Yugi И Арина: другие произведения.

Японская чайная церемония

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Yugi И Арина (gaijin.yugi@gmail.com)
  • Обновлено: 04/01/2011. 18k. Статистика.
  • Обзор: Япония
  • Иллюстрации: 1 штук.
  • Оценка: 7.11*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Относительно краткий обзор почти энциклопедического вида...


  •    Всем тем, кто имеет желание назвать данный текст плагиатом и прочим нарушением авторских прав:
       Я признаю, что в работе использовал информацию из различных источников. Однако, русскоязычные использовались уже в конце, исключительно для уточнения русского написания имён и видов чая; остальная информация была взята из англоязычных или собственно японских источников (например "The Book of Tea" Какузо Окакура и "The Japanese Tea Garden", написанная Марком Питером Кеани ) и впоследствии переработана.
      
      
      
       Японская чайная церемония
       0x08 graphic
       Однажды ученики Рикю спросили: "В чем тайна Пути чая?" Рикю сказал: "Тайн семь. Сделайте такой чай, чтобы гостю понравилось. Положите уголь так, чтобы вода закипела. Расположите цветок в соответствии с его природой. Летом нужна прохлада, зимой - тепло. Прибывайте заранее. Даже если дождя нет, возьмите зонтик. Будьте внимательны к гостям"
      
      
       Японская чайная церемония Ча-но-Ю является стержнем концепции мироощущения, которую японцы называют "ча-до" (или тя-до), Путь Чая. Это не просто традиция, это таинство, которое не может не привлечь внимания и не вызвать уважения.
      
       Искусству чайной церемонии учатся годами в специальных школах. Несмотря на то, что сам процесс может показаться простым и естественным, пределу совершенства в этом нет. При этом, являясь основой целого эстетического учения, сама она уходит корнями в дзэн-буддизм. И не только потому, что в начальный период чайные церемонии в Японии носили религиозный характер.
       Дзэн и чайную церемонию объединяет постоянное стремление к упрощению. Дзэн устраняет всё ненужное в своём познании высшей реальности, а чайная церемония -- в жизни, одним из типичных проявлений которой является которой является чаепитие в чайной. Чайная церемония -- это эстетизм примитивной простоты. Её идеал -- приблизиться к природе -- воплощается в том, что вы располагаетесь под соломенной крышей в комнате, едва достигающей десяти квадратных метров, которая однако, отделана и обставлена со вкусом. Дзэн также стремится содрать всю шелуху искусственности, которой человечество покрыло себя.
       Чайная церемония -- это своего рода приём, первоначально устраиваемый в монастыре в честь посетителей, или угощение, которое иногда устраивается для самих монахов. Чай делает ум свежим и бодрым, но не опьяняет. Вполне естественно, что он получил широкое распространение в буддистских монастырях, и что монахи были первыми, кто привёз его в Японию. На основе китайской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена в обиход в тринадцатом веке монахом Даё. Примерно веком позже священник Иккю Содзюн, настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко, который, слегка преобразовав церемонию, обучил её проведению сёгуна Асикагу Ёсимацу. Как и в большинстве стран, в Японии всё, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных, а чайная церемония приобрела популярность за пределами монастырей.
       Мурата утверждал, что чайная церемония -- это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая, метод единения с окружающим миром, молитва, вознесенная божеству, и стремление познать Истину Будды. В связи с этим, хорошая чайная церемония должна строиться на четырех основных принципах:
      
       • Гармония. Достижение гармонии - это одна из важнейших задач всего ритуала чайной церемонии. Когда человек отрешается от посторонних мыслей, забот, освобождается от отвлекающих ощущений, когда он не чувствует различия между другими людьми и полностью сливается с ними воедино - это и есть принцип гармонии.
      
       • Почитание. Уважение к старшим, да и просто к людям сидящим напротив, во время чайной церемонии прививается японцам еще с молоком матери. Участник чаепития должен с вниманием относиться к своим ощущениям, чувствам и настроениям во время чайной церемонии, но при этом быть тактичным, вежливым и учтивым с людьми, которые сидят рядом в чайной комнате.
      
       • Чистота. Чистота также необходима каждому участнику чайной церемонии. Причем не только душевная, но и физическая. Каждый человек должен прийти на чаепитие с чистыми и светлыми помыслами, без каких-либо корыстных намерений, которые могли бы плохо повлиять на самого человека или других участников чайной церемонии. Чистота олицетворяет добро и освобождение от нечистот. На церемонию чаепития, люди должны были прийти чистыми телом и духом. Чистые люди, по поверью, получали хорошее здоровье и всевозможные блага.
      
       • Покой. Гости чайной церемонии, а также пригласивший их устроитель церемонии, должны находиться в спокойном состоянии духа, и с полным умиротворением, без волнения и раздражения отнестись к таинственному действу, именуемым чайным ритуалом. Отношения между людьми за чаепитием должны также носить вежливое, тактичное и дружественное отношение. Чайная церемония должна скрепить их сердца и принести состояние глубокого покоя.
      
      
       Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзёо Такэно, в XVI веке начавший использовать для церемонии специальное строение -- чайный домик тясицу (полное название - соуанфуу тясицу), которому, в соответствии с принципом "ваби" (принцип естественности и простоты), был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей (отсюда и "соуан", "крытый соломой"). Он же ввёл в употребление в церемонии керамическую посуду, изготовляемую японскими мастерами в местностях Бидзэн, Сэто, и Сига. Такэно имел удивительную коллекцию свитков с каллиграфическими надписями, числом около 60 экземпляров. Каждый раз один из этих свитков вывешивался в чайном домике, с тем, чтобы создать определенный настрой именно для данной церемонии.
      
       Ученик Такэно, основатель чайной школы Сэнке и выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Соэки, ставший знаменитым под именем Рикю, доработал чайный домик и ввёл в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте.
       Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение "саби" -- принципу изысканности и красоты, также воплощённому в чайной церемонии. Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках. Так что к XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что "чайная церемония -- искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя".
      
       К сожалению, эстетические принципы Рикю входили в противоречие с вкусами его господина Тоётоми Хидэёши, предпочитавшего пышные, богатые приёмы и драгоценную чайную утварь. Поскольку Рикю не желал менять принципы чайной церемонии ради прихоти повелителя, тот в конце концов приказал ему совершить ритуальное самоубийство сэппуку (которое в России знают как харакири). Однако, по просьбе оды Нобунаги, сыновьям Рикю позволили продолжить семейное дело, и внук мастера Сэн Сотан закрепил доминирующую позицию чайной школы Сэнке в Японии, которая сохраняется и по сей день.
      
      
       В целом действие чайной церемонии представляет собой специально организованную и упорядоченную встречу хозяина -- чайного мастера -- и его гостей для совместного отдыха, наслаждения красотой, беседы, сопровождаемых употреблением чая. Разновидностей церемонии множество, но основных насчитывают шесть:
      
       • Ночная. Как следует из названия, проводится она ночью, обычно при луне. Гости собираются около полуночи, и расходятся не позже четырех часов утра. Ещё отличается тем, что чайные листья перетирают в порошок матча не перед церемонией, а во время.
       • Чайная церемония на рассвете. Начинается незадолго до восхода, в три-четыре часа утра.
       • Утреннее чаепитие. Обычно проводится летом, когда утро - самое прохладное время.
       • Полуденная (иногда называемая послеобеденной). Начинается около часа дня, к чаю из еды подаются только сладости.
       • Вечерняя, или ночная. Начало церемонии варьируется от часов эдак шести пополудни до заката.
       • Специальная церемония. Обычно приурочивается к какому-то важному событию, от праздника до рождения наследника, битвы, или ритуала сэппуку. Отличается строгими требованиями к одежде участников и крайней формальностью.
      
       Готовиться к церемонии начинают задолго до того, как участники примутся собственно употреблять благородный напиток. Тут и "главного гостя" надо выбрать и заручиться его согласием на участие, и список остальных гостей с ним согласовать, и приглашения им разослать, причем в идеале письмом; и тип события, по случаю которого проводится церемония, им сообщить. А поначалу приходилось даже выбирать и обустраивать помещение для церемонии, хотя в последние четыре столетия практически всегда используется чайный домик.
      
       Итак, гости выбраны, оповещены, и собраны вместе в беседке мачиаи (буквально "место встречи"). Здесь им подаётся горячая вода в небольших чашках. Назначение этого этапа -- создать у гостей общее настроение, связанное с ожиданием предстоящей церемонии как важного и приятного действия, встречи с прекрасным. Затем они идут к чайному домику через небольшой сад по дорожке из камней, проложенных как бы случайным образом. По преданию, устройство такой дорожки восходит к большим кускам белой бумаги, которые были положены на мокрую траву для того, чтобы роса не замочила одежды сегуна Асикаги, когда он шел на чайную церемонию. И как бы в память об этом событии дорожка названа "родзи", что означает "земля, увлажненная росой".
       Чайный сад невелик. По мнению "мастера чая", чанива должен способствовать нарастанию особого настроения, без которого церемония оказывалась бы бессмысленной. Обычно он устроен по образу небольшого фрагмента горного склона, поросшего лесом. Все его элементы подбираются так, чтобы создавать настроение спокойной отрешённости. В ясную погоду он защищает от яркого солнца, создавая спокойный полумрак. В саду высаживают различные вечнозелёные кустарники, бамбук, сосны, кипарисы. Также в нём в "естественном" порядке, имитирующем природный беспорядок и случайность, располагаются камни, поросшие мхом, и старые каменные фонари. Если церемония проводится в тёмное время суток, фонари зажигают, чтобы осветить путь гостей к чайному домику. Свет фонарей неяркий, достаточный лишь для того, чтобы видеть путь, он не должен сам по себе привлекать внимание и нарушать сосредоточение.
      
       В конце родзи, у входа в чайный домик, находится каменная чаша цукубаи, из которого гости берут воду для омовения перед церемонией. На нем лежит маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый гость обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот, затем, особым образом поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку ковшика.
      
       Внутрь тясицу ведет узкий и низкий вход нидзиригучи - около 60 см в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик отнюдь не случайно, оно имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, как бы совершая поклон всему окружающему. В прошлом низкий вход давал ещё один эффект -- самурай не мог войти в чайный домик с длинными мечами, и оружие приходилось оставлять снаружи. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном.
      
       Внутреннее убранство воплощает принцип ваби - естественности и простоты -- стены отделаны серой глиной, чтобы отражённый ими свет создавал ощущение спокойствия и нахождения в тени, пол устлан татами. Самая важная часть домика -- токонома, -- ниша в стене, расположенная напротив входа. В нише перед церемонией помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с изречением, как правило, в дзен-буддийском стиле, которое чайный мастер специально подбирает к каждому конкретному случаю. В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай.
       Войдя в тясицу, гости в соответствии с принципом кей совершают поклон в сторону токонома и рассаживаются на татами вокруг очага. Сидеть, скрестив ноги, считается развязным, вытягивать их в сторону соседа - неприлично. Обычно сидят в традиционной позе сейза - на собственных пятках. Хозяин (он же чайный мастер) входит в чайный домик последним, причём не сразу после гостей, а немного погодя, чтобы дать гостям возможность без спешки рассмотреть и оценить предметы в токонома.
      
       Пока вода в котле нагревается, гостям подаётся кайсэки -- лёгкая еда, состоящая из простых, не сытных, но изысканных блюд, предназначенных не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувством голода. Угощение подаётся на подносе вместе с новыми палочками из кедра и состоит из трёх перемен блюд. Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую -- насыщать. Едят всего понемногу, иначе нет смысла в чайной процедуре. Хозяин, угощая гостей, старается рассказать им какой-нибудь интересный случай или историю, он делает все возможное, чтобы сделать времяпрепровождение очень приятным. Для этого гостей угощают и небольшой порцией сакэ.
      
       После кайсэки гости на некоторое время выходят из чайного домика, чтобы размять ноги и подготовиться к основной части церемонии -- совместному питью густого чая. В это время хозяин меняет свиток в токонома на тябана -- композицию цветов и/или веток. Комнату подметают и расставляют посуду для основной части церемонии. Для этого используют более тринадцати предметов, каждый из которых - дорогой и рассматривается как произведение искусства.
      
       Спустя некоторое время, гости вновь собираются в чайном домике и начинается самая важная часть церемонии -- приготовление и питьё коича - густого матча. Весь процесс проходит в полном молчании. Все внимательно наблюдают за действиями хозяина и вслушиваются в звуки огня, закипающей воды, струй пара из котла, к которым позже добавляются тихие звуки, производимые манипуляциями хозяина с чашей, чаем и утварью. Хозяин сначала проводит символическое очищение всей используемой утвари, затем приступает к приготовлению чая. Все движения в этом процессе строго выверены и отработаны, хозяин движется в такт дыханию, гости внимательно наблюдают за всеми его действиями. Это самая медитативная часть церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, туда же заливается небольшое количество кипятка, содержимое чаши взбивается бамбуковым венчиком часэн до превращения в однородную массу и появления зелёной матовой пены. Затем "хозяин" с поклоном передаёт чашку главному, самому почетному гостю. Тот берет шелковый платок фукуса, укладывает его на ладонь левой руки, а правой ставит на нее чашку и в два приёма поворачивает на 180 градусов, любуясь ею. Кивнув соседу - осаки-ни ("раньше вас"), он отпивает три с половиной глотка, затем вращает чашку обратно, кладет фукуса на циновку, вытирает край чашки своим кайси (бумажный носовой платок; салфетка) и с поклоном передает чашку второму гостю. Каждый из гостей повторяет процесс; все выражают свое восхищение чашкой, первый от имени всех гостей просит хозяина рассказать ее историю.
      
       Употребление чая из общей чаши символизирует единение собравшихся. После того, как чаша обойдёт всех гостей, хозяин снова передаёт её гостям, теперь уже пустую, чтобы каждый мог внимательно рассмотреть чашу, оценить её форму, снова почувствовать в своей руке.
      
       С этого момента начинается следующая стадия церемонии -- хозяин готовит лёгкий чай в отдельной чашке для каждого из гостей. Начинается беседа. Эта часть церемонии -- отдых, во время неё не говорят о делах, повседневных заботах. Предметом обсуждения становится свиток в токонома, изречение, написанное на нём, красота цветочной композиции, чаша, другая утварь, сам чай. Непосредственно перед подачей чая гостям подаются сласти. В конце этой части церемонии гостям опять предлагается осмотреть утварь, использованную для приготовления чая на этот раз.
      
       По завершении беседы хозяин, ответив на все вопросы гостей, с извинением покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению. В отсутствие хозяина гости осматривают очаг, на котором готовился чай, ещё раз обращают внимание на цветы в токонома, которые к моменту завершения церемонии должны раскрыться. Раскрывшиеся цветы служат напоминанием о времени, проведённом вместе участниками церемонии.
       Пока гости покидают чайный домик, хозяин находится вблизи от его входа, молча кланяясь уходящим. После ухода гостей хозяин некоторое время сидит в чайном домике, вспоминая прошедшую церемонию и восстанавливая в памяти оставшиеся от неё ощущения. Затем он уносит всю утварь, убирает цветы, протирает татами в домике и уходит. Уборка символизирует подведение окончательного итога происходившему. Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии. Считается важным, что действо, не оставив никаких внешних следов, сохранилось лишь как след в сознании участвовавших в нём людей.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Yugi И Арина (gaijin.yugi@gmail.com)
  • Обновлено: 04/01/2011. 18k. Статистика.
  • Обзор: Япония
  • Оценка: 7.11*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка