В последнее время, это случалось почти ежедневно, немытая посуда: тарелки, чашки, ложки, вилки и другая кухонная утварь, горой скапливалась в раковине. Отсюда надо валить, и чем скорее, тем лучше для меня - лишь бы не замечать косых и укоризненных взглядов моих кузенов. Эти навязчивые мысли не давали покоя, отвлекали от учебы в институте и забирали много энергии. Растущее безотчетное беспокойство, из-за отсутствия налаженного быта выбивало из колеи, и я как в воду опущенный - даже задумывался бросить институте. Безрадостные мысли бурным водоворотом, одна за другой, кружились в голове, словно в извилистых лабиринтах моего разума нашли надежное и уютное пристанище. Прочно утвердившись в моем сознании, невесёлые думы полностью овладели моей головой. Но с каждым новым днем, здравые мысли настойчиво призывали меня к переменам, справедливо требуя смелости и решимости в принятия непростого решения.
Как начать самостоятельную жизнь, как перестать столоваться за чужой счет, как заработать, хотя бы на предметы первой необходимости, скудную еду и скромное жильё. Десятки жизненных вопросов требовали своего решения, и несмотря на то, что я не был готов к таким разительным переменам, я должен был решить эти проблемы, у меня просто не было другого выхода. Иначе, мне пришлось бы с позором вернуться домой. Когда уезжал от родителей, я не думал на какие деньги я буду жить и где эти деньги я буду брать. Тогда мне казалось, что все решиться само собой, ведь меня опекал Рафик, мой любимый кузен, чьим многолетним наставником был мой отец. В трудные времена нам кажется, что мы под магической защитой отца, но у реальной жизни свои сценарии развития - за все надо платить самому. Этот самый важный жизненный принцип, в будущем станет главным правилом в моей жизни.
Мне безумно повезло, у меня появились новые друзья, которые поддержали меня в трудные времена. Именно тогда началась моя подлинная студенческая жизнь. В доме у Ноя, моего друга и однокурсника, где я провел много беззаботных и незабываемых дней, я по-настоящему чувствовал себя свободным от дурных мыслей человеком. Тетя Фрима, мать Ноя, чудесная женщина, которую я никогда не забуду, сажая меня за обеденный стол, наигранно возмущаясь произносила - "Господи, как твои родители, смогли отпустить такого худощавого парня, так далеко от дома." Виталик, абхаз из Сухуми, тоже мой однокурсник, мы учились вместе аж до третьего курса. Он был неотразим, одна прическа чего стоила. Неравнодушные девушки толпой бегали за ним, а он щедрый до безумия мог всю эту толпу пригласить в ресторан и угостить фирменными блюдами. Из 500 рублей, которые, каждый месяц он получал из дома в конце месяца он оказывался на нулю и всегда обращался ко мне - Илюха, подкинь деньжат. Я тогда работал на двух местах, и мог спокойно позволить себе такую роскошь. Однако я забежал наперед.
Грязная посуда в раковине - казалось бы, пустяковое дело, но по сути, это было четким посланием с небесной канцелярии Всевышнего, о начинающимся семейном кризисе. Обычно, молодожены создают семьи, по обоюдной любви, но есть молодые люди, которые заключают брак по стечению жизненных обстоятельств. И те, и другие уверяют себя, а только потом окружающих, что их союз - навсегда. Это иные не понимают друг друга, ссорятся по пустякам, ревнуют, изменяют, и даже разводятся, подобные ситуации у нас просто невозможны, - высокопарно рассуждают влюбленные. Но жизнь диктует свои правила, в которой черная полоса, сменяется белой, а между этими переменами, в течение недолгого, можно смело сказать - очень короткого времени, жизнь ломает человека, меняет и перестраивает, и он, готов к новым возможностям и поворотом судьбы, но дальнейшее развитие событий уже развивается по другому сценарию.
Любой брак, даже созданный на основании беззаветной, пламенной и страстной любви, не минует кризиса в межличностных отношениях. Тысячи книг написаны и изданы, десятки, если не сотни, фильмов выпущены, о кризисных явлениях между супругами. Многие из них получили престижные премии и восторженное одобрение читателей и поклонников кино но я хочу привести слова записанные в книге Малахии 2:16: "Ибо ненавижу развод, - говорит Господь, Бог Израиля". Тем не менее, Бог допускает, что в брак вступают два грешных человека, и поэтому может произойти развод.
В бездетной семье Рафика и Тамары не было собственных семейных традиций - за время совместной жизни они не успели их создать. Сам он не был из благополучной семьи, во главе которой стоял авторитетный отец, где соблюдались исконные традиции еврейской жизни. Поэтому Рафик, все свое время проводил в нашем доме, где дедушка, полновластный хозяин большой состоятельной семьи, великодушно баловал своего старшего внука, а мой отец заботливо опекал своего любимого племянника. Тамара открытая, бесхитростная девчонка с Урала, была проста в общения, и невероятно красива. Там, где Рафик был вспыльчив, Тамара потрясающе была терпелива. Как она, юная, русская девушка, могла вытерпеть такую ораву амбициозных горских евреев, непонятно по сей день. Непостижимо и то, что это чудесная, добродетельная женщина категорически не нравилась родителям Рафика. Они спали и видели сны, о горской еврейке, новоиспеченной супруге старшего сына. Ну не зря же говорят: от тюрьмы и от сумы - не зарекайся. В итоге трое их сыновей женились на русских девушках, да и я, грешным делом недалеко ушел от них, женился на армянке.
Современный человек вполне может жить один и ни в чем не нуждаться. Потому что, в наше время, за деньги можно купить всё или почти всё и даже семейное счастье. А вот неисправимые романтики уверяют, что за деньги невозможно купить настоящую любовь, хотя эти высказывания не совсем бесспорны ибо за большие деньги можно купить роскошный, комфортный и огромной мощи автомобиль Maybach, который быстро и прямиком домчит тебя до самой прекрасной женщине и ничто так не согреет ее душу и сердце. У Рафика было столько денег, словно он постоянно выигрывал в лотерею. Такого богатого человека трудно было найти в среде горских евреев. Однако по-настоящему счастливым себя он не чувствовал, у него не было своей гавани, того места, куда хочется вернуться, туда где тебя ждут дети и любящая женщина.
Кризис в отношениях Рафика с Тамарой развивался по спирали, то, словно ураган возникал внезапно, набирая разрушительную силу, в которой преобладали чувства гнева, обиды и разочарования, то ненадолго затихал, и на какое-то время между ними вновь царила любовь, гармония, порядок в доме и в отношениях - и все происходило на моих глазах. Скрыть маячки кризиса в семье и скорого развода было практически невозможно, никто и не пытался этого делать, напротив, родители Рафика и мои кузены стремились придать этому событию максимальную огласку. Они в радостном ожидании, что вскоре Рафик расстанется с русской женой, предполагали, что он в обозримом будущем жениться на горской еврейке. Но главной ошибкой творцов авантюрного проекта было в том, что они не учли те эволюционные, необратимые преобразования произошедшие в сознании Рафика. Натура, душевный мир, приобретенные привычки за долгие годы совместной жизни с девушкой с Урала, позволили русской ментальности в характере Рафика, доминировать над менталитетом горского еврея.
Какое-то непонятное чувство, рвало мою впечатлительную душу на части. Я, явно не по своей воле оказался в такой неприятной ситуации. Разве мог я предположить, что стану свидетелем столь печальной жизненной истории, как нити любви, некогда, прочно связавшие Рафика и Тамару в единое, гармоничное целое, как два полюса земли, рвались одна за другой, не оставляя им шансов на сохранение семьи. В итоге они оказались лицом к лицу перед извечной проблемой современности, которая сегодня затрагивает многих жителей земли обетованной, где, по замыслу Создателя царит спокойствие, изобилие радостных впечатлений и супружеское счастье.
Бог сотворил мир всего за 6 дней, а в седьмой решил отдохнуть. Именно, в шестой день Он создал человека, видимо спешил, хотел завершить свою божественную миссию до наступления Шаббата, если оставил человека наедине самим собой, с большим количеством глобальных проблем, многие из которых до сих пор неразрешимы. Актуальная проблема нашего времени - это сохранение семьи без детей. Книга Бытие говорит нам, что когда Бог создал человека, Он сказал: "Не хорошо быть человеку одному", и потому создал женщину, "помощника, соответственного ему". "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю." Каждая семья мечтает о детях, забота и любовь к ребенку сплачивает супругов, но, увы, не все могут реализовать это. Почти четверть взрослых россиян не имеют детей. А бездетность - это постоянная угроза расторжения брака, потому что важнейшая функция семьи это деторождение. Отсутствие детей, даже самые ближайшие родственники, не говоря уже об окружающих, обсуждают и даже осуждают, срабатывает социальный стереотип - "семья без детей - не семья", или итого жестче - "семьи без детей бессмысленны".
Мои кузены, вели себя по хозяйски на квартире своего старшего брата, они имели на это полное право, ведь согласно еврейской традиции, старший брат в ответе за младших. Они - как все молодые люди, любили сытно и вкусно покушать, благо в холодильнике всегда можно было найти немало разнообразных и изысканных кушаний. Немытую посуду они, как правило, небрежно клали в раковину и спокойно сматывались с кухни, словно в квартире была домработница в обязанности, которой входила наведение образцового порядка в квартире. Я вспоминая дни совместного проживания с моими кузенами, постоянно размышлял над тем, почему возвращаясь домой, я каждый раз видел одну и туже картину - кучу грязной посуды в раковине. И чтобы, без чувства отвращения, можно было что-либо поесть, вначале мне надо было навести порядок на кухне, Как мне это удавалось делать? - Я честно не знаю. Как, я весь такой крутой, в свои 17 лет, выросший в семье, где мужчинам возбранялось мытьё полов и посуды, все же научился с большим мастерством выполнять эту работу. Видела бы это безобразие моя мать,- она ни за что бы не поверила.
Моя мама с религиозным фанатизмом сохраняла чистоту и порядок в доме. Даже не имея посудомоечной машины, она умудрялась отмыть посуду до блеска, чтобы она сверкала, и даже скрипела от чистоты. Она говорила - чистая посуда в доме - это чистота в сознании женщины, поддержка её психического здоровья и эмоционального благополучия. Когда женщина моет домашнюю посуду, она подсознательно отмывает свое сердце и душу от сиюминутных необузданных желаний, это один из важнейших еврейских традиций чистоты семейной жизни.
Однажды придя домой, я вновь увидел на кухне форменный бардак, грязная посуда в раковине уже упиралась в кран, на столе недоеденные котлеты с залитым томатным кетчупом. В комнате, моя постель измятая до дна, словно в ней валялся здоровенный мужчина. Меня просто распирало от злости. Что бы это не было, ты нашел то, что искал - сказал я вслух самому себе, - и с этими невеселыми мыслями принялся за посуду. Одно дело, мыть тарелки и чашки за собой, другое дело мыть грязную посуду за другими, - это нередко вызывало у меня чувство брезгливого отвращения,
Что делать? Как жить дальше? - эта постоянная неопределенность усиливала беспокойство, что приводило к эмоциональному стрессу и тревоге. Несмотря на то, что сессию я сдал на отлично, и мне нравилось учиться у лучших и чудесных преподавателей - скажу честно, больше всего мне тогда хотелось вернуться домой. Всякий раз, когда тоска по дому и семье, делали мысли в голове не моими, словно нежданные гости зашли на огонек и по хозяйски устроились возле камина, я взволнованный до глубины души принимался за письма отца. Они были короткими и простыми, всегда начинались с добрых напутствий и пожеланий. - "Во- первых строках моего письма, - писал он, косым корявым почерком, - хочу сообщить тебе, что мы живы и здоровы, чего всем сердцем, всей душою, желаем тебе того же самого" В его письмах явно проявлялись сердечные переживания, тревога и надежда, что я по житейской неопытности не приму необдуманных и несогласованных с ним решений. Он верил, что мои поступки не будут противоречить принципам еврейского воспитания и традиций. Я же горячий и эмоциональный юноша не справился со своими чувствами и не оправдал его ожиданий. Но это совсем другая история.
Не пора ли свалить к чертовой матери домой, - думал я, - тогда как глаза мои наполнялись слезами и я с трудом их сдерживал.. - Как же такое могло случиться, я, слободской пацан, раскис до той степени, что не знаю как поступить с этими паническими мыслями - продолжал я безрадостно размышлять над сложившейся ситуацией. Немного успокоившись и чуточку поразмыслив мне в голову пришла крамольная мысль,- а что, может быть в моей идее вернуться домой, никакой крамолы нет, ведь это в конце концов желание моего отца. Но как буду я смотреть ему в глаза, ведь он так настойчиво уговаривал меня от этой бредовой и безрассудной затеи. Что я ему скажу, - раздумывал я, над бредовой идеей, внезапно пришедшей в мою голову, - вот твой блудный сын вернулся домой, прошу любить и жаловать. Я не был маменькиным сынком, еврейская слободка где я родился и вырос воспитывала в нас независимость и чувства безрассудной смелости, а тут просто спасовал. Мне, с молоком матери, досталось чувство единения с близкими людьми, взаимная поддержка и учтивое к ним отношение. Однако
в реальной жизни чувства локтя, преданности и взаимоуважения, оказались наивными мечтами семнадцатилетнего юноши, который только-только начинал взрослую жизнь в чужой среде. Это суровая, горькая, беспощадная правда жизни, в ближайшем будущем нередко будет ставить меня в жизненный тупик.
Я глубоко погруженный в свои невеселые раздумья вдруг услышал нежный, мелодичный голос Тамары, которая незаметно для меня вошла в квартиру. Ее голос трогал до глубины души, и вообще, она была очень добра ко мне. Увидев мои заплаканные глаза она с удивлением взглянула на меня, и не сказав не единого слова, кивком головы позвала меня за собой. Кто сказал, что ангелов не существует? Просто на земле их называют добрыми людьми. Я больше склоняюсь к тому, что Господь, заметив мои душевные переживания, божьей рукой, сотворил чудо. Я благодарен Тамаре, моему ангелу-хранителю, за то что в нужное время оказалась рядом со мной и передала мне письмо моего отца к Рафику, которое перевернуло всю мою будущую жизнь. Было от чего впасть в отчаяние и уныние - это письмо, как гром среди ясного неба, стало для меня полнейшей неожиданностью.
Читая, слово за слово, строку за строкой, в первые мгновения мне казалось, что я чувствую как пол уходит из под ног. С недоумением взглянув на Тамару, затем на мятый развернутый лист бумаги, я быстрым движением руки почесал голову и снова принялся читать. Было трудно осознать и понять, как такое было возможно, Это страшно звучало, и я не верил своим глазам, что это на самом деле произошло с моим отцом. Я подсознательно ощутил, что в моей реальной жизни наступили иные времена. Если коротко, Пинхас писал своему сыну Рафику - мой дорогой сын, у твоего дяди Года нет денег- не трать свои средства на Илью, отправь его обратно домой. И это написал человек, который каждый вечер ужинал у нас дома. Мама кормила его вкусно и делала это с должным уважением, этой редкостной, врожденной и бескорыстной добротой часто пользовался Пинхас. Я не говорю уже о том, что Рафик и Захар, сыновья Пинхаса, начавших с нуля, благодаря моему отцу добились успеха в жизни.
После этого письма, меня буквально пронзило молнией, я никогда не думал, что быстрое принятие решений, являются основой радикальных перемен в жизни, залогом успеха в любом деле. Семь раз отмерь - один раз отрежь, сначала медленно подумай, а затем прими решение - эти ценные советы противоречили моему слободскому . духу. Через пол часа с сумкой в руке я оказался на улице. "Все будет хорошо", "Все наладится", а "Жизнь продолжается" с этими позитивными мыслями я направился домой к Ною. Спустя несколько дней, я снял комнату в частном доме, а через неделю я устроился ночным сторожем во дворце пионеров, чуть позднее я нашел подработку в институте, - не поверите, я сам не верю в это чудо, я работал столяром, ремонтировал парты в аудиториях. У меня появились первые, заработанные своим трудом деньги, которые я даже мог одалживать своим друзьям. В это самое время отношения Рафика с Тамарой окончательно расстроилось и они официально и цивилизованно развелись.
В основном браки у горских евреев заключались в результате помолвки или сватовства, причем часто родители могли заключить помолвку, когда молодые люди даже ни разу не виделись в жизни - они совершенно не знали ни характера, ни манер, ни склонностей друг друга. Рафик не устоял перед мощным натиском родителей, братьев, близких родственников, в итоге он дал согласие на брак с горской еврейкой из Дербента. Вот и сбылась наконец-то мечта поклонников чистокровных евреек. Девушка, (ей было тогда, как я помню, 28 лет), не разбирая, хорош ли жених или нет, как "благовоспитанная еврейка", дала согласие на брак с разведенным мужчиной, да ещё солидной разницей в возврате. Жених был завидный, богатый, с безграничными, многообещающими возможностями. Я был в таком возрасте, когда и мои предки активно искали мне невесту, поэтому хорошо помню, как, на самом деле, это все происходило.
Горские еврейки на обручение не закрываются, когда невеста вышла из своей комнаты, чтобы принять подарки от жениха, я ахнул от восторга, это была изысканная, чувственная и потрясающей красоты женщина, потом задумался, почему она до сих пор не замужем? Внятный и исчерпывающий ответ лежал на поверхности, - это мы, молодые, горские евреи, стремились сердцем и душой в Россию, где блондинки с голубыми глазами очаровывали нас своей редкостной, экзотической красотой, делая из нас добровольными пленниками любви. В то же время, юные горские еврейки, в томительном ожидании сватов, становились взрослыми девушками, которым было очень сложно найти женихов.
Равнодушный взгляд Рафика, который молча, вопрошающе смотрел на праздничную суету вокруг подарков невесте, поразил и немало удивил меня своим отрешенным видом. Рафик на небесах, пусть он простит меня за шальные мысли, овладели моим сознанием, в тот незабываемый памятный вечер - он не достоин этой женщине, думал я, последовательно переводя свой взгляд, то на Рафик, то на невесту. Рафик, мой кумир, единственный из моих ближайших родственников, которого я искренно уважал и ценил. Тогда, в разгаре всеобщего веселья, я почему-то подумал, что это поспешное обручение, может стать новым неудачным браком для Рафика. При этом подарков, состоящие исключительно из бриллиантовых украшений, дорогой одежды на все сезоны и случаи жизни, стильных женских аксессуаров, было столько - аж глаза разбегались.
Раньше подарки относили к невесте домой с особой церемонией, детвора из дома жениха брали факела, чтобы освещать улицы, а женщины брали большие медные подносы, на который клали подарки от родственников. Держащие факелы шли впереди, за ними следовали женщины с подносами на головах, за женщинами шли музыканты, за музыкантами следовал остальной народ с факелами, крича: ура! ура! ура! Это не моя фантазия, я сам будучи пацаном много раз участвовал в таких красочных шествиях - это было увлекательное и торжественное процессия, которая запомнилась мне по сей день.
На следующий вечер, родители невесты приглашали жениха и его ближайших родственников на небольшой званый ужин. В большой гостиной, которая в обычные дни служил ещё и столовой стоял праздничный стол на котором тарелки блестели, словно только что из магазина, приборы были разложены в правильном порядке, как в ресторане. С большой любовью и мастерством были приготовлены привычные закуски и традиционные блюда горских евреев, и уже вокруг стола я насчитал с десяток гостей. Рачительная невеста испытывала удовольствие оттого, что и столовая сверкала чистотой, все было готово к приему гостей. - Могу с гордостью сказать, - хвалилась мать невесты, моему отцу - "Рая умеет, обычные домашние обеды и ужины превратить в изысканнее вкусные блюда - просто пальчики оближешь. Все что на столе - шепнула на ухо она моему отцу, - приготовлено Раей, чтобы угодить знаменитому шеф-повару". Рая тем временем профессионально, со знанием дела, расставляла изящные букеты из полевых цветов ближе краям, и в центре торжественного стола.
До начала праздничного ужина оставалась совсем мало времени. - Я буду готова через 10 минут, - довольная проделанной работой, озорно по детски произнесла Рая, и счастливая удалилась к себе в комнату, чтобы переодеться. - Где Рафик? Где Пинхас и Тейло? - с удивлением спросил меня отец. Удивленный, я лишь пожал плечами. Рафик, как и его родители, так и не появились на званный в их честь ужин. Более того, Рафик после помолвки с Раей, утром следующего дня, никого не предупредив, просто укатил в Волгоград. Глубоко погруженные в эту грустную историю люди, рассказывали, что Рафик категорически запретил родителям, чтобы они не требовали возврата подарков, которые он подарил Рае. По еврейским традициям, после отказа от сватовства, полученные подарки не подлежат возврату, но как говорили те же самые люди - все подарки были возвращены. Что касается Рафика - он после возвращения в Волгоград, спустя неделю женился на русской женщине, официантке ресторана, которая благополучно родила ему двух дочерей.
Согласно иудаизму, Бог создал наше тело по своему образу, и именно тело побуждает нас приблизиться к Богу, Тело - это вместилище божественной души, поэтому к телу следует относиться с должным уважением и похоронить с достоинством. Поэтому тело человека нельзя сжигать, поскольку это унижает тело, которое служило человеку все дни его жизни, чтобы служить Богу. Другой аргумент в пользу важности погребения касается воскресения мертвых. Глубокая вера в воскресение фактически утверждает, что отделение от тела является временным, но утверждение, что человек сжигает свое тело, является заявлением о том, что он считает отделение от тела окончательным, что противоречит основам веры в воскресение. В Израиле суд постановил, что, если человек изъявил в завещании волю быть кремированным, его волю следует уважать. То есть мы встречаем спор между Галахой и подходом гражданского суда. Галаха говорит, что если человек просит не хоронить его тело, а сжечь, то, по Галахе, не следует слушать его, а следует захоронить. При этом, по решению суда его воля должна быть исполнена. Рафик был первым, в среде горских евреев, тело которого было кремировано - наверное, это было его волей.