Современные историки утверждают, что предки Горских евреев пришли на Кавказ из Персии предположительно в "пятом веке" нашей эры. Но почему Горские евреи в конце двадцатого века стремительно вышли с Кавказа, и каким образом это произошло - никто внятно не может пояснить и по сей день. Почему жители еврейской слободки Дербента, которые жестко придерживались ритуалов, обрядов и обычаев иудаизма, считавшие слободку центром вселенной и идеальным местом для жизни, поднялись в одночасье и ушли.
Оставив могилы своих предков, они порвали связь с прошлым, тем самым заложив основу новому масштабному Исходу. Сегодня мои современники, жившие в то время в Дербенте, могут с исторической точки зрения правдиво описать и рассказать, как всё это происходило на самом деле. Я реальный участник и немой свидетель порой трагических, не поддающихся пониманию и восприятию событий, которые в клочья разорвали многие человеческие судьбы.
Из общей численности Горских евреев в мире в 250 000 человек 150 000 в настоящее время проживают в Израиле и более 40 000 осели в США. Это уже современная история Горских евреев. Разве мог я когда-либо предположить, что пацаны с еврейской слободки Дербента, с которыми я когда-то играл в футбол, ходил в школу, заплывал за горизонт, пацаны, чей мир крутился вокруг слободки, будут сегодня жить в странах, знакомство с которыми происходило посредством посылок, неудержимым потоком хлынувших со всего мира в то время на слободку.
До массового исхода из СССР в 1970-х годах Горские евреи жили в основном в Азербайджане и на Северном Кавказе. Дербент, расположенный на границе Азербайджана и Дагестана, был важнейшим религиозным, культурным, духовным и экономическим центром Горских евреев на Кавказе. Еврейская слободка Дербента представляла собой небольшой город в городе со своей синагогой и занимала значительное место в сохранении национальных традиции и обычаев общины Горских евреев.
Для нас, слободских пацанов, самым долгожданным и желанным был, конечно, праздник Песах, связанный с важнейшим событием истории еврейского народа - избавлением от рабства. Много тысяч лет назад, в ту роковую ночь Исхода евреев из Египта, Ангел смерти прошёл мимо израильских семей. Господь Бог с тех пор ещё много раз спасал свой народ от полного уничтожения и забвения.
Покровительство, оказываемое Всевышним евреям, вселяла в них уверенность в свою безопасность. Чувство защищенности и отсутствие страха передавалось из поколения в поколение на генетическом уровне. Девиз "никогда, никого и ничего не бойся" данный Богом, вошел в суть и сознание еврейского народа. Пройдя гонения, инквизицию, унижения, оскорбления, испытания, разрушения первого и второго храмов, еврейский народ выстоял и сумел доказать, что имеет право жить и процветать как и многие другие народы, населяющие нашу планету Земля.
Помню, как до наступления праздничной недели мама собирала по всему дому всё квасное и сжигала в утро перед Песахом. Помню, как она доставала новые обновки, которые покупала в течении всего года и мы преображались на начало праздника. Еврейская школа имени Иосифа Сталина становилась образцово-показательной с нарядно одетыми учениками. "Ну почему Песах длится только неделю",- восклицали наши педагоги, восхищаясь нашей опрятностью.
Помню, как наши мамы собирались для того, чтобы печь мацу. Помню, как наши отцы скидывались для покупки коровы для того, чтобы к праздничному столу в наших семьях были кошерные мясные блюда. Невозможно забыть запах и вкус праздничного блюда из мяса, в которое мы крошили ломтики свежеиспеченной мацы. Всё это происходило на наших глазах тринадцатилетних мальчишек, которые в этом возрасте по еврейским законам были уже настоящими мужчинами.
Помню мои посиделки с дедом; за каждую выученную молитву я получал по тем временам, солидное вознаграждение. Помню, как мой дед пустил коробку по кругу убеленных сединой стариков, стоявших вокруг котлована, и каждый из них клал в нее монету, чтобы затем положить все в основание фундамента строящегося нашего дома. Дом был каменный и большой по тем временам. Помню, как друзья моего отца уговаривали его уехать из страны в Америку, но он остался, а они все вскоре уехали кто куда. Не забуду никогда мою последнюю встречу с отцом, и конечно день его похорон, который навеки врезался в мою память.
Помню, как первые семьи уезжали из слободки и их дворы были забиты контейнерами с различными товарами в надежде, что смогут продать все это "барахло" там, уже на новой родине и выручить какие-то средства для начальной жизни. Это потом, уже по истечении многих лет, они признавались, что большинство контейнеров так и не дошли до них, а многие были попросту разграблены. Помню объятия и слезы уезжающих с друзьями и соседями, с которыми прожили бок о бок всю свою сознательную жизнь, хотя музыканты на вокзале играли весёлую и задорную музыку.
Помню свадьбы на слободке; как все мы с интересом и любопытством ждали выхода друга жениха из спальни с платком в руках непременно с красными пятнами, подтверждающими, что невеста была девственницей до свадьбы. Этот ритуал был важнейшим событием для родителей невесты, платок этот стоил больших денег для них. Помню, конечно, и похороны на слободке, когда все вместе скорбели и оплакивали покинувших эту жизнь людей - многие из них уходили очень молодыми.
Помню встречи с друзьями в Нью-Йорке, Мадриде, Берлине, Риме, многие из них так и не смогли осуществить свои мечты. Но они не сожалеют, потому что приобрели свободу действий, что позволяет им генерировать новые идеи в этом глобальном мире с масштабными возможностями. Границы слободки для них значительно расширились и теперь это весь мир. Они приняли новые правила и условия жизнедеятельности, но вопросы остались. Как такое могло произойти? Почему Горские евреи Дербента в течение короткого времени стремительно покинули родные места, оставив в прошлом свои следы, чтобы начать всё заново и никогда более не оглядываться назад?