Генерал-поручик, В.А. Зубов, командовавший русскими войсками в Персидском походе в 1796 году, с целью воспрепятствовать утверждению персидского владычества в Закавказье, в своих официальных донесениях указывал , что в Маджалисе, село, расположенное в Предгорном Дагестане, на высоте 400 метров, имелось до 200 домов евреев, живших компактно в "Еврейском квартале". Чаще всего, это многодетные, семьи, исповедующие иудаизм. Это люди с самобытной культурой, патриархальным укладом жизни, с развитой частной собственностью и обширными связями со своими соплеменниками на Кавказе и Ближнем Востоке.
В 1886 году в "Еврейском квартале" Маджалиса, уже действовали синагога и еврейское училище, евреям принадлежали бакалейные и мануфактурные лавки, 70 собственных саклей, 12,5 десятин пашни, 9 десятин покосов, 3 сада, 30 голов крупного рогатого скота, 25 лошадей; 25 евреев занимались выделкой кожи. В 20-е годы прошлого века горско-еврейский квартал был выделен в самостоятельный населённый пункт - село Еврейская Слобода. По данным на 1929 год село Еврейская Слобода состояло из 69 хозяйств. В 1930 году была создана еврейская земледельческая артель "Кирмизы", которая объединила 12 хозяйств. Позже на базе артели был создан колхоз имени Кагановича. В 1938 году колхоз имени Кагановича был объединен с колхозом "Первое Мая" села Маджалис. Данное обстоятельство привело к тому, что горские евреи начали постепенно покидать село, так как они считали, что оно ущемляло их интересы. В 46 км к востоку от Маджалиса на берегу Каспийского моря расположился город Дербент - один из наиболее значительных торговых центров на Переднем Востоке с хорошо укрепленной гаванью, куда массово начали перебираться горские евреи и с Маджалиса.
В одной из версии, предки горских евреев пришли на Кавказ предположительно в V веке н. э. из Персии. В Дербенте горские евреи начали селиться ещё во времена хазарского правления. Известно, что правители Хазарского каганата перешли в иудаизм под влиянием евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев) в начале девятого века, к тому времени единственных носителей религиозного верование, основанная на представлении о едином боге. Согласно легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх религий. Это были оживленные богословские дискуссии, через которые прошли все кочевые каганаты Евразийских степей и соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который является национальной религией евреев.
Численность населения горских евреев в Дербенте постоянно пополняли переселенцы из Ирана, Ирака и Византии, в которых была развита международная торговля - основа материального и финансового благосостояния жителей этих империй. Большинстве переселенцев из этих развитых и богатых регионов были торговыми людьми, которые в условиях полной неопределенности и риска, смело принимали судьбоносные решения. Очень хочется верить в эту сказочную легенду, чтобы гордиться успехами своих соплеменников, которые в далеком прошлом, были очень влиятельны,
что даже повлияли на принятие иудейской религии могущественными правителями Хазарского каганата.
В основе легенд обычно лежат фантастические вымыслы, не связанные с реальными историческими событиями и фактами. Но какой кайф ощущать себя частицей развитого и просвещенного народа, пусть даже это пьянящее чувство не всегда выдерживает прямого столкновения прошлого с
настоящим. Если рассматривать, описанные события в хронологической последовательности, то большинство историков склоняются к тому, что в Хазарском каганате реально исповедовали иудейскую религию. Кто-то же их убедил, что именно иудаизм, древнейшая монотеистическая религия, основанная на вере в единого Бога, Яхве, как раз то, что им нужно для полноценной кочевой жизни. Горские евреи, в те времена, проживали на большинстве территориях этого средневекового государства, созданного тюркским кочевым народом - хазарами. Ну, не ашкенази же с западной Европы, жившим за 5 тысяч км. от границ каганата примчались в безводные донские, волжские, кубанские степи, чтобы привить кочевникам иудейскую религию. Но существует, пусть даже устаревший исторический миф - хазарская гипотеза происхождения евреев-ашкенази, согласно которой евреи-ашкенази преимущественно или в значительной степени являются потомками хазар. Гипотеза утверждает, что после распада Хазарского каганата, хазары бежали в Восточную Европу, став предками большей части евреев этого региона. Мне было бы очень интересно узнать, реакцию моего друга-ашкенази, на эти гипотезы историков, а то он в наших жарких, многочасовых спорах о месте горских евреев в истории человечества, утверждал, что мы, ровным счетом ничего существенного не внесли в ее гармоничное развитие. .
Конечно, с точки зрения теории аргументации, обосновать можно все, что угодно. В первоклассном романе, Грегори Дэвида Робертса - "Шантарам", в главах 23, и 26, автор описывает, как двое прожженных мафиози компетентно, с глубоким познанием существа вопроса, ведут научный диалог, о сотворении вселенной, и смысле человеческой жизни. Я, умудренный опытом, горский еврей, прошедший суровые жизненные испытания и всевозможные лишения, был поглощен словесно-логическим размышления и содержательной беседой двух отмороженных гангстеров. Мне даже показалось, что я присутствую на научном диспуте двух выдающихся ученых. Я не буду заниматься словесной эквилибристикой и подтасовкой исторических событий и фактов, скажу лишь одно, и это бесспорно, мой дедушка со своей семьёй и старшим братом переехали в Дербент из Баку и поселились в еврейской слободе в 20-ых годах XX века.
С нескрываемым интересом просматривая фотографию моей семьи, я впервые обратил внимание, что на снимке мой дедушка был чисто выбрит, как будто специально готовился к походу в фотоателье. Он был среднего роста, но плотного телосложения, даже на снимке было видно, что бабушка была заметно выше него. Оглядываясь назад в прошлое, я мучительно пытался вспомнить, когда, в последний раз видел дедушку без бороды, так и не вспомнил, с другой стороны - какое это имело значение, он все равно запомнился мне властным и умным человеком с длинной седой бородой. На фото он выглядел подтянутым, полным сил мужчиной, который уверенно и безмятежно смотрел в объектив фотоаппарата. Широкий лоб, естественная форма бровей, глубоко посаженные глаза и ямка на подбородке говорили о твердости характера, и сильной воли моего деда, которые, правда, зачастую перерастали в банальное упрямство, за которым стоит не просто "я так хочу", а "я хочу именно так, чтобы меня услышали". Но рядом с бабушкой он выглядел смиренным и даже покорным.
У моего деда были простые правила: Он строго придерживался библейским заповедям, одна из которых гласит, что евреи должны "помнить день субботний и освящать его". Произнося кидуш - благословение, которое произносят в субботу, еврейские мудрецы постановили, что мицва - всякое доброе дело, совершается над бокалом вина. Этим также объясняется то, что ритуал проводов Шаббата, авдала, - молитва, произносимая во время вечерней молитвы на исходе субботы, тоже совершается над вином. Вино - праздничный напиток - также служит для того, чтобы подчеркнуть, что мы приступаем не просто к приему пищи, а к особенной, радостной и праздничной трапезе. Вино обладает особой способностью веселить сердца людей. И когда его используют в священных целях, например, для празднования Субботы, то оно также "радует Бога". Писатель и журналист, мой кумир, Сергей Довлатов, как истинный еврей знал, что вино - это священный напиток иудеев, но к большому сожалению многочисленных поклонников его незаурядного таланта, живя, в стране советов, он много пил, отдавая предпочтения не кошерным вином.
Дедушка строго соблюдал кашрут - система ритуальных правил, определяющих соответствие требованиям Галахи, в основе которых лежат заповеди Торы, а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными деятелями. Одна из норм кашрута - запрет на употребление "нечистой" пищи: К ним не относятся мясо жвачных парнокопытных животных, в том числе коров, коз, оленей, домашняя птица, рыба с плавниками и чешуей, яйца кошерных птиц, молочные продукты, овощи и фрукты. Ещё до прихода субботы, мой отец с друзьями, в складчину покупали корову, а слободкой забойщик, прямым острым ножом, аккуратно и осторожно, чтобы не причинить страдания животному проводил шхиту - кошерный убой скота. Это одна из важнейших заповедей Торы, в которой сказано: "... и будешь ты резать крупный и мелкий рогатый скот... только как едят оленя и дикого барана, так ешь его ..." (Дварим, 12:21, 22). Из этих слов Торы понятно, что употребление в пищу мяса кошерных домашних и диких животных возможно только после шхиты. Так как про рыб в Торе написано "будешь их собирать", можно сделать вывод, что рыб можно есть сразу после улова без шхиты. Все эти законы были переданы Моше ( Моисей - величайший из пророков, лидер еврейского народа, выведший его из египетского рабства) на горе Синай устно, а затем передавались из поколения в поколения от учителя к ученику. Вот почему, отменный, безупречный вкус мясных блюд из кухни горских евреев, приготовленных моей мамой, возбуждал и стимулировал аппетит.
Как-то однажды, будучи советником губернатора Волгоградской области, я случайно встретил в приемной Максюты Н.К., молодого человека в кипе, с которым познакомился в самолете из Тель-Авива на Волгоград. У нас были и такие времена, когда можно было напрямую из Волгограда всего за три часа долететь до Израиля. Мы разговорились, я не интересовался по каким таким важным делам он из Израиля прилетел к нам Волгоград, но настойчиво пригласил его на ужин домой. Он под разными предлогами отказывался от приглашения, но в конце концов сдался.
- Послушай Ильясаф, - вежливо обратился он ко мне, - я ем только кошерную еду
- Ну и отлично, - наскоро ответил я, не обратив особого внимание на серьезность этого вопроса. Моя супруга обстоятельно готовилась к приему гостя из Израиля. Думаю, многим известно о гостеприимности горских евреев. Стол был завален разнообразными закусками, начиная от соленых помидоров и огурчиков до дорогих мясных изделий. На столе аппетитно дымилась традиционная долма и жаренная дюшбара по Дербентский. Закрытые бутылки вина, водки, коньяка терпеливо ожидали своей участи. Каково же было мое удивление, когда гость присев за стол, неспешно открыл свой дипломат и медленно стал доставать из него бутерброды, а в конце он извлек из дипломата и маленькую бутылку кошерного красного вина. Он вежливо извинился, я же вспомнив свою слободскую жизнь не стал уговаривать гостя, потому что, интуитивно, на подсознательном уровне, однозначно его понимал.
- Как же могло такое случиться, - думал я, с должным уважением, исподтишка разглядывая симпатичного молодого израильтянина, что я, рожденный и выросший в самой, что ни на есть ортодоксальной семьи, потерял духовную связь с Богом. Я лишился этой божественной связи, когда впервые ослушался отца, который был категорически против моего отъезда на учебу в Россию. Но кто, скажите на милость, в 17 лет прислушивается к наставлениям отца. Грустно признаться, мой сын не находит времени, хотя бы раз в месяц позвонить своему отцу.
У нас на слободке очень любили отмечать еврейский Новый год, который празднуют в середине осени. Если точнее - в новолуние осеннего месяца тишрей, которое приходится на сентябрь или октябрь: считается, что в этот день Бог судит весь мир. Праздник называется Рош ха-Шана, и отмечают его не один, а два дня: зажигают свечи, читают молитвы, просят об отпущении грехов и конечно много и вкусно едят и пьют. Рош ха-Шана - время для осмысления прошедшего года, раскаяния и надежды. Но дедушка любил отмечать Йом-кипур - "Судный день", "День всепрощения", в иудаизме, это самый важный из отмечаемых дней, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей сразу после еврейского Нового года. Согласно Талмуду, в этот день Бог заканчивает выносить свой вердикт, начатый в Рош ха-Шана,, оценивая деятельность человека за весь прошедший год. Традиционно в этот день верующие евреи соблюдают почти 25-часовое воздержание от приёма пищи, проводя большую часть дня в молитвах и в обязательном порядке посещая синагогу. Я не знал, каялся ли мой дедушка, и если да, о чем он просил Всевышнего держа в руках Тору в дорогом кожаном переплете.
Глубоко вздохнув, я вновь, в который раз, бросил изучающий взгляд на единственную семейную фотографию, на которой черты лица были не очень четкими. Вдруг неподвижная картинка ожила и перед моими глазами, словно кадры документального черно-белого фильма замелькали прискорбные события из моего далекого детства, которые по сей день терзают и рвут на части мою душу и сердце. Наконец-то закончилась учеба в школе, я с отличными оценками перешёл во второй класс. Бегу домой, скорей к маме, рассказать ей о своих успехах. Но все то, что я увидел дома, до сих пор в моей памяти, как самое унизительное, отвратительное событие в моей жизни - младший брат отца во весь голос кричал на мою маму, обзывая её грязными словами, демонстративно подчеркивая, что она детдомовская. Он размахивал руками перед её лицом, грубо толкал в грудь и плечи. Мама не успела вовремя разогреть этому суке обед. Она закрывая руками лицо от его грозных кулаков умоляла его подождать лишь пять минут. Только, когда я стал между мамой и этой сволочью, его агрессивность спала. Жгучая ненависть к этому ублюдку, впервые охватившее мое детское сознание, не проходит и по сей день. Я с мольбой в глазах смотрел на дедушку, который стоял рядом и все это время безучастно наблюдал за мерзким поведением своего младшего сына, и ничего не предпринимал, чтобы остановить этого мерзавца. Если бы была жива моя бабушка, она не допустила бы такого пренебрежительного, враждебного и циничного отношения к моей матери. Так что моему деду было о чем покаяться перед Богом.
В Израиле, когда впервые в Йом-кипур я посетил синагогу, то был безмерно восхищен увиденным. Религиозные и светские еврейские мужчины в этот день по всему миру едины в своем стремлении убедить Бога, что в Новом году, они достойны безбедной и мирной жизни. В этот день принято одевать белую одежду - поскольку такую одежду носят ангелы, служащие Всевышнему. Белая одежда ассоциируется с фразой из Книги пророка Исаии 1:18 "Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.
Для слободской детворы, самым желанным и любимым праздником был, конечно, Песах - иудейский праздник в память об исходе из Египта. Еврейские мудрецы учат нас, что Исход - это не просто событие, произошедшее много веков назад, а постоянный процесс, который оказывает непрекращающееся влияние на жизнь евреев. Первый урок, который мы можем извлечь из истории Исхода, заключается в том, что евреи не должны никогда забывать о том, что они "были пришельцами в земле египетской", и именно поэтому евреям было заповедано относиться к вдовам, сиротам, пришельцам и беднякам с любовью и щедростью. Исход также напоминает нам, что рабство может выражаться по-разному. На место египетских рабовладельцев пришли другие народы, от которых, казалось бы, зависит наша жизнь. Физическая свобода обязательно должна сочетаться со свободой духовной, и это происходит в тот момент, когда мы вспоминаем традиции своего народа, жившего в разные времена и в разных странах. Вкус мацы в Песах напоминает нам, что можно быть свободным и довольствоваться самым малым, потому что мацу готовят только из необходимых для жизни ингредиентов - воды и муки.
Примерно за месяц до Песаха жители слободки готовили себя, свои дома и свои семьи к празднику. Дома белили в синий цвет - символ надежды и мечтании. Первым начинала красить дом, тетё Соня, мама Ганса - рыжего суетливого пацана 10-12 лет. Куда бы ни шло, если он, был бы "ашкенази", или на худой конец - грузинским евреем. Но он горский еврей с ярко выраженным огненно-рыжим цветом волос с веснушчатым лицом. Мы подшучивая над ним, говорили, что его нам на слободку подбросили вражеские силы. Патриотические фильмы того времени о войне показывали немцев сплошь рыжими и именовали их всех исключительно "Гансами". Поэтому мы, недолго думая дали ему прозвище, которое закрепилось за ним с детства и навсегда. Тетя Соня, пытаясь докричаться до сына зазывая на обед, или ужин звала его исключительно по прозвищу - "Ганс"
Дядя "Шауль" - отец "Ганса", заведующий складом стеклотары на консервном заводе был единственным работающим человеком в большой семье. Шесть детей, двое мальчиков и четверо девочек, жена и престарелая бабушка. Он умудрялся на зарплату сто тридцать рублей в месяц кормить, обувать и одевать семью. Покупать детям дубленки, кожаные куртки, плащи из болоньи по сногсшибательной цене у спекулянтов, - выглядеть бедным, было непозволительно для слободки. Надо было ещё платить за свет и коммунальным платежам, заготавливать на зиму дрова и уголь, производить ремонтные работы по дому. Собирать приданое дочерям и копить деньги на поступление сыновей в ВУЗы России. Делать свадьбы на 300-400 человек гостей и непременно с тремя - четырьмя видами шашлыков. Приобретать жене и дочерям безделушки и обязательно с бриллиантами. Он и себя не забывал, веселился с друзьями по-настоящему, азартно и с размахом
"Хорошие были времена", вспоминают старожилы слободки, которых сегодня, можно встретить в различных городах Израиля , западной Европы и в Нью-Йорке - "жили как при коммунизме", а сейчас вся семья работает, и еле сводят концы с концами. "Это разве дело, когда родители пенсионеры помогают своим уже поседевшим детям", возмущаются старые евреи слободки и во всех своих бедах винят Горбачева, Ельцина и естественно рыжего Чубайса.
Дом "Ганса" был угловым и приземистым с плоской крышей, покрытый рубероидом. Одна сторона дома выходила на центральную площадку слободки с одним маленьким квадратным окошечком. Другая сторона дома с узкими воротами, которые всегда были распахнуты настежь, выходила на главную улицу слободки - "третья красноармейская". Через неделю, стена дома, которая выходила на "Красную площадь" покрывалось отметинами от монет, как чешуя рыбы. Это было результатом нашей любимой азартной игры - "об стенку". В которой могли одновременно играть все желающие, было бы только на что.
Жребий с подбрасыванием монеты "Орел или Решка", определял, кто должен был начинать игру. После определения правил игры и цене ставки каждый из игроков бил об стенку монетой. Выигрывал игрок, который должен был так метнуть свою монету, чтобы, ударившись о стенку, она легла на землю рядом с монетой другого игрока на длину от конца большого пальца до конца указательного. Если этого не происходило, удары в стенку повторялись поочередно до наступления выигрышного результата. Игра длилась бесконечно, пока не наступали сумерки, и монеты не сливались с землей. Очень часто невозможно было четко зафиксировать положение пальцев по отношению к монете., что не позволяло поддерживать предварительные условия игры, и постоянно создавались конфликтные ситуации в игре, которые в большинстве случаев заканчивались бональными потасовками. Победителем в споре выходил тот, у кого пальцы были длиннее и кулаки мощнее. Сила и настойчивость определяла, кто прав в игре. А тот, кто прав, всегда в выигрыше, - важнейший закон жизни, усвоенный нами ещё в тринадцатилетнем возрасте.
Ганс был профессионалом этой игры и почти не проигрывал. Денежки так и текли в его карманы. "Это мой дом, а дома и стены помогают", говорил он, целуя стенку, затем подымал голову к небу, ещё что-то выпрашивал у Бога. Перебирая и пересчитывая монеты, он с огромным удовлетворением раскладывал их по карманам. Откладывая часть монет во внутренний карман куртки или пиджака, он любил говорить "это мой неприкосновенный золотой запас, а запас как вы знаете, карман не тянет". Это значило, что в любом раскладе он будет в выигрыше. "Деньги ни там где их могут заработать, или добыть, а там где их могут, умело сохранить". Это понимание сути сохранения и приумножения денег, главная составляющая успеха в жизни, мои сверстники со слободки усвоили ещё со времен развитого социализма. Но иногда и Гансу круто не везло. Однажды при очередных разборках во время игры об стенку "Перс" с размаха ударил его бутылкой по голове. Бутылка разбилась вдребезги, голова осталась целой и невредимой, но только глаза его окосели, правда, ненадолго. Но это уже другая история.
Мацу на слободке готовили наши мамы. Они собирались во дворе тети Гульбике (царский цветок). Как и у других восточных народов, у горских евреев имя обязательно включало в себе слово "Гюль", что в переводе с персидского означает "цветок". Например Гюльназ, Гульнара (цветок граната), Гюльсюрх (золотой цветок), Гюльбоор (весенний цветок ) и др. Я любил наблюдать как в печах, которые находились под землей, вверху было лишь круглое отверстие пекли мацу. Одни женщины вручную небольшими партиями замешивали тесто, чтобы не начался процесс брожения. Считается, что кошерная маца должна быть приготовлена за 18 минут, а отсчет начинается с момента первого соприкосновения муки с водой. Во время исхода, когда евреи покидали Египет, у них не было времени ждать, пока взойдет опара для хлеба. Поэтому в пустыне люди пекли лепешки из пресного теста на плоских горячих камнях, и в память об этом в Песах принято есть мацу. Песах празднуют на протяжении семи дней, и в первый день в доме не должно быть ничего из того, что называется хамец - хлеб на закваске, то есть ни пиццы, ни хлеба, ни выпечки. Любимым моим блюдом на Песах была маца с намазанным домашним хумусом с ароматными травами и специями и конечно блюдо из яиц и помидоров. Чуть не забыл, конечно -это и мацовая крошка в мясном бульоне.
Трудно передать словами той особой атмосферы праздника все семь дней Песаха Не смотря на всевозможные запреты властей, горские евреи, религиозные праздники отмечали открыто и смело. Слободка была нарядная и дружелюбна, а пацаны и девчонки были сплошь в обновках. Песах был значимым праздником не только для нас мальчишек и девчонок с "Махали", но и для наших учителей школы имени "Сталина". Всю неделю мы были празднично одеты - "Жаль, что еврейская пасха длиться только одну неделю в году", шептались меж собой наши педагоги. Несмотря, ни на что, многие из нас оканчивали школу с хорошими результатами, продолжая учебу в престижных университетах Москвы, Санкт - Петербурга, Волгограда и других городах бывшего союза. Есть среди нас выдающиеся бизнесмены, доктора наук, инженеры, писатели, художники известные певцы и поэты. Судьба разбросала нас по разным странам и континентам. Даже в Австралии и Новой Зеландии можно случайно встретить парней из нашей "Махалли", которая была настоящей академией управления и выживания в сложных условиях жизнедеятельности его обитателей. "Махала", формировала свои этнические особенности процесса взросления пацанов, которые уже в тринадцать лет были мужчинами, и должны были несли ответственность за свои поступки. Покровительство, оказываемое Всевышним евреям, вселяла в нас уверенность в свою безопасность. Чувство защищенности и отсутствие страха передавалось из поколения в поколение на генетическом уровне. Девиз "никогда, никого и ничего не бойся" данный Богом, вошло в сознание еврейского народа.
Я прекрасно помню мои посиделки с дедом в дни Песаха; за каждую выученную молитву я получал по тем временам, солидное вознаграждение. Помню, как дедушка со слезами на глазах, уже в пожилом возрасте, ходил следом за мной по пустым комнатам осиротевшего дома. Помню, когда мой отец после долгих и настойчивых уговоров своих братьев принял решение вернуться домой к дедушке. Дедушка был безгранично счастлив, что мы снова, как прежде, могли посещать синагогу на слободке и отмечать шаббаты. К сожалению, этот замечательный праздник жизни продлился недолго. Через несколько месяцев дедушка заболел и вскоре скончался на операционном столе. Он любил холод, больше, чем жару и поэтому летом ночевал в подвале где мама стелила ему чистую постель. Дедушка в 5 часов утра был уже на ногах, эта привычка передалась по наследству и моему отцу, а отца мне, я тоже встаю рано утром. Собираясь в школу я не встретил дедушку за завтраком, хотя уже было 8 утра. Мама заметив его отсутствие, с волнением спустилась в подвал, а оттуда поддерживая дедушку под руку, резко осунувшегося за ночь поднялись во двор. - Ничего серьезного, - сказал знаменитый Дербентский врач, - через неделю Ихиил, так звали моего деда, будет снова пить вино на шаббат.