Аннотация: "Нельзя жить в обществе и быть свободным от него"
Капиталистическое общество или счастье под гипнозом.
Капиталистическое общество - это общество меркантильное, где все, включая идеи, знания и опыт, продается и покупается. Капиталистическое общество основано на конкуренции, когда цель каждого - пробить свое место в мире, и доказать другим, что ты востребован, " покупаем ". Капитализм держится на идее, что человек по своей природе враждебен другим людям и в основе его действий лежит чувство зависти и соперничество.
Результатом капиталистического общества является homo consumens или идеальный потребитель. Идеальный потребитель - это психологический феномен, новый тип социального характера, тот, для которого все становится потенциальным предметом его потребления : сигареты, алкоголь, книги, путешествия, учеба в университете, любовь, секс, музеи и картинные галереи. Само собой, что человек, как любое другое живое существо, должен потреблять для поддержания жизни. Новым является то, что весь земной шар подается как некий потенциальный объект потребительства.
Этот новый тип человека - существо пассивное, беспокойное, ленивое, опустошенное, изолированное. Его жизнь не наполнена смыслом и он страдает от скуки. Весь мир для него - как одна большая соска.
В капиталистическом обществе большинство людей утрачивает свою индивидуальность, они служат одной огромной социальной машине, становятся словно болтиками в ее структуре, роботами, с восьми до восьми выполняющими свои обязанности. Metro, boulot, dodo - метро, работа, кровать, и так каждый день. Целый день человек работает на кого-то другого, что-то внешнее, что на самом деле его не интересует. Человек активен в том смысле, что он что-то делает, суетится, но это активность, направленная на достижение внешней цели, а не активность духа.
Очень маленький процент людей действительно созидательны в своей работе, движимы внутренним импульсом, собственной заинтересованностью, волей к творчеству. Это, например, ученые, писатели, художники, некоторые врачи и преподаватели. Что касается основной массы населения, капиталистическая система не оставляет выбора : тот, кто обладает капиталом, покупает рабочую силу. Большинство людей становятся такими, какими их желает видеть общество для своего функционирования. Общество фабрикует типы людей так же, как оно фабрикует ботинки, одежду или автобили : оно производит востребованный товар.
Ценность человека зависит от его способности продавать себя, он должен быть презентабельным, динамичным, прятать свои настоящие чувства на работе, приносить прибыль производству. Его хорошее самочувствие и живость нужны лишь в той мере, в какой они обеспечивают хорошее функционирование предприятия. Одним словом, он становится механической деталью машины, которую при необходимости можно легко заменить.
Рыночное общество ориентировано на желание иметь, которое, как известно, возрастает вместе с уровнем жизни. Чем выше уровень жизни, тем больше желание иметь. В примитивных условиях оно практически не существует. Например, в Индии у крестьян есть только жена и дети. Это их единственное имущество, то единственное, что они могут преумножать практически бесплатно, чем они и занимаются.
Тип человека-потребителя необходим для хорошего функционирования общества, в котором мое личное " я " характеризуется не тем, ктояесть, но тем, что я имею. Я есть то, что я имею. Я есть я, потому что я имеюX. То, что я имею, владеет мной ; без него я ничего из себя не представляю. Мне надо иметь, и чем больше, тем лучше. Ясно, что подобный подход к жизни является непродуктивным, бездуховным.
Мы можем различить две возможные ориентации : либо мы выбираем любовь к жизни и любовь к людям и стараемся более полно развивать нашу личность в целом, либо нами руководит любовь к бездуховному, к вещам и мы одержимы ненасытным желанием иметь все больше и больше. К сожалению, в современном обществе все усилия направлены на то, чтобы побудить людей потреблять как можно больше, бесконечно. Все средства хороши для того, чтобы соблазнить потребителя. Причем, это вовсе не считается чем-то порочным. Странным, наоборот, является нежелание приобретать.
Подобное психологическое состояние, постоянная потребность потреблять, является аномалией, болезнью. Однако, когда все страдают от одной и той же беды, заканчивается тем, что мы причисляем ее к нечто совершенно нормальному, так как не видим своей разницы с другими.
Человеку, ориентированному на потребительство, невыносимо скучно с самим собой, он постоянно должен занимать себя чем-то внешним, что-то жевать, пить, курить, смотреть телевизор, проводить все свободное время в интернете, кого-то видеть, лишь бы убить время и убежать от себя самого, от ощущения внутренней пустоты. Но спросите этих потребителей алкоголя, книг и путешествий, скучают ли они, несчастливы ли, и они будут всеми силами это отрицать. Они заверят вас, что совершенно счастливы, так как едят, пьют, путешествуют и могут позволить купить себе все, что пожелают : разве при такой жизни можно скучать ? Если вы спросите современного человека, что делает людей счастливыми, он вам ответит, что единственное счастье - быть в состоянии купить все то, что желаешь. Единственное же препятствие на пути к счастью - не иметь достаточно средств для потребления желаемого. Подобный взгляд на вещи очень распространен в обществе. Однако, как это ни парадоксально, возможность потреблять вовсе не делает человека счастливым. Это только иллюзия счастья, запрограммированность, загипнотизированность человека, навязанная ему извне. То, что действительно делает человека счастливым, - это возможность реализовать свои внутренние ресурсы, творить продуктивно, чувствовать себя активной частичкой мира и словно каждый день рождаться заново.
Из меркантильного характера общества возникает другая проблема - проблема ложной свободы. Человек живет в постоянном окружении рекламы, по сто раз на день слышит призывы и видит плакаты, кричащие ему : "Купи меня ". Однако же, когда он идет в магазин, у него создается обманчивое впечатление свободы, он, казалось бы, подтверждает свою индивидуальность выбором той или иной марки продукта. Например, выбирая определенную марку пива, он хочет верить, что это его выбор, но в действительности, подсознательно понимает, что он всего лишь марионетка в чужих руках : ведь самое главное - это чтобы все люди пили пиво и думали, что они свободны, так как обладают возможностью выбирать какую-то определенную марку.
К тому же, сейчас почти все можно купить в кредит : квартиру, машину, мебель и даже путешествия. Коммерция затягивает потребителя в свои сети и использует для этого все возможные средства рекламы.
Современный человек-потребитель живет в мире разнообразия и изобилия, постоянно находится в поисках новых, острых ощущений. Однако тот, кто поддается соблазну потребительства, рискует так никогда и не разрешить проблему внутренней пассивности, пустоты, беспокойства и депрессии, так как, если копнуть поглубже, его жизнь лишена смысла.
Желанием, хотя бы символически, заполнить свою внутреннюю пустоту является потребность покупать, приобретать, потреблять. Всем знакомо, например, в состоянии страха или депрессии желание есть больше обычного все, что ни попадется под руку в холодильнике, или ходить по магазинам и покупать, казалось бы, совершенно ненужные вещи. Подобным механизмом компенсации является булимия, постоянное состояние волчьего голода. Болеющий булимией чувствует себя пустым и пытается избавиться от этого чувства, заполняя себя чем-то извне. За осознанным желанием есть прячется депрессия или неосознанное беспокойство. Отсюда и одна из проблем ХХ века - обжорство, уже захватившее Америку и теперь наступающее на Европу. Так, во Франции теме ожирения и лишнего веса уделяется все больше внимания в журналах и на телевидении. Еще с десяток лет, и Европа в этом плане догонит Америку.
В результате возникает порочный круг : чем больше человек обеспокоен, тем больше он потребляет, и чем больше он потребляет, тем больше он обеспокоен. В отличии от физиологических потребностей, которые ограничены (как бы я ни был голоден, рано или поздно наступит момент, когда я уже ничего не смогу съесть), жадность и желание обладать могут быть безграничными. Когда у меня есть машина, я хочу иметь две, или машину побольше, а если у меня есть большая машина, то я хочу яхту, а потом самолет.
Люди живут словно под гипнозом : думают, что испытывают какие-то чувства, которые на самом деле не испытывают, но которые им навязаны извне, например, общественным мнением. Люди чувствуют то, что от них ждут, чтобы они чувствовали. Культура, общественное мнение давят на человека до такой степени, что он уже не в состоянии отличить свои истинные чувства от иллюзорных. " Шум " культуры заглушает, парализует самые ценные моральные и интеллектуальные способности человека. Наше настоящее "я ", зачастую более честное и разумное, появляется временами во сне, когда сознание освобождено от общественной пропаганды, навязымаемых идеологий и прочего шума.
В современном обществе машины и экономическая система доминируют над человеком, а не человек доминирует над машиной. Профессия ремесленника и маленькие магазинчики уступают место огромным супермаркетам ; механизация захватывает все новые сферы, все больше вытесняя человека.
Неограниченное стремление иметь больше, общество, идолами которого являются выгода и материальные блага, разрушительно не только для отдельного индивида, но и для всей планеты в целом. Загрязнение Земли в одном лишь ХХ веке превысило все предыдущее воздействие человека на планету. Природные ресурсы ограничены, а человеческому желанию иметь не видно ни конца ни края. Меркантильному характеру свойственны легкомысленнось, несерьезность по отношению к другим и к самому себе, отсутствие каких-либо эмоциональных привязанностей, пренебрежение опасностью и даже незаинтересованность будущим своих детей и внуков. Если принять во внимание, что все население Земли полностью меняется каждые сто лет, т.е. через сто лет никого из тех людей, которых вы видите на улице, больше не будет, то подобное пренебрежение экологическими проблемами и будущим следующих поколений приобретает особенно трагический размах. Дело в том, что меркантильный характер в глубине безразличен как к самому себе, так и к людям и вещам, которые его окружают. Даже если эти люди (друзья, любовники) и вещи приносят ему удовольствие, чувство комфорта и престиж, их можно легко заменить. Какая бы то ни была глубина в подобных отношениях отсутствует. Таким образом, человек в наше время склонен к потребительству, но совершенно не привязан к своим приобретениям.
В полном контрасте с современной культурой, где тот, у кого ничего нет, ничего из себя не представляет, являются учение Будды и проповеди Христа, согласно которым богат не тот, кто много имеет, но тот, кто многое из себя являет. " Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе ? " (Лука, 9, 25).