- ВСЕГЕИ, все...
- Тоска в Мариинском
- Смешарики-Кикорики
Часть 2-я: паром "Принцесса Анастасия"; Хельсинки, Финляндия
- на пароме
- корвапуусти и мустиккапийракки
- хеви-метал в церкви
Часть 3-я. Маршрут: Стокгольм: прогулка по центру - Королевский дворец - конный парад - Гамла Стан - Васа.
Накануне прибытия в Стокгольм, мы сходили в турбюро на корабле, и разжились неплохой картой шведской столицы с отмеченными достопримечательностями. В Стокгольме "Принцесса Анастасия" стоит 10 часов, что по круизным понятиям довольно долго, и позволяет более-менее посмотреть все намеченное.
Выйдя из круизного терминала, мы быстро нашли автобусную остановку, на подходе к которой в автомате купили билеты на маршрут #76 (водитель билеты не продает!).
Попасть хотели в центр, чтобы там уже побродить-погулять-поглазеть. В качестве ориентира хорошо подошел Королевский драмтеатр (Kungliga Dramteatren), 10 остановок от порта Frihamnen. На автобусе должно быть написано Norra Hammarbyhamnen, а то можно уехать в противоположную сторону.
Чтобы окончательно проснуться, у театра решено было перекусить в подвернувшемся Café Tidemans. Кофе, сэндвичи с ветчиной и сыром, и опять можно гулять. Кстати, расплачиваться выгоднее всего местными кронами, курс 1 к 8 (1 USD = 8 SEK), которые предварительно стоит снять в банкомате в круизном терминале; или просто кредиткой (в центре берут и AmEx, и Visa). Евро тоже в ходу, но всегда по невыгодному для туристов курсу.
Примеры цен: лате в кафе 40 крон, пиво в баре 70 крон, одна поездка на общественном транспорте 36 крон, сувениры от 30 крон, ужин 300 крон. Дорогой город, да.
Пройдя через городской парк Kungstradgarden ("Королевский сад"), в просторечии известный как Кунгсан, мы вышли к универмагу Ahlens City (Оленс Сити, Klarabergsgatan, 50). Кроме магазинов с одеждой, на нижнем этаже есть большой супермаркет, и куча мелких лавочек по продаже сладостей. Одежду нам было бессмысленно покупать - в США всё намного дешевле и лучше, а вот необычные детские игрушки и поделки в скандинавском стиле пошли на ура.
Большой минус универмага - платный туалет (10 крон). И дело не в цене, а в самом факте. Мы как-то от подобного совсем отвыкли, особенно в больших торговых центрах. Даже в Гостином дворе в Санкт-Петербурге давно уже нет этого пережитка прошлого, а в цивилизованном Стокгольме - нате, пожалуйста. Спасибо, что хоть туалетную бумагу не надо было заранее отматывать ;-)
Погода тем временем испортилась, стал накрапывать дождик, но это не мешало шведкам ходить по улицам в полураздетом виде. Настоящие морозоустойчивые валькирии! Встречалось много девушек - классических ярких блондинок, но почему-то с тяжелым загаром а-ля "курица гриль с хрустящей корочкой". Резкий контраст между белоснежными волосами и смуглой кожей, безусловно, привлекал внимание. Возможно, это был хотя бы автозагар, потому как трудно представить себе, чтобы люди добровольно проводили под солнцем столько времени.
У нас-то, живущих на юге, всё наоборот: солнцезащитные крема и спреи, шляпы с широким полями, прикрывающие даже плечи, по возможности длинные рукава - непременные атрибуты любой летней прогулки (а длина техасского лета - 8 месяцев). Даже отправляясь на утреннюю 30-минутную пробежку, когда и солнца-то еще толком не видно, мы без солнечной защиты не выходим. А вот у шведок, видимо, другие приоритеты.
Рак кожи поражает преимущественно людей нордического типа - блондинов, рыжеволосых, реже смуглых. Cреди белых американцев, живущих в южных штатах, заболеваемость раком кожи довольно высока, как и у англичан и шотландцев, переселившихся в солнечную Австралию из своих родных мест, где климат совершенно иной.
Ну хватит пугалочек, пора вернуться на улицы Стокгольма. Основной целью нашей высадки в шведской столице являлся Королевский дворец (Kungliga Slottet). Вернее, площадь за ним, где летом проходит ежедневная торжественная смена караула, а-ля парад.
Фасадом громада дворца обращена на залив Балтийского моря - Стреммин. Дворцу много столетий, за которые он и горел, и перестраивался, в том числе руками русских военнопленных. Той же политики придерживался и Петр I, который использовал шведских "полоняников" для строительства различных объектов военного назначения, да еще и выдавал им "кормовые деньги". В отличие от.
В перестроенном дворце прошла жизнь десяти шведских королей, сменявших друг друга на троне. И только нынешний правитель, король Швеции с 1973-го года - Карл XVII Густав, переселился из стокгольмского дворца в другой на окраине города. А величественный Kungliga Slottet отдан на растерзание широкой публики.
Когда мы проходили в школе "Илиаду" Гомера, нечуткие дети не упускали шанс поглумиться над эпитетами, данными поэтом своим героям. Ну, по крайней мере, в переводе Гнедича они звучали очень высокопарно. Про водолаза помню до сих пор: "Как он, будучи на поле, быстро нырнул с колесницы! Есть, как я вижу теперь, и меж храбрых троян водолазы!" Класс на этой фразе просто лежал, к ужасу учительницы :)
А "Шлемоблещущий Гектор" стало у нас чуть ли не нарицательным, употребляемым по отношению к кому-нибудь вырядившемуся. И только много лет спустя, на параде в Стокгольме, я впервые увидела, что значит "шлемоблещущий".
Или вот этот томный юноша. Ну чем не Патрокл?
А вот и оба Аякса - Большой и Малый:
Но вернемся в современную столицу Швеции. На торжественную смену караула во дворе Стокгольмского королевского дворца, назначенную на 12:15, мы явились за полчаса. И правильно сделали - это позволило занять хорошие места в первых рядах; снимать длинной линзой было чрезвычайно удобно. Ребенка - к папе на плечи, камеры в руки, и понеслось.
Обычная смена караула на манер кремлевской происходит здесь ежедневно. Но с апреля по август в церемонии участвуют кавалеристы, о чем мы заранее не знали и увидели абсолютно случайно. Вот очень полезная ссылка для более организованных туристов.
Королевская гвардия (Hogvakten) - гвардейское формирование в вооружённых силах Швеции, которое постоянно несет охрану королевского дворца в Стокгольме вот уже почти 500 лет. Хотя на сегодняшний день функция этого формирования скорее декоративно-хозяйственная, так как уже лет 200 шведы ни с кем не воюют, умудрившись остаться в стороне и во время Первой, и во Второй мировой войнах (однако, многие граждане Швеции участвовали в войнах в качестве добровольцев).
Кто-то скажет, что, мол, отсиделись трусливо в сторонке, пока другие рисковали своими жизнями. Но не стоит забывать, что Швеция в прошлом - великая военная держава. В королевстве помнят те времена, когда им принадлежала половина Европы, а её армия служила образцом, на который ориентировались Пруссия и Россия.
Похоже, что тезис "война портит солдата, а венец их достижений - парад", сформулированный однажды Великим князем Михаилом Павловичем, был реализован шведами на практике. Последний раз они использовали своих солдат "по прямому назначению" в войне с Наполеоном.
Монархической традиции в Швеции больше тысячи лет. За это время здесь правило примерно 60 королей. Правящий ныне седьмой король династии Бернадотов Карл XVI Густав является шведским монархом уже более трех с половиной десятилетий, и нет другого монарха, который был бы настолько лишен всякой власти, как шведский. Функции короля исключительно представительские и церемониальные. Парламент выплачивает ему зарплату - около десяти миллионов долларов в год. Вроде бы страшно много. Но на эти деньги Карл Густав должен содержать двор, гвардию и два дворца.
Вспоминается гениальное филатовское:
Утром мажу бутерброд -
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!
Шведы утверждают, что работе Карл Густав старается посвящать как можно меньше времени, в рамках приличий, разумеется. Его больше увлекает экология, и это его хобби приносит ощутимую пользу стране и подданным. Прямо в центре миллионного Стокгольма, напротив королевского дворца, вода в канале такая чистая, что там водится форель.
Ну и конечно Королевская гвардия сопровождает шведского короля во время всех государственных мероприятий. Сегодня это почти 60 человек, большая часть которых служит в Стокгольмском королевском дворце, а остальные - во дворце Дроттнингхольм ("Остров Королевы").
Кстати, в отличие от Придворного дивизиона английской королевы, и тем более от вышколенного Кремлевского полка, в шведской Королевской гвардии военнослужащие совсем не обязаны стоять "по струнке" и тянуть носочек. За это они подвергаются безжалостной критике со стороны туристов, с гордостью заявляющих: "...а вот наши..."
Следом за пехотой появились кавалеристы в сопровождении оркестра. Вот эти ребята играли отлично! Слаженно, ритмично, и вполне профессионально.
Особенно впечатлял барабанщик на красивом тяжеловозе с длинной челкой.
Он так самозабвенно колотил по двум барабанам, привязанным по обе стороны седла, что удостоился особо бурных оваций публики.
Под звуки оркестра, гвардейцы показали, как они умеют синхронно обращаться с оружием, и раскатисто кричать: "В атаку!"
Затем они ловко прыгали с лошадей на землю и забирались обратно, как будто совершенно без усилий, одним махом.
А после провели своих четвероногих помощников под уздцы по всему периметру Королевского двора, чтобы зрители могли получше рассмотреть эти "ушки на макушке".
Инициалы Карла Густава 16-го на лошадиной попоне:
Закончилась торжественная смена караула сворачиванием флага, что называется "без рук". Флагоносец (в данном случае женского пола, гвардия смешанная) сделала это несколькими вращательными движениями, совершенно незаметно намотав полотнище флага вокруг своей оси, не меняя рук.
Напоследок, радостные трубачи забабахали что-то заводное чуть ли не из репертуара "АББЫ", и плавно покачиваясь на лошадях, покинули площадь.
Всё действо затянуто может самую малость (длилось час, оптимально было бы минут 40), но вполне стоит того, чтобы посвятить ему часть своего времени во время знакомства со Стокгольмом.
После парада самое то прогуляться по Старому городу - Гамла Стану. Район совсем небольшой, быстрым шагом его можно пересечь минут за 10. Выкрашенные в теплые оттенки дома стоят вплотную друг к другу, есть улицы шириной 90 см, кованые фонари прямо на стенах и чугунные вывески "под старину" перемежаются уютными скверами и глухими тупиками.
Эта часть Стокгольма была основана в XIII веке, поэтому в Гамла Стане так много узких мощеных улочек и старинных церквушек. Ну и конечно дань современности - многочисленные кафе, рестораны, бары, сувенирные лавки, дизайнерские магазины и бутики.
Наугад мы зашли в семейный ресторан (за столиками было много родителей с детьми), и очень сытно пообедали пюре с тефтельками. Хотели было взять и бутылочку вина по традиции, какого-нибудь совершенно непритязательного house wine. Но официантка огорошила ценой: 60 евро! За домашнее вино?!!!
Сразу вспомнился Жванецкий на танке, со своим незабвенным: "Скока-скока?" :)
Пройдя через весь Гамла Стан насквозь, и оказавшись на набережной, мы сели в водное такси, и на 4-й остановке вышли на острове Djurgarden, попав прямо в гости к Васе :)
Vasa - это шведский боевой корабль 17-го века с удивительной судьбой. По морям-по волнам он наплавал ровно 1300 метров, после чего пролежал на дне морском 333 года. Возможно, и знаменит он стал именно по причине своего бесславного получасового плавания. Бывает и так.
Сейчас вокруг Васы музей, темную крышу которого увенчивают две красные конструкции в виде корабельных мачт. Билеты по 16 евро, дети до 18 лет - бесплатно.
Тогдашний шведский король, Густав II Адольф, назвал корабль в честь своего деда, короля Густава Васа, правившего за век до него. "Васа" - это не имя, а прозвище короля, в переводе означающее "сноп сена". Король отличился тем, что собрал воедино разрозненные части Швеции, как колосья собраны в снопе, и практически сделал Стокгольм столицей Швеции.
Так вот, по задумке внука, дед "Васяа" должен был стать флагманом шведского флота, самым крупным, самым тяжеловооруженным. В общем, стать грозой морей и устрашать врагов королевства.
Руководил работами по постройке опытный голландский кораблестроитель Хюбертссон, построивший уже для Швеции несколько кораблей к тому времени. При этом, деятельное участие в конструировании "Васы" принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана, а также добавил одну оружейную палубу. Возможно, именно это и погубило Васу. Вряд ли бы кто осмелился указывать королю на ошибки, хотя судостроители и пытались спасти ситуацию, тайком увеличивая некоторые параметры. Но не помогло.
"Васа" имел слишком высоко расположенный центр тяжести, и был при этом слишком узок. Первые 600 метров своего единственного выхода в море "Васа" прошел с помощью якоря. На шлюпке отвозили якорь, бросали его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали... Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они сохранились до наших дней - это самые старые паруса в мире).
По словам очевидцев, плыл корабль очень неуверенно, а потом, после сильного порыва ветра, сильно наклонился набок, и затонул. Из 145 членов команды и 300 солдат погибли 30 человек. Остальных выловили подоспевшие шлюпки.
Всю вину хотели повесить на капитана и будто бы пьяную команду (не подтвердилось); на плохо закрепленные пушки (не подтвердилось), на отсутствие должного количества балласта (то же самое). Так кто виноват? Никто, естественно, не решился сказать, что "Его драгоценное Величество", и дело быстро закрыли.
О красавце Васе забыли более чем на 300 лет. В 1961 году под руководством инженера Франсена - энтузиаста и эксперта по затонувшим старинным кораблям (потрясающая профессия!), Vasa снова увидел свет.
Предложений о том, как поднять судно, было много. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а когда она всплывет, отбуксировать на мелководье. Лед растает, корабль останется! Или заполнить его шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.
Но в результате выбрали самый разумный вариант. Под корпусом затонувшего корабля промыли шесть каналов в грунте, пропустили через них тросы, и с помощью понтонов подняли Васу с 30-метрвой глубины.
Несмотря на проведенные под водой сотни лет, корабль хорошо сохранился из-за специфических характеристик Балтийского моря. В частности, из-за низкой солености воды, в нем не водятся корабельные черви, которым подавай растворчик не ниже 10-процентного. Но конечно, все болты проржавели, а резные украшения отпали, поэтому вместе с остовом корабля со дна моря подняли более 14 тысяч различных деталей.
Предстоял долгий, кропотливый процесс реставрации, затянувшийся на 17 лет. Теперь с 7 палуб-этажей музея корабль виден во всех подробностях. В витринах - подлинные вещи ХVII века: обувь, одежда, посуда, бочки для хранения провианта (они подвешивались к потолку для защиты от крыс), котел, в котором должны были готовить еду почти на 500 человек, медицинские принадлежности лекаря-брадобрея, игра, напоминающая современные нарды, первые курительные трубки. Команда была очень бедной: единственная золотая вещь, обнаруженная на корабле, - перстень, да еще несколько монет в кармане одного из погибших.
Резные пышнотелые русалки, бородатые солдаты, сюжеты из древнегреческой мифологии, Библии, римской истории. Всё смешалось на этом чудо-корабле.
Сегодня нам кажется странным: зачем надо было так украшать военный корабль, тратить столько средств и усилий на столь нефункциональные для морского боя излишества. Но таков был дух времени. Богатый декор корабля считался существенной частью его вооружения, демонстрацией мощи государства.
Ну что сказать... Музей очень интересный даже для тех, кто не особо увлекается военной историей. Отлично сделанные экспозиции, истории членов экипажа, скелеты, очень реалистичные куклы, воссозданные с анатомическими подробностями, вплоть до пор на коже.
Сам корабль просто подавляет своими размерами. Представляю, какое впечатление он производил на людей 17-го века. Подумалось: по сути же Васа - шведский позор. Зачем напоминать о таком крупном фиаско могучего флота? Замяли бы дело, как в случае с королем, и знали бы о корабле-перевертыше только узкие специалисты и эксперты. Но нет, не такая шведы нация.
Подняли, починили, почистили, выстроили вокруг музей - и вот на тебе, стал Васа одной из главных достопримечательностей шведской столицы, о которой не только не замалчивают, а гордятся. Да и 25 миллионов посетителей, которые к этому времени уже увидели старинный парусник, вряд ли бы проголосовали своими деньгами, если бы не было интереса. Вот такой уникальный шведский менталитет.
Осмотром "Васы" заканчивалось наше пребывание в Стокгольме. На автобусе мы вернулись в порт, где пережили одну из самых бардачных посадок на паром. Обычно же время возвращения на судно размазано - хочешь к отплытию приходи, хочешь раньше. В тот раз посадку разрешили за 40 минут до отчаливания.
Можно себе представить, какая толпа собралась в накопителе! Плачущие, уставшие дети, взмыленные папы, какие-то орущие тётки... Все толкаются, у всех силы на исходе, все хотят в душ и на ужин.
Наконец, пройдя это мини-чистилище, мы оказались на борту, где всё уже было отлично и спокойно. Кстати, бросалось в глаза отсутствие большого количества пакетов и сумок, так характерных для возвращающихся на паром. Дорогой Стокгольм, ничего не скажешь. Этот минус с лихвой окупится уже в Таллине, следующей точке нашего маршрута.
Продолжение следует...
Катерина Андреева.
www.andreev.org