Арифеев Александр Игоревич: другие произведения.

Анна Ревельская легенда и тайна русской разведки

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Арифеев Александр Игоревич (trf19571230@mail.ru)
  • Обновлено: 20/11/2019. 49k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Её иногда называют "русской Мата Хари". Но Мата Хари искала славы, популярности и работала в первую очередь ради денег, что ее и погубило. А наша героиня - исключительно из патриотизма, не ожидая никаких наград. Её имя окружено тайнами и загадками. И это, наверное, одна из самых загадочных личностей в русской истории. Даже её подлинное имя не известно. Анна Ревельская - это псевдоним, под которым она работала в русской разведке в годы Первой мировой войны.

  •   Анна Ревельская - легенда и тайна русской разведки
      -----
      Её иногда называют "русской Мата Хари". Но Мата Хари искала славы, популярности и работала в первую очередь ради денег, что ее и погубило. А наша героиня - исключительно из патриотизма, не ожидая никаких наград. Её имя окружено тайнами и загадками. И это, наверное, одна из самых загадочных личностей в русской истории. Даже её подлинное имя не известно. Анна Ревельская - это псевдоним, под которым она работала в русской разведке в годы Первой мировой войны.
      В прибалтийском портовом городе Либава (Лиепая) её знали под именем Клара Изельгоф. Британский историк Гектор Байуотер ("Морская разведка и шпионаж 1914-1918 гг.") называл ее Катриной Изельман, Валентин Пикуль в своем романе "Моонзунд" - Анной Ревельской. Под этим именем она и вошла в историю разведки. Писатель не придумал свою героиню, прообразом её была реальная русская разведчица. И хотя некоторые историки высказывают мнение, что это образ вымышленный или собирательный, сведения о "русской шпионке Кларе Изельгоф" есть и в немецких архивных источниках.
      Руководитель военно-морской разведки Балтийского флота контр-адмирал А.И. Непенин, предвидя возможность немецкого наступления вдоль побережья Балтийского моря, создал агентурные точки в городах и портах, которые могли оказаться захваченными немцами. Одним из агентов, оставленных в тылу немцев, стала Анна Ревельская, действовавшая под именем Клары Изельгоф. О прошлом Анны Ревельской бесспорных данных нет. Год рождения Анны Ревельской официально - 1887-й. На том все достоверные биографические сведения о ней исчерпываются. По косвенным данным и сведениям можно догадываться, что она происходила из хорошо обеспеченной семьи в Прибалтике, получила приличное образование, знала несколько языков. Но кто она была - русская, эстонка, латышка, шведка, или из прибалтийских немцев, это достоверно неизвестно. "Это была обворожительная, цветущая здоровьем женщина. Губы ее трепетно улыбались, а глаза (ах, какие это были глаза!) оставались слегка печальны", - вот так описывает героиню на первых страницах романа "Моонзунд" В. Пикуль. Так это или не так, или может если и так, то не совсем так - этого мы проверить уже не сможем. Фото Анны Ревельской нет. Используют как фото Анны Ревельской - кадры из фильма, где актриса Людмила Нильская, великолепно сыгравшая роль Анны Ревельской в фильме по роману "Моонзунд". Там же снимался и артист Олег Меньшиков в роли Сергея Артеньева.
       Анна Ревельская не имела ни одного провала, действовала смело и решительно. Устроившись в кондитерскую, куда часто наведывались немецкие моряки, прислушивалась к разговорам немцев, с помощью своего обаяние располагала их к себе, узнавала и передавала ценные сведения в центр. Так, лейтенант фон Клаус с крейсера "Тетис" как-то сказал: "30 июня (1915 года) мы уходим в Киль (главная база германского военного флота), на императорский смотр. Нет, не весь флот, а основная часть." Анна немедленно послала сообщение о походе немецкого флота на Балтике в Киль. Получив эту информацию, командование Балтийского флота решает произвести набег своих кораблей на Мемель (Клайпеду). Была сформирована эскадра из крейсеров и эсминцев. В тумане произошла битва двух эскадр, вошедшая в историю, как бой крейсеров при Готланде.
      Историческая справка. Готландский бой - морской бой между 1-й бригадой крейсеров Балтийского флота и отрядом немецких кораблей, произошедший 19 июня (2 июля) 1915 года в Балтийском море, около острова Готланд. 18 июня 1915 русские крейсера: "Адмирал Макаров" (флагман), "Баян", "Богатырь", "Олег", "Рюрик", эсминец "Новик", а также 8 эсминцев под командованием контр-адмирала Бахирева вышли в море для обстрела Мемеля. В тот же день отряд германских кораблей: крейсера "Роон", "Аугсбург" (флаг коммодора Корфа) и "Любек", минный заградитель "Альбатрос", 7 миноносцев вышел для постановки мин в Або-Аландском районе. Поставив заграждение, Корф сообщил по радио на базу о выполнении задачи. Эта радиограмма была перехвачена русской службой связи, расшифрована и передана Бахиреву, после чего тот отдал приказ идти на перехват немецких кораблей.
      19 июня в 7:30 русские корабли обнаружили у острова Готланд "Аугсбург", "Альбатрос" и 3 эсминца, (крейсера "Роон" и "Любек" с 4 эсминцами в это время следовали в Либаву), и открыли по ним огонь. Корф, оценив обстановку, приказал "Роону" и "Любеку" вернуться к отряду, "Альбатросу" укрыться в шведских территориальных водах, а сам на "Аугсбурге" стал отходить в направлении на Юг. Русские крейсера "Богатырь" и "Олег" артиллерийским огнём подожгли "Альбатрос" и заставили его выброситься на берег у острова Эстергорн. Экипаж его потом был интернирован шведами. Сам "Альбатрос" шведы с мели сняли.
      Русские крейсера прекратили преследование "Аугсбурга" и направились в Финский залив на свою базу. Около 10 ч. они встретили "Роон", "Любек" и 4 эсминца. Кратковременная артиллерийская дуэль не дала перевеса ни одной из сторон. Испытывая недостаток в снарядах, русские крейсера начали отходить, но противник, расценив этот манёвр как попытку поставить его под удар более значительных сил, тоже вышел из боя. В 10 ч 30 мин германские корабли встретил вызванный в район боя "Рюрик". Открыв огонь, он добился попадания в "Роон", но потерял его в тумане, отказался от поиска и направился в Финский залив. Немцы послали на помощь своему отряду крейсеры "Принц Адальберт" и "Принц Генрих". "Принц Адальберт" был торпедирован британской подлодкой E-9 и вышел из строя. Потери немцев: 37 убитых и 55 раненых, из них на "Альбатросе" - 26 и 55. Наши потери: 19 раненых, один впоследствии скончался. Не вина Анны Ревельской, что командование русской эскадры тогда не сумело воспользоваться своим явным преимуществом и нанести немцам более тяжелое поражение.
      Говоря об Анне Ревельской, обычно упоминают о трех самых громких совершенных ею подвигах. В этом ряду разгром 10-й флотилии эсминцев германского флота стоит особняком. В ноябре 1916 г. эскадра кайзеровского флота за одну ночь лишилась восьмой части всех эсминцев, утраченных в Первую мировую войну. И заслуга в этом в первую очередь принадлежит Анне Ревельской. А сделала она это так. Женщина воспользовалась своей привлекательной внешностью и ловко провела офицера германского флота лейтенанта фон Клауса (в выше упомянутом романе В. Пикуля он - фон Кемпке). Она подсунула ему дезинформацию - схему минных постановок Балтийского флота в Финском заливе за 1914 и 1915 годы, планы и карты, Якобы в спешке её прежний ухажёр - русский офицер штаба - оставил свои вещи, в т.ч. прекрасной выделки кожаный портфель. Доставленные лейтенантом карты, планы и схемы подвергли самой тщательной экспертизе и проверке в Главном штабе военно-морских сил Германии. И пришли к выводу о их подлинности.
      И было решено отправить в Финский залив целую флотилию эсминцев - 11 кораблей. 10-я флотилия корветтен-капитана (капитан 3-го ранга по-нашему) фон Ветинга состояла из новейших кораблей: S-56 (флагман), S-57, S-58, S-59, G-89, G-90, V-72, V-75, V-76, V-77 и V-78. Все они были построены в 1914-1916 годах. Имели скорость 34 узла полного хода, что позволяло им уклониться от превосходящих их артиллерией русских крейсеров. А артиллерийское и торпедное вооружение позволяло сразиться с русскими эсминцами-"новиками". Но сначала для проверки послали три старых миноносца. Они успешно прошли через русские минные поля и без проблем вернулись обратно!
      Историческая справка. В ночь с 10 на 11 ноября 1916 года 10-я флотилия вышла из Либавы и пошла в Финский залив. Расстояние между кораблями - 300 метров. Немцы знали, что минные поля тут у русских есть еще с 1914 года, если один корабль подорвется на мине, то остальные уцелеют. В итоге флотилия вытянулась на 4 км. В 20 часов 35 минут 10 ноября на одной из мин подорвался V-75, шедший предпоследним. На помощь ему поспешили соседи по строю - G-89 и замыкающий S-57. Но когда S-57 подошел совсем близко, то под гибнувшим V-75 рванула вторая мина и сам S-57 лишился хода. Через несколько минут и он сдрейфовал на мину. Людей спасли, но на G-89 теперь оказалось вместе со своим три экипажа. Командир эсминца передал командиру флотилии, что поворачивает обратно на базу. Оставшиеся 8 кораблей пошли дальше.
      Крайней точкой похода должен был стать траверз мыса Пакерорт. Порыскав в этом районе, немцы не встретили ни одного русского судна. И Ветинг решил хотя бы обстрелять Балтийский порт (Палдиски), где по данным разведки, была русская база подлодок. Но немецкое командование обладало искаженной информацией. Балтийский порт в то время представлял собой сонную провинциальную гавань, куда военные корабли даже и не заходили. В итоге, выпустив 162 снаряда, Ветинг сжег 24 жилых дома, убил 10 человек и 8 ранил.
      На обратном пути пошли севернее, чтобы обойти место гибели двух своих миноносцев. А в 3 часа 36 минут до флагманского корабля донеслись отзвуки взрыва и орудийной стрельбы в конце строя флотилии. Командир флотилии принял это за присутствие русских кораблей и приказал поворачивать на противника. Но это подорвался шедший предпоследним V-72. Его команду снял V-77, а тонущего собрата добил на всякий случай торпедами. Эти взрывы Ветинг и принял за атаку несуществующих русских кораблей. Между тем его команда разворачиваться сыграла роковую роль в судьбе G-90, налетевшего на мину и теперь тонувшего. В 4 часа утра 11 ноября подорвался S-58. В 5 часов 59 минут 11 ноября, когда подорвался S-59, командир флотилии Ветинг решил прорываться кратчайшим путем прямо через минные поля. Через 9 миль подорвался на мине концевой V-76. Это была последняя потеря 10-й флотилии в ту ночь. Итого - из 11 кораблей 7 погибли. К счастью для немцев, их людские потери оказались минимальными: погибло 18 человек, 20 ранено. Поэтому Ветинг отделался выговором: с риском спасая людей с тонущих эсминцев, он разменял корабли на моряков. А вот командующий разведывательными силами в Восточной Балтике адмирала Шульц и командующий 6-й разведывательной группой контр-адмирала Лангемак были сняты с должности.
      Но следует отметить, что основная заслуга принадлежит и тем русским морякам с минзагов и эсминцев, которые в любое время суток, в любую погоду весной и летом 1916 года выходили в море, чтобы выставить мины. Вот эта нелегкая, незаметная работа и стала причиной той немецкой морской катастрофы. Хотя и роль Анны Ревельской тоже была наиважнейшей. Русская разведка одновременно с гибелью немецкой флотилии организовала вывоз своего агента из Либавы. Спасение и вывоз Анны Ревельской были рассчитаны с максимальной точностью. Исчезни она из своей квартиры до выхода 10-й флотилии - и вся операция могла провалиться. Задержись до получения известия о гибели флотилии, провал и гибель самой Анны стал бы неизбежным. И русская подводная лодка "Волчица" подошла вплотную к берегу возле одинокого хутора недалеко от Либавы. Экипаж лодки сработал точно и обеспечил прием и нормальные условия пребывания Анны на лодке. Командир подводной лодки Мессер и старший офицер Бахтин про тайную акцию по вывозу Анны сведений не оставили. Не придали значения или это было условием сохранения тайны? Правда, для Анны это уже не представляло угрозы. Есть мнения, что к вывозу Анна привлекали все же другую лодку - "Пантера". Пострадал еще один участник этих событий - несчастный лейтенант фон Клаус. Когда подтвердилось, что Клара Изельгоф была русской шпионкой и не случайно вручила ему портфель с "секретными" документами, он был разжалован в рядовые, отчислен из флота и направлен в пехоту. Операция российской разведки по дезинформации немцев, приведшая к гибели 10-й флотилии, была одним из крупнейших и успешнейших дезинформационных мероприятий Первой мировой войны.
      Следующий раз Анна помогла уже перед самой революцией. 23 сентября (6 октября по н. стилю) 1917 года в российское посольство в Стокгольме явилась незнакомая молодая женщина, которая попросила о конфиденциальном разговоре с морским атташе. Капитан 2-го ранга Сташевский принял ее в своем кабинете. Сохранилась дословная запись разговора с этой женщиной. Вот что она сказала: " ... четыре линкора типа "Нассау" уже в Либаве, появились "байерны" (дредноуты типа "Байерн"). Наблюдается активность немцев возле Виндавы. На платформах идут из Германии подозрительные баржи с откидными бортами. Много лошадей, масса мотоциклов! Сообщите в Адмиралтейство срочной шифровкой: двадцать восьмого, в четверг (одиннадцатого октября по новому стилю), ожидается неизвестная мне операция немцев в районе архипелага Моонзундских островов". И она сообщила, что эти сведения передает Анна Ревельская и тут же покинула посольство. Все началось на сутки позже срока, предсказанного Анной Ревельской из-за того, что много времени заняло траление мин. 12 октября германская эскадра из трехсот кораблей и судов начала операцию по захвату Моонзундских островов.
      Историческая справка. Ко дню высадки немцев силы обороны Моонзундских островов были распределены так: Морские силы Рижского залива для защиты Моозундской позиции состояли из 2 линкоров (броненосцев), 2 броненосных крейсеров, 1 крейсера, 3 канонерских лодок, 26 эсминцев, 7 миноносцев, 3 подводных лодок, 3 минных заградителей и других кораблей и судов, всего 125 единиц. Командующий эскадрой - адмирал М.К. Бахирев. Главной базой их был рейд Кувайст у острова Моон (Муху) и отчасти Рогекюль (у Хаапсалу). Оборона острова Даго (Хийумаа) разделена на три участка. Северная часть побережья оборонялась 4 ротами, 6 полевыми орудиями, 6 пулемётами, 4 бомбомётами и 2 миномётами; западный полуостров Дагерорт - 4 ротами, 10 пулемётами и 4 бомбомётами; юго-западный берег - 4 ротами, 10 пулемётами и 1 кавалерийским взводом. Кроме того, 16 тяжёлых береговых орудий береговых батарей были объединены в отдельную группу.
      Оборона острова Эзель (Сааремаа) разделена на четыре участка. Северо-западную часть обороняли 3 батальона, 18 полевых и 20 зенитных орудий, 8 бомбомётов и 2 миномёта; западную - 1 батарея, 12 пулемётов, 6 полевых орудий и 2 сотни; западный берег полуострова Сворбе (Сырве) - 3 батальона, 12 полевых орудия, 105-мм батарея и 1,5 роты сапёров; южный берег у Ирбенского пролива - 3 роты, 12 тяжёлых и 15 зенитных орудий и 4 пулемёта. В общем резерве на Эзеле 2 батальона, 10 полевых орудий, 3 зенитных батареи, 8 бомбомётов, 2 миномёта и 1 сотня. Резерв разбросан в деревнях и Аренсбурге (Куресааре) на западе и юге Эзеля. Начальник обороны острова - начальник 107-й пехотной дивизии. На охране западного побережья Эстонии от Гапсаля (Хаапсалу) до острова Вердер (Вормси) 3 батальона и 2 сотни. По расписанию эти силы имели около 10 тыс. штыков, в действительности гораздо меньше. И нравственное состояние войск не отличалось в лучшую сторону.
      С немецкой стороны в операции принимали участие войска 23-го армейского корпуса в составе 42-й пехотной дивизии, 2 бригад велосипедистов, некоторых резервных и ландштурменных полков и специальных частей, всего около 23 тыс. чел. и 5 тыс. лошадей. Флот из 5 линкоров-дредноутов, 5 линкоров (броненосцев), 1 линейного крейсера, 9 лёгких крейсеров, 58 эсминцев, 7 миноносцев, 6 подводных лодок, 27 тральщиков, 66 катеров-тральщиков, 4 прорывателя минных заграждений, 59 патрульных судов, 1 минного, 2 сетевых и 2 боновых заградителей, 5 плавучих баз, 32 транспортов и ряда других кораблей и судов, в общей сложности 351 единицы. Этой эскадрой командовал вице-адмирал Эрхард Шмидт.
       12 октября 1917 года германский флот подошёл к острову Эзель (Сааремаа) и, подавив огнём две русские батареи на северо-западной строне острова, начал высадку десанта. 131-й германский пехотный полк практически без сопротивления высадился в бухте, и вскоре его авангарды без боя захватили обе русские батареи вместе с личным составом. Велосипедисты и мотоциклисты начали быстрое выдвижение к Ориссарской дамбе, соединяющей Эзель с Мооном (Муху). При подходе к берегу линкоры "Байерн" и "Гроссер Курфюрст" подорвались на минах, получив лёгкие повреждения. После обследования Соэлозунда на Кассарский плёс у восточного конца Соэлозунда проникли германский миноносец А-32 и 3 тральщика, попавшие в 11:30 под огонь русских дежурных эсминцев "Генерал Кондратенко" (под вымпелом начальника 4-го дивизиона эсминцев) и "Пограничник". Немцы поспешно отступили под прикрытие крейсера "Эмден". Германские эсминцы под прикрытием дымовых завес и огня "Эмдена" вскоре вышли из узкостей и атаковали канонерскую лодку "Грозящий" на дистанции от 65 до 40 кабельтовых: против 4-х орудий канонерской лодки они имели 15. Отступая, русские корабли, к которым присоединился эсминец "Разящий" (2 - 75-мм орудия), вели огонь только из кормовых орудий. Несмотря на частую перемену курсов, "Грозящий" на 52-й минуте боя получил первое попадание 105-мм снарядом, а потом ещё два. В 17:30 к месту боя подошёл эсминец "Десна" (типа "Орфей") под флагом контр-адмирала Г. К. Старка. Развернувшись бортом на узком фарватере, эсминец "Десна" двумя залпами отогнал из Малого Зунда миноносец А-32 и с дистанции 64 кабельтова перенёс огонь на головные эсминцы противника, сразу добившись попадания. Встретив неожиданно сильное и решительное противодействие русского флота, немецкий командир коммодор Гейнрих отвёл свои корабли с Кассарского плёса и запросил подкрепления. Немцы опасались батарей на мысе Церель и на полуострове Сворбе (южная оконечность Эзеля Сааремаа) и 12 октября направили для их обстрела линкоры "Кениг Альберт" и "Фридрих дер Гроссе". При их поддержке тральщики медленно, но неотвратимо расчищали фарватер. С батареи Љ 43 (4 орудия кал. 305-мм) часть артиллеристов во время боя ушла, бросив орудия.
      13 октября произошла артиллерийская дуэль из корабельных орудий у западного входа в Соэлозунд. В Соэлозунде германский флот потерял 4 эсминца, один из которых сел на мель, а три других вышли из строя, коснувшись винтами грунта. Русский эсминец "Победитель" третьим залпом накрыл германский эсминец "G-103" из состава южной группы. Последний вышел из строя, получив повреждения в кормовой части. Вскоре в бой вступили канлодка "Храбрый" и эсминец "Гром", на которых противник сосредоточил огонь с дистанции не более 40 кабельтовых. 14 октября погиб в артиллерийском бою эсминец "Гром" из-за попаданий снарядов, вызвавшие пожар на рострах и повреждения орудий, потерю хода, затем эсминец затонул. Русские корабли отошли к Моонзунду, где встретились с прибывшими на поддержку восемью эсминцами под флагом начальника Минной дивизии (на эсминце "Новик") Г. К. Старка. Старк ограничился обстрелом противника с предельных дистанций. Немцы, в свою очередь, отступили в Соэлозунд, оставив в Малом Зунде миноносцы. 15 октября германский эсминец "В-98" подорвался на мине, взрывом ему оторвало 13 метров носовой оконечности. Пытаясь обойти заграждение, "В-110" и "В-112" выскочили на мель, при этом последний получил настолько серьёзные повреждения, что вышел из строя.
      В Ирбенском проливе батарея Љ43 мыса Церель открыла огонь по германским тральщикам, где отряд контр-адмирала Альберта Гопмана начал подготовку к прорыву в залив главных сил своего флота. Имея всего три крейсера с 150-мм орудиями, Гопман не мог устоять против 4-х 305-мм орудий батареи. Тогда ему на помощь прибыли 3 дредноута, которые вступили в бой с батареей Цереля, отвечавшей из 2-х орудий (против 30 германских). Русскую батарею обстреляли два дредноута. Командир батареи лейтенант Н.С. Бартенев в ответ произвёл несколько залпов, но судьбу Цереля решило приближение германских войск с суши. Утром 15 октября на помощь батарее был направлен "Цесаревич" вместе с 3 эсминцами, однако он ничего сделать не смог. Батарея была брошена и на огонь немецких линкоров уже не отвечала. Адмирал Бахирев приказал командиру "Цесаревича" уничтожить огнем батарею Љ 43, чтобы она не досталась немцам. Броненосец дал несколько залпов по ней с дистанции около 40 кабельтовых, но уже наступил вечер, и стрельба в темноте была неэффективной.
      16 октября произошёл морской бой в проливе Моонзунд. Германские тральщики завершили расчистку фарватера в Рижском заливе, куда вошли линкоры "Кёниг" и "Кронпринц", лёгкие крейсера "Кольберг", "Страсбург" и "Аугсбург" в охранении двух полуфлотилий эсминцев. Противоминную оборону дредноутов обеспечивали 16 тральщиков 2-й флотилии искателей мин, 2 прорывателя минных заграждений и плавбазы (матки) тральщиков с катерами-тральщиками на борту. Командовал прорывом вице-адмирал Бенке (флаг на линкоре "Кёниг"), получивший подробную информацию о минных заграждениях у южного входа в Моонзунд. День завершился отводом русской эскадры.
       17 октября бой продолжился на рейде Куйвасту. Русские корабли открыли интенсивную стрельбу по тральщикам, от которой они временами скрывались за стеной всплесков. Чтобы укрыться от огня русской корабельной артиллерии, немецкие корабли ставили дымовые завесы. Германские дредноуты, следуя за тральщиками, перешли на восточный фарватер, и вскоре после полудня "Кёниг" открыл огонь по "Славе", а "Кронпринц" по "Гражданину" (бывший "Цесаревич"). В ходе боя у броненосца "Слава" из-за неисправности шестерней подачи вышли из строя орудия носовой башни главного калибра (башней командовал лейтенант Григорий Карпенко), и командир корабля, капитан I ранга Антонов, принял решение развернуть корабль кормой вперёд, чтобы ввести в бой орудия кормовой башни главного калибра. В 12:25 броненосец "Слава" получил три попадания ниже ватерлинии и принял в себя 1130 тонн забортной воды, осадка увеличилась, появился крен на левый борт. Каперанг Антонов приказал открыть кингстоны и затопить коридоры правого борта, в результате чего крен уменьшился, но осадка корабля увеличилась ещё больше. Из-за серьёзных повреждений "Слава" приобрела большую осадку, исключающую её проход фарватером Моонзунда. Начальник Морских сил Рижского залива, принимая решение отступить на север, приказал взорвать "Славу", затопив её на фарватере в качестве заграждения, и направил эсминцы для снятия экипажа. Русская эскадра ушла на север. Немецкий флот не смог её преследовать. На минах подорвался немецкий эсминец S-64.
      18 октября немцы овладели островом Моон (Муху), 20 октября - островом Даго (Хииумаа). По итогам проведённой операции немецкие войска за неделю боев заняли Моонзундский архипелаг. Это стоило им девяти потопленных кораблей и повреждения двенадцати: пяти линкоров, одного крейсера и шести эсминцев. Русский флот потерял 2 корабля потопленными - линкор и эсминец, имели ряд кораблей повреждёнными. Немецкие потери в людях были незначительные - 381 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Русские потери составили 20 130 пленных, 141 орудие, 130 пулемётов, потери убитыми и ранеными были относительно невелики. Не сообщи Анна Ревельская о дате начала операции, последствия могли быть значительно тяжелее ...
      Достоверных сведений о том, как складывалась жизнь Анны Ревельской после 1917 года нет. Но легенда утверждает следующее. 17 июня 1941 года в здание советского посольства в Берлине вошла неизвестная женщина. Обратившись к дежурному на хорошем русском языке с легкой долей прибалтийского акцента, она сказала, что ей необходимо переговорить с военно-морским атташе. - Он вам назначил встречу? - поинтересовался дежурный. - Нет. Он даже не знает меня... Как, впрочем, и я его. Но у меня для него есть сообщение чрезвычайной важности. - Как вас представить? - Скажите, Анна... Ну, поскольку я родом из Ревеля, теперь он называется Таллин, то Анна Ревельская. Дежурный по внутреннему телефону связался с Михаилом Александровичем Воронцовым, военно-морским атташе посольства СССР.
      - Тут женщина пришла. Анна Ревельская. Просится к Вам на прием. Говорит, что хочет сообщить что-то важное.
      - Хорошо. Проводите в комнату для посетителей. Я сейчас спущусь. При входе Воронцова женщина встала.
      - Здравствуйте. Пожалуйста, садитесь, Анна. Вы хотели сообщить нам что-то интересное?
      - Не интересное, а очень важное и очень печальное, - поправила Анна Воронцова. - В ночь на воскресенье, точнее в 3 часа ночи 22 июня, германские войска вторгнутся в Советскую Россию.
      - Советский Союз, вы хотите сказать.
      - Для меня это всегда была Россия.
      - Откуда у Вас такие данные?
      - Господин атташе, вы можете мне верить, можете не верить. На это воля ваша. Я дала слово не раскрывать источник моих сведений. Вы военный человек и знаете, что если есть возможность подготовиться к удару врага, то надо это сделать. Если же удара не последует, то это еще лучше. Я сказала все, что могла, и все, что знаю.
      - А почему вы выбрали для вашего сообщения именно военно-морского атташе?
      - Потому что с флотом, с Балтийским флотом, вздохнула она, - связана вся моя молодость, может быть лучшие дни моей жизни... Теперь разрешите мне идти. Если вдруг возникнет необходимость объяснить немцам, зачем я приходила, то я интересовалась возможностью получения визы в Ригу. Я буду им говорить то же. Прощайте и, пожалуйста, не ищите встречи со мной.
      
      Но скорее всего это только красивая сказка. Германское Верховное командование 10 июня 1941 г. довело до сведения командующих германскими армиями следующее: "1. Днем "Д" операции "Барбаросса" предлагается считать 22 июня. 2. В случае переноса этого срока соответствующее решение будет принято не позднее 18 июня". И уже 13 июня 1941 г. в СССР скрытно начали переброску войск из внутренних военных округов к западным границам, одновременно были преобразованы Прибалтийский ОВО, Белорусский ОВО, Киевский ОВО и Одесский ВО соответственно в Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Южный фронты. А 18 июня 1941 г. решение о начале вторжения в СССР и точная дата начала операции были доведены до сведения командиров корпусов, дивизий и полков германских войск. Так что в реальности сообщить о начале и дате войны между Германией и СССР Анна Ревельская могла не ранее 19 июня, в лучшем случае 18 июня 1941 года.
      В художественной литературе Анна Ревельская выведена как персонаж романа В. Пикуля "Моонзунд". В значительной мере он основан на мемуарах Сергея Бартеньева (в романе и фильме Артеньев), возлюбленного Анны, который происходил из дворянского служилого рода, и главной целью его также было служение Родине. В 1987 году (как раз к столетию со дня рождения Анны Ревельской, и к 70-летию революции 1917 года тоже) по роману В. Пикуля был снят одноимённый фильм. В нем снялось целое созвездие актеров: Олег Меньшиков, В. Гостюхин, Н. Караченцов, Вия Артмане, Е. Евстигнеев. А роль Анны исполнила Людмила Нильская. Конечно, к реальной личной жизни Анны Ревельской роман и фильм почти не имели отношения, все это были только художественные домыслы писателя и создателей фильма. Анна Ревельская так и осталась тайной и легендой в истории русской разведки и Первой мировой войны ...
      ===
      Приложение. Справочник по упоминаемым в статье боевым кораблям.
      Англия
      Е-9 - подводная лодка. Тип Е - самые массовые британские подлодки 1-й мировой войны, серия из 57 ед., строились в 1912-1917 гг.; водоизм. 655/796 т, 54,2х6,9х3,8 м (1-я серия), 667/807 т, 55,2х4,6х3,8 м (2-я серия). Диз. - 2, эд - 2. 1600/840 л.с. = 15/9 уз. Эк. 30 чел. вооружение: 1 - 76 мм, 4 та 457 мм (1-я серия) или 5 та 457 мм (2-я серия). Пл. Е-9, как и Е-19, Е-1, Е-8 были затоплены 8.4.1918 г. в Гельсингфорсе во избежание захвата немцами.
      Россия
      "Цесаревич"/ "Гражданин" - линкор (броненосец), головной корабль серии броненосцев типа "Бородино". Вступил в стр. 21.08.1903 г. (Тулон; ФэШМ). Входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры Б.Ф. В 1906 г. вернулся на Балтику. С 31.03.1917 г. - "Гражданин". Водоизмещение 13105 т. размеры: длина 118,82 м, ширина 23,22 м, осадка 7,93 м. двиг. - 2 паровые машины общей мощностью, л.с. 16500, винтов - 2, паровых котлов - 20, скорость - 18,24 уз., запас угля до 1350 т, дальность плавания (на 10 узлах) 5500 миль. Бронирование: борт 120 - 249 мм, рубка 254 мм, противоторпедная переборка 40 мм, башни ГК 63 - 254 мм, башни СК 30 - 152 мм, палуба 38 - 69 мм. Вес брони общий 3300 т. Экипаж - 28/750. Вооружение: 4 - 305 мм/40, 12 - 152 мм/45, 20 - 75 мм/50, 20 - 47 мм, 8 - 37 мм, 4 пул.; 2 надв. (в оконечностях) и 2 подв. (бортовых) та 381 мм. С 1906 г.: 4 - 305 мм, 12 - 152 мм, 20 - 75 мм, 4 - 47 мм, 6 пул. С 1915 г.: 4 - 305 мм, 12 - 152 мм, 10 - 75 мм, 4 - 47 мм, 2 - 37 мм, 2 ТА 456 мм. В 1924 г. сдан на слом.
      "Слава" - линкор (броненосец) типа "Бородино", последний в серии. Заложен 19.10.1902 г. Спущен 16.08.1903 г. Вступил в строй в 10.1905 г. (СПб/Балтийский завод). В бою с двумя германскими линейными кораблями-дредноутами на рейде Куйваста (о. Эзель) получил несколько подводных пробоин. Вследствие увеличившейся осадки (из-за поступления воды в трюмы) не смог пройти через Моонзундский пролив и по приказу адмирала М.К. Бахирева был взорван в самом узком месте пролива. Корпус выступал из воды верхней палубой и надстройками. В 1935-36 гг. разобран. Отличия от остальных кораблей серии: водоизмещение 14 415 тонн, по вооружению: 20 - 75 мм/50, 8 пул. 7,62 мм, 2 подв. та 456 мм. Экипаж 25/797.
       "Адмирал Макаров" - броненосный крейсер типа "Баян". Построен французской фирмой "Форж э Шантье Медитерране". Заложен 22.03.1905 г. Спущен 25.04.1906 г. Вступил в строй 16.05.1908 г. (Тулон/ФэШМ). Сдан на хранение порту в 05.1918 г. Водоизмещение 7330 т, размеры: длина 137,0 м, ширина 17,5 м, осадка 6,7 м, двиг. 3 паровые машины общей мощностью 17400 л.с., винтов - 3, паровых котлов 26, скорость 20,9 узлов, запас угля до 1200 т, дальность плавания (на 14 узлах) 2100 миль, дальность плавания (на 10 узлах) 3900 миль. Бронирование: борт 60 - 200 мм, рубка 160 мм, траверсы 178 - 203 мм, казематы 80 мм, башни ГК 150 мм, палуба 50 мм, Экипаж 23/550. Вооружение: 2 - 203 мм/45, 8-152 мм/45, 20-75 мм/50, 8-47 мм, 2-37 мм, 2 подводных та 381 мм. Продан на слом в Германию 15.08.1922 г.
      "Баян" - второй броненосный крейсер с таким названием. Заложен 2.08.1905 г. Спущен 2.08.1907 г. Вошел в строй 30.11.1911 г. (СПб/Новое.Адмиралтейство). Тактико-технические характеристики как у "Адм. Макарова". Сдан на хранение порту 05.1918 г. Продан на слом в Германию 1.07.1922 г.
      "Богатырь" - бронепалубный крейсер. Строился немецкой фирмой "Вулкан". Заложен 9.12.1899 г. Спущен 17.01.1901 г. Вступил в строй 7.08.1902 г. (Штеттин/верфь "Вулкан"). Входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры (Владивостокский отряд крейсеров). В 1906 г. вернулся на Балтику. Водоизмещение 7428 т, размеры: длина 134,1 м, ширина 16,6 м, осадка 6,3 м, двиг. 2 паровые машины общей мощностью 20370 л.с., винтов 2, паровых котлов 16, скорость 23,45 узлов, запас угля до 1220 тн., дальность плавания (на 10 узлах) 4900 миль. Бронирование: рубка 140 мм, щитов орудий 25 мм, казематы 20 - 80 мм, башни 90 - 125 мм, палуба 35 - 70 мм, вес брони общий 765 т. Экипаж 30/550. Вооружение: 12 - 152 мм/45, 12 - 75 мм/50 , 8 - 47 мм, 2 - 37 мм, 2 пулемета 7,62 мм, 2 надводных, 2 подводных та 381 мм. С 1916 г. 16 - 130 мм/55 орудий. В 1922 г. продан в Германию для разборки на металл.
      "Олег" - бронепалубный крейсер. Строился по проекту немецкой фирмы "Вулкан". Заложен 6.07.1902 г. Спущен 14.08.1903 г. Вступил в строй 12.10.1904 г. (СПб/Новое Адмиралтейство). Тактико-технические характеристики как у кр. "Богатырь". Входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. В 1906 г. вернулся на Балтику. Водоизмещение 7400 тонн; запас угля до 1100 тонн; дальность плавания 4900 миль (на 10 узлах). Вооружение с 1916 г. 16 - 130 мм/55 орудий. Экипаж 21/559. 17.06.1919 г. потоплен английским торпедным катером в Финском заливе у Толбухина маяка. В 1938 г. поднят и сдан на слом.
      "Рюрик" - второй броненосный крейсер с таким названием. Построен по проекту английской фирмы "Виккерс". Заложен 9.08.1905 г. Спущен 4.11.1906 г. Флаг поднял в августе 1908 г., окончательно вступил в строй в июле 1909 г. Флагманский корабль командующего Балтийским флотом. Водоизмещение 17250 т, размеры: длина 161,24 м, ширина 22,86 м, осадка 8,74 м, двиг. 2 паровые машины общей мощностью 20670 л.с., винтов 2, паровых котлов 28, скорость 21,43 узлов, запас угля и нефти до 1900 и 200 т, дальность плавания (на 12 узлах) 4000 миль. Бронирование: борт 76 - 152 мм, рубка 127 - 203 мм, казематы 76 мм, башни ГК 64 - 203 мм, палуба 25-38 мм. Экипаж 26/917. Вооружение: 4-254 мм/50 , 8-203 мм/50, 20-120 мм/50, 4-47 мм, 8 пул. 7,62 мм, 2 подв. та 456 мм. Сдан на слом в 1924 г
      "Новик" - эскадренный миноносец, головной корабль в серии турбинных эсминцев. Проект и постройка Путиловского завода (СПб) совместно с немецкой фирмой "Вулкан" (Штеттин). Заложен 19.07.1910 г. Спущен 21.06.1911 г. Вступил в строй 21.09.1913 г. Водоизмещение 1280 т. Размеры: длина 102,43 м, ширина 9,53 м, осадка 3,53 м. двиг. 3 турбины общей мощностью 41910 л.с. винтов 3, паровых котлов 6, скорость 37,3 узлов, запас нефти 418 т, дальность плавания (на 21 узле) 1470 миль. Экипаж 8/109. Вооружение: 8 та 456 мм (4 двухтрубных аппарата), 50 мин, 4 - 102 мм/60, 4 пул. 7,62 мм. С 13.07.1926 г. - "Яков Свердлов". 28.08.1941 г. погиб у о. Мохни при прорыве из Таллина в Кронштадт на мине.
      "Гром" - эскадренный миноносец типа "Орфей" (подтип эсминца типа "новик") серия 8 единиц: Азард, Гром, Десна, Забияка, Летун, Орфей, Победитель, Самсон. Построены в Петрограде на Металлическом заводе. Заложен в 11.1913 г. Спущен 15.06.1915 г. Вступил в строй 21.12.1915 г. Водоизмещение 1260 т., размеры: длина 98,0 м, ширина 9,34 м, осадка 2,93 м, двиг. 2 турбины общей мощностью, л.с. 30000, винтов 2, паровых котлов 4, скорость 31- 32 узлов. Запас нефти 350 т. Дальность плавания (на 21 узле) 1680 миль. Экипаж 8/142. Вооружение первоначальное: 12 та 456 мм (4 тройных аппарата), 80 мин заграждения, 2 - 102 мм/60, 2 пул. 7,62 мм. С весны/лета 1916 г.: 9 та (в 3-х аппаратах), 80 мин заграждения, 4 - 102 мм/60, 1 - 63 мм (или 76 мм) зенит. Погиб на Кассарском плесе в Соэлозунде 1.10.1917 г. 305-мм снаряд германского линкора пробил (не взорвавшись) корпус от верхней палубы до днища и перебил магистральный паропровод. Корабль потерял ход, команда оставила тонущий "Гром". Немецкий миноносец пытался отбуксировать его к берегу, но безуспешно - эсминец затонул.
      "Десна" - эскадренный миноносец типа "Орфей". Заложен в 11.1914 г. Спущен 25.10.1915 г. Вст. в стр. 16.08.1916 г. Тактико-технические характеристики см. эсм. "Гром". С 31.12.1922 г. - "Энгельс". 24.08.1941 г. погиб у мыса Юминда от подрыва на двух минах заграждения.
      "Победитель" - эскадренный миноносец типа "Орфей". Заложен в 11.1913 г. Спущен 23.10.1914 г. Вст. в строй 25.10.1915 г. Тактико-технические характеристики см. эсм. "Гром". С 31.12.1922 г. - "Володарский". Погиб ночью 29.08.1941 г. на мине у острова Мохни во время перехода из Таллинна в Кронштадт.
      "Генерал Кондратенко" - эскадренный миноносец типа "Охотник". Серия из 4 ед.: Охотник, Генерал Кондратенко, Пограничник, Сибирский стрелок. Развитие проекта эсминца типа "Украина". Проект и постройка немецкой фирмы "Вулкан", собраны в России. Заложен в 03.1905 г. Спущен 18.08.1905 г. Вст. в строй 25.05.1906 г. (Гельсингфорс/Сандвикский док). Водоизмещение 750 т, размеры: длина 75,2 м, ширина 8,3 м, осадка 3,35 м, 2 паровые машины общей мощностью 7300 л.с. Котлов паровых 4. Скорость 25,1 - 25,5 узлов. Запас угля 220 т. Дальность плавания (на 12 узлах) 2200 миль. Экипаж 5/90. Вооружение: 3 та 456 мм (6 торпед); 2 - 75 мм, 6 - 57 мм, 4 пул.7,62 мм. С 1910 г.: 3 та 456 мм, 24, (в перегруз 42 мины заграждения); 2 - 102 мм/60, 2 - 47 мм. 4 пул. 7,62 мм. С 1916 г.: 3 та 456 мм, 24 (42) мины загражд.; 3 - 102 мм/60, 2 пул. 7, 62 мм. Сдан к порту в 05.1918 г. Сдан на слом в 1924 г.
      "Пограничник" - эскадренный миноносец типа "Охотник". ТТХ см. эсм. "Генерал Кондратенко". Заложен в 03.1905 г. Спущен в 01.1906 г. Вст. в строй 6.07.1906 г. (Або/В. Крейтон и К). Сдан на хранение порту в 05.1918 г. Сдан на слом в 1924 г.
      "Разящий" - эскадренный миноносец типа "Деятельный". Серия из 8 ед.: Деятельный, Дельный, Достойный, Разящий, Расторопный, Сильный, Сторожевой, Стройный. Построены на Невском металлическом заводе (СПб). Заложен 2.04.1905 г. Спущен 4.09.1906 г. Вст. в строй 1.04.1908 г. Водоизмещение 380 - 390 т, размеры: длина 64,0 м, ширина 6,4 м, осадка 2,6 м, двиг. 2 паровые машины общей мощностью 4400 - 6100 л.с., паровых котлов 4, скорость 25,8 - 26,2 узлов. Запас угля 110 т. Дальность плавания (на 15 узлах) 800 - 900 миль. Экипаж 4/63. Вооружение: 2 та 456 мм (4 торпеды), 18 мин заграждения (в перегруз); 2 - 75 мм, 6 пул. 7,62 мм. Сдан на хранение порту в 05.1918 г. Сдан на слом в 1924 г.
      "Грозящий" - канонерская лодка. Залож. 20.05.1889 г. Спущ. 19.05.1890 г. Вст. в стр. 1.02.1892 г. (СПб/Новое Адмиралтейство). Водоизмещение 1700 т, размеры: длина 72,26 м, ширина 12,7 м, осадка 4,4 м. двиг. 2 паровые машины общей мощностью 2500 л.с., винтов 2, котлов паровых 6, скорость 13,3 узлов. Запас угля до 120 т. Дальность плавания (на 8 узлах) 995 миль. Бронирование: борт 76 - 127 мм, рубка 25 мм, переборки 38 мм, палуба 19 -38 мм. Экипаж 11/159. Вооружение: С 05.1915 г. (2 - 152 мм/50, 6 - 75 мм/50, 2 пул. 7,62 мм; с 1916 г. 4 - 152 мм/50, 1 - 76 мм/30 зенит., 4 пул. 7,62 мм). Сдана на хранение порту в 10.1918 г. Продана на слом в Германию 15.08.1922 г.
      "Храбрый" - канонерская лодка типа "Грозящий". Залож. 15.12.1894 г. Спущ. 9.11.1895 г. Вст. в стр. 10.09.1897 г. (СПб/Новое Адмиралтейство). Водоизмещение 1735 т. Размеры: длина 72,26 м, ширина 13,1 м, осадка 3,35 м. двиг. 2 паровые машины общей мощностью 2097 л.с., винтов 2, паровых котлов 8. Скорость 14,5 узлов. Запас угля до 160 т. Дальность плавания на (7 узлах) 1200 миль. Бронирование: борт 76 - 127 мм, рубка 25 мм, и орудийные щиты 25 мм, палубы 12,7 - 25 мм. Экипаж 11/177. Вооружение: 2 - 203 мм/45, 1 - 152 мм/45, 5 - 47 мм, 7 - 37 мм; 1 тор. апп. 456 мм. С 1916 г. 5 - 130 мм/55, 1 - 76 мм зенит., 2 пул. 7,62 мм. С 31.12.1922 г. - учебный корабль "Красное Знамя". В 1940 -1955 гг. канонерская лодка (в 11.1942 - 11.1943 г. пребывала в затопленном состоянии у острова Лавенсаари). С 7.04.1956 г. учебный корабль, с 13.03.1959 г. плавказарма Љ 152. Сдана на слом 3.06.1960 г.
      "Пантера" - подводная лодка типа "Барс". Залож. 3.07.1914 г. Спущ. 16.04.1916 г. Вст. в стр. 23.07.1916 г. (Ревель/завод Ноблесснер). Водоизмещение 650-670/780-810 т, размеры: длина 68,0 м, ширина 4,5 м, осадка 4,12 м. двиг. 2 дизельных мотора, л.с. 3000, 2 электромотора, л.с. 900. Скорость надводная 9,7 - 12,5 узлов, скорость под водой 7,8 - 9 узлов. Дальность плавания в надводном положении 1900 - 2500 миль. Дальность плавания в подводном положении 30 миль. Экипаж 3/30 - 31. Вооружение: 12 та 456 мм (4 трубчатых, 8 решетчатых), 2 - 57 мм, 1 пул. 7,62 мм либо 1 - 57 мм, 1 - 37 мм, 1 пул. (с 1917 г. 2 - 75 мм, 1 пул. 7,62 мм либо 1 - 75 мм, 1 - 57 мм, 1 пул. 7,62 мм). С 31.12.1922 г. - "Комиссар". С 15.09.1934 г. - "Б-2". С 10.01.1940 г. опытовая ПЛ. С 7.05.1943 г. зарядовая станция. Сдана на слом 18.08.1955 г.
      "Волчица" - на самом деле это п/л "Волк" - подводная лодка типа "Барс". Залож. 15.09.1913 г. Спущ. 25.10.1915 г. Вст. в стр. 14.04.1916 г. (СПб/Балтийский завод). ТТХ см. п/л "Пантера". С 25.03.1923 г. - "Батрак". С 10.12.1932 г. - "У-1". Сдана на слом 11.03.1935 г.
      --------------------------------
      Германия
      "Нассау" - линкор. Корабли программы 1907 г. вступили в строй в 1909-1910 гг. серия из 4-х ед. "Нассау" (Nassau), "Вестфален" (Westfalen), "Рейнланд" (Rheinland), "Позен" (Posen). Первые германские линкоры. Отличались превосходной для своего времени подводной защитой и мощным бронированием. Водоизм. 18 873/20 535 т, размеры: 146,1х26,9х8,57 м. ПМ - 3, 12 ПК, 26 700 л.с. = 20,2 уз., 3000 т угля. Броня: пояс 300 мм, башни 280 мм, барбеты 265 мм, рубка 400 мм, казематы 160 мм, палубы 55-80 мм. Эк. 1008 чел. вооружение: 12-280 мм/45, 12-150 мм/45, 14-88 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 6 та 450 мм подв. После капитуляции: "Нассау" передали Японии, разобран в 1921 г. "Вестфален" 1.9.1918 г. выведен из состава флота, передан Англии, разобран в 1924 г. "Рейнланд" 9.7.1918 г. выведен из состава флота и разобран в 1921 г. "Позен" передан Англии, разобран в 1922 г.
      "Байерн" - линкор. Первый германский линейный корабль с 380-мм артиллерией главного калибра. Серия из 4-х кораблей. Водоизм. 28600/32200 т ("Байерн", "Баден"); 28800/32 500 т ("Вюртемберг", "Заксен"), размеры: 180 ("Вюртемберг", "Заксен" - 183)х30,0х9,39 м. ПТ-3, 11 ПК, 55 900 л.с. = 22 уз., 3400 т угля + 620 т нефти. Броня: пояс и башни до 350 мм, барбеты до 250 мм, рубка 400 мм, казематы 170, палубы 6-100 мм. Эк. 1171 чел. Вооружение: 8 - 381 мм/45, 16 -150 мм/45, 2 - 88 мм/45 зен., 5 та 600 мм подв. "Баейрн" затоплен 21.06.1919 г. в Скапа-Флоу. "Баден" использовался англичанами как корабль-цель, затоплен 16. 8.1921 г. "Вюртемберг", "Заксен" - их постройка прекращена в 1917 г., разобраны после 1921 г.
       "Кениг" - линкор. Корабли программы 1911 г. вступили в строй в 1914 г. Серия из 4-х ед. "Кёниг" (Konig), "Гроссер Курфюрст" (Grosser Kurfurst), "Маркграф" (Markgraf), "Кронпринц" (Kronprinz). Первые линкоры германского флота, у которых все орудия ГК располагались в диаметральной плоскости. Являлись дальнейшим развитием кораблей типа "Кайзер". Водоизм. 25 796/28 600 т. 175,4 х 29,5 х 9,19 м, ПТ- 3, 15 ПК, 46 200 л.с. = 21,3 уз., 3600 т угля + 700 т нефти. Броня: пояс до 350 мм, башни до 300 мм, барбеты до 200 мм, рубка носовая 300 мм, кормовая 200 мм, казематы 170 мм, палубы 60-100 мм. Эк. 1136 чел. 10-305 мм/50, 14-150 мм/45, 6-88 мм/45, 4-88 мм/45 зен., 5 та 500 мм подв. Все затоплены 21.06.1919 г. в Скапа-Флоу.
       "Кронпринц" - линкор. Данные см. "Кениг".
      "Гроссер Курфюрст" - линкор. Данные см. "Кениг".
      "Кениг Альберт" - линкор. Корабли программы 1909 г. вступили в строй в 1912-1913 гг. серия из 5-ти ед. "Кайзер" (Kaiser), "Кайзерин" (Kaiserin), "Фридрих дер Гроссе" (Friedrich der Grosse), "Кёниг Альберт" (Konif Albert), "Принц-регент Луитпольд" (Prinzregent Luitpold). Первые германские линкоры, имевшие турбинную установку. Водоизм. 24 724/27 000 т, 172,4х29,0х9,10 м, ПТ - 2, дизель - 1, 16 ПК, 55 180 л.с. = 23,4 уз., 12 000 л.с. = 12 уз., 3600 т угля + 200 т нефти. Броня: пояс 350 мм, башни 300 мм, барбеты 250 мм, казематы 170 мм, рубки до 400 мм - носовая, 200 мм-кормовая, палубы 60-100 мм. Эк. 1084 чел. вооружение: 10 - 305 мм/50, 14 -150 мм/45, 8 - 88 мм/45, 4-88 мм/45 зен., 5 та 500 мм подв. Все затоплены 21.06.1919 г. в Скапа-Флоу.
      "Фридрих дер Гроссе" - линкор. Данные см. "Кёниг Альберт".
      "Роон" - броненосный крейсер типа "Йорк". Вступил в строй в 1906 г. водоизм. 9533/10266т, 127.8х20,2х7,76 м. ПМ-З, 14 ПК, 20620 л.с. = 21,4 уз., 1570 т угля. Броня: пояс до 100 мм, башни до 150 мм, казематы 100 мм, рубка носовая 150 мм, кормовая до 80 мм, палуба до 60 мм, на скосах до 60 мм. Эк. 633 чел. вооружение: 4-210мм/40, 10-150мм/40, 14-88мм/35, 2 пулемета, 4 - та 450 мм подв. Исключен из состава флота в 1916 году, корпус использован в 1921 г. как мол в Киле.
      "Принц Адальберт" - броненосный крейсер типа "Фридрих Карл". Вступил в строй в 1904 г. водоизм. 9087/9875 т, размеры: 126,5х19,6х7,43-7,8 м. ПМ-3, 14 ПК, 18540 л.с. = 20,5 уз., 1630 т угля. Броня: пояс до 100 мм, башни до 150 мм, казематы 100 мм, рубка носовая до 150 мм, кормовая до 20 мм, палуба до 80 мм, на скосах до 80 мм. Эк. 586 чел. вооружение: 4 -210мм/40, 10 -150мм/40, 12 - 88мм/35, 4 пулемета, 4 та 450 мм подв. Торпедирован 23.10.1915 г. английской ПЛ Е-8 на Балтике близ Либавы. Погибло 672 человек, спаслись трое.
      "Принц Генрих" - броненосный крейсер. Вступил в строй в 1902 г. водоизм. 8887/9806 т, размеры: 126,5х19,6х7,65 м. ПМ-З, 14 ПК, 15600 л.с. = 20 уз., 1590 т угля. Броня: пояс до 100 мм, башни до 150 мм, казематы 100 мм, рубка до 150 мм, палубадо 50 мм. Эк. 567 чел. 2-240мм/40, 10 -150мм/40, 10 -88мм/35, 4 пулемета, 4 та 450 мм (1 надв. и З подв). В 1920 г. сдан на слом.
       "Страсбург" - легкий крейсер типа "Магдебург", вступил в строй в 1912 г. водоизм. 4570/5587 т, размеры: 138,7х13,4х5,13 м. ПТ-2 , 16 ПК, 35 500 л.с. = 28,2 уз., 1200 т угля + 106 т нефти. Броня: пояс до 60мм, рубка до 100мм, щиты орудий до 50мм, палуба до 40мм. Эк. 354 чел. 12 -105мм/45. После перевооружения в 1915: 7 -150мм/45, 2 -88мм/45 зен., 2 та 500мм палубные поворотные и 2 ТА 500мм подв. (демонтированны при перевооружении), 100 мин. После капитуляции передан Италии.
      "Аугсбург" - бронепалубный крейсер типа "Майнц", вступил в строй в 1910 г. водоизм. 4362/4915 т, размеры: 130,5х14,0х5,58 м. ПТ-2, 15 ПК, 31 000 л.с. = 26,7 уз., 1010 т угля + 115 т нефти. Броня: палуба до 50 мм, на скосах 80 мм, рубка до 100 мм, щиты 50 мм. Эк. 367 чел. 12 -105мм/45, 4 -52мм/55, ("Кольберг" и "Аугсбург" после перевооружения в 1916 - 1917 гг.: 6 -150мм/45, 2 -88мм/45 зен.,) 2 та 450 мм подв., на перевооруженных кораблях 2 та 500 мм палубные поворотные, 100 мин. "Кольберг" и "Аугсбург" после капитуляции были переданы в 1920 г. Франции и Японии.
      "Кольберг" - бронепалубный крейсер. Данные см. "Аугсбург"
      "Любек" - бронепалубный крейсер типа "Бремен", первый германский турбинный крейсер, вступил в строй в 1905 г. водоизм. 3278/3816 т, 111,1 х13,Зх5,61 м. 2 ПТ, 10 ПК, 14 403 л.с. = 23,1 уз., 860 т угля. Броня: палуба до 50 мм, на скосах 80 мм, рубка до 100 мм, щиты 50 мм. Эк. 301 чел. 10 - 105мм/40, 10 скорострельных пушек, (заменены на пулеметы), 2 та 450 мм подв. "Бремен" и "Любек" с 1916г. : 2-150мм/45, 6-105мм/40, 2 та 450 мм (палубные повор.). Исключен в 1919 г.
      "Альбатрос" - минный заградитель типа "Наутилус". Заложен в 1907 г., вступил в строй в 1908 г., водоизм. 1975 /2354 т, 2 ПМ, 4 ПК, 6600 л.с.; = 20,8 узлов, 490-520 т угля, эконом. ход 3680 миль, размеры: 100,9 м х 11,5 м х 4,5 м. Экипаж: 11/197. Вооружение: 8 - 88-мм/35 орудий, 200-280 мин. В серии - два однотипных корабля "Наутилус" и "Альбатрос" - построены фирмой "Везер" в Бремене. "Наутилус" после войны разоружен, в 1928 г. сдан на слом. В июле 1915 г. "Альбатрос" снят с мели шведами, интернирован, вернулся в Киль в 1919 г., сдан на слом в 1921 г.
      "Эмден" - легкий крейсер типа "Кёнигсберг". Вступил в строй в 1916 г. водоизм. 5440/7125 т, размеры: 151,4х14,2х5,96 м. ПТ-2, 12 ПК,45000л.с.=27,8 уз.,1340 т угля + 500 т нефти. Броня: пояс до 60 мм, рубка 100 мм, щиты орудий 50 мм, палуба до 40 мм. Эк. 475 чел. 8 -150 мм/45, 2 - 88 мм/45 зен., 4 та 500 мм (2 подв. и 2 палубные поворотные, либо 200 мин). После капитуляции передан Франции. Разобран в 1926 г.
      "Тетис" - бронепалубный крейсер типа "Газелле", вступил в строй в 1901 г., водоизм. 2360-2700/3100-3180 т, размеры: 105,1 х12,2х4,84 - 5,12. ПМ - 2, ПК-8, 8690 л.с. = 21,5 уз., 550 - 710 т угля. Броня: палуба до 75 мм, на скосах до 80 мм, рубка 80 мм, щиты 50 мм. Эк. 258 чел. 10 -105мм/40, 5-10 пулеметов, 2 та 450 мм подв. Исключен в 1929 г.
      S-56, S-57, S-58, S-59, G-89, G-90, V-72, V-75, V-76, V-77 и V-78 - эскадренные миноносцы. Серия из 72 ед., строились в 1914-1916 гг. водоизм. 802/971 т (960/1147 т G85-G95, G41, G42), 924/1188 т (V67-V84), размеры: 78,5 - 83,0х8,33 - 8,36х3,33 - 3,80 м. ПТ - 2, 3 ПК, 24 800 - 26 300 л.с. = 34,2-36 уз., 225-340 т нефти. Эк. 83 чел. 3-88 мм/45, 2х2 та 500 мм, 2х1 та 500 мм, 24 мины, в 1916 г. эсминцы данного типа перевооружены на 3 - 105-мм/45 орудия. Уцелевшие после 10-11.11.1916 г. эсминцы S-56, G-89, V-77, V-78 затоплены 21.06.1919 г. в Скапа-Флоу.
      А-32 - миноносец, вступил в строй в 1916. водоизм. 227-229/250-252 т, размеры: 50,0х 5,62х2,34 м. ПТ - 1, 1 ПК, 3506 л.с. = 25,8 уз., 53 т нефти. Эк. 29 чел. 2- 88 мм/30, 1 та 450 мм, 18 мин. Погиб 25.10.1917
      G-103 - эскадренный миноносец, вступил в строй в 1915 г. водоизм. 1116/1734 т, размеры: 95,3х9,47х3,84 м. ПТ-2, 2 ПК, 29 400 л.с. = 33,7 уз., 500т нефти. Экипаж 104 человека. Вооружение: 4- 88 мм/45. С 1916 г.: 4 - 105мм/45; 2х3 та 500 мм; 24 мины. Затоплен 21.6. 1919 г. в Скапа-Флоу.
      В-110 - эскадренный миноносец, вступил в строй в 1915 г. водозим. 1374/1843 т, размеры: 98,0х9,35х3,42 м. ПТ-2, 4 ПК, 40 000 л.с. = 36 уз, 527 т нефти. Эк. 114 человек. 4-88 мм/45, 2х2 та 500 мм, 2х1 ТА 500 мм, 24 мины. Летом 1916 г. перевооружен на 4 - 105 мм/45 орудия. Затоплен 21.06.1919 г. в Скапа-Флоу.
      В-112 - эскадренный миноносец. Данные см. В-110. Затоплен 21.06.1919 г. в Скапа-Флоу.
      В-98 - эскадренный миноносец. Данные см. В-110. В 1919 г. продан на слом.
      S-64 - эскадренный миноносец, вступил в строй в 1917 г. водоизм. 802/971 т., размеры: 78,5 х 8,36х3,80 м. ПТ - 2, 3 ПК, 24 800 - 26 300 л.с. = 34,2-36 уз., 225-340 т нефти. Эк. 83 чел. 3-88 мм/45, 2х2 ТА 500 мм, 2х1 та 500 мм, 24 мины. Перевооружен на 3 - 105 мм/45 орудия. Погиб 18.10.1917
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Арифеев Александр Игоревич (trf19571230@mail.ru)
  • Обновлено: 20/11/2019. 49k. Статистика.
  • Статья: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка