- УАЗик за так
- канал Дураков
- Приполярные экзоты
Часть 4-я. Маршрут: Рязанский кремль - трасса M6 - приезд в Волгоград - озеро Баскунчак.
Из Питера до Волгограда насчитали 1750 км по не самым простым дорогам. Расстояние это уже серьезное, поэтому в отличие от Соловков, куда домчались за день, на юг мы планировали ехать два дня, намереваясь остановиться на ночлег где-нибудь под Москвой.
Выехали довольно рано, около 6 утра, чтобы как можно дольше проехать без грузовиков. По опыту заметили, что водители фур выходят на трассу где-то в районе 9, так что пара часиков относительно спокойной езды была обеспечена.
Большой плюс автодороги на Москву в том, что периодически появлялась третья полоса для обгона, иначе совсем было бы тоскливо плестись за медленновозами. На Мурманской трассе, и как позже выяснилось - на южной M6 к Волгограду, полоса-помощница, к сожалению, пока не предусмотрена.
Как всегда сделали привал около Прутни на территории санатория, очень уж удобно он расположен на маршруте, особенно при путешествиях с детьми. Дальше - Тверь (рекомендовали ехать напролом через город, фур меньше), Клин, и.... И всё. Стоп-машина, начались подмосковные пробки.
Объехать столицу решили по 2-му малому кольцу. На деле трасса с громким названием оказалась обычной, однополосной, сельской дорогой, однако с очень хорошо расставленными знаками. Паровозики за грузовиками приняли здесь вид национального бедствия. Ну 20-30 машин - ладно, но когда эта несчастная фура тянет за собой хвост длиной с километр, а то и полтора, надо обладать железными нервами, чтобы получать удовольствие от такой "езды".
Пошли пригороды, названия которых были на слуху: Электросталь, Ногинск, Балашиха... Сосновые леса сменялись богатыми дачными поселками, и наоборот. Как выехали на M5 до Рязани - шоссе резко улучшилось, гладкое, двухполосное, не такое загруженное. В районе Коломны к нашему всеобщему облегчению обнаружился настоящий американский интерстейт, и по виду, и по качеству. Здесь силы нас окончательно покинули, и измученные предыдущей монотонной ездой, мы решили останавливаться на ночлег.
Сразу за Дягилевским постом ДПС удачно подвернулась приличная с виду гостиница "Аш Хауз", сделанная на европейский манер. Очень чистая, много стекла и зеркал. За двойной стандартный номер с удобствами на этаже с нас взяли всего $30. Так как гостиница стояла прямо на обочине шоссе, мы немного беспокоились - не будет ли шумно ночью от проносящихся машин. Но управляющая заверила, что в каждом номере установлены современные стеклопакеты на окнах специально на этот случай. И она оказалась права, переночевали спокойно и с комфортом.
Дальнейший путь проходил через Рязань. Город просыпался медленно, и лишь к 10 утра появилось хоть какое-то движение. Очень бросалась в глаза реклама: перетяжки над дорогами, даже строчная прямо на знаках с названиями улиц. В Питере-то такие наглые приемчики уже давным-давно запретили, а здесь нате-пожалуйста - машина времени на 5-7 лет назад.
"Украсила" первое впечатление от города и совковая продавщица, обхамившая мужа в молочном магазине на ровном месте. Суровый такой бабец, обслуживающий посетителей с лицом "рабочий день закончился и меня закончил", несмотря на раннее утро. Ну, дела...
Но как бы там ни было, в Рязань мы заехали ради Кремля. Этот музей-заповедник расположен на высоком обрывистом холме, окруженном двумя реками и сухим рвом. На территории Кремля внимание сразу же привлекает Успенский собор (17-й век) с роскошной резьбой (редкое явление для того времени!) и огромными куполами. Считается самой грандиозной постройкой России для своего века. Собор с колокольней были спроектированы таким образом, что их силуэты видны с достаточно большого расстояния, поэтому они использовались еще и в качестве естественных визуальных ориентиров при навигации на Оке.
Вообще, Успенский собор строили с приключениями. Сначала старый собор, стоявший на этом месте, признали обветшавшим и недостаточно просторным. Начали строить новый, но дело не спорилось - зодчие не знали, что под южной стеной собора находится давно засыпанное озеро Быстрое. В результате, новое здание, возведенное уже на три четверти, рухнуло в одну ночь.
Позвали нового зодчего - самого авторитетного архитектора конца XVII века - Якова Бухвостова. Амбициозный Яков сначала решил построить собор на 5 саженей выше постройки своих неудачливых предшественников, но слабый грунт не проведешь - своды рухнули вновь.
Вторая попытка оказалась более удачной. Работы закончились в 1699 году. Правда, пришлось ограничиться превышением высоты на две сажени - всё равно этого хватило, чтобы превзойти и Василия Блаженного, и храм Вознесения в Коломенском. Своего же московского тезку собор перегнал на целых 13 метров. Вот такая погоня за рекордами.
Закончив осмотр местных красот и прогулявшись в Соборном парке, мы взяли курс на Михайлов, расположенный в 70 км к юго-западу от Рязани. В районе города велись масштабные дорожные работы, строили развязку с трассой M6, она же - трасса "Каспий", она же - наша дорога в Волгоград.
Протяженностью 1380 км, М6 имеет репутацию "аварийной", с многочисленными заторами, создаваемыми медленно движущимися фурами, в основном с кавказскими региональными номерами. Власти кормят обещаниями, что к 2018 году, когда в России будет проводиться чемпионат мира по футболу, дорога заблистает.
Так как маршрут проходил с севера на юг, хорошо прослеживалась смена сезонов. Выражалось это не только в пейзажах, но и в поспевшем урожае. Например, в районе Михайлова было замечено царство земляники. Местные жители продавали её на обочинах в пластиковых контейнерах грамм на 300 за 150 руб. Сто лет уже не ели настоящей лесной земляники! Первое время просто сидели, уткнув носы в россыпь ягод, и дышали, дышали этим не сравнимым ни с чем запахом.
Километров через 100 пошла садовая клубника, затем ведра с грушами-яблоками, молодая картошка. Еще дальше на юг - подсолнечное масло, а затем - мёд, разной консистенции и цвета (от почти черного до ярко-желтого), и донская рыба. Иногда встречались и сувенирные "развалы". Особенно поразил один, с сотней одинаковых экземпляров садовой скульптуры вдоль дороги. Родилась грустная шутка: "Им, наверное, зарплату гномиками выдают".
Трасса "Каспий" стала для нас рекордной в плане общения с гаишниками. Раз пять. Или шесть. В общем, их "там тысячи, тысячи" в прикормленных местах, для которых водители - эдакие священные коровы, несущие золотые яйца.
Любимая полисменами схема ловушки: спрятать камеру в кустах перед мостом, в холмистой местности, за временными знаками дорожных работ, где резко ограничена скорость (а рабочих нет!), и начинается двойная сплошная. Нагруженные фуры ползут в горку на этих участках чрезвычайно медленно, нетерпеливые водители обгоняют их по встречке, и частенько пропускают мимо глаз временные знаки. На горке их ждут теплые объятия стражей порядка.
В машинах у полиции ноутбуки, на которых радостно демонстрируются фото нарушения, номер машины крупно, время, в общем - не придраться. Останавливают прямо пачками, одного за другим.
За пересечение двойной сплошной в России теперь положено отбирать права. Понятно, к чему это ведет. Но если водитель-россиянин сразу предлагает уладить дела на месте, у нас ситуация была несколько другой. Разговор проходил примерно по одной и той же схеме:
- Добрый день! Вы были остановлены за нарушение скоростного режима и правил дорожного движения. Пожалуйста, предъявите водительское удостоверение и регистрацию на машину.
(Через некоторое время): - Texas... Это американские что ли? Никогда не видел! Пройдемте в нашу машину, другой инспектор тоже не видел :)
(В машине): - Вы знаете, что за пересечение двойной сплошной белой полосы положено лишение водительских прав?
- Не знали, теперь будем знать.
- Ну и что будем делать? (очевидное ожидание откупа).
- А временные сразу выписываете?
- Да, на три месяца.
- Да отбирайте тогда. У нас самолет через три дня, а в Штатах новые сделаем, взамен "утраченных".
Обычно, этот ответ очень веселил, и настраивал инспекторов на лирический лад "а поговорить".
(Уговаривая самого себя):
- Куда я вам штраф-то буду выписывать... На адрес американского посольства, что ли? Да езжайте уж, что с вами будешь делать! Только осторожно, там на трассе еще наши стоят.
- Спасибо, что предупредили.
Пока ведет к машине:
- Ну, как там живется-то? А получаешь сколько? Работаешь кем?
И всё в таком же духе. Сценарий повторялся из раза в раз, с небольшими вариациями. На редкость любопытные южные гаишиники :) Потом в новостях передавали - повязали всю эту цепочку вместе с верхушкой.
Вот так развлекаясь, и оставив за плечами совхозы им. Ленина, им. Маркса, городки Мичуринск и Урюпинск, около 10 вечера мы прибыли к месту назначения в Волгограде.
Город необычно спроектирован, вытянут на много километров вдоль Волги, при этом главная сквозная улица меняет название раз пять. Машины ездят старые, ржавые и пыльные. Вездесущая реклама на щитах, перетяжках, с голливудскими звездами в том числе (ухмыляющийся Брюс Уиллис на фоне банка: "когда мне нужны деньги, я просто беру их").
Волга малость загажена, но народ всё равно купается. Очень много фабрик и заводов советских времен прямо вдоль берега.
В Волгоград нас привели личные дела, не решаемые из Штатов, но вполне успешно законченные на месте. И так получилось, что осталось дополнительное время на изучение города и окрестностей. Поэтому в один из свободных дней прямо с утра мы отправились в соседнюю Астраханскую область, к озеру Баскунчак с интригующим прозвищем "всероссийская солонка".
Это озеро - не самое удачное место, чтобы заканчивать жизнь самоубийством, ведь утонуть в нём не получится. Концентрация соли в воде настолько высока (около 300 г/л), что просто напросто выталкивает человека на поверхность как пробку. Туристы-поплавки развлекают себя самыми разными способами: лежат на воде на спине, на боку, на животе, со скрещенными ногами, и с закинутыми за голову руками. Как на диване! Даже опустить ноги вертикально вниз и то затруднительно, нужна посторонняя помощь.
Рапные купания - полезная и энергично действующая процедура, ведь в состав рапы (насыщенного солевого раствора) входят микроэлементы, витамины, гормоны, биогенные стимуляторы, аминокислоты, полисахариды. Рапу используют на грязевых курортах для ванн как в виде самостоятельного курса лечения, так и в комплексе с грязелечением. А на озере Баскунчак всё это доступно абсолютно бесплатно, без путевок и прочих бюрократических формальностей.
До озера Баскунчак довольно легко доехать из Волгограда, 199 км в одну сторону по трассе Волжский-Астрахань. Первым делом нужно было пересечь Волгу по новому мосту, который обрел славу в интернете с эпитетом "танцующий". После этого скандала, на мосту чего-то подправили-подкрутили, больше не танцует.
Дорога легкая, по степи, параллельно железной дороге. Полицию не встретили; есть один пост ДПС на пересечении Волгоградской и Астраханской областей. Миновав поселки Средняя Ахтуба и Капустин Яр, дорога сделала резкий поворот на 90 градусов в Ахтубинске через железнодорожные пути, и понеслась по прямой к озеру (40 км).
Прямо на его берегу раскинулся поселок Нижний Баскунчак, основное занятие жителей которого - переработка соли из озера Баскунчак на предприятии "Бассоль". Сегодня чрезвычайно чистая соль озера (99.8 % NaCl) составляет около 80% от общей добычи соли в России. В зависимости от потребности, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год.
В Нижнем Баскунчаке активно предлагают свои услуги местные мальчишки - показывают дорогу к автомобильной стоянке за 50 рублей. Найти самостоятельно эту парковку несложно. На третьем перекрестке после знака "Stop" поворот направо -> улица Горького, на которой сосредоточена вся инфраструктура поселка. Езжайте по ней через лежачие полицейские и ж/д пути. В тот момент, когда асфальтная дорога начнет уходить направо, вам необходимо свернуть налево и, объехав спереди или сзади четыре однотипных дома, вы увидите стоянку :) Но мы всё равно решили дать подзаработать шустрому мальчугану, который ловко прыгнул к нам в салон.
- Ну что, пацан, как дела в школе? - решил завязать разговор муж.
- Дядя, какая школа? Каникулы! - радостно протянул пацаненок, и получив свой гонорар, побежал искать следующую "жертву".
Похоже, цифра 50 была любимой среди местных жителей. Стоянка - 50 руб, душ - 50 руб, пирожок - ? Ну вы поняли. И только микроавтобус, предлагающий довести туристов от парковки до пляжа за 20 рублей, выбивался из этого царства полтинников. Дойти можно и пешком, около 2 км в одну сторону, правда когда на улице +40 № C, что совсем не редкость в тех краях, а скорее норма летом, такая прогулка изрядно выматывает.
С собой очень рекомендуется приносить пресную воду, хотя бы литра три на человека, особенно если вы собираетесь купаться в рапе. До душа, расположенного на автостоянке, надо еще будет дойти-доехать, что совсем непросто сделать, когда твою кожу сковывают мириады соляных кристаллов. Идешь как в коконе, каждый шаг через "немогу" (довелось видеть таких бедолаг на обратном пути).
Наилучшее время для посещения - с начала мая до конца сентября. Озеро прогревается быстро, поэтому купаться можно уже весной. Летом обязательны шляпы-панамки - на пляже нет ни единого дерева или другой возможности спрятаться от солнца. На ноги - какую-нибудь обувь, которая не боится воды. Ходить босиком по кристаллам соли не самое романтичное занятие.
Почти вся поверхность озера покрыта солью. В некоторых местах закопаны специальные пеньки - точки кристаллизации соли.
В 1884 году от Баскунчака до Владимировской пристани на Волге проложили железную дорогу. С этого года идет счет времени промышленной добычи соли, уходившей уже за Волгу в места бессольные. А впервые озеро Баскунчак официально упоминается в 17-м веке, в "Книге Большого Чертежа" - первом географическом описании России, как место, "где ломают соль чистую, как лед".
В 20-х годах минувшего века ручную "ломку" каменной соли сменила механизация; инженер Макаров изобрел "Солесос". Действует механизм просто: фреза-рыхлитель разрушает поверхность соляного пласта и по трубам гонит на склад "соляную кашу", которая складируется для переработки и транспортировки. Снимая более метра поверхности соляного пласта, промысел его истощает.
Возникает вопрос: почему же за долгие годы пласт не исчез? Потому, что каменная соль, как это ни странно, пластична; подобно льду, она "течет" под тяжестью земли. Натекает соль в баскунчакскую впадину из соседних с ней мощных (свыше тысячи метров!) соляных куполов. И если брать этот "натёк" расчётливо, в соответствии с его приростом, промысел может существовать бесконечно долго, позволяя не прибегать к сооружению шахт для подземной добычи.
Давнишний "Солесос" к нашему времени сменился уже четырьмя поколениями оригинальных комбайнов соледобычи. Высокомеханизированное производство действует с весны до осени, а зимой сложное оборудование, работавшее в агрессивной среде, ремонтируется к новому сезону.
Помимо рапы на побережье озера Баскунчак имеются залежи лечебных грязей. Особенно ценится самая черная, которая способствует лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата и болезней кожи. Грязь лежит здесь же. Стоит только копнуть соль у столба, как на поверхность с бурлением выходит тёмная, неаппетитная жижа. Многие туристы тут же намазываются этой дрянью грязью, вырисовывая на теле порой довольно фривольные узоры :)
Соленое озеро Баскунчак и гора Большое Богдо, виднеющаяся на горизонте, входят в состав уникального природного комплекса. С каждым годом гора становится выше. Дело в том, что внутри неё находится соляной купол, который за год увеличивается примерно на 1 мм.
В целом, поездка на озеро Баскунчак довольно интересна, и хорошо вписывается в маршрут выходного дня. А если еще верить в целительные свойства грязей и соленого раствора, так можно совместить приятное с полезным.
Основательно прожарившись на солнцепеке, мы взяли обратный курс на Волгоград, и к 9 вечера уже были на месте. От отпуска оставалось два дня, один из которых нужно было заложить на обратную дорогу в Москву, а другой посвятить главной и самой важной достопримечательности Волгограда.