Знаете ли вы, чем отличается израильский политик от советского солдата?
О нет, вы, наверняка не знаете. И не тратьте время попусту, пытаясь отгадать. Я вам и так скажу.
У советского солдата был девиз незамысловатый: подальше от начальства, поближе к кухне.
А вот у израильского политика с этими делами намного сложнее. Что касается второй части, то мы о ней поговорим отдельно. А вот, насчет первой! Нет здесь ролевого единства. Труппа израильских политиков разнообразна и полифонична. Есть все: от травести до благородных отцов, от инженю до злодеев. И, как водится в приличном театре национального уровня с мощным классическим репертуаром, отработанным на множестве мировых подмостков, каждый день на сцену в различных пьесах и постановках выходят разные лицедеи... И есть невидимая миру режиссура и, наверняка, главреж - то самое начальство, от близости с которым, включая близость интимную, зависят назначения на роли. И есть незаметные работяги сцены, обеспечивающие то фокусировку света на громыхающем монологом герое, то натуральную имитацию полета над оркестровой ямой героине... О, театр - ты жизнь!
А вот, что касается театральной кухни, то она выглядит простенько, по казарменно-солдатски. Толпа, по-молодому делу и классическому недокорму хапугами-экономами желающая пожрать, выстраивается в несколько хвостов к раздающим, ловко орудующим черпаками... Так вот, нормальный израильский политик, как кажется мне, на генетическо-инстиктивном уровне, с молоком матери впитывает в себя навыки раздачи, и если даже ему в жизни не посчастливилось хоть какое-то время подежурить у бурлящего котла с заветным черпаком в руках, все равно мечты его сосредоточены на ожидании и приближении того светлого момента, когда зачерпнет он корпоративного варева и плюхнет с широкой улыбкой в котелок, протянутый очередником. Ведь раздающий - он, по определению, человек уважаемый, благодетель, можно сказать, хотя бы на короткий миг плюханья варева в ваш котелок. Не правда ли?
И вот так работает этот театр - наверху подмостки, внизу, вместо буфета -столовая солдатского образца, где по обе стороны прилавка находятся дежурные раздатчики и жаждущие стать таковыми...
На этой неделе модным явлением на подмостках стала бесконечная постановка по пьесе "Так отдадим!". Этот шедевр драматургии навеян, в духе времени, технологиями "мыльных опер" и рассчитан, естественно, на мыслящих людей с кругозором профессиональных домохозяек, с радостью посещающих премьеры новых частей. Пишется пьеса коллективно, но обязательно в лейтмотиве ее названия. Сериал устойчив и не сходит с подмостков уже почти четверть века. Самые динамичные и популярные во всем мире части идут уже лет тринадцать...
И несмотря на успех, спектакля в целом, есть отдельные трудности. Проблема заключается в том, что постановочная часть, актеры, прежде всего, капризны и эгоистичны. Играя, с таким трудом и любовью написанные для них роли, они все время сбиваются на импровизации, зачастую демонстративно выходя из роли и нарушая замыслы драматургов и режиссеров. Но те вынуждены с этим в какой-то мере внешне мириться, ибо театр этот так и был задуман его отцами-основателями, как анархическая диктатура. Но для того, чтобы загнать спектакль в задуманное русло, драматурги и постановщики периодически вынуждены выбегать к зрителю, дабы вопреки актерской самодеятельности напрямую донести до него свои истинные идеи.
Так например, нанятый на котракт в амплуа премьера господин Ольмерт, человек, безусловно, недюжинного актерского дарования, упорно гонит отсебятину, противоречающую смыслу очередной части - пьесы "Отдающиеся немедленно". Более того, он утверждает, ссылаясь на своего адвоката и однофамильца, что существует некий пункт контракта, позволяющий ему привносить определенные вольности в текст. Дабы пресечь эту художественно-самонадеянную самодеятельность, во время постановок, сыгранных на этой неделе, сотрудники литературной части были вынуждены лично появляться в зале и параллельно со спектаклем зачитывать зрителям утвержденный текст, из которого следует, что вопреки текстам г-на Ольмерта и его партнерши г-жи Ливни ("инженю") о их твердой нереклонности не вступать ни в какие переговоры с сирийским врагом-злодеем, на самом деле, переговоры драматургами заложены в сценарий, и, более того, проводились их репитиции в декорации, напоминающей троянского коня. Но из спектакля в спектакль актеры выходили из роли и несли самопальный текст. Естественно, таких исполнителей никакой работодатель не потерпит. Но у нас страна демократическая, в форме анархической диктатуры, и премьера на договоре так просто не уволишь, ибо в Израиле огрехи в непосредственной трудовой деятельности - это вещь наиболее простительная, и потому действует разветвленная система накопления компромата на ведущих деятелей (НКВД). Аккумулированные НКВД данные, подобно кумулятивному снаряду, способны пробить любую, даже самую мощную броню любого политика. Так например, непрерывная бомбардировка ими привела к разрушению защиты мощного военного бульдозера, вынудив его развернуться на 180 градусов и стереть с лица Земли воздвигнутые им же со со товарищи еврейские поселения. Неоценимый опыт, приобретенный НКВД в процессе работы на Бульдозером, используется ныне для гораздо более уязвимых изделий вроде легковушки "Ольмерт-2006", и, надо полагать, даст нужные результаты.
Пару дней назад, правда произошло несколько удивительное событие. Новый отдел НКВД, возглавленный судьей Виноградом, только начал было работу, сканируя локаторами наземное и воздушное постранство, и это привело, как ни странно, к приземлению и отгону в ангар попавшего в радарный луч некоего летающего средства системы "Дан Халуц". Любопытно, что вопреки моему заявлению, написанному несколькими строчками выше, усиленная локация Халуца производилась именно вследствие результатов его трудовой деятельности, которая по распространенному мнению, в известных обстоятельствах оказалась не слишком успешной. Что делать, не всем начальникам генштабов так везет в жизни, как повезло в своем время начальнику генштаба Ицхаку Рабину. Пока он просидел на больничном бОльшую часть Шестидневной войны, другие военные в ней победили, и Рабин, в соответствии с занимаемой должностью, заодно получил свой большой черпак для раздачи. А Халуцу не повезло, ничего не скажешь. Война проиграна, согласно драматургам, и сколько бы Ольмерт не кричал со сцены, что она выиграна, ни один зритель в это не верит. Но ведь и это ничего не значит, на самом деле. В полном соответствии с пьесой, на роль министра обороны в ней, как известно, главреж назначил г-на Переца, человека с улицы, в жизни не посещавшего даже простенькой театральной студии при захудалом матнасе. Главреж же в своем решении был вынужден подчиниться худсовету, ибо знатоки разглядели в новом актере мощный и естественный природный раздаточный рефлекс. Премьера Ольмерта убедили играть в паре с таким самородком, и контракт театра с Перецем был подписан. И Перец, природно-народный артист, прекрасно сыграл, можно сказать, как по нотам, первый акт - в роли министра обороны на раздаче. И главное, вошел во вкус этого рода деятельности, которую предполагает расширить и углУбить, наподобие известного персонажа, шуровавшего в других широтах лет 15-20 назад...
А недавно была сыграна новая сцена в "мыльной опере". Заместитель г-на Переца в амплуа "благородного отца" давал моноспектакль в городе Праотцов перед местными жителями. Как говорил когда-то один из величайших коммунистических лидеров: "Сын за отца не отвечает!". К тому же есть мнение, что нельзя трогать святые тени основателей нашего государства, потому не будем связывать раздаточные рефлексы "благородного отца" г-на Э.Снэ с жизнью и деятельностью его отца, "благородного деда" Моше, одного из руководителей одной из израильских компартий и действующего актера политических подмостков, занимавшегося, вроде бы, на чисто идейной почве шпионажем в пользу некоей вражеской иностранной державы... Дьявол с ним, пусть спит спокойно, а имя его ржавеет на вывесках одной из иерусалимских улиц! Сын за отца не отвечает. Хотя, народная мудрость заметила, что яблоко от яблони... Но что поделаешь, актерские династии - это не только местная традиция.
Так вот, "благородный отец" Э.Снэ любит периодически давать моноспектакли в Хевроне. Прошлый раз это было года полтора назад после теракта возле Меорат а-Махпела, Пещеры Праотцов. Э.Снэ прибыл тогда в Хеврон поддержать несчастных "палестинцев", ожидавших ответного гнева кровожадных евреев. А на-днях, видимо, для симметрии он получил от худсовета разнарядку выступить перед евреями. И оба раза в руках его мелькал бутафорский черпак. Арабам он, согласно лейтмотиву "мыльной оперы", обещал раздать освобождение от незаконной израильской оккупации, "палестинское" государство, , демократию, благоденствие и пр. Евреям же, выступая на этой неделе, намекнул, что возможно "ими" (а надо сказать, что г-да Снэ, Перец, Тамир, в отличие от президента Израиля, входят в Президиум худсовета!), возможно, будет рассмотрен вопрос об отдаче в родные пенаты террориста Маруана Баргути, который в принципе, если действовать законно, никогда не смог бы выйти из тюрьмы. Но для чего у нас в политическом театре сценарный отдел? Вот, написали кусочек роли и дали ее на аппробацию в моноспектакль "благородному отцу". Успеха не получилось. Моченые яблоки в Хеврон в тот день не завезли, и потому - дубина деревенская неотесанная и в высоком искусстве не разбирающаяся - ультраправый реакционер и религиозный фанатик Б.Марзель публично обозвал "благородного отца" нехорошим арабским словом "шармутта" ("шлюха"). Вы представляете до чего темные личности живут в этом Хевроне! Какие неинтеллигентные! Так перепутать амплуа? Станиславский с Ханой Ровиной в гробе ворочаются...
...А НКВД, выполняя волю худсовета, все более сжимает кольцо окружения Ольмерта. И, учитывая, что, судя по опросам, возглавляемая им фиктивная "партия Кадима" потеряла половину своего, в общем-то, и так не ахти какого многочисленного электората, сохранив поддержку лишь примерно у 6-7% избирателей, восхищаешься спокойной любви нашего народа к лицедейству на израильской политической сцене, любви, сопровождающейся жаждой хлебнуть на халяву в антракте чашечку горячего овощного марака (супа). Не так давно довелось наблюдать такую раздачу в иерусалимском "Биньяней а-Ума"...