Часть 2-я. Маршрут: Морской вокзал в Санкт-Петербурге - паром "Принцесса Анастасия" - Хельсинки, Финляндия.
Свое пребывание в отпуске в Санкт-Петербурге мы решили разбавить не поездками на Соловки, Валаамы, и прочие Новгороды с Петрозаводсками. Нет, на этот раз отправились в 4-х дневный круиз по Балтийскому морю.
Круизный опыт уже имелся, правда совершенно в другом формате: Западные Карибы и Южные Карибы. Паромы - это, конечно, не карибские суда, всё намного проще и демократичнее. Но, если не ожидать слишком многого, и рассматривать их просто как средство передвижения между городами, то и не разочаруешься.
Полностью отдавая себе отчет в том, что сравнивать огромные круизные лайнеры с паромами не стоит, волей-неволей в глаза бросались различия, как в антураже, так и среди публики. И я не русских пассажиров имею в виду. Прежде всего поразило обилие пьяных финнов и прочих немцев. Встречались экземпляры буквально в никакущем виде, цепляющиеся за стенки.
Разговорившись в один из дней с официанткой в ресторане, узнали, что наши соседи по Балтике садятся на паром раньше. Это для нас Питер отправная точка, а для них лишь промежуточная остановка. За эти дни они успевают значительно опустошить кладовые ресторанов и баров в плане спиртного.
Просим девочку принести бутылку "Мальбека".
- Извините, закончился.
- Ну тогда вот это простое Каберне?
- Извините, и его нет.
(тихонько, чтобы менеджер не слышал): - Немцы вчера гуляли, выпили почти всё.
- Ну а что же тогда есть?
- Хотите квас?
И смех, и грех.
Отправлялся паром "Принцесса Анастасия" с Морского вокзала, что на западной оконечности Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Комплекс включает в себя пять причалов, место для пограничного и таможенного досмотра, ресторан, гостиницу и конференц-холл. Построенный в 1982-м году, причальный комплекс способен принять до одного миллиона пассажиров, прибывающих морем, и практически любые суда, включая крупнотоннажные.
Но технические возможности Морского канала, ведущего в порт, не позволяют судам длиной более 200 метров подойти к причалам Морского вокзала. Канал, построенный в начале 19-го века, - узкий, и имеет сложные участки для маневрирования. Поэтому на сегодняшний день, вокзалом пользуются всего два парома - Принцесса Мария и Принцесса Анастасия.
На пароме
У "Марии" маршрут совсем короткий, Санкт-Петербург - Хельсинки. Мы же выбрали "Принцессу Анастасию", предлагающую совершить круиз с заездом в Хельсинки, Стокгольм, и Таллин.
Билеты покупали из США, прямо на сайте компании St. Peterline. Четыре ночи обошлись в 900 евро на четверых (две каюты). На борту помещается две с половиной тысячи пассажиров и 350 человек экипажа, а также возможно провезти автомобиль (берут 580 штук).
Каюты разного класса. Есть совсем простые 9 м2, а в той, что составляла 12 м2, туалетная комната показалась даже больше, чем у каюты того же класса от Royal Caribbean.
Развлечений на борту достаточно. Казино, кинотеатр, вечерние концерты, конкурсы талантов, караоке, рестораны, бары, аква-зона (в помещении), магазины беспошлинной торговли, мастер-классы по лепке русских пельменей с дегустацией, и эксклюзивная шоу-программа от питерского Мюзик-Холла.
Сам паром уже не нов, был построен в городе Турку в 1986 году. В 2002-м судно отремонтировали в соответствии с новыми стандартами, а в 2010-м его купил нынешний владелец, переименовав в Принцессу Анастасию (бывшие названия - "Olimpia" и "Pride of Bilbao").
Всё бы хорошо, но посадка происходит очень неорганизованно, даже бардачно. Огромные очереди, немцы ломятся в обход всех, быстрее на опохмел. Наши граждане с советской закалкой, обладающие опытом по части профессионального стояния в очередях, отсылают их назад с незабвенным "вас тут не стояло". Дети вопят на все лады. Сделали бы для пассажиров с детьми отдельный вход - всем бы стало легче. Самая жесть была в шведском Стокгольме, когда за 45 минут пытались посадить 2 тысячи пассажиров.
В общем, проблемная посадка, и то, что чемоданы надо затаскивать по трапу самому буквально с риском для жизни, особенно для пожилых людей - это, наверное, два самых больших минуса у данной компании. Остальное вполне на уровне. Ну или по крайней мере не вызывает желания жаловаться вслух.
Но вот, наконец, за плечами паспортный контроль, подъем на борт, ознакомление с каютами, и наверх, смотреть отплытие.
Морской порт Санкт-Петербурга является одним из крупнейших портов России на Балтийском море, причем навигация длится круглый год. С декабря по март движение судов обеспечивается с помощью ледоколов.
Большой порт включает причалы морского торгового, лесного, рыбного и речного портов, нефтяного терминала, судостроительных, ремонтных, и др. заводов, а также причалы Кронштадта и Ломоносова.
Как раз проплывая где-то в районе Кронштадта, мы решили, что хорош мерзнуть на открытой палубе, и не пора ли подкрепиться. Выбрали итальянский ресторан с удобными столиками вдоль окон, где с удовольствием попробовали ризотто и паста карбонара. Очень достойная еда, как, впрочем, и сервис. В отличие от посадочного "беспредела", обслуживание на самом пароме замечательное.
Стальной Финский залив клубился барашками, но никакой качки не ощущалось. Дочка, очень быстро идущая на контакт с любыми детьми, будь то русскими или итальянскими, и тут нашла себе друзей-попутчиков. В мгновение ока они с легкостью переименовали Балтийское море в "Серое" (устами младенца!), а потом все вместе отправились в детский клуб. Кстати, воспитательницами там работали молодые энергичные девочки, а не высокомерные назидательные училки, так что детям с ними было весело и интересно.
После ужина народ в основном скопился в duty-free магазинах, скупая сигареты целыми блоками и спиртное, конечно. А мы нашли тихий спорт-бар (оксюморон :), где как раз проводилась пивная акция "2 литра на 10 евро". Так и завершился первый вечер на пароме, а утром "Принцесса Анастасия" уже стояла в Хельсинки.
Корвапуусти и Мустиккапийракки
По финской столице еще дома мы составили неплохой маршрут, пешеходный по большей части. Только в самом начале воспользовались такси, чтобы добраться из порта к первой запланированной точке.
В Хельсинки паром прибывает в Западный порт, он же Länsisatama. Огромная очередь на выход, галдёж и толкотня, и вот мы, наконец, на свободе. За 10 евро таксист подбросил до берега залива Seurasaarenselkä, где мы намеревались перекусить с "видом". Кстати да, привыкаем к непроизносимым словам из 10+ букв, с непривычным сочетанием гласных-согласных. Местный колорит, ткскзть :)
Кафе "Регата", куда мы так стремились - это малюсенькая деревянная избушка без курьих ножек, где внутри помещается всего четыре столика. Но на улице места и столиков предостаточно, лишь бы погода не подкачала.
Фон составляют разные милые деревенские штучки. Например, старинная кухонная утварь, выкрашенное белой краской колесо от телеги, общежитие для птиц на шесте, а также велосипеды и лодки в прокат.
Но главные здесь, конечно же, кофе (2 евро) и булочки с корицей под названием Korvapuustit. Ну кого можно удивить коричной булкой? Ан нет. Тесто в корвапуусти (korva по-фински означает "ухо") очень нежное и воздушное, сладкое в меру, и замечательно сочетается с кофе.
А кому корица в выпечке не по вкусу (да, да, есть среди нас и такие уникумы :), тот может приналечь на черничный пирог. Мустиккапийракка называется. Что я там говорила про непроизносимые названия? В любом случае, поглощать вкусности от "Регаты" с видом на залив - отличный способ начать прогулку по финской столице.
Следующим пунктом программы значилась "церковь-в-скале". Но по пути туда мы совершенно случайно "зависли" на очень хорошей детской площадке. Она была закрыта от собак; гигантская песочница с кучей игрушек не оставила бы равнодушным ни одного ребенка, а из ангара рядом можно было брать детские велосипеды, двухместные и "грузовые" в том числе. Традиционные горки-карусели только довершали картину, как и чистейший бесплатный туалет, расположившийся неподалеку. Уж на что мы привыкли к ухоженным американским детским площадкам, но игрушек и велосипедов в свободном доступе я в Штатах не видела. Нашла позже на карте эту финскую детскую радость, называется Taivallahti Playground, и расположена по адресу Pohjoinen Hesperiankatu 22.
Хеви-метал в церкви
Далее путь проходил через район Тёёлё. Мать честная, три буквы Ё в одном слове! Княгиня Дашкова была бы счастлива ;-) Для Töölö характерны строгие здания из темного кирпича, и улицы, расположенные "по кривой", в отличие от четких прямоугольных линий исторического центра.
Здесь находилась интересная диковинка Хельсинки, церковь-в-скале, она же Temppeliaukio. Внешне на церковь вообще не похожая, а напоминающая скорее бункер с медной зеленой крышей, она была построена совсем недавно, в середине 20-го века. Ну как "построена", скорее взорвана в толще скалы при помощи динамита, причем необработанная горная порода в интерьере прекрасно видна и сейчас. Насколько могу судить, это очень по-фински - уметь гармонично сочетать естественный ландшафт и высокие технологии.
В церкви очень светло: дневной свет заливает всё помещение через 180 оконных панелей, расположенных по окружности купола. Их рамы-перекрытия заодно придают прочности всей конструкции, соединяя купол со скалой.
Изнутри купол выложен медной проволокой, общая длина которой составляет 22 километра. Таким образом архитекторы достигли оптической иллюзии, чтобы церковь казалась выше, чем есть на самом деле. Купол в высоту всего три метра, а максимальная высота от пола до наивысшей точки - 13 метров, но этого совершенно не чувствуется. Очень удачное решение.
Церковь действующая, лютеранская, и к тому же, обладающая прекрасной акустикой (привет граниту!) Поэтому кроме как по прямому назначению, её используют и в качестве мюзик-холла для проведения концертов классической музыки. А один раз здесь прошла первая в Финляндии месса в стиле... хеви-метал.
Из отзыва очевидца:
- Аминь, - закончил молитву священник.
- Аминь, - хором ответил зал.
Жесткий ритм барабанов, тяжелые гитарные аккорды, мрачные звуки скрипки и виолончели эхом вознеслись под своды церкви. Со сцены мужчина, облаченный в джинсы и кожаную жилетку, хриплым роковым голосом выводил слова традиционных песен лютеранской литургии. Ему хором вторили прихожане, подглядывая в заранее розданные "песенники". Молодежь методично отстукивала каблуками ритм и помахивала длинными "хаерами". Когда же начался обряд причащения, из длинной очереди к священникам периодически поднимались руки, демонстрирующие знаменитый рокерский жест "козы". За всем этим с легкой улыбкой и недоумением наблюдали пожилые финны.
Это можно принимать или не принимать, но организаторы уверены, что таким образом они привлекут к церкви больше молодежи. Как говорится: "Ставь старушка самовар, будем слушать Manowar" :)
Лакированные младенцы и рыбные пироги
От церкви-в-скале мы взяли курс на гавань, а если быть более точными - на расположившийся там рынок. Ну а что? "Зрелища" вперемешку с "хлебом" самое то в путешествиях. По дороге нас сопровождали младенцы. Хвостатые, рогатые, крылатые...
6-метровые черные лакированные ляльки, занявшие часть тротуара, принадлежали российской арт-группе AES+F, работающей в жанре инсталляции, фото-видео, скульптуры, и др. Это один из немногих русских "брендов", популярный и коммерчески успешный на Западе. Проекты у них, порой, провокационные (одна Статуя Свободы в парандже и с Кораном чего стоит), но именно это и привлекает внимание. Исламская "угроза", мода и смерть, война детей, власть медиа, виртуализация социальной жизни - их излюбленные темы. Вот и Хельсинки достался кусочек "высокого искусства".
В самом начале бульвара Esplanade показалась рыночная площадь Kauppatori, прямо на берегу Балтийского моря. Это правильное место, чтобы попробовать настоящую финскую кухню, а также прикупить сувениры (северные олени в орнаменте рулят).
Целые горы вишни и клубники (запах!), малины, желтой в том числе, смородины, грибов и сладкого гороха просто не позволили пройти мимо. Рядом разбиты павильоны, где можно купить и тут же попробовать рыбные пироги, копченую селедку, graavilohi - приготовленный в сухом пряном маринаде лосось, известный нам как "гравлакс" (то бишь "лосось из могилы"), который мы частенько делаем дома вот по этому замечательному рецепту.
Для финской кухни характерны некоторые особенности, которые сравнительно редко наблюдаются в кухнях других народов. Прежде всего, это сочетание 2-3 видов мяса в одном блюде (рагу по-карельски, или karjalanpaisti); смесь сразу и мяса и рыбы (пирог из рыбы с салом в ржаном тесте, или kalakukko); использования при изготовлении некоторых блюд одновременно молока и рыбы (молочная уха, или kalakeitto); обилие запеканок; множество блюд из ржаной муки (пасхальный десерт, или mämmi); употребление в пищу многих видов грибов.
Успенский и Сенатская
Слегка приобщившись к финским деликатесам, душа вновь потянулась на Родину. Тем более, что это легко было осуществить, т.к. буквально за углом возвышался красивый Успенский собор. Являясь самым крупным православным храмом Северной и Западной Европы, он был построен в 19-м веке, когда Финляндия еще была частью Российской Империи.
Место для строительства выбрали на вершине скалы, которая стала естественным фундаментом для кирпичного здания. Собор увенчали 13 куполов, символизирующих Иисуса Христа и 12 апостолов.
Не так давно, Успенский собор дважды взламывали. И если в первый раз ворам удалось уйти с иконой Богородицы "Козельщанской", и драгоценностями, полученными в дар от прихожан, то вторая попытка взлома через два месяца не увенчалась успехом. Классический случай "жадность фраера сгубила". Ворюгами оказались гастролёры из Румынии, получившие по три года отсидки и минус сто "в карму".
Даже если не заходить внутрь собора, то с площадки у его входа открывается широкий вид на город вместе с акваторией.
Закончили мы осмотр достопримечательностей финской столицы на Сенатской площади. Эта "визитная карточка" города появилась 200 лет назад, когда Хельсинки был провозглашен столицей Великого княжества Финляндского.
Приглашенный царской семьей немецкий архитектор Энгель, спроектировал целый ряд зданий, составляющих основной ансамбль площади. На возвышенности стоит белоснежный Кафедральный собор с зелеными куполами, а посреди самой площади воздвигнут памятник Российскому императору Александру II - самому уважаемому у финнов российскому правителю.
При нем в Финляндии была введена собственная валюта - марка, а финский язык получил статус государственного наряду со шведским. Вальтер Рунеберг, автор этого проекта, изобразил императора в форме гвардейского офицера. Он произносит речь, а вокруг него расположены четыре аллегорические фигуры: "Закон" (Lex), "Мир" (Pax), "Просвещение" (Lux), и "Труд" (Labor).
Настало время возвращаться на паром. По пути удачно располагалось кафе Ekberg, разрекламированное в путеводителях как "самое старое в городе", с "самой прочной репутацией", "самой вкусной выпечкой", и прочими "самами". Предупреждали даже, что столик внутри найти может быть нелегко, настолько место популярное.
Нам повезло. Столик нашли, сидим, ждем. 10 минут; мимо проносится официантка. "Девуш..." Вжжик, ноль внимания. Сидим 15 минут. Ребенок стоически ждет обещанный десерт. Вжжик, понеслась опять. "Извините...". Ноль внимания. В общем, после 25 минут пустого ожидания и полного игнора, мы встали и ушли.
Я конечно понимаю, что финны - нация неторопливая, но не до такой же степени. 25 минут, Карл! Не заметить нас было невозможно, тем более с маленьким ребенком, которому так и не досталось вкусненького. Поэтому, ничего не остается, как ставить отрицательную рекомендацию за сервис, вернее, за его полное отсутствие. А на счет "самой-самой" выпечки не знаю. Не дали.
"Принцесса Анастасия" была видна издалека. Вокруг сновали тягачи, грузили апельсины бочками :) Ну может не апельсины (товарищ Корейко, расслабьтесь!), но явно что-то съестное. Формальный контроль у пограничников, народу не много, т.к. посадка размазана по времени, и вот мы уже снова на борту. Впереди - Стокгольм.
Продолжение следует...
Катерина Андреева.
www.andreev.org