Слово "любовь " мы слышим постоянно. Смысл его полуистерся ; этим словом зовется все и ничего, от глубокого чувства до легкого увлечения, мимолетней симпатии. Между тем, это нечто глубоко индивидуальное. То, что чувствует один человек к другому - уникально, и ничего точно подобного более в мире не существует.
Огромное количество людей ждет для реализации своего потенциала любви чего-то внешнего. Что вдруг появится кто-то или что-то, что их разбудит, растормошит, изменит весь мир вокруг, превратит его из черно-белого в разноцветный, красочный калейдоскоп, в котором постоянно меняются узоры. Как часто мы думаем, что когда мы будем обладать кем-то или чем-то, то это сделает нас счастливее. Отсюда опасность возникновения зацикленности - obsession.
Но, как писал святой Павел (1 Коринфянам, 6:12), " все мне позволительно, но не все полезно ; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожает и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела". Здесь возникает другая проблема - проблема разграничения страсти и любви. В любви человек хозяин своего чувства, он активен ; в страсти он всего лишь пассивный объект, движимый чем-то внешним. Так, ревность, зависть, жадность - так же страсти, в которых человек выступает как жертва, раб, а не творец.
Что же касается истинной любви, то она проистекает из внутренней свободы и независимости. Настоящая любовь берет истоки во внутренней активности человека. Чтобы научиться любить и реализовать свой внутренний жизненный потенциал, необходимо стремиться более активно развивать свою личность в целом.
Здесь следует уточнить, что любовь и влюбленность - разные вещи. Влюбленность - чувство эгоистичное, движит им как стремление убежать от одиночества, так и сексуальное влечение, в основе которого может быть все, что угодно, но компонент любви занимает в нем отнюдь не всегда доминирующее место. Влюбленность - это желание нравиться и желание обладать. Причем обладать желательно тем, что нравится другим. Поэтому при влюбленности немаловажное значение уделяется внешости и разным внешним факторам. " Любить " на этой фазе отношений легко, и кажется, нет ничего проще. Однако, когда объект увлечения становится доступен, опьянение постепенно проходит и сменяется более реалистичным взглядом на вещи. Именно на этом этапе отношений выясняется способность человека любить, его эмоциональная зрелость.
Как мы видели выше, влюбленность лишь иллюзорно спасает от одиночества, следом приходит разочарование, и если мужчина и женщина не являются эмоционально зрелыми и не прилагают усилий, отношения рушатся. Они пускаются на поиски нового объекта "любви ", думая, что вот тогда все будет иначе, но все повторяется по заведенной схеме. Подобным иллюзорным бегством от одиночества наравне с постоянным поиском нового сексуального партнера также является чрезмерное употребление алкоголя и наркотики. Состояние опьянения, как и сексуальный акт без любви, спасают от одиночества лишь на короткое время. Потом одиночество подступает с новой силой, требуя более сильных впечатлений, более мощного стимулятора.
Уметь любить - вовсе не так просто, как кажется. Вопреки принятым в обществе шаблонам, любить - работа не из легких, работа, которая требует ежедневных усилий, работы над собой, умения слышать других и видеть мир вокруг себя. Ошибочно сводить умение любить лишь к чувству к определенному человеку, к своей семье, к своим друзьям, ко всему тому, что " мне " принадлежит. Умение любить заключается в способности любить мир в целом, всех и каждого в отдельности, в способности быть активным внутренне и зажигать жизнь во всем, к чему прикасаешься.
Для истинной любви необходима внутренняя независимость и самостоятельность. Человек, сам крепко не стоящий на ногах, не способен любить. Любовь - дитя свободы, как поется в одной французской песенке ; свобода и любовь неразделимы. Здесь следует различать независимость внутреннюю и материальную. Материальные блага и финансовое благополучие способствуют, но отнюдь не всегда приводят к внутренней независимости человека. Материальная собственность должна быть не целью, но средством достижения свободы ради реализации потенциальных ресурсов человека и удовлетворения его духовных запросов.
Настоящая любовь не сводится к благодарности к другому или нашей от него зависимости : потому что мы от него что-то получаем, потому, что он о нас заботится и вообще так комфортнее и спокойнее - кто-то моет посуду и варит суп, зарабатывает на хлеб и т.д. В любви человек не жертва, а творец, ему принадлежит активная роль. Он испытывает потребность давать (давать и брать в любви - одно и то же), чувствует себя ответственным перед другим, заботится о нем и содействует его росту (любовь и труд неразделимы), уважает другого, желает, чтобы любимый человек рос и развивался таким, какой он есть (это возможно, когда я сам достиг независимости и не испытываю потребности использовать кого-то и властвовать над кем-то).
Человек, который способен любить, любит все вокруг себя, людей, природу ; он заинтересован в окружающем и способен делать жизнь вокруг себя интересной ; он бодрствует, а не полуспит. Любовь - это взгляд на мир, а не просто чувство к определенному человеку. Невозможно любить одного человека, не любя весь мир и людей в целом - это только иллюзия любви, эгоизм вдвоем. Любовь - это умение интересоваться, а следовательно воспринимать творчески весь окружающий мир, уметь видеть и слышать других, быть живым, бодрствовать, жить активно, быть хозяином своей жизни и каждый день превращать ее в нечто прекрасное.
Человек, способный любить, преображает своей заинтересованностью мир вокруг себя. Он не только реализует свой внутренний потенциал и способен к самостоятельному творчеству, но и оживляет все окружающее, зажигает людей и предметы, к которым прикасается. Такой человек не скучает сам и не бывает скучным для других, он как сосуд, который постоянно пополняется свежей водой, а это одно из главных условий любви.
Когда взгляд на мир - любовь, в конечном счете становится неважным, в какой стране и в каком обществе живешь. Человек, который умеет любить, не пытается заполнить свои внутренние пустоты кем-то или чем-то извне, но творит самостоятельно, внутренне деятелен и свободен и заинтересован в окружающем.
Зрелая любовь - это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. В любви имеет место парадокс : два существа становятся одним и остаются при этом двумя. Любовь - это единственный здравый и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования.