Аннотация: В Турине, на наше непросвящённое удивление, оказался музей египетской скульптуры!
ПОЕЗДКА В ТУРИН
Бачериковы Петр и Вера. Апрель 2009 год.
В апреле у меня на фабрике выдалась неделя вынужденного отпуска. Случись это всё дома в Крыму, в родном селе, вопрос "Чем заняться?" не возник бы. Там всё время поглощал огород и нескончаемые дела на нём. Здесь же, на благополучном Западе, эта проблема вставала каждый раз, когда появлялись выходные дни. Постоянно сидеть за компьютером тоже надоедало, нужны были свежие эмоции и поэтому за пару дней до начала отдыха мы задумались:
- Что будем делать эту неделю, папочка? - глядя на мужа, погружённого в новую программу, начала я первой разговор о поселившемся у нас "беспокойстве".
- Я тоже об этом думал, - отозвался Пётр, поворачиваясь от экрана и снимая очки.
- Может быть, поедем куда-нибудь? - предложила я.
- Можно поехать. А куда?
После недолгих размышлений над картой Италии мы выбрали город Турин. Из Интернета был взят список адресов и телефонов гостиниц с самым малым количеством звёзд, схема города с его достопримечательностями. На работе в последний день были уточнены места, которые стоит посетить. Они уменьшились до двух музеев.
Из ниши старого камина достали чемодан на колёсиках, в него заложили провизии на два дня и наши пижамы, чтобы спать было тепло. Заранее подзарядили два фотоаппарата. Снимки одного аппарата нам нравились больше, чем другого, но этот второй у нас был куплен, и он тоже должен нести службу. Ранним утром вначале шестого мы двинулись в путь. Пустой городской автобус нас быстро домчал до вокзала, а поезд без задержек застучал колёсами по рельсам в сторону Милана. Там под металлическими клепаными арками крытого вокзала (заметили и эту особенность конструкций, даром, что ли мы инженеры-строители) у нас пересадка на Турин.
Поезда отсюда на нужное нам направление отправляются каждый час. За Миланом в этой стороне мы ещё не были. Устроившись в мягких креслах общего вагона, мы с интересом начали рассматривать виды за окном: "Как живут здесь люди? Чем занимаются?" Почти сразу после городской черты начались озёра. Так нам показалось поначалу. Потом присмотрелись и предположили, что это не озёра, это рисовые чеки.
- Рис выращивают?! Так ли это? Надо будет посмотреть в Интернете, - завязали мы узелок на память к нашему возвращению домой.
Видели, как переливается вода из одного озера в другое, как вспахивают осушенные земли, готовят их к севу и всё больше убеждались в нашей догадке - это рисовые чеки, устроенные в долине реки По, вода которой по разветвлённой системе каналов подаётся на поля. Потом Интернет подтвердил наше предположение, мы узнали, что Италия является самым крупным поставщиком риса среди Европейских государств.
Турин, что открылся перед нами за красивым огромным вокзалом, встретил нас уютным привокзальным сквером, деревья которого начали покрываться нежной весенней листвой. Широкой центральной улицей Рима мимо сверкающих витринами магазинов мы неспеша шли с нашим багажом по одной из галерей, устроенной на высоких колоннах из серого мрамора.
- Тут написано, что в церкви Иоанна Крестителя хранится накидка Иисуса Христа, так называемая Туринская плащаница, - прочла я наш листок с достопримечательностями города.
- И где она находится? - начал оглядываться Пётр.
Мы стояли в начале огромной площади Святого Карла, а по бокам улицы, из которой мы только что вышли, заметили две церкви, одна другой красивее. На одной прочли надпись:
- Церковь Святого Джованни Батиста, - задумались, - будет ли аналогом этому итальянскому имени русское - Иоанн?
Решили, что будет и пошли внутрь церкви искать плащаницу. В церкви явного музея не нашли, там шла служба. Мы, чтобы не мешать тихонько вышли обратно и продолжили осмотр города. В центре широкой площади была установлена монументальная скульптура королю Карлу Счастливому, восседающему на коне. Площадь окружали помпезные дворцы, недаром город был когда-то столицей Италии.
Наш осмотр прервался из-за начинающегося дождя, и мы повернули в сторону музея Египетского искусства. В гардеробе сдали багаж и этому никто не удивился. Здесь уважают любого туриста, с любой толщиной кошелька.
Из предварительного ознакомления с красотами города мы уже знали, что этот музей второй в мире по количеству собранных египетских экспонатов. На первом месте по этому показателю, естественно, стоит Каирский музей, родина статуй эпохи фараонов.
Первому залу нами было посвящено много сил. В центре под стеклом лежала мумия человека, скорее всего воина. Уложен он был, согласно обычаям, существовавшим тогда, в позу младенца в утробе матери. Около него находились стрелы, еда, одежда - всё это в могильнике в сухих условиях пустыни Сахары сохранилась хорошо. Хоронившие подумали обо всех удобствах в загробном мире их близкого умершего. Когда-то лет пять тысяч назад с этим воином прощались, со слезами на глазах укладывали в могилу, а сейчас мы смотрим на него через стекло и по предметам, оставленным ему, пытаемся представить каким он был, кто его любил, почему он умер. Мы вздохнули около него, сделали фото на память и пошли дальше. Остановилась около большой искусно выполненной гробницы красного мрамора с такой же крышкой, четкой прямоугольной формы. И всё это было сделано из единой глыбы. Времени на это ушло немало! Фараоны заранее думали о своей смерти. Кто готовил себе саркофаг с выразительными глазами на его крышке, надеясь таким образом наблюдать из загробного мира за всем и всеми. Другие мечтали составить о себе подробный рассказ и выдолбить его на каменной крышке своего последнего пристанища. И смогли же! Мы ходим рядом, смотрим в эти глаза, видим арабские знаки письмена.
Делая снимки двумя фотоаппаратами без вспышки, как этого требовали правила музея, и, сравнивая картинки на их дисплеях, мы неожиданно для себя сделали открытие: нелюбимый аппарат в темноте давал изумительно красивые золотистые изображения.
- Реабилитирован полностью! - решили мы, оценивая по новому его возможности.
Внимательно рассмотрели выставленные на обозрение расчёски из слоновой кости и палочки для наведения косметики на глазах, которым, как гласила надпись, было более семи тысяч лет. Горшки и блюда из домашней утвари - обязательный аксессуар любого краеведческого музея показали нам мастерство и высокий уровень техники тех далёких лет.
- Ух, ты, - сказали мы, оглядываясь вокруг в надежде увидеть ещё что-нибудь более интересное. - Неужели это всё? Музей - второй по значимости. Ладно, расчёски древние, но ещё что-то должно быть!
Стрелка на полу показала нам путь вниз. А там, в таинственной темноте подвальной части музея, под неярким освещением стояли египетские статуи и мраморные саркофаги. Их было так много! На своих тронах восседали фараоны и влиятельные люди той эпохи - Тутанхамон, Рамзез, Аменхотеп. Экспонаты этой части музея были выполнены из различных материалов, отделка и надписи на них, по всей видимости, зависели от мастерства человека, нанятого для работы. Поясняющий стенд, вывешенный на входе в зал, рассказал, что резьбой по камню занимались свободные люди -ремесленники-специалисты, которые жили своей семьёй и имели собственный дом. А я всегда думала, что это труд рабов!?
Да, музей действительно большой, за один раз всего не охватишь, но представление получили. Через пару часов экскурсии мы особо оценили скамеечки, установленные во многих местах на всех трех этажах этого музея. Они как бы призывали нас: "Устал? Сядь, отдохни!" Так с передышками нами были осмотрены выставленные экспонаты, но чтобы прочесть все объяснения при них, нужно бы затратить ещё день. А его у нас не было. Вышли на улицу, как говорится, уставшие, но довольные.
- Теперь нужно подумать о ночлеге, - решили мы. - Полдень нашего дня позади, можно поинтересоваться гостиницей на сутки, до следующего полдня.
На первый же звонок нам радостно ответили:
- Да! У нас есть один свободный номер!
Цена за него нас более-менее устроила, и мы прошли по адресу в гостиницу с одной звездой. В красивом доме около вокзала, где на шестом этаже в квартире с общим коридором кто-то обустроил отель, мы и устроились. Наш номер оказался самый дорогой для этой квартиры из-за отдельного санузла с душем. Тёплая просторная комната с широкой супружеской кроватью, мебельной стенкой, трюмо и телевизором нам сразу понравилась. Чувство голода подсказало нам, что пора перекусить, что мы и сделали с удовольствием, расположившись за столом комнаты. А потом с удовольствием растянулись на чистых простынях и вздремнули, перед вечерней прогулкой в город и ужином в ресторане. Иногда мы себе это позволяем!
На следующий день была запланирована экскурсия в музей кинематографии. Он расположился в огромном сооружении усеченной пирамидальной формы с высокой башней и шпилем на макушке. Это сооружение является символом города. Оно носит имя архитектора и проектировщика Антонелли, занимавшегося его строительством долгие годы. До последних лет прошлого столетия здесь располагался музей Возрождения. С началом третьего тысячелетия инициативные люди устроили в нём национальный музей кино. Кроме того этот символ города славится современным лифтом, выполненным в стекле. С самой высокой точки башни рекламные листовки нам обещали изумительный вид на город.
- Если вы возьмёте единый билет в музей и на лифт, то вам это обойдётся дешевле, чем брать всё отдельно, - пояснили нам в кассе.
Мы воспользовались советом и сэкономили. Этаж, где разместились экспонаты зарождения кинематографа, был представлен богатой коллекцией: фигурки из жести для теневого спектакля, рисунки, мелькающие в старых, но ещё действующих аппаратах, картины панорамы городов Италии с плавным переходом дневного в ночное освещение. Вход в закрытую кабину к аппарату с голой женской натурой предваряло предупреждающее объявление о том, что здесь будут представлены специфические фото: "Вам может не понравиться. Будьте готовы!" Я посмотрела. Мне не понравилось неравноправие: "А где обнажённые мужчины?"
Впечатлила проявочная лаборатория, где на полках стояли реактивы в колбах, под потолком висели высыхающие плёнки. Создавалось впечатление, что работник вот-вот вернётся. В отсутствие хозяина мы заглянули в раковины, там вместо дна были устроены экраны мониторов, в них мелькали кадры из фильмов, как бы символически промывалась кинопленка, и проявлялся будущий шедевр.
Стрелка на полу привела нас к группе людей, ожидающих перед закрытым занавесом.
- А здесь что за очередь? - заинтересовались мы и влились в их ряды.
Минуту спустя служащая музея пригласила всех зайти в зрительный зал. Там показывали кино, старое, ещё немое. Оно шло в обратном хронологическом порядке, от более поздних работ к ранним, и завершалось всё это классическими кадрами - поезд, что едет на зрителей. Мы все знаем историю этого сюжета, мы в курсе как те, впервые увидевшие поезд, в ужасе бежали вон из зала. Мы-то знаем, что это всё иллюзия и никуда не рванём отсюда. Они, которые показывают нам это кино, тоже знают, что мы это знаем. Но мы ещё не знаем, что придумали они в этом музее: итак идут заключительные кадры, поезд мчится на зрителя из правого угла в левый, одновременно в левый угол сворачивается экран и на нас из-за полотна, как бы продолжая изображение, пугающе, выезжает настоящий локомотив с включёнными фарами. Кино закончилось, бежите!
Первый круг по периметру с внимательным изучением экспонатов и просмотром роликов из кино, показал полную нашу неподготовленность к таким мероприятиям. Музей оказался такой большой, а сил у нас было не так много. Можно только представить мою огромную радость, когда я увидела, что в центре этого музея на большой его площади для уставших экскурсантов установлены лежанки. Я с радостью вышла из потока людей и позвала мужа. Мы с удовольствием присоединилась к тем, кто расслаблялся на красном ложе под звуки вальсов и танго из старых фильмов, что лились из динамиков встроенных в изголовье. Я улеглась и огляделась. Сбоку от меня заметила действующий лифт, стеклянная кабина его с десятью пассажирами поднималась тросами под самый купол башни. Прямоугольное отверстие под куполом было такое маленькое, а кабина рядом - такой большой, что я засомневалась в том, пройдёт ли она в отверстие. Но когда лифт ушёл далеко вверх, он стал ещё меньше, чем, то отверстие и легко исчез в нем. С этим вопросом разобралась, ведь у нас по программе есть подъём наверх, и перевела взгляд на огромные экраны. Здесь перед глазами зрителей мелькали кадры из довоенных и послевоенных картин, красиво танцевали артисты, которых я к моему стыду знала не всех. Романтические фрагменты из фильмов следовали один за другим - народ лежал, наслаждался и ловил релакс.
Положительные эмоции и получасовой отдых сделали своё дело - мы с мужем воспрянули силами.
- Куда идём? - посмотрели вопросительно друг на друга.
Можно было продолжить экскурсию по винтообразной дорожке, что расположилась по внутреннему периметру стены купола и преодолев три витка, подняться на половину высоты здания. Там тоже размещалась экспозиция фотографий посвящённых знаменитым артистам, рядом в мониторах мелькали ролики из фильмов с их участием.
- Честно говоря, у меня уже нет сил туда подниматься, - показала я туда рукой.
- Да и времени у нас уже нет. Нам необходимо вернуться в гостиницу к часу дня за чемоданом, - напомнил Пётр, - идём к лифту и потом назад?
Спустились на первый этаж, там длинной змейкой растянулась очередь. Спрос на развлечения потрясающий! Не прошло и часа, как пришёл наш черёд. Поднимаемся в стеклянном лифте наверх и смотрим на тех, кто лежит внизу на лежанках. Они смотрят на нас, поднимающихся. Хорошо, что я в брюках! В противном случае вот был бы видок! Перед глазами замелькали расписанные золотыми ромбами стены купола башни, и кабина мягко вывезла нас наверх. В её открытые двери ворвался ветер.
- Не повезло нам сегодня с погодой, - решили мы, - тучи опять собираются.
Прошлись по небольшой смотровой площадке, посмотрели со всех четырёх сторон на город с красными крышами, на дворцы и площади перед ними, зелёные скверы в центре, реку По, что текла вдали и мосты над ней.