Павловск".
Самая моя любимая скульптура - "Амур и Психея" Антонио Канова (18-й век).
Не знаю, кому надо продать душу, чтобы суметь ТАК изобразить женские руки в камне. Великий мастер создал два шедевра на один и тот же сюжет: первый экземпляр скульптуры находится в Лувре, а второй, измененный, в Эрмитаже.
Ника Самофракийская на лестнице Дару - древнегреческая мраморная скульптура богини Ники, найденная на острове Самотраки французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. Неоднократно предпринимались попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Кисть из того же мрамора была найдена на Самотраки в 1950-м году, и сейчас экспонируется сразу за статуей Ники.
Статуя огромная, высотой более 3-х метров. Мы пробовали её фотографировать с уровня лестницы, и с боку, но получалось что-то не то, пока не обнаружили удобную точку съемки практически напротив, на следующем этаже.
Часа через два, когда в голове стали путаться имена, даты и эпохи, стало понятно, что с визитом пора заканчивать. В целом, очень понравилось как всё продумано, организовано, представлено и подсвечено. Не скажу, что мы являемся большими любителями музеев - если предложить на выбор съёмку гризли на аляскинском Катмае или галерею Уфицци, то мишки победят ;-) Но Лувр восхитил и даже кое-чем вдохновил, за что мы ему очень благодарны.
После легкого перекуса в местном кафе и покупки красочного фотоальбома "Louvre: 300 шедевров" (есть на русском языке; печать великолепная), на выходе из музея нас поджидал сюрприз в виде необычного, футуристического вида лифта. Слева - только начинает движение, справа - почти приехали. Лифт как бы вырастает из пола, перевозя туристов вверх, на следующий этаж музея. Не знаю чем, но так зацепило и понравилось, что я еще долго не могла оторваться от созерцания этого элегантного и функционального чуда техники.
Несмотря на то, что в первую очередь лифт предназначен для людей с колясками, на креслах-каталках, стареньких, плохо видящих и слышащих, на деле в нём можно прокатиться любому человеку.
Очередь на вход в музей через пирамиду сразила наповал своими катастрофическими размерами. Она змеилась, вилась кольцами, занимая практически весь внутренний двор с хвостом на улице. Повторюсь, совершенно не нужно в ней стоять, лучше заходить через подземный торговый центр.
Сам факт строительства стеклянной пирамиды во дворе Наполеона в Лувре, вызвал бурные дебаты в обществе, т.к. далеко не все французы считали обоснованным появление супермодернистского сооружения среди старинных построек дворцового комплекса. По сути дела, точно такие же споры вызывало строительство Эйфелевой башни более века тому назад. Однако теперь башня служит украшением французской столицы, и всемирно признанным символом Парижа.
Пирамида Лувра была построена по проекту американского архитектора китайского происхождения Йо Минг Пея, и открыта в 1989 году, когда праздновалось двухсотлетие Французской революции. Прототипом послужила пирамида Хеопса. Не знаю кому как, а мне пирамида нравится и снаружи, и изнутри.
Один из способов познакомиться с Парижем поближе - это автобусные туры L'Open Bus Tour. Мы сами не ездили, поэтому личного опыта нет. В интернете мнения противоречивые, от абсолютного восторга до полного неприятия. В таких случаях, я обычно сортирую отзывы, читая первым делом самые негативные, чтобы понять основные минусы, и как их можно откорректировать. К тому же, чей-то "минус" вполне может оказаться для вас плюсом. Как говорится: one person's trash is another person's treasure.
Из запланированного на сегодня еще оставалась лодочная прогулка по Сене, но сначала нужно было где-то пообедать. По интернет рекомендациями выбрали ресторан в окрестностях со специализацией на морепродуктах, и не пожалели. И хотя второй раз вряд ли бы пошли, но это было одно из наиболее достойных мест за всё путешествие. От разнообразия меню разбежались глаза, поэтому решили поступить мудро - взять блюдо под кодовым названием "сборная солянка". Принесли целый тазик на подставке, заполненный льдом до краев, а на нём чего только не было: мидии, устрицы, лангустины, креветки, какие-то рачки, ракушки и улитки. Особым весельем было найти подходящий инструмент из той горы пыточных прибамбасов, с помощью которых предполагалось доставать морских обитателей из их жилищ. Было весело и вкусно :) Оставили там больше 100 евро (с вином), что пока стало для нас самым дорогим французским обедом.
К набережной вышли через Пале-Рояль ("Королевский дворец") - площадь, дворец и парк, расположенные напротив северного крыла Лувра. Несмотря на название, стоящий на площади дворец был построен для кардинала Ришелье, и поначалу назывался Кардинальским. В предреволюционные годы, владелец дворца - герцог Орлеанский, открыл сады для посещения всеми желающими, и возвёл на площади величественные колоннады с лавками. Это проявление популизма принесло герцогу Орлеанскому расположение самых широких слоёв парижского общества.
Башня церкви Сен-Жермен-л'Осеруа (фр. L'eglise Saint-Germain-l'Auxerrois), рядом с Лувром, 12-й век. В то время, когда Лувр был королевским дворцом, Сен-Жермен-л'Осеруа служила приходской церковью для династии Валуа.
24 августа 1572 года, в день св. Варфоломея, по приказу Екатерины Медичи колокола этой церкви подали сигнал к началу истребления гугенотов, которые были приглашены на свадьбу Генриха Наваррского с Маргаритой де Валуа, - так началась Варфоломеевская ночь.
Дать передышку уставшим ногам, и в то же время совместить приятное с полезным, можно сплавав на кораблике в обзорную экскурсию по Сене. К примеру, Vedettes du Pont Neuf отправляются каждый час от одноименного моста, чем мы и воспользовались после напряженного дня в Лувре.
(кликабельно)
На лодках присутствует живой комментатор, который на французском и английском (очень посредственном) рассказывает о зданиях по берегам. Есть также буклеты на многих языках, в том числе и на русском (с грамматическими ошибками :). В целом, полезной информации на этих экскурсиях не много, её можно почерпнуть и из других источников, но повторюсь, что такая прогулка на кораблике очень приятна сама по себе.
Билеты мы покупали заранее, еще из дома, по интернету (9 евро на одного, дети до 4-х лет бесплатно). К тому же, на сайте можно распечатать купон на скидку 2 евро с каждого взрослого билета, что тоже оказалось очень кстати. Обычная стоимость на экскурсию, если покупать прямо в кассе у моста - 13 евро. Сайт в помощь >>
Новый мост (фр. Pont Neuf) - старейший из сохранившихся мостов Парижа через реку Сену.
Мост Руаяль и Павильон Флора (часть Лувра). Прежде на месте моста находилась переправа.
Мост Александра III (фр. Pont Alexandre III) между Домом инвалидов и Елисейскими Полями, украшенный гербом Санкт-Петербурга.
Эйфелева башня с уровня Сены:
Кроме классических достопримечательностей, каменные берега Сены "украшали" плавучие дома, красивые и безвкусные, богатые на вид и совсем прохудившиеся. Вон, даже Пьер Ришар - и тот живет на барже, ловит по утрам рыбу с соседями по воде... Ляпота!
Сделав внушительный круг, мы вновь оказались в окрестностях острова Ситэ. Домой пошли тем же маршрутом, что и в первый вечер, по набережной мимо Нотр-Дама. Монопри по воскресеньям закрыты, так что всем необходимым лучше запастись заранее.