Арустамьян Георгий: другие произведения.

In Beer We Trust, или Во что ещё, кроме пива, верят чехи

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Арустамьян Георгий (panduht@list.ru,panduht@front.ru)
  • Обновлено: 21/04/2004. 10k. Статистика.
  • Статья: Чехия
  • Оценка: 5.35*6  Ваша оценка:

    INBEERWETRUST, или ВО ЧТО ЕЩЁ, КРОМЕ ПИВА, ВЕРЯТ ЧЕХИ... Вообще, чехи не религиозные люди. Это может показаться странным, если принять во внимание огромное количество костёлов и церквей в самой Чехии и обострённую религиозность соседних Словакии и Польши. В соответствии с недавними социальными исследованиями, 33% опрашиваемых чехов считают себя "религиозными", 40% представились "атеистами", а оставшееся меньшинство назвало себя "истинными верующими". Статус самой не религиозной страны Европы сыскала себе именно Чехия. Здесь, в основном, религиозные памятники - предметы старины и искусства, но не поклонения, а религиозные праздники - традиционные способы просто повеселиться и отдохнуть вместе с друзьями. В то же время, и памятники, и праздники служат хорошей приманкой для туристов и, как следствие, хорошей прибавкой к бюджету страны и отдельных её граждан. Нельзя сказать, что в других странах дела обстоят как-то принципиально иначе, но всё же ироническое и панибратское отношение к религии в Чехии чувствуется особенно сильно.
       Тем не менее, так было не всегда. Ранние славяне-солнцепоклонники были, в современном понимании, язычниками, хотя уже в 863-ем году княжеская династия Пршемыслов способствовала принятию христианства на территории всей Великой Моравской империи. Странствующие проповедники, также хорошо известные и в России, Кирилл и Мефодий были первыми, кто начал целенаправленно знакомить тогдашнюю власть с христианским учением и склонять её к принятию новой религии. Их миссия увенчалась успехом, что повлекло за собой большие политические и экономические выгоды для Богемского государства. Княгиня Людмила, первой принявшая христианство, привела к нему и своего внука - первого православного князя Вацлава I, ставшего после трагической гибели святым великомучеником и небесным покровителем всего чешского народа. Но вместе со вступлением Богемии во владения Священной Римской Империи, православие стало отходить на второй план, и католическая церковь стала играть ведущую роль в землях, перешедших от славянских Пршемыслов к кельтским Люксембургам. И хотя великий император XIV века, Карл IV, проявлял не скрываемый интерес и участие в сферах астрологии и алхимии, он не мог, будучи ещё и императором Рима, не ставить во главу угла католические устои. Пражские же архиепископы играли не последнюю роль в развитии европейских внутренних и внешних связей. Будучи особо приближёнными императоров и авторитетнейшими политиками, они короновали чешских королей, были их первыми советниками и веками служили ревностными участниками и свидетелями церковных деяний на земле.
       Однако раздел сфер деятельности и имущества между церковью и государством начался уже в XV веке. Это было время активных чешских выступлений против Римской Католической Церкви. Она правила во всей Европе в течение всего средневековья, но к началу XV века в Богемии начались массовые народные волнения из-за проведения нелепых религиозных реформ и скандалов, связанных с церковной коррупцией. В тот период деятельность первого ректора Карлова Университета, Яна Гуса, значительно способствовала развитию протестантства. А религиозные войны, начавшиеся после гибели главного идеолога на костре церковной инквизиции, навсегда разделили чешских католиков и протестантов.
       К тому же в Чехии во все времена было больше алхимии, нежели религиозности. И этому постоянно способствовали и давали подпитку своим интересом разные яркие личности, восходившие на чешский престол. После Карла IV Люксембургского, в конце XVI - начале XVII вв. чешских алхимиков и астрономов начал поддерживать Рудольф II Габсбургский. Он был довольно экстравагантным и неординарным человеком, что очень нравилось свободным и ищущим личностям и абсолютно не принималось воинствующими церковными консерваторами. Рудольфа II погубила его же собственная эксцентричная натура, и, казалось бы, всё должно было наладиться в религиозном стане государственности, но пришедший в конце XVIII века император Йозеф II издал манифест о веротерпимости, чем опять серьёзно обидел властвующих церковников.
       И так, переживая многолетние религиозные войны и реформы, прихоти императоров и нападки протестантов, романский католицизм всё больше и больше терял свой авторитет, а с ним и силы удерживать свои прежние позиции. Он был сильно связан с Австрийским империализмом, правящий в Европе с XVII века, а тот в свою очередь к XIX веку прямо на глазах начал терять свою власть над чешскими землями, в которых очень активно развивались идеи национального самосознания, возрождения родного языка и народных традиций.
       Ну, а после Первой Мировой войны, в 1918-ом году, став республиканцами под предводительством президента Томаша Гаррига Масарика, чехословацкие граждане не были особо заняты религиозной стороной развития своего нового государства. А потом началась Вторая Мировая война. И уже после её окончания, при коммунистическом правлении, о развитии и, тем более, воссоздании чешской религиозности не могло быть и речи. И даже была проведена знаменитая "Операция К", в ходе которой 14 апреля 1950-го года практически за одну ночь на территории всей Чехословацкой республики были закрыты все известные соборы, церкви и монастыри. И в течение следующей декады "Научный атеизм" стал обязательным предметом для изучения в прогрессивной системе образования молодого социалистического государства. В самом же Советском Союзе, например, не было таких радикальных мер, хотя во время больших церковных праздников по телевидению транслировались особо развлекательные программы с привкусом запретных плодов - лишь бы молодёжь не ходила в церкви, у которых в свою очередь уже дежурили работники карательных органов. После, правда, пришлось в срочном порядке ту же порционную английскую и американскую рок-музыку активно заменять итальянской и французской эстрадой. Что тоже, в общем-то, у властей не плохо получилось. И чехословацкие социалисты во времена уже более-менее либерального правления использовали те же методы.
       В пост-бархатно-революционный период во всех пост-гранитно-советских странах начали, как грибы после дождя, появляться наравне с традиционными верованиями и альтернативные религиозные культы и секты: сайентологи и кришнаиты, сторонники "экзистенционализма" и фанаты "сетевого маркетинга". Через открытые границы хлынула американская волна пресловутых "свидетелей Иеговых", чьи чешские (и даже русские) представители на улицах Праги активно агитируют жителей и гостей столицы "пробудиться" под чутким взором "сторожевой башни".
       Вновь вышел из подполья иудаизм. Прага всегда считалась главным еврейским городом Европы. Еврейские поселения официально были зарегистрированы в Праге ещё в конце X века, и к началу XVIII века иудеи составляли уже четверть пражского населения.
       В десяти основных пражских районах расположено 107 католических церквей, 60 протестантских и 8 синагог. Православие, конечно же, исторически так и не смогло стать одной из ведущих религий Чехии, но всё же есть три наиболее известных прихода, которые были основаны русскими переселенцами разных лет. Два в Праге - на территории Российского Посольства и на Ольшанском кладбище, и один в Карловых Варах. Но в Праге есть ещё два крупных чешских храма, где проходят православные богослужения наравне с католическими, - это кафедральный собор Кирилла и Мефодия (рядом с Карловой площадью) и церковь Святого Микулаша (на Старомнестской площади в самом центре города).
       В процентном соотношении население Чехии, считающее себя приверженцами какой-либо веры, выглядит так: при наличии 40% атеистов, о которых уже писалось выше, 39% чешских граждан - католики, 5% - протестанты, 3% - православные, 13% - представители других конфессий. На самом деле, немного сомнительно выглядит не большая цифра, характеризующая долю протестантов, но так говорит официальная статистика.
       Число чехов, в наши дни посещающих действующие церкви, очень мало, и подавляющее большинство их - пожилые люди. Службы в крупных костёлах сейчас ведутся, в основном, для соблюдения церковных канонов и для постоянных прихожан, паломников и туристов. Традиции массовых посещений соборов в Чехии, по всей видимости, безвозвратно утеряны. Зато очень развита система оказания услуг по проведению церемонии венчания для иностранных молодожёнов. Это и понятно, ведь многие приезжие пары руководствуются тем, что таким образом соединяется воедино и довольно дешёвый обряд венчания в одном из самых красивых городов мира, и проведение здесь же "медового месяца".
       Современные чехи, в основе своей, агностики, предпочитающие независимые взгляды на вопросы религии и философии и держащиеся собственных народных традиций. А кроме пражского статуса "Европейской столицы чёрной магии", сам чешский народ до сих пор считается "Европейским королём чёрного юмора" - при таких достижениях, вряд ли можно говорить о повышенной религиозности в республике. Мировоззрение большинства людей весьма прагматично, и чехов скорее могут заинтересовать аспекты "эзотерики", нежели теологии. Хотя это не мешает их государству, в общем, и каждой семье, в частности, нормально существовать и развиваться, и традиционно радостно и пышно отмечать праздники Рождества и Пасхи. В конце концов, так ли это уже важно в начале XXI века, кто в какой храм ходит и ходит ли, вообще, - "главное, чтобы человек был хороший". А любое национальное застолье с божественным чешским пивом может без особого труда сдружить представителей любых религиозных течений. Ну, и на здоровье!
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Арустамьян Георгий (panduht@list.ru,panduht@front.ru)
  • Обновлено: 21/04/2004. 10k. Статистика.
  • Статья: Чехия
  • Оценка: 5.35*6  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка