Астремский Вячеслав Вячеславович: другие произведения.

Дешевый взгляд на Будапешт.

• © Copyright Астремский Вячеслав Вячеславович
  • Обновлено: 30/04/2008. 7k. Статистика.
  • Рассказ: Беларусь

Поездку в Венгрию запомнил надолго. Это была первая зарубежная экскурсия. Стоила она недорого, около пятисот долларов в переводе на наше время. Взять такую путевку на двенадцать дней можно было только по блату, что я и сделал. Это был конец восьмидесятых годов, поэтому иначе за границу выехать нельзя было. Обменяли мы рубли на форинты, но вышло очень мало. Даже кассетник не купишь. В то время все экскурсанты везли с собой что-либо на продажу. Собирались слухи, заявления очевидцев побывавших в заграничном рае о товарах повышенного спроса. Набор хлама, который везли с собой, особым разнообразием не отличались: водка, советское шампанское, икра, детские электронные игрушки. Мы не отличались оригинальностью. Тоже набрали всякой ерунды с собой. Экскурсия была сборная, не от одного предприятия. Об этом мы узнали на вокзале, когда грузились в вагон. Именно грузились. Проводницы скучными взглядами смотрели на нас, не вмешиваясь. Рассевшись по местам, некоторые сразу начали отмечать важное событие - начало экскурсии. Был вечер и я решил в этом не участвовать, а просто лег спать, тем более на спор я дал слово год не прикасаться к спиртному (как потом выяснилось - сдержал). Купе попалось спокойное, все были свои. Утром я узнал, вагон гудел всю ночь. Часов в восемь, мы прибыли во Львов. Приехали из зимы в весну, был февраль месяц, но во Львове снега не было. Погода стояла весенняя. Нам объявили, что день у нас свободный, но к двадцати ноль ноль мы должны сидеть в вагоне. Выдали талоны на питание, назвали адрес столовой и отпустили в свободное плавание. Мы уже были в этом красивом городе. На вокзале сели на трамвай и поехали в центр, по дороге читая надписи и вывески на украинском языке. Надписи были непривычны и интересны, дома такого не увидишь. Попав в центр, мы просто слонялись по городу. Зашли в старейшую в Европе Аптеку, купили "Зализно вино", сходили в костел. Около костела была часовенка, где был изображен Иисус Христос сидящим, что необычно, но больше всего поразила подпись под барельефом: "Люди, неужели вам тяжелее, чем мне". За дословное написание не поручусь, но смысл точен. Больше вспомнить нечего за этот день. Вечером загрузились в вагон и поехали. Ночью разбудили наши пограничники. Они заскакивали в купе, всех поднимали, залезали на полки, смотрели под сиденьями. И это притом, что паспортный контроль осуществлялся оптом. Все наши паспорта были у старшего группы. Венгерских таможенников, как и советских мы не видели. Вообще. Поезд на Венгерской границе остановился, постоял с полчаса и поехал, так мы узнали, что пересекли границу. Утром прибыли в Будапешт, что-то около шести часов, раненько. Ребята с завода силикатных материалов стояли с опухшими лицами, они выпили всю водку, которую везли на продажу. Но грусть их была не долгая. Оказывается, прямо на перроне стоял киоск, где можно было купить сухое вино в любой расфасовке. Радости было немеряно. Купить успели, а выпить не дали. Наш главный, построил нас и повел в столовую, которая должна открыться в семь утра. Мы шли колонной по главной улице Будапешта, кажется это была улица Ракоци. Ребята с вином выискивали подворотню, чтобы заскочить и по быстрому поправить здоровье. Наконец они увидели арку. Трясущимися руками открыли бутылку и стали с горлышка пить. Мимо, через арку шли местные венгры и удивленно смотрели на нашу троицу. Оказывается, за аркой находилась площадь, где было какое-то учреждение.
      Не прошло и тридцати секунд, как они опорожнили бутылку и догнали колонну туристов.
      Пройдя сто метров от арки, где ребята поправляли здоровье, мы вошли в столовую. В столовой выбор вина был намного больше, чем в привокзальном киоске. Можно просто купить вина, взять стакан, закуску и спокойно, цивилизованно поправлять свое пошатнувшееся здоровье. Но кто ж об этом знал. Позавтракав мы сели в автобус и нас повезли на экскурсию по Будапешту. Красивый город. Очень. Правда большая половина туристов спала, после двух бессонных ночей и выпитого на завтрак вина. Из автобуса, рассматривать памятники выходило не более десяти человек. К концу экскурсии по городу нас повели в какой-то музей, пошло всего пять человек. Посетив музей, мы отправились в другой город - Кечкемет. Прибыв на место, нас устроили в гостиницу. Когда все распределились по номерам, нас собрали в ресторане и местный гид, на хорошем русском языке объяснила, чтобы мы не приставали к персоналу гостиницы и не пытались им продать водку и другой товар. Завтра она с утра нас отвезет на местный рынок, где мы сможем быстро продать водку, так как в городе есть еще две группы русских, у которых экскурсия заканчивается. Еще сказала, чтобы туалетную бумагу бросали в унитаз, а не засовывали под ванну и раковины. Много инструкций давала, но остальные не запомнились. Только назавтра я понял, что она имела в виду, когда говорила про русские экскурсии и водку. Оказывается, водку местные жители не покупают на рынке, разве что только бомжи и алкоголики, но русских туристов намного больше, чем они могут выпить. Основные потребители сами экскурсанты. Славяне, продав товар и водку, получив заветные форинты, накупали видиков, кофточек, джинсов и прочей дребедени. Купив все, надо было замочить, а водка уже продана, и дешевле чем на рынке нигде нет. Вот и шли покупать у вновь прибывших экскурсантов.
      Утром, как обещала наш гид, повезла на рынок. Через пять часов нас усадили в автобус, провезли по городу Кечкемет и повезли в другой, кажется, это был город Печь. При выезде из Кечкемета, наш автобус столкнулся с легковой автомашиной. Мы взгрустнули, зная наши порядки, приготовились ждать несколько часов, но на удивление все быстро решилось. Они уже тогда, просто писали друг другу расписки и как-то предъявляли их в страховое агентство. Все было без участия полиции. Я не понял процедуру, водитель автобуса плохо изъяснялся по-русски, а гид-переводчица о чем-то точила лясы с нашими женщинами.
      Экскурсия проходила в бешеном темпе. Утром просыпались, экскурсия по городу, рынок, и поездка в другой город. Вокруг чувствовалась весна и это в феврале. Гид говорила, что у них бывает снег. Последний раз был три года назад. Выпало очень много снега, сантиметров десять. Коммунальные службы не справлялись и присылали русские войска и технику аж с Польши. Три дня вся Венгрия не работала. Удивило, что полицейских, типа нашего ГАИ нигде не было видно, но стоило произойти аварии, как в течение пяти минут слеталось несколько машин. Еще запомнилась чистота в городках, спокойствие, уважительное отношение к клиентам, хотя чувствовалось презрение обслуживающего персонала. Удивили платные туалеты, чистые. Ассортимент товаров в магазинах. Острая пища, отсутствие черного хлеба, обилие иномарок. Поразило в одном баре, как официант из бурдюка подмышкой, наливал в бокалы вино с расстояния нескольких метров, струйкой. Провожала Венгрия нас некрасиво. Я впервые узнал, как работают мошенники. Я товар не вез, мне сказали, что там можно поменять рубли на форинты, но купюры должны быть не менее десяти рублей. Мы пришли в Будапеште на рынок, договорились об обмене с каким то мужиком. Он здорово смахивал на араба или турка. Завел нас за вагончик, пересчитал деньги и тут выскочил из-за угла его напарник и крикнул полиция. Араб/турок, всунул нам купюру со многими нолями и смылся. Мы тоже бежать. Остановились на мосту, посмотрели и поняли, нас кинули. Но все равно, Будапешт очень красивый город, стоит поехать и посмотреть.

• © Copyright Астремский Вячеслав Вячеславович
  • Обновлено: 30/04/2008. 7k. Статистика.