Аннотация: Пассажирский самолет, совершавший рейс из Мадрида на Канарские острова, потерпел крушение.
Погибли 153 человека, причины трагедии выясняются.РИА Новости 21.08.08
Воздушные злоключения
Почти два года назад мы с Мишей осуществили давнюю мечту - полторы недели провели в Мадриде. Я тогда заказала полеты чартерными рейсами авиакомпании "Эйр Мадрид" через турагентство, которое условно назову "Тиюлей а-олам". В Мадрид нас доставили прекрасно, без задержек. С заказанной в центре города недорогой, но приличной гостиницей тоже почти все было прекрасно. Я пишу "почти", потому что в это время по улице Аточа, на которую фасадом выходит гостиница, реконструировали проезжую часть и тротуары, и пик работ приходился на окрестность нашего подъезда. Но кто может предугадать такие проблемы? Тем более, судя по всему, на реконструкцию Мадрида выделили большие средства, и весь центр его был раскопан и разгорожен строительными заборами. Но все равно - отдых был прекрасен! Главные музеи - в четверти часа ходьбы, Опера - в двадцати минутах. Чуть дальше - королевский дворец. А на соседней улочке - фламенко-клуб!
Безмятежность отдыха была прервана 12 октября. Дата мне запомнилась, ибо это - национальный праздник - День Испании. Если не ошибаюсь, то был четверг. Испанцы любят погулять, потому многие взяли, как говорят в Израиле, "хофеш гешер" на пятницу, и Мадрид был переполнен нарядно одетым людом, Выделялись большие организованные группы, по характерному виду - учителя и чиновники, как нам подумалось, прибывшие на праздник в столицу, на израильский манер, за счет государства или профсоюзов.
Рано утром 12 числа мы поспешили к открытию в музей Прадо. В праздники и выходные мадридские музеи открыты бесплатно, и у входа в Прадо уже собралась солидная толпа. Побыв часа два в залах Гойи и бегло осмотрев по дороге к выходу остальную экспозицию (посещение Прадо было не первым), мы поехали на другой конец города - в парк Флорида, откуда можно отправиться в "воздушное" путешествие на канатной дороге длиною более двух километров, и из кабины канатки любоваться чудным видом города.
К кассе тянулась длинная очередь, в основном, многодетных семейств, гиперактивные чада которых напоминали о временно покинутой далеко на востоке (и, что странно - в том же часовом поясе!) Родине. Мы стали в очередь и, прикинув, скорость ее, настроились подождать часок. Тем более что вокруг был чудный парк, по-осеннему приодетый уже в "багрец и золото"... Прошло с полчаса. Очередь медленно, но уверенно спускалась по ступенькам к зданию станции. Вдруг у меня зазвонил телефон. Номер был заграничный.
- Я говорю с Ривкой?
- Да.
- Здравствуйте, это я, Надя из Тель-Авива, из "Тиюлей а-олам". Я оформляла вам билеты на "Эйр Мадрид".
- Помню, помню, Наденька!
- Извините, Ривка, есть проблема, потому я вам звоню. Ваш рейс из Мадрида перенесен с десяти часов вечера 14 числа на 3 часа дня 15-го.
- (Междометия с вопросительной интонацией).
- Но вы не волнуйтесь. Вам надо связаться с агентом "Эйр Мадрид" (назвала номер телефона), и он вас поселит на одну ночь в пятизвездочную гостиницу возле аэропорта...
- Но ведь нам 15-го, в йом ришон надо уже выйти на работу?
- Ну, это ваш вопрос, мы ничем помочь не можем!
Честно говоря, сначала мы с Мишей, оба психанули. Потом уже, часа через три, когда привыкли к новой реальности, не могли объяснить самим себе, зачем мы покинули очередь, которую уже наполовину отстояли, зачем выскочили на центральную аллею парка и понеслись в сторону центра города? Правда, через несколько минут, мы все же уселись на скамейку и стали обсуждать ситуацию - что делать?
С гостиницей было достаточно просто. Поскольку мы собирались улетать вечером, номер я, все равно, заказала до утра. Мы попытались позвонить агенту "Эйр Мадрид" и договориться с ним, что, раз нам не нужна их пятизвездочная гостиница, пусть они лучше оплатят нашу трехзвездочную и отвезут из нее за свой счет в аэропорт. Разговор был сложен. Мой "англит катан", все время порывающийся перейти в иврит, и его английский, судя по всему, тоже не шибко "гадоль" и с сильным испанским акцентом, никак не приводили к взаимопонманию. Наконец, Миша вырвал у меня телефон и попытался объясниться с агентом по-французски. Тот, кажется, что-то понял и пообещал утром в день вылета позвонить.
Потом мы звонили в Иерусалим нашим начальникам и объясняли им ситуацию. Те ворчали, но отнеслись с пониманием. Я давно обратила внимание, что для израильтянина, отпуск - дело святое. Лишь похороны, брит-мила и свадьба - еще важнее...
От парка до гостиницы, через весь центр, мы почему-то неслись быстрым шагом. Вот уже и Флорида позади, и королевский дворец, и Опера, и Пласа де-Майор... Поднялись к дежурному и стали ему втолковывать, что при расчете нам потребуется отдельная квитанция за последние сутки. Он никак не мог понять, зачем?..
Рано утром 15-го числа к нам в гостиницу через дежурного дозвонился агент авиакомпании и сказал, что свободных машин у них нет, и мы должны просто взять такси и потом переслать в тель-авивский их офис квитанцию на одни сутки за гостиницу, и квитанцию за такси - фирма вернет нам деньги, в пересчете на шекели...
Ладно, поверили, вышли с вещами. Разрушенный участок тротуара за полторы недели от гостиницы переместился, и мы, спокойно дотащившись до угла, вскорости остановили такси, доставившее нас в аэропорт.
Дальше начались достаточно рутинные приключения израильтян, которых, видимо, чтобы запутать возможных террористов, периодически гоняют из одного угла аэропорта в другой. А мадридский аэропорт Баррахас - сооружение немалое. Он в плане напоминает звезду, из луча в луч которой, мы согласно объявлениям на табло и по радио несколько раз спешно перебазировались.
В этих перебежках мы, израильтяне скучковались. Выделялась довольно большая организованная группа, как выяснилось, сефардских евреев, ездивших посетить достопримечательности "Иерусалима, который был в Испании", на родину далеких предков. Ее возглавлял какой-то очень активный дед, разговорчивый и громкоголосый, и от него мы услышали версию, что наш рейс перенесен из-за нестыковки его с южноамериканским рейсом той же авиакомпании, на котором было много пассажиров, желавших лететь в Израиль.
Но у всего бывает конец, и, вот, в 16 часов началась наша посадка. "Боинг" (в номерах, извините, не разбираюсь) принял на борт человек триста с лишним и, явно нехотя, покатился к взлетно-посадочной полосе. В 16-45 двигатели его взревели, и самолет начал разгон. Это продолжалось не более полуминуты. Но, скорость, думаю, он успел набрать за 200-300 километров в час. Сужу по тому, что я видела из окна. И вдруг самолет резко затормозил и остановился.
Что творилось!!!
Несколько самоуверенных личностей, озабоченных, прежде всего собственной свободой и независимостью, и которые, несмотря на тоталитаристские требования стюардесс, так и не пристегнулись, больно, некоторые - до расквашивания носов, ударились мордами о спинки передних кресел. Из раскрывшихся от удара шкафчиков под потолком салона посыпались вещи... Завизжали женщины и дети (я, мне кажется, не кричала? Хотя и не уверена.)
Самолет стоял посреди взлетно-посадочной полосы. В салоне запахло горелой резиной. По радио что-то говорили. То, по-испански, то, по-английски. Главное, что ничего нельзя было понять. Стюардессы забегали по салону, усаживая и успокаивая пассажиров.
Наконец, кто-то на плохом иврите сообщил по радио, что ничего страшного, что-то там где-то перегрелось, и пассажиры должны спокойно сидеть, дожидаясь, пока оно остынет...
Стало тихо. Стюардессы, все до одной, куда-то исчезли.
После минут десяти-двадцати ожидания, когда прошел первый шок, народ перестал безмолвствовать. Тон задавала сефардская группа. Кто-то быстро настрочил жалобу и ходил по рядам, предлагая всем ее подписать. Дед, руководитель группы, стал названивать в разные великие организации: посольство Израиля в Испании, МИД в Иерусалиме, еще куда-то, с требованием заменить самолет. Но все было тщетно: и воскресенье, и вообще, "Эйр Мадрид" - это не советский "Аэрофлот", запасных машин у него, наверно, не было, в принципе.
И самолет продолжал себе тихонько стоять посреди взлетно-посадочной полосы...
Никто не приближался к нему: ни трап с автобусами для эвакуации пассажиров на вокзал, как бывало в Союзе, ни бригада технарей для проверки или ремонта... Тишина... Самолет стоял, а солнышко катилось к закату.
Через час с лишним нам объявили, что еще несколько минут, и самолет, наконец, взлетит. К тому времени, усилиями сефардского деда у нас, в первом салоне, не знаю, как сзади, нашлось несколько десятков человек, открыто опасавшихся лететь этим самолетом.
Тут последовало объявление, что те, кто не желает лететь, должны в ближайшие минуты сообщить об этом пилоту (стюардессы уже вышли из подполья). Этих пассажиров высадят. Однако вещи их перегружать не будут, и они их получат в НАТБАГе среди невостребованных. Но, самое главное - им придется покупать новые билеты, ТАК КАК ОНИ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ ОТКАЖУТСЯ ОТ РЕЙСА!
Все это нам переводила на иврит рядом сидящая дама, хорошо знавшая испанский...
После этого объявления желающих покинуть самолет почему-то не нашлось.
Самолет вернулся к началу полосы, взлетел и, без всяких приключений, через четыре с лишним часа сел в НАТБАГе. Ох, какими аплодисментами сопровождалась посадка!..
Через несколько дней я позвонила в тель-авивский офис "Эйр-Мадрид" и сказала, что хочу получить компенсацию за доставленные неудобства и убытки. "Присылайте, - ответила мне пкида, - мы отправим в главный офис, в Мадрид, и они переведут вам деньги. Мы сами деньгами не распоряжаемся".
Я подобрала документы: билеты, квитанцию гостиницы за последнюю ночь, квитанцию таксиста, копии тлушей-маскорет, мой и мишин, чтобы взыскать оплату одного рабочего дня. Всего претензий было более чем на 1000 шк. Все это ушло заказным письмом в Тель-Авивский офис "Эйр-Мадрид"...
А через пару недель я прочла, что компания "Эйр-Мадрид" обанкротилась и закрылась.
Хорошо еще, что хоть пассажиры живы-здоровы остались!