Аннотация: Продолжение рассказа о путешествии по Нью-Мексико и Колорадо в доме-на-колёсах.
День 6-й. Маршрут: национальный парк Меса-Верде - ночлег в "Танцующем солнце".
Католическое Рождество могло внести свои коррективы в наши путешественнические планы, ведь большинство бизнесов в эти дни закрыты, особенно в маленьких городках в провинции. Но разузнав заранее и получив подтверждение от рейнджеров национального парка Mesa Verde (карты парка для распечатки), что тот будет открыт и доступен, мы направили колёса дом-мобиля на восток от Кортеса (всего 9 миль).
Для всех знакомых с испанским языком, не составит большого труда перевести выражение "mesa verde" как "зелёный стол". Но всё же это буквальный перевод; на самом деле имеется в виду "зелёное плато" - именно так в 18-м веке испанцы прозвали обширное нагорье на территории современного штата Колорадо, открытое во время поисков сухопутного пути к Тихому океану. Как известно, юго-запад США славится своими красно-оранжевыми оттенками в ландшафте, поэтому не удивительно, что внезапно возникший перед взглядом европейцев зелёный хвойный лес, моментально привлёк внимание.
Хотя в нашем случае, правильнее было бы назвать место "mesa blanca" ("белое плато"), так как всё вокруг покрывал свежий, рождественский снежок. На въезде в парк заплатили $10, и получив по обыкновению карту местности (набралась уже коллекция, однако!), неспешно поползли в горы на трейлере, сильно качающимся под порывами бокового ветра.
Зимой, из нескольких инфо-центров парка был открыт всего один - Chapin Mesa, зато с музеем. Там же можно было записаться на туры с гидом, устраиваемые 2-3 раза в день к ближайшим подскальным поселениям. Народу в парке было минимум, поэтому когда мы обратились к рейнджеру в музее на предмет того, что хотим застолбить места в группе, тот с улыбкой кивнул - мол, всё, записаны, приходите в 13:00. Таким образом, в нашем распоряжении оказалось пара часов, которые посвятили исследованию 10-километровой петли Mesa Top loop, с остановками во всех интересных местах.
Ради Меса-Верде мы дали небольшой крюк, выехав за пределы маршрута по Нью-Мексико, а всё ради того, чтобы посмотреть на необычное, "подскальное" жильё древних индейцев. Города в скале обнаружили в 19-м веке местные ковбои, во время поисков отбившихся от стада коров. Исследуя территорию на протяжении нескольких месяцев, они отыскали в общей сложности 182 поселения в скалах. Найденные предметы обихода ковбои продавали в музеи и частным коллекционерам.
Несмотря на обширные раскопки, учёным не удалось узнать многого о людях, обитавших в этих городах. Известно, что поселились они здесь в 6-м веке, и жили-поживали на протяжении 700 лет, после чего внезапно покинули территорию (предположительно из-за засухи). Археологи назвали народ "анасази", но сейчас этот термин считается неполиткорректным, т.к. на языке навахо слово anaasazi означает "древний враг". Поэтому всё чаще в литературе можно встретить выражение "древние пуэбло".
До того, как индейцы освоили технику подскального строительства, они жили в землянках (pithouse), состоящих, как правило, из двух помещений: прихожей - для хранения инструментов и продуктов питания, и жилой комнаты.
Около 700 г. они стали возводить дома из камня и кирпича-сырца. Так начинается эпоха "пуэбло" ("деревень") - огромных многокомнатных домов на сотни человек. Индейцы возводили пуэбло на горных плато или в речных долинах. К тому времени они уже освоили гончарное ремесло, изготавливая характерную белую керамику с черной росписью.
Анасази застряли в каменном веке, металл им был незнаком. Летом они разводили огонь только для приготовления пищи, а зимой костры горели круглосуточно. До сих пор покрытые копотью стены и потолки напоминают о холодах, в которых люди жили по полгода.
Все ненужное - объедки, обноски, рухлядь - попросту выбрасывали из окон на склоны скал. Постепенно на дне каньона накопился обильный культурный слой, из которого, в основном, и собрана богатейшая археологическая коллекция местного музея. Так сказать, "one person's trash is another's treasure" - поговорка в действии. Когда будете в следующий раз выбрасывать дырявые носки, представьте, что лет через 500 они могут красоваться под стеклом на почётном месте в коллекции какого-нибудь энтузиаста-исследователя "древнего" 21-го века :)
Древние пуэбло не оставили письменных свидетельств своего пребывания, поэтому представления об их образе жизни сопоставляются с аналогичными поселениями того же времени. Ниши в скалах давали защиту от непогоды: летом там было прохладно, а зимой не так холодно, как на открытом всем ветрам нагорье. По деревянным лестницам, нависающим над пропастью, индейцы выбирались из домов на плато, к огородам и кукурузным полям.
Домашней работой обитатели занимались в основном на улице, в небольших, огороженных каменной стенкой двориках, примыкавших к комнатам. Женщины плели корзины и сандалии, пряли, шили узорные одеяла, делали керамическую посуду. В глиняных кувшинах на зиму заготавливали кукурузу, бобы, копчёное мясо, ягоды, орехи, желуди и высушенные цветы, служившие пряностями. А мужчины делали из камня и кости различные инструменты - ножи, топоры, шила, скребки. Охотники били оленей, диких индеек, кроликов, белок, чьи шкуры, перья и мех шли на зимнюю одежду.
Но это так сказать, "старая", первоначальня версия. По современным представлениям, основанным на более детальных раскопках, считается, что индейцы жили на самом плато в землянках, а в нишах под скалами у них были устроены склады провианта и круглые, церемониальные строения (кивы) для религиозных обрядов.
Стены зданий анасази делали из местного серо-желтого песчаника, из которого вырезали блоки размером с современный кирпич, после чего скрепляли их размоченной в воде глиной.
На данный момент, многими "подскальными дворцами" можно любоваться только издалека, с противоположного края каньона. Особенно хороша в этом плане обзорная площадка Sun Point View - видно много всякого и далеко, да и погода из серии "мороз и солнце день чудесный" не могла не радовать. Воспользовавшись в очередной раз преимуществом передвижной собственной кухни, мы нажарили блинов, и совершенно шикарно скоротали оставшееся до экскурсии время.
К часу дня в музее собралось человек 15. Сам музей, кстати, довольно миленький, с выставкой рисунков пуэбло, склянками с древними снадобьями и лекарствами, чучелами местной фауны, и фотографиями наиболее впечатляющих подскальных жилищ. Гид нам достался специфический, поначалу даже показалось, что он пьян :) Но как позже выяснилось, просто манера разговора у человека была такая, что требовало некоторого привыкания, но зато потом никого другого и не хотелось слушать. Жаль, забыла как зовут товарища - он сам по себе уже отдельная тамошняя достопримечательность.
Растянувшись в цепь по одному, мы начали спуск к Spruce Tree house. Это третье по размаху поселение в Меса-Верде, было построено индейцами где-то в середине 13-го века. Считается, что здесь обитало около 80 человек, а всего раскопано 130 комнат-квартир и 8 кив. Из-за большого нависающего каменного козырька, поселение очень хорошо сохранилось на радость археологам. Рейнджер разрешил полазать по некоторым руинам, спуститься в реконструированную киву (у кого склонность к клаустрофобии лучше не надо!), и через полчаса завершил довольно познавательную экскурсию.
Придя с мороза в тепло и уют RV, нас всех дико разморило. Ребенок уснул моментально, ну а папа с мамой, заправившись горяченьким чайком, поползли потихоньку к выходу. К вечеру ветер еще больше усилился, гоняя снег поземкой поперек движению. Ехали очень медленно: дорога хоть и была совершенно расчищена, но довольно крутая, с множеством поворотов.
Добравшись до Кортеса, приняли решение никуда больше не ехать, как прикидывали заранее, а остановиться в том же кемпинге "Sundance". В городе было закрыто абсолютно всё (Рождество), кроме одного-единственного ликеро-водочного магазина, где на удивление мы разжились бутылкой хорошего австралийского шираза.
На утро снова берем курс на Нью-Мексико, и попытаемся заехать на пустошь Бисти уже с севера.