Июнь 1967 год. Еврейская слободка Дербента замерла, прильнув к радиоприемникам. Мы со страхом и надеждой, отчаянием и восторгом слушала вражеские голоса: Израиля, США, Англии. Еврейский народ вечно угнетенный, гонимый и униженный, прошедший: изгнания, рассеяния, инквизицию, холокост и пятую графу, восстал из небытия. Израиль за шесть дней повзрослел на две тысячи лет, обеспечив своему народу достойное место в будущей истории человечества. Гордость за свой народ, граничащая порой с высокомерием, было важнейшим итогом Шестидневной войны Израиля с арабскими странами. Мы на слободке почувствовали, что вдруг стали частью далекой, но ставшей для нас удивительно близкой и родной страны. В нашем сознании призыв "В следующем году в Иерусалиме!" становилась реальностью недалекого будущего.
- Эта "Зоов - старая карга", ходит по всем дворам слободки и рассказывает как, видите ли, хорошо живется людям в Израиле, не подымая головы от кастрюли со свежеприготовленным борщом с жирными кусками мяса, с явным неудовольствием пробормотала моя мама.
- она рассказывает, что там, в Израиле текут молочные реки, а берега медовые. Что они там даже на ночь не закрывают свои двери на замок. Велика радость, в двадцати сортах мороженого, как - будто нельзя обойтись одним Дербентским, продолжала она ворчать, глядя с удовлетворением на свое приготовленное блюдо.
- Вот такого борща как у меня, в Израиле, точно никто не сможет сварить, на этом она закончила свой критический монолог и вышла на улицу, чтобы услышать, что ещё такого сверхъестественного рассказала Зоов в её отсутствии, об этой непонятной, но завораживающей и притягивающей к себе стране
Тетя Зоов, пожилая женщина, мать семерых детей, обаятельная с магической силой убеждения, была великой подвижницей в среде горских евреек слободки. Она первая поднялась и уехала в Израиль. Через некоторое время она вновь возвратилась в Дербент и это событие, как считали многие старожилы, стала началом Исхода евреев из слободки. Разные небылицы рассказывали про неё. Говорили, что она чуть ли не израильский шпион и её специально заслали в союз, чтобы агитировала горских евреев на выезд в Израиль. Но евреи слободки уже сами хотели перемен и были готовы к ним. Они верили и надеялись, что там "На другой планете" обязательно найдут свое счастье и заживут достойно по-человечески.
Надежда в движении и мы горские евреи слободки поднялись и пошли. Сегодня горские евреи занимают активные жизненные позиции во многих странах мира: США, странах Евросоюза, Канаде, Австралии, России, Азербайджане, и конечно в Израиле на нашей исторической Родине. Иначе не могло быть, потому что мы всегда отличались своим трудолюбием и деловой активностью. Только в одном Дагестане среди горских евреев было восемь Героев Социалистического Труда. Представьте себе, во времена Советского Союза в мусульманской республике, горские евреи, герои Социалистического труда. Как надо было работать, чтобы не заметить трудовые подвиги моих земляков.
Одним из первых уехала многочисленная семья Зорика, главного поставщика вина на наших пацановских сходках. Не важно, что оно было кислое, и никогда не отвечала вкусовым качествам, продвинутых Дербентских вин. Главное после пары стаканов выпитого "кисляка", мы становились компанией близких неразлучных друзей. Иногда мы убедительно просили Зорика не добавлять, хотя бы для нас, в этот "кисляк" воды. На что он вполне серьезно отвечал, "Мы не давим вино в подвале, что дают отцу на трудодни в колхозе, то и выношу, это они там, колхозные виноделы мухлюют". Мы верили ему, потому что знали, именно таким образом все и происходило с нашими хваленными дагестанскими винами. Когда они уехали, слободка осиротела, - Зорика семья была самая большая и бедная на "махале".
Шура - принцесса слободки, самая очаровательная и красивая девчонка. Её завораживающая грудь, просто сводила нас с ума, и надо было иметь огромную силу воли отвести от них свои глаза. Мы все как один мечтали дотронуться до её груди с большими и очень выразительными сосками. Она видела наши страдания и сочувствовала нам, всё понимала и снисходительно относилась к нашим фантастическим желаниям. Шура неожиданно для нас всех вышла замуж за парня, которого мы дружно возненавидели. Через некоторое время она с мужем, перебралась в Штаты и мы уже с ней никогда больше не встречались.
Ёсик не успел уехать в Израиль. Его убили в далеком Хабаровском крае, куда он уехал после окончания института. Ему было всего двадцать три года. Несколько пьяниц зарубили его там за бутылку вина. Слободка хоронила молодыми, многих наших ребят, которые уезжали в Россию за удачей, в надежде быстро и без особых усилий заработать большие деньги. Они понимали, что только в России с её огромным потенциалом и большими возможностями для самореализации молодых, энергичных, жаждущих успеха людей у них есть шанс встать на ноги, стать счастливым человеком, настоящим хозяином своей судьбы.
Дербент сегодня другой, да и слободка уже не та.
Народ-созидатель, покинул родные места.
Оставил дома, мечты и святую любовь.
С надеждой и верой найти это вновь.
Дагестанский поэт, Расул Гамзатов писал.
Счастье там, где нас родные ждут.
Расходятся по морю корабли, а волны только к берегу плывут.