8-е августа 2008 года. Конец вахты ночных смен.
Среди недели упокоили неукротимого Солженицына. Что, казалось бы, он мне, тем более, я - ему? Но не могу смолчать, ибо, не воспринимая в нем многого, точнее, большинства, вижу в нем человека цельного, человека идеи, которую он, как умел, выращивал и проповедовал всю жизнь.
На каком-то из маргинальных русских телеканалов зрителям задали вопрос: "Кто, по-вашему, Солженицын: великий писатель земли русской или борец с тоталитаризмом?"
Я бы ответил: ни то, и ни другое.
Писателем, на мой взгляд, он был достаточно ординарным, да и то, лишь в его первых публикациях, интересных, прежде всего, пропитанностью заработанных кровью и потом знаниями реалий современной жизни. Особо же, меня, как ташкентца, заинтересовал "Раковый корпус", где я узнал город своего детства, клинику Ташкентского мединститута, где, практически, одновременно с Исаичем, лечилась моя бабушка, которую я почти ежедневно ходил тогда навещать... И, каюсь, через полвека я похулиганил в "Мыльной опере", дважды столкнув своего героя с человеком, похожим на Солженицына.
http://world.lib.ru/m/miller_r/
А вот, его философские "Колеса", - это, даже для меня, читателя весьма терпеливого, нечто совершенно неудобоваримое и переполитизированное.
Что касается нобелевской премии в области литературы, то, на мой взгляд, это, по определению, дело от литературы далекое и несерьезное. Точнее - голая политика. По крайней мере, от литературы русскоязычной. Ну кто, скажите, в нобелевском комитете, в состоянии был, да, к тому же, коллегиально, оценить и гений Бродского, и блеск Бунина, и прозу Пастернака, Шолохова, или того же Солженицына? Кто они, эти высокочувствительные к русской речи эксперты? Все было проще. Бунину дали премию за антисоветизм, Солженицыну - тоже. "Доктор Живаго", получил, в основном, за скандал с пришитым ему "органами" антисоветским, опять же, хвостом. Бродский - как гонимый органами. Шолохов же, наоборот, в качестве утешительного приза, "Антипастернака" - для его покровителя, подтопившего лед "холодной войны".
Что же касается имиджа борца с тоталитаризмом, то он менее всего годится для Солженицына. Ведь упорно борясь с тоталитаризмом коммунистическим, он сам был крайне авторитарен и нетерпим. Возможно, и вправду, ощущал себя одиноким пророком. А все происходящее вокруг воспринимал, скорее, негативно, все было не по его. Это был истинный (единственный, в моем понимании) диссидент-оппозиционер, по отношении к любой власти и системе, если это не была какая-то страна Солженицыя, чьи утопии он и пропагандировал. (Общение с Путиным в конце девятого десятка - не в счет, это уже - старческая патология).
И я не согласен с теми, кто обижен на Солженицына за его юдофобию, с теми, кто пишет пухлые антитома возражений на "200 лет вместе". Не понимаю, почему надо так взъедаться на русского человека, искренне православного, из ставропольских казаков? По-моему, с такой генетикой и воспитанием, Солженицын был, скорее, даже, юдофилом, чем юдофобом. Ну, написал, что думал! Не всем ныне это дано.
Впрочем, пишите, Шура, пишите! Если более ни на что не способны. Если вас воспитывали примерно так же, как Исаича, и вы, потеряв в результате этого воспитания все свое, кровное, к которому нет у вас никакого интереса, бодаетесь с этим дубом, как придуманный им теленок, за равноправие с ним в обществе, где всегда - и паспорт и рожа - повод для мордобития, и плотью от плоти которого был покойный. Озлобленность ваша понятна - сотворили себе когда-то кумира, а он, видишь ли... А, может, лучше, кумиров вовсе не сотворять?..
Вернувшись утром со смены, за завтраком (или ужином?) узнал из ящика, что в Южной Осетии начались военные действия. Закаленный израильтянин, я не пришел в ужас - подумаешь, стреляют, эка невидаль? И что мне - грузины, что мне - осетины, что мне - русские?
Но! Насторожила мотивировка, высказанная российским президентом и главой российского МИДа: "Мы обязаны защищать граждан России, где бы они ни находились!". Не НАРУШЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИИ, а, именно так - ЗАЩИТА ГРАЖДАН РОССИИ, ГДЕ БЫ ОНИ НИ НАХОДИЛИСЬ!
Я вспоминаю, как в 1992 г., открыв посольство в Ташкенте, Россия налево и направо раздавала жителям Узбекистана, по крайней мере, неузбекам, свое гражданство, впрочем, не способствуя никоим образом их переселению на свою территорию. Впоследствии такое переселение было всячески затруднено организационно-бюрократическими препонами. Приведу пример моей однокурсницы. Она происходит из русской дворянской семьи, переселившейся в Туркестан в конце 19-го века с цивилизаторской миссией. Среди ее родственников известные географы (один из них, например, окрестил памирский семитысячник именем своей благоверной, как говорила моя знакомая, "тети Жени"), геологи, другие ученые, заложившие фундамент современного образования в Центральной Азии... Ее дед, бабушка, родители, она сама, ее муж-профессор работали в системе высшего образования на протяжении более века... И вот, ее, русскую дворянку, с высшим образованием, для получения права на переезд в Россию, подвергли унизительному диктанту в милиции, проверяя знание ею родного великого и могучего...
Российские власти не заинтересованы в своих гражданах "у себя", на самом деле, они видят в них лишь "пятую колонну". Сепаратистские действия в Абхазии и Южной Осетии инспирированы Россией, обязавшейся, между прочим, при разделе СССР соблюдать сложившиеся на 1 января 1992 г. границы. Пока что, формально соблюдает. А вот, защищать своих граждан - это уже из другой оперы!
И, что меня в этой истории, действительно, беспокоит - это неучтенное, но большое, полагаю порядка сотни тысяч, граждан РФ в моей Стране. Часть сохраняет гражданство, чтобы проще было мотаться туда-сюда (бизнес, родня, сантиментальная ностальгия?), часть привязана пенсиями, заработанными честным трудом на благо СССР и России, но получение которых Россия противозаконно связывает с наличием гражданства.
И я боюсь, что если "защита российских сограждан" в Грузии не будет пресечена, то метастаз этой опухоли, насаждаемый в Израиле через разные путиноидные ВКРЕ, может разрастись, дополнительно подогреваемый политинтересантами с "русской улицы", до критического состояния. Мало того, что Россия поддерживает и вооружает Иран, "палестинский народ", сирийцев (и вместе с ними - Хезбаллу и ХАМАС) и пакостит Израилю на всех международных форумах! Мало того, что она напрямую вмешивается в наши внутренние дела, решая за нас, где и что мы имеем или не имеем права строить! Если грузины и "мировое сообщество" не дадут ей по рукам, она станет еще агрессивней, и следует ожидать наступления пророссийской "пятой колонны" в Израиле.
Я, в связи с этим, обращаюсь к русскоязычной интеллигенции Израиля, особо - к действующей. А особо-особо - к национально ориентированной. Увидев на одном из сайтов фоторепортаж из Биньяней а-Ума с весеннего конгресса ВКРЕ и тусовавшихся там знакомых персонажей, так и хотелось воскликнуть: "Друзья! Нельзя ли для прогулок почище (вариант - кашерней) выбрать переулок?" Господа, будьте разборчивее в связях!..
...К вечеру кавказскую войну отодвинуло на второй план открытие Олимпиады. Спортом не интересуюсь, считаю олимпийское движение чисто коммерческим, с сильным политическим душком, мероприятием. Кубертеновское "О, спорт, ты - мир!", на мой взгляд, утопия, анахронизм, пиар, занесенный из 19-го века. Потому, готовя стол к шабату, смотрел лишь самую яркую часть - концовку, зажигание олимпийского огня. Самое любопытное, что процесс начала зажигания на пекинском стадионе совпал с сиреной, оповещающей наш район о наступлении шабата, и в течение четверти часа, отведенных иерусалимским женщинам для зажигания субботних свеч, китайские спортсмены передавали друг другу эстафету, и точно-точно ко времени, летяще-бегущий ветеран китайского спорта поджег олимпийский факел.
Шабат шалом, олимпиада!
Я смеюсь над кощунственностью написанной выше строчки, но надеюсь, что такое совпадение (а, может, это были какие-то происки таинственных сионских мудрецов?) окажется удачным для наших спортсменов. Этого я им желаю, вопреки собственным представлениям типично хилого в детстве еврейского ребенка, генетически отторгавшего физкультуру и спорт, ибо это, как выяснилось много позже, далекие предки определили их, не более и не менее, как "греческие мерзости"...
...Впереди шабат, плавно переходящий в пост 9 ава - дату разрушения Храмов, дату горечи, но и надежд...
Как принято желать в Израиле: "Цом каль!" ("Легкого поста!"). Хотя, если пост не ведет к страданию, зачем же он тогда нужен?
Иерусалим 08.08.08