Азов Марк Яковлевич: другие произведения.

Это Было В Беер-Шеве

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 25, последний от 10/07/2006.
  • © Copyright Азов Марк Яковлевич (markazov@mail.ru)
  • Обновлено: 27/05/2004. 16k. Статистика.
  • Рассказ: Израиль
  • Оценка: 5.47*9  Ваша оценка:

       Марк Азов
      
       ЭТО БЫЛО В БЕЕР-ШЕВЕ
      
       Сверху Израиль похож на нож. Рукоятка, его цивилизованная часть, изукрашена бриллиантовой россыпью огней в вечерние часы, и увита финифтью трасс, а лезвие , пустыня Негев, - грубый кремневый нож первобытного человека .. Впрочем, эта пустыня и есть страна камня : громады каменных "столов", хол-мов с уплощенными вершинами, и овальные провалы , похожие на дыры ока-меневшего сыра, и цепи гор, и водостоки-вади, русла пересохших потоков, и скальные столбы, и колоны, и нерукотворные монументы - все, чем может при-кинуться камень, когда его время немеренно и люди не мешают разрушаться.
       Так вот, там, где кончается ухоженная рукоять кинжала, и начинается каменный клин, застрявший в теле арабского востока между Египтом и Иорданией, лежит на границе пустыни уже вполне современный город с библейским назва-нием Беер-Шева - колодец семерых. Разные толкователи по разному толкут во-ду в ступе, объясняя название. Но факт, что на колодцы в пустыне претендовал не один человек....
       Сегодня в канун субботы, когда транспорт в еврейском государстве вот-вот перестанет ходить, на центральной автобусной станции Беэр-Шевы особенно много зелени, то есть преобладают зеленые блузы солдат, парней и девчонок, отпущенных по домам на выходные, и люди штатские на этом фоне выглядят белыми воронами, как, впрочем, и черными.
       Один такой в черном костюме хабадник, из тех, кто каждую минуту готов к приходу месии, а значит и к концу света, устроился на оживленном проходе и зазывал проходящих:
      - Не хотите ли помолиться, наложить тфилин.
      Черные коробочки с текстами молитв внутри он тут же прикручивал длинными ремешками к руке и ко лбу тех немногих, кого удавалось заполучить на это бо-гоугодное дело, и подсказывал слова :
      - Шма Исроэл...(Слушай Израиль...)
      Однако все спешили на автобусы, и бескорыстный служитель культа уж было начал сматывать свои ремешки, как вдруг его опытный взор уловил наиболее желанную добычу: не молодого человека, которому недосуг подумать о Боге, а уже пожилого , но , судя по отсутствию кипы на голове, принципиально светского еврея. Вот кого, что называется, сам Бог велел окрутить ремешками тфилин и напомнить, кому он ,собственно говоря, обязан, своим "независимым" ( О, как он заблуждается!) существованием на этой благословенной каменной земле .
       Хабадник, он был очень высокого роста, сложился в поясе , подобно шлагбау-му преграждая дорогу проходящему , его вьющаяся борода и ремешки тфилин замаячили перед самым носом, а в пальцах он сжимал еще третий предмет - кипу , невесомую символическую крышечку для головы.
      - Не хотите ли помолиться , наложить тфилин и кипу?..
      - Это ты мне говоришь? - последовал ответ.- Пред кем мне смиренно прикрывать голову, когда надо мной никого нет?
      - Он над всеми.!
      - Только не надо мной. Надо мной никогда никого не было. Полнейшая пустота. И ты это прекрасно знаешь, Габриэль.
      - Вообще-то, я Шломо, - буркнул Габриэль, но он уже начал понимать, с кем имеет дело.- Прости, как я мог тебя узнать?..Никто никогда тебя не видел. Только огненный знак - шехину...Она ушла от тебя?
      - По-твоему, я должен ходить повсюду с костром на голове? Чтобы за мной гонялись пожарные машины.
      - Но я думал - ты, по-прежнему, там, - ресницы бывшего ангела взметнулись к небу.
      - Я тоже думал - вы тут справитесь без меня. Но ты что-то задержался, не возвращаешься, не докладываешь: " Все в порядке!"
      - Тебя не обманешь. Вот я и боялся возвращаться.
      - Ладно...Я сам здесь. Давай поговорим как люди.
      Они сошли с прохода, уселись на скамью под навесом. Автобусы подходили, загружались и уезжали ...На собеседников, которые никуда не спешили, ни-кто не обращал внимания. Хотя я бы их принял за полномочных представителей двух основных лагерей еврейского мира : жердеобразный религиозник с неуправляемой рыжей бородой и обтекаемый светский господин с округленной седой бородкой голубоватого оттенка. Но мы уже знаем, что это не так : никто из них не был светским, да и вообще человеком. Младший, хотя его годы не меряны, оказался ангелом , чье подлинное имя Габриэль , а имя его собесед-ника категорически не рекомендуется произносить, поэтому назовем его "старшим", хотя он никогда не имел ни лица, ни возраста и впервые предста-вился человеком.
      - Вы меня довели, - сказал он, имея ввиду Габриэля, а заодно и все человече-ство. - Никогда не думал, что придется бродить среди своих творений вот в этаком дурацком виде.
      - Я бы все-таки надел кипу.
      - Ладно. Давай..- В кипе и при стриженной бородке он приобрел грустно торжественный вид.- Похоже, в той самой Беер-Шеве, где все так хорошо начиналось, мы с тобой присутствуем на похоронах, Габриэль...
      - Но ты же сам виноват.
      - Что?
      Ангел Габриэль отшатнулся, ожидая, что в ответ на дерзость - из глаз его работодателя брызнут испепеляющие снопы света...Но не увидел даже глаз за дымчатыми стеклами.
      - Ну говори, говори, можешь не бояться. Меня, как и тебя, здесь обшаривали миноискателями и даже обнюхивали собакой. Во мне ничего такого нет. Но ты начал - продолжай. Чем ты мне объяснишь, что Земля, которую я обещал вождю пастухов Авраму, того жди выпадет из рук его детей?
      - Твоей добротой.
      - Я похож на добрячка?
      - А зачем было обещать и тому, и другому?
      "Старший"- так мы условились его называть - и это стерпел.
      - Вот только не забегай вперед, - сказал он Габриэлю,- давай по порядку. Аврам сам облюбовал это место, склон холма, куда ветры наносили почву, пробил колодец и посадил тамариск.
      - Целую рощу.
      - Первый тамариск успел вырасти и дать тень, прежде, чем мы заключили договор. И я по договору обязался размножить его потомство и обеспечить им место проживания. Не так ли?
      - Ну если с точки зрения юриспруденции...
      - А с какой еще?
      - С той... что он был старше тамариска к тому времени и детей ему Бог не дал.
      - Ты забыл, откуда берутся дети или веришь христианским бредням, будто я их делаю чужим женам? ..Аврам еще был о-го-го, но его жена, Сарай, бесплодна..
      - И ты ей помог разродиться.
      - Я не врач-гинеколог...Я всего лишь дал юридический совет. Поскольку они пришли из Ура , то могли воспользоваться параграфом 32 законов Липит-Иштара и 146 - законов Хаммурапи : бездетная жена сама имела право дать мужу наложницу и даже жену из своих служанок.
      - Зачем тебе при твоих неограниченных возможностях копаться в человеческих законах?
      - А затем, что я не языческий бог, который сам раб своей левой пятки. Их куча, языческих богов. Один делает, что пожелает, а другой не желает, чтоб он это делал...Вот и загрызли друг друга. Аврам первым из язычников сообразил, что ему нужен один единственный Бог , а я понял, что наши отношения должны быть закреплены договором. Потом я издал и свои законы...Но это потом.
      - А пока Агарь ,служанка ,забеременела от мужа хозяйки, и та стала всячески над ней измываться .
      - Ну, во-первых , наоборот : служанка начала презирать госпожу и госпожа вполне справедливо применила к ней параграф 22 законов Ур-Намму - натерла зазнайке рот одной мерой соли.
      - И у Агари случился выкидыш, и она убежала из дому в пустыню, и ты послал меня туда за нею с приказом вернуть.
      - Вот с этого бы ты и начал, Габриэль. И я, и ты, и Сарай, и сам Аврам - все мы хотели, чтоб он стал Авраамом - прародителем множеств. А, в результате, несчастная Агарь одна умирала от жажды в пустыне . Это, по-твоему, справедливо?
      - Постой! Наказывать, по-твоему, было справедливо, а терпеть наказание - значит - нет?
      - Может, мы поменяемся местами?
      Ангел понял это предложение буквально: привстал, освобождая место на скамье.
      - Вот почему ты только исполнитель, а законодатель - я. Закон не должен допускать расширительных толкований. Натереть рот солью - да, а убивать жаждой - нет. За это полагается моральная компенсация.
      - Ничего себе ком-пен-са-ция! Ты этой самой компенсацией все загубил!
      - Ты говори да не заговаривайся!
      - Ну как не заговариваться, как не заговариваться?! Оттого мы теперь имеем то, что имеем!
       Они уже не сидели, а стояли ,клевали друг друга носами, кричали и размахивали руками , казалось, вот- вот вцепятся друг другу в бороды . Но к таким сценам тут привыкли : евреи поссорятся, потом пожелают друг другу счастья , и снова начнут выяснять отношения...Они так и сделали.
      - Кто я такой, чтобы спорить с тобой, -сказал Габриэль,- всего навсего ангел на посылках. Ты послал - я пошел. И нашел ее по дороге в Шур, возле родника, между прочим, так что она и не думала умирать от жажды...
      - Все это у нее еще впереди.
      - Но тогда она не умирала, а я все равно сказал ее слово в слово то, что ты велел ей сказать: " Вернись к своей госпоже и смирись под властью ее"..."Умножу я безмерно потомство твое - так, что невозможно будет его сосчитать"..Это ты сказал- я только повторил! " Вот, ты беременна станешь и сына родишь, и назовешь его именем Ишмаэль , - обещал я ей от твоего имени,- ибо услышал Господь, как тебя притесняют."
      - А разве не притесняли? Сарай тоже хороша. Если ты сама подсунула под мужика другую бабу , так терпи, а не доводи до выкидыша!
      - И это говорит человек, который устроил всемирный потоп.
      - Во-первых, не человек - и не надо мерить человеческой куцей меркой, а, во-вторых, справедливость - она во все стороны справедливость : и в приятную, и увы...Так что не прыгай как петух, - ты хоть и ангел, но бескрылый, сядь , хлебни, вот, пепси и отвечай теперь: ради чего мы вернули Агарь обратно в дом Аврама?
      - Ради справедливости.
      - Я тебя не за справедливостью посылал, а за Агарью, чтоб она родила Авраму сына Ишмаэля.!
      - Значит ты Авраму готовил такое потомство?
      - Какое такое?
      - Тебе процитировать по книге?
      - Книгу я сам написал. Ты давай по жизни.
      - А по жизни получилось, как по книге : " И будет он дикарем, и рука его будет занесена на всех, а руки всех - на него"...
      - Ты хотел, чтоб я отменил наследственность? Ишмаэль - от Агари, не забывай.
      - Я не забыл. Посмотри : вон стоит потомок Ишмаэля, и смотрит на всех волком, и все волками смотрят на него, и к тому автобусу, которого он ожидает, меньше всего народу собралось.
      Никто не знает, что у него припасено под курткой.
      - Я знаю.
      - Значит по замыслу твоему народ праотца Авраама стал бы несметным множеством дикарей, способных убивать себя лишь бы убить других. Так?
      - Так и было бы...Если бы не родился Ицхак по замыслу моему.
      - Надо же так не знать женщин! Тебе одной Евы было мало? Они же неуправляемы. Сарай с тех пор, как стала Сарой, не выдержала и двух лет. "И увидела Сара, что сын египтянки Агари, которого та родила Аврааму, забавляется, и сказала Аврааму: "Прогони эту служанку и сына ее ..."
      - Правильно! Чтоб наследником Авраама оставался один Ицхак.Я и Аврааму, когда он начал возражать: "Ах, это сын мой !",- обещал этого маленького разбойника тоже со временем сделать великим народом. Все-таки он нам не чужой.
      - А теперь мы ему чужие. Вон стоит и ждет, когда автобус наполнится по-томками брата Ицхака, тогда он войдет следом...Потому что считает эту землю своей.
      - Мало ли что он считает. Агарь должна была вернутся к своей родне в Египет. Авраам дал им достаточно хлеба и воды а дорогу. Сам накинул ей на плечо мех с водой.
      - Мог бы нагрузить и парня. Между прочим, не ребенок. Пятнадцать лет уже стукнуло.
      - Для еврейского папочки он всегда ребенок. Да и кто тебе сказал, что он его не нагрузил? Смотря чем. У папаши глаза были на мокром месте , и руки тряслись, когда он тайком от Сары запихивал сыну в торбы что может пригодиться на черный день. Словом, на дальнюю дорогу они были обеспечены. Но кто мог предположить, что Агарь заблудится в пустыне Беер-Шева, рядом с домом, по сути ?
      - Тот, кто устроил пыльную бурю, вполне мог предположить.
      - Вот только этого не надо! Не надо, Габриэль! Ты слишком долго был человеком и уже, как люди, веришь, что ни один волос не упадет без воли божьей. Однако, даже меня самого порой изображают с весьма обширной лыси-ной. По вашему, я слесарь , который бегает повсюду и то и дело подтягивает гайки. А я создатель программы ! Я ее заложил! Это, в принципе, не одно и то же.
      - Однако , ты оказался в курсе дела и послал меня спасать.
      - Еще бы! Там такая трагедия разыгралась: вода кончилась, парень совсем обессилел от жажды, Агарь его оставила под кустом, а сама убежала, чтоб не видеть, как дитя умирает и рыдала в голос, а он тоже стонал - звал ее. Это каким толстокожим надо было быть, чтобы не услышать?
      - Все так : ты услышал и снова, как в первый раз, послал меня в пустыню, все с тем же обещанием, что сделаешь ее сына великим народом...И , что самое интересное, оказалось - она сидела у источника. Воды там было, хоть залейся, стоило лишь открыть глаза и посмотреть. Немудрено, что после этого он поселился в пустыне, жену взяла ему мать из своей страны Египетской, их потомки размножилось , как ты обещал, вообразили себя хозяевами этой земли и убивают детей твоего народа! ...
       Автобусы, огромные и облитые, как киты, отплывали один за другим, покидая площадь автовокзала...Ожидающих становилось все меньше и меньше. Только эти двое никуда не спешили . Старший снял свои дымчатые очки , и младшему показалось - он глядит из глубины колодца, где сырость и мрак, и гулко падают капли...
      - Послушай! Кем бы ты не был : ангел или уже человек, Габриэль или Шломо! Вряд ли ты можешь понять душу творца...У тебя теперь есть дети?
      - Семеро.
      - А у соседа?
      - Смотря у кого?
      - Ну вот. Соседских детей ты даже не пересчитываешь. У вас есть свои дети, есть - чужие. А для меня вы все - мои. Потому я такой непоследовательный...Ну неудачное получилось человечество, ну устроил потоп, чтобы смыть и начать с чистого листа. Ан нет, надо было пожалеть праведника Ноя : он-то в чем виноват? И бессловесные твари, между прочим...А, в результате, мы имеем Хама со всей его жуткой наследственностью. Ну что теперь делать: топить, как щенков, по одному? ..Ты согласен, чтоб твоих детей топили? А кто внушил женщине инстинкт материнства. Я же сам! Да она мне глаза выцарапает и будет права!..Чешешь бороду. Чеши, чеши... Ты хотел, чтоб я сидел сложа руки, когда Агарь рыдала в пустыне и сын ее умирал от жажды? !...А я думал: пусть вырастет в пустыне. Смуглый и гибкий мальчик, гарцует на лошадях и верблюдах, стреляет из лука.
       Ты пробовал стрелять в себя из лука? И не пробуй - это оружие не годится для самоубийства. Поди знай тогда, что потомки его брата-вындеркинда изобретут взрывчатку, и этот идиот додумается рвать себя на части, лишь бы и брату досталось . А что он ему, собственно говоря, сде-лал? Я их расселил по всей Земле. Места больше, чем надо.
      - Но это было в Беер-Шеве, тут, где мы сейчас сидим. И все, кто считает себя потомком Ишмаэля, предъявляют права на дом отца. И многие, очень многие им сочувствуют...Ты смотришь телевизор?
      - Я все смотрю - я всевидящий.
      - И когда показывают картинку, как арабский мальчишка бежит за израильским танком и бросает камни в броню, какие у тебя возникают мысли?
      - Какие мысли?.. Танк такой могучий, пушка такая страшная, а мальчишка, порою, даже цепляется сзади и катается на танке...Мы слишком человечны, Габриэль, и поэтому нас никто не любит.
      - А ты что...тоже еврей?
      - А вы кому молились , гою?..
      Подошел последний автобус, и цепочка пассажиров стала втягиваться во-внутрь . Араб не спешил : видимо, ожидал, пока облюбованная им ловушка наполнится , и пропускал одного за другим. Наконец, настала его очередь...Но тяжелый металлический щит неожиданно замкнул проход - дверь закрылась перед его носом, и автобус уехал.
      - Слава Богу, - сказал Габриэль.
      - Конечно, слава мне. А-то могли бы и проворонить.
      ...Больше автобусов не было. Зашел шабат, и весь Израиль замер в ожидании неизвестно чего.
  • Комментарии: 25, последний от 10/07/2006.
  • © Copyright Азов Марк Яковлевич (markazov@mail.ru)
  • Обновлено: 27/05/2004. 16k. Статистика.
  • Рассказ: Израиль
  • Оценка: 5.47*9  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка