Аннотация: Продолжение рассказа об автомобильном путешествии по югу Европы.
- алкогольный бычок - собор с отверстием - 11 мельниц для Дон Кихота
Часть 3-я. Маршрут: дорога в Толедо - объездное шоссе - Толедский собор - Консуэгра - ветряные мельницы - возвращение в Мадрид.
Утром на завтрак решили никуда не ходить, а устроить его "дома", благо продуктовый запас был изрядно пополнен накануне в супермаркете. Первым пунктом в плане этого дня значился средневековый город Толедо - резиденция кастильских королей до 16-го века, расположенный в 72 км к югу от Мадрида.
Навигатор предложил бесплатное шоссе A-42, и довез до места быстро и без проблем. Движение на дороге текло довольно плотно, в основном из-за грузовиков, обслуживающих многочисленные сельскохозяйственные предприятия (сахар, зерно). Позабавили знаки, предупреждающие о радарах, установленных на трассе. То есть: "Внимание! Радар через километр!" Зачем, спрашивается? Как они собираются штрафовать людей, если все без исключения проезжают "контрольное место" строго по ограничению скорости... Наверное, есть какой-нибудь закон на этот счет.
Характерная деталь местного пейзажа - силуэты быков на возвышенностях. Железные монументы были расставлены вдоль оживленных трасс еще в шестидесятые годы, при Франко. Испания начала тогда открываться миру, поэтому власти всячески старались создать у иностранцев благоприятное впечатление о стране. Быки, очевидно, намекали на корриду, но рекламировали для туристов другой национальный продукт: хересный бренди "Osborne". Благодаря чему, быков еще именуют El Toro de Osborne (т.е. "Бык Осборна").
У этого бычка интересная судьба. Являясь по сущности рекламой, он одновременно считается неофициальным национальным символом Испании. Когда в стране вступил в силу Общий регламент автомобильных дорог, согласно которому, все рекламные щиты должны были быть убраны с обочин, бык получил неожиданную поддержку общества. Культурные ассоциации, артисты, политики и СМИ - все они ратовали за сохранение фигур.
В результате поднятой шумихи, испанский конгресс принял специальный закон, признающий черного El Toro de Osborne "культурным и художественным элементом испанского пейзажа". В настоящее время, на территории Испании находится 91 бык Осборна.
А тем временем, показался зеленый, приветствующий автомобилистов, знак на въезде в город: Toledo.
Люди, живущие в США, рано или поздно сталкиваются с выражением "Holy Toledo!" со стороны местного населения. Перевести его можно как "Ух, ты!", или "Вот это да!", произносимое в момент сильного удивления. Казалось бы - причем тут Толедо...
По одной из версий, выражение пошло от испанских евреев-сефардов ("Сефарад" - древнееврейское название Испании), массово эмигрировавших на американский континент в связи с притеснениями в Старом Свете. В то время, как их гнобили по всей Европе, в испанском Толедо мирно существовала еврейская община (Жудерия), образованная и богатая. До поры до времени, конечно - ей тоже пришел конец. Но в памяти эмигрантов Толедо навсегда остался "святым".
Но даже не касаясь еврейского вопроса, Толедо вполне заслуживает такое определение. Толедский Кафедральный собор Святой Марии до сих пор является одним из крупнейших в Испании, и входит в шестерку величайших христианских храмов Европы. Да и резиденция католических архиепископов всё-таки осталась здесь, хотя столицей город перестал быть давным давно.
Толедо удивительно выглядит со спутника. Больше всего он похож на остров округлой формы, неизвестным образом затесавшийся прямо в середину Испании, и является отличным вариантом для автомобильного маршрута выходного дня, наряду с уже посмотренными Эль Эскориалом и Сеговией.
Достопримечательности в Толедо всё больше исторического характера: уже упомянутый Кафедральный собор, Алькасар - Толедская крепость, старейшая в Европе синагога Санта Мария ла Бланка, римские амфитеатр и акведук (в развалинах) , музей Эль Греко...
Но начать мы хотели не с них, а с круговой дороги Ronda de Toledo, плавно огибающей город, с частыми смотровыми площадками, дающими возможность рассмотреть улочки и здания с разных углов.
Со смотровой площадки, расположенной на окружной дороге на берегу реки Тахо (Tajo), видно, как невелик, в сущности, Толедо - всего километра два с небольшим в диаметре. Одна его окраина выходит к мосту Алькантара. Его возвели для крепости Толетум римляне две тысячи лет назад, позднее арабы дали ему свое название. На противоположном конце города - другой мост. Ему семьсот лет, называется он Сан-Мартин и символизирует христианскую эпоху.
Громоздящиеся друг над другом дома, церкви, арки, галереи, лестницы, деревья, а над ними господствует дворец - бывшая арабская крепость Алькасар.
На машине в центр города ехать не следует. Улочки мелкие, извитые как червячки, местами напоминающие марокканские медины. Удобнее всего оставить машину в гараже у Алькасара (2 евро в час), и подняться в город на лифте. Дальше - пешочком по достопримечательностям, они довольно плотно концентрируются на небольшом пространстве.
Брусчатые улицы скакали вверх-вниз, вниз-вверх, обрамленные цветными домами с внушительными входными дверьми и солидными почтовыми ящиками.
Однако, как вскоре выяснилось, шкандыбать по булыжникам с коляской весело только первые 20 минут, поэтому решено было прервать тряску в одном из подвернувшихся ресторанчиков с уличным павильоном - Restaurante de Alcazar. В это время там предлагалось menu del dia - меню дня за 12 евро, фиксированный набор блюд. В данном случае: гаспачо, отбивная с овощами, бокал вина и сырная тарелка.
Где, как не в Ламанчском Толедо стоило вкусить "Манчего" - испанский твердый сыр из пастеризованного овечьего молока. Причем овцы должны быть непременно породы Manchega, дающие густое, ароматное и сладкое молоко.
В 1984 году сыр Манчего получил статус D.O.P. (Denominacion de Origen Protegida), в соответствии с которым, сыр должен производиться исключительно в регионе Ла Манча, из молока овец упомянутой породы, и созревать в течение от 30 дней до двух лет в условиях, близких к условиям местных пещер. А также, снаружи на корочке должны быть зигзагообразные следы от формы-корзины, которая раньше плелась из местного ковыля, а в современных фабричных условиях её заменили пластиковыми контейнерами, но тоже с зигзагообразным рисунком.
Вот как всё серьезно! Для страждущих в Штатах, Манчего был замечен в магазинах здоровой пищи "Whole Foods", и даже (сюрприз!) - в Costco (там зрелый вариант сыра).
Еда в целом очень понравилась, но картину подпортил уличный музыкант-аккордеонист, принявшийся развлекать публику очень плохим и громким исполнением. Посыпались шуточки: "Давайте дадим ему денег, может уйдет куда-нибудь подальше" :)
Теперь, на сытый желудок, можно было приобщиться к прекрасному. Как бы вы не относились к соборам и церквям, Толедский Catedral определенно стоит посещения - это один из самых вместительных и богатых храмов католического мира.
Во время служб вход бесплатный; в остальное время собор функционирует как музей. Билеты продаются в кассе напротив главного входа, 8 евро с аудиогидом. Последний не такой интересный как в Эль Эскориале, слишком перегружен сухими фактами и датами, вполне можно обойтись одним на двоих, или вообще его проигнорировать. В помещении касс также есть бесплатный WC, кому приспичило.
Внутри в первую очередь привлекает внимание алтарь. Согласно испанским церковным канонам, огромная скульптурная икона за алтарем всегда выполнялась из дерева. В соборе Толедо мастера отдали предпочтение лиственнице, раскрашенной в яркие цвета и в отдельных местах покрытой золотом. Невероятная насыщенность статуями, рельефами, готическими балдахинами и резными консолями, а также огромное количество героев и богатство красок сделали толедское retablo предметом восхищения современников, не видевших ничего подобного в испанских храмах. В документах отмечено, что заказал его легендарный кардинал Франсиско Хименес ди Сиснерос, покровитель Христофора Колумба и большой знаток искусства.
Художественная часть композиции состоит из такого множества сцен, что истинное их количество не знают даже современные служители собора. Если не считать отдельных фигур святых и персонажей Ветхого завета, заалтарная икона включает в себя около 20 изображений Страстей Господних и сцен из жизни Богоматери. Верхнюю часть венчает колоссальное "Распятие" с Девой Марией и Иоанном. Ниже представлены "Непорочное зачатие" и "Благовещение".
Фотографировать тяжело - свет очень скудный, а вспышкой пользоваться запрещено. За этим очень бдительно следят многочисленные работники собора, и не стесняются делать замечания направо и налево.
В течение 50 лет в главном храме города велись работы по устройству дарохранительницы Эль Транспаренте с обратной стороны алтаря. Способный зодчий Нарсисо Томе с помощью отца и братьев создал невероятное по замыслу сооружение из мрамора, бронзы, плотной массы статуй, соединенных с рельефами и отдельными деталями. Фантастическое творение художника получило адекватную оценку заказчиков, а сам он вскоре после начала работы стал главным архитектором собора.
Дарохранительница обрела имя собственное от названия овального отверстия в потолке, из которого в зал падал широкий солнечный луч. Водопад света заставлял переливаться, мерцать и сиять все материалы с гладкими поверхностями, что придавало памятнику динамизм. Ангелы на витражах окна в потолке выглядели так, словно падали с неба.
Потрясающая задумка, нигде больше не доводилось такого видеть!
El Transparente:
Зал капитула - высшего духовного совета епархии. Вдоль стен зала размещены портреты всех прелатов, занимавших престол Толедо на протяжении 1 900 лет (по крайней мере половина портретов - чистая фантазия художников; некоторые с абсолютно клонированными лицами). Но многочисленных посетителей собора привлекает в зал не столько эта внушительная галерея, сколько деревянный потолок, покрытый великолепной резьбой. Никто не знает, кто были мастера-резчики: арабы ли, обращенные в христианство, или испанцы, научившиеся у арабов их ремеслу.
Украшения на решетке в сокровищницу - "Sagrario":
Архитектурный и декоративный стиль, представляющий собой смесь арабского и европейского влияний, называется в Испании "мудехар" ("mudejar").
Его черты находят не только в резных потолках, но и в вычурных прямоугольных колокольнях, похожих на минареты, в тихих внутренних двориках с фонтанами и решетчатыми беседками, в мозаиках из глазурованных плиток, где прекрасно смотрятся вместе восточные геометрические мотивы и растительный орнамент, присущий средневековому искусству Европы.
За три евро можно подняться на одну из башен собора вместе с гидом (правда, короткая экскурсия проводится только на испанском).
Но наверху всё забрано мелкой решеткой так, что не особо пофотографируешь. На контрасте вспомнился миланский Дуомо, где не только не было решеток, но можно было свободно гулять по крыше.
Дальнейший наш путь лежал через площадь Сокодовер (Plaza de Zocodover), главную в Толедо. Здесь всегда шумно и многолюдно, что сейчас, что в Средние века, когда на площади проводились публичные казни. Сегодня, по её периметру расположились многочисленные кафе, предлагающие "сладкую смерть" - молочные коктейли и мороженое.
Свет постепенно приобретал вечерние, тёплые оттенки. Для нас это было важным сигналом, так как одна из основных вещей, что мы хотели сделать в Испании - это пофотографировать мельницы Ла Манчи при низком солнышке. Расположены мельницы не так далеко от Толедо, всего в каких-то 65 км дальше на юг.
Еще раз оглядев город и окрестности с высоты смотровой площадки, забрали из гаража машину, и отправились в путь в местечко Consuegra. Сама деревушка изобилует узкими, тупиковыми улочками, где и GPS-то не всегда захватывает сигнал. Но на помощь приходят знаки "Molinos de Viento", указывающие куда-то в горку прямо за околицей Консуэгры.
Координаты: 39.450211, -3.607464
Прибыли мы уже под вечер, в районе 7, когда красивый золотистый свет заливал, в общем то, не особо примечательный пейзаж - бесконечные поля с пожухлой травой. Но, виднеющиеся на холме мельницы придавали этому месту удивительный шарм и колорит.
" - Где вы видите великанов? - спросил Санчо Панса.
- Да вот они с громадными руками - отвечал его господин. - У некоторых из них длина рук достигает почти двух миль.
- Помилуй сеньор, - возразил Санчо - то что там виднеется, вовсе не великаны, а ветряные мельницы..."
Пространство "Дон Кихота" - округлое пятно (la mancha) на теле Иберии. По сути, это долина между горами Сьерра-Морены на юге, за которыми уже Андалусия, и Леонским нагорьем на севере. В 2005 году туристические власти наконец совместили сетку Кихотовых странствий с картой страны - тропинки и шоссе в соответствующих областях покрылись фирменными значками: зелеными квадратами с белым крестом, и с надписью La Ruta del Quijote - "Дорога Дон Кихота". Такой же знак мы уже видели на одной из смотровых площадок Толедо.
Ветряные мельницы образца сервантесовской эпохи даже и теперь, в XXI веке - основная деталь пейзажа сельской Ла-Манчи. В какую бы деревню ты ни приехал, какой бы холм ни увидал, повсюду торчат они - белые, кирпичные, оштукатуренные или голые.
Сегодня по их количеству лидирует "мельничный комплекс" в поселке Кампо-де-Криптана. В расположенной же ближе к Толедо Консуэгре из 11 тамошних мельниц способны прийти в движение лишь две, и происходит это по случаю разных праздников и фестивалей. Работать по прямому назначению эти мельницы перестали в начале 80-х прошлого века.
Все мельницы именные. Есть тут и свой "Санчо", и своя "Дульсинея". Может и Росинант тоже есть :)
Внутри одной из мельниц расположен инфо-центр (вечером закрыт). И как бы не хотелось верить, что эти "молинос" - те самые, с которыми воевал "хитроумный идальго", однако самая старая из них построена в 18-м веке, спустя многие и многие годы после того как роман увидел свет.
Но простому народу хочется верить в сказки, что сейчас, что тогда.
"Слыхали вы о Дон-Кихоте?" - спросил я в одной деревне у мужика. - "Да, senor, он был манчего (Манчего - житель Ла-Манчи (или Ламанчи), провинции Испании), и очень храбрый caballero". - "Давно ли он жил?" - "Давно: больше тысячи лет". Хозяин одной венты, где мы останавливались пить воду, с гордостью сказал мне, что в его венте останавливался и ночевал Дон-Кихот".
В. П. Боткин "Письма об Испании", 1845-й год.
Удобнее всего до мельниц добираться на машине, дороги в отличном состоянии, хотя и относятся к "сельской" категории. Где-то в середине мельничной цепочки есть удобная парковка. Можно спокойно оставить машину и пойти исследовать "белых великанов". Всё абсолютно бесплатно.
Лопасти мельниц жестко закреплены якорем, поэтому не вращаются. Но если подойти к ним поближе, то становиться слышно, как они рвутся в бой, как гудят и хотят полетать...
Кроме всего прочего, место это очень спокойное и романтичное, куда определенно стоит заглянуть во время автопутешествия по Испании.
Дитё уже давно видело десятый сон в своем автокреслице, поэтому, как только выгодный свет ушел, мы повернули колеса Ниссана обратно в Мадрид. Добирались опять по бесплатному шоссе уже в темноте, но навигатор честно отработал вложенные в него евро, без проблем доставив на место.
Прямо рядом с подъездом, где снимали квартиру, заглянули в заведение "La Tintoreria", по совету хозяина жилья. Ах, какие там были шикарные сэндвичи с лососем и ветчиной iberico! И к тому же - лучшая Сангрия из всех, что пока пробовали на испанской территории, да и цены очень умеренные. Смело можем присоединиться к рекомендации!
Большой и интересный день подходил к концу, и он же был последним полным днем в столице. Завтра, во второй половине дня, перемещаемся в Барселону.