Наверное, отец мой был большой неудачник. Не знаю , как уж с невестой ему повезло: выше его и стройнее была моя мать. Скорее всего взял он её нахрапом и близким оставалось или зарезать нищего жениха или уж отдать ему испорченную дочь...Не знаю как было...Сколько помню его всегда был сердит и пил из бутылки...Другие песни пели, а он только мрачнел. Работа грязная. Сапожником он был у бедняков.
На меня всегда нехорошо смотрел. Не знал я и слова ласки.
-От нашей злой страсти должен был дьявол родиться, а получился мелкий бес...Он мой?! - спрашивал отец мою мать. Мать из мести за обиды молчала.
Все дети входят в мир словами мама и папа. Я этих слов не говорил. Первым словом моим было "ПАЧЕМУ?!"
Почему барашек и козочка гуляют среди сочной травы, а я играю на земляном полу в нашей лачуге?! Почему у других ребят есть игрушки, а некоторые уж носят на светлые праздники и сапожки?! Сапоги для меня были мечтой!
Нас окружали сказочные горы с вершинами, как продолжение неба, а люди теснились у их подножия...Игрушки и книжки я выпрашивал ненадолго, а гармошку с свирелью мог слушать сколько хотел. Уличные музыканты не гнали нас, босых слушателей.
Однажды я услышал настоящие волны музыки, которые выплескивались из высокого окна богатого дома. Я пролез в сад, в котором утопал дом и забрался на дерево.
Девочка старше меня и, конечно, лучше одетая, быстро стучала пальцами по белым и черным полоскам, а огромный черный сундук рождал непонятную мне музыку.
Из всего этого мира я понял, что сундук необычный и начищен до блеска лучше сапог....
Вдруг мне открылось, что для этой музыки и девочки меня как бы и нет вовсе на свете!
Рядом со мной чирикал воробей. Он мог улететь, а мне ещё надо слезть с дерева, чтобы не порвать куртку и не расцарапаться в кровь.
На земле меня уже ждал слуга из этого дома. Не больно, но крепко он ухватил меня за куртку и подвел к открытым дверям дома. Такие большие двери я видел только в церкви. В дверях стоял красивый, какими могут быть очень довольные и сытые люди, богатый хозяин.
-Слушал музыку? Попросил бы. Так как ты не делают...А знаешь, я твой дядя по маминой линии, но бедняков, как лентяев, не уважаю....Послушай, кацо, сказал хозяин слуге, отдай мальчику голенища моих старых сапог. Пусть отец его сошьет сыну сапожки. Подойди в нашей церкви к отцу Иоссилиани , скажи .что я просил послушать твой голос, вдруг твое любопытство обернется божьим даром и ты будешь Ему служить!!!
Я молчал. Спасибо говорить не привык. Подачки из старья принимал как унижение, а других не получал...
В хоре пришелся к месту мой голос. Я терпел тесноту среди других, пока мы пели.
В церкви была фисгармония , смешная гармонь для рук и ног.
Часто из хора нас приглашали на свадьбы и праздники. Мои товарищи радовались, а я видел, что настоящие пирожные и красивые блюда едят гости и хозяева, а нас угощают из того, что оставалось. Я мало ел и домой не хотел брать такую еду.
В хоре, я чувствовал, что музыка отрывает меня от земли, я забываю о своей жалкой и бедной жизни. Другие дороги к музыке были мне закрыты. Я стал искать ответ из знакомых мне букв, построенных в слова и собранных в книги. Тут было столько напутано, наобещано, что можно было жизнь прожить в сладком сне. Особенно старались белоручки, студенты неизвестно чего...
Они обещали общее равенство и любовь, но до них это сказал Христос и ничего не вышло. Они писали, что нужно все отнять и поделить.
Даже тогда для меня, действительно мелкого, было это смешно! Отнимем мы у дяди все сапоги, оставим его босым и сами износим отнятое, где взять новые?! А рояль вообще не получится разделить и не каждому можно разрешить к нему подойти!
Я ждал, что услышу клич: " Давайте строить фабрики и заводы и по правде делить заработанное !" Ничего такого никто не предлагал, потому что белоручки не собирались работать! Им бы только учить, хотя некоторые шли на каторгу и на виселицу за свои пустые дела...
Красивое слово экспроприация, вместо грубого слова- грабеж заняло
мои мысли ...
Из бедноты собрать компанию, что готовы " за день в карете, год сидеть в тюрьме" для меня уж было не трудно . Сложнее остаться в друзьях белоручек и с властью на ты....Не знаю, справились бы с этой задачей великие умы древнего Мира .Мне это удалось .
Моя страна очень маленькая и большую часть занимают могучие горы. Человеку остаются узкие тропы и не густо дорог, которые ведут все как в мышеловку. За любым можно захлопнуть ловушку!
Потом с огромной страной мне проще было управиться ...
Я ещё был молодым , когда понял, что могу жить в трех мирах: среди белоручек, болтливых и гибких: главное дать им понять, что ты им в рот смотришь, готов служить сказкам , как взять власть, и не думаешь о первенстве среди них. С сатрапами царя было ясно. Я шел, как революционер, в ссылку, все остальные, как грабители и бандиты, на виселицу...Одного из всех я оставил, совсем ручного волка. Его деньги не интересовали. Ему интересен был риск! А за меня он готов был руками разорвать настоящего зверя. Надежный и очень простой был человек. Долго жил рядом. Но когда большую власть взял я , его зверская дерзость могла меня подвести. Хоронили как преданного делу народа товарища. По-моему, партбилет так и забыли ему дать...
За нетерпимость, упорство, случалось и против большинства, мы лидера звали Старик. И не согласные признавали его старшинство в нашем деле. А я в душе уж решил, когда не понадобится и Старик, для соратников я буду просто Хозяин...
Любовь к недосягаемой музыке осталась у меня навсегда. Она мне подсказала решение, которое не пришло бы в голову и царю Соломону! Я создал армию искусства!
Без оружия и грозных парадов, лицедеи, композиторы, вертуны на сцене поднимали дух народа и, случалось, одной удачной мелодией, загоняли народец надолго в тайгу, руками поднимать такое, что другим странам и техникой было не построить в эти сроки...
Этой армией руководить мне было интереснее, чем убирать военных и гражданских
наркомов. Сытая жизнь развращает. Человек начинает думать, что он пуп земли, становится непослушным...Конечно,"инженеры человеческих душ", тоже не сахар, но очень смешно они барахтались....
В каждом виде искусств я сумел создать противовес, только с этим Композитором не получилось . Мне показали удобного и покладистого, но я выбрал того, кого отметило Небо! Мне хотелось померяться силами с Недосягаемым !!!
По тому, как грызли Композитора бездари и те, кому было не устоять перед энергией его музыки, я понял, как велика сила Природы, что в детстве была и вокруг меня! Эта сила была частью души Композитора и Небо было на его стороне!
Нахал , он вел себя в жизни, как Бог среди людей на Земле! Но в моей Державе , а может быть и в мире, должен быть Хозяин ОДИН!
Я слышал, что Композитор был и отличным шахматистом. Я никакой! Но можно сказать, играл я удачно и не вслепую выигрывал. Так мне казалось...
Я вернул Композитора Родине. Не скрыл наших сложностей и опасности. Но этот, Бог в музыке, страха не знал! Даже когда убогие слуги мои перестарались и Князя театра забили до смерти, а я просил только напугать, чтобы понял свои ошибки, ни в чем Композитор не уступил мне, Хозяину!
Он один остался между Мной и Богом! Жалко было с ним расставаться.
Кто мог понять литавры Бога, гимны Власти, как ни я! За каждую ступень к Богу я его награждал. Исполняли музыку Композитора мало. Зачем? Несколько сот знатоков в консерватории, мнение которых легко изменить в любую сторону даже простой едой, для меня были НЕ В СЧЁТ. Миллионы, что слышали Глас Неба из бумажных воронок радио, были совсем далеки от мощи симфонической музыки , где кожа на ударных не выдерживала и воздуха трубачам не хватало. Такой народ был в жизни, которую я ему предложил, другой жизни он и не должен был знать...
....Заметно наступает старость . Пробьет час, когда и я исчезну! Тогда покажут
себя старательные слуги власти! Поколотят мрамор, выбросят живопись с моими портретами! Только Композитор может оставить моё имя в вечности! Настоящая музыка живет в космосе для грызунов недоступном...
Великий переводчик Небесных Посланий, лихо прикрывался патриотическими гимнами, а мысли свои погружал в беспросветные океанские глубины.
К моему юбилею, все кто что умел, стали мазать и лепить подношения. Пора было и Композитору сделать Хозяину настоящий подарок!
И он нашел гениальный ход , как Артист на сцене Вечности: Послание Неба Дьяволу на Земле!
"ЗДРАВИЦА" звучала моим обручением с Землей.
Мне уж невестушку на радостную ночь нарядили и , если она не утешит меня и не порадует, само солнце не взойдет никогда...
И на этот раз, я дал премию с золотой медалькой и немалой суммой денег за послание Композитора. Хотел проверить, не угасла ли моя сила над умами других людей.
Слушали, одобряли; согласно кивали . Никто не понял сарказма Посланца Бога!
Старею. Тороплюсь мстить! Даже Бога можно застать в слабости, что уж говорить о человеке! Молодая красавица, еврейка, заворожила моего Композитора. В жизни его были женщины, но всегда оставалась большая любовь : жена и умницы сыновья. Счастье! Нам, во власти, оно неведомо. У нас только соратницы, спутницы. Даже Старик обходился свободными женщинами. Жену взял общественницу и с сифилисом слёг в Мавзолей, как наглядное пособие Партии. Ни одному фараону такое не снилось!
Брак Композитора был когда-то записан в Германии. Сейчас это зона нашей победы, и для меня нет законов побежденной страны! Мой Композитор, как шейх, мог брать вторую жену. Только он примерил кольцо на палец, первую жену мы сразу взяли в тюрьму, как заграничную штучку, которая неизвестно что у нас делает. И музыкальный Бог слег с пошлым инфарктом. Сыновей пока трогать не стали. Судьба и в беде оказалась союзницей Великого Композитора Его музой стала красавица и умница - молодая еврейка....
Я жду; увижу ли, что посланец Неба поймет, кому обязан слишком большой свободой на Земле! Я жду...
По себе знаю, Великого не согнуть! Уж как сложна была моя борьба с Величайшим другом-врагом," рыбьей кровью", мои ходы всегда были без лишних слов и фанфар, а,"рыбья кровь", добивался успехов истерикой на трибуне, парадами и сосисками с пивом! Без шумихи использовал я и открытия "рыбьей крови".
Немало достойных граждан и очень богатых людей жили в Германии и среди евреев, а "рыбья кровь", нашел этому козырю другое, как оказалось, историческое решение.
Издревле, Первосвященники иудаизма обрекли свою нацию на жизнь кочевников в мире, в изгнании...Это могучий рычаг для обогащения и ярче горит, чем завоевание голосов избирателей.
Не уверен, что" рыбья кровь" точно определил евреев как вирусы проникающие повсюду, что они очень заметны. И среди соратников Старика их было множество и их убрать было сложнее, чем людей коренной нации...
Среди тех, кого я оставил, как портреты во власти, у многих жены еврейки! Немало евреев и в штабах армии искусства. Надо было разобраться с этой подсказкой истории!
Теперь у меня и козырь в колоде, против Великого Композитора. Инсульт уж ему не пережить.... Я готовлю свою увертюру без музыки и военных действий. Без заметных помех прошло изгнание и выселение недовольных народов. Я их перемешал так, что долго им не прийти в себя...Очередь за евреями...
Я дал команду началу движения...Лидеры в штабах культуры и науки умело и неглупо избегали ударов. Многие звонили в иконостас орденов на груди. Большая Победа ещё не была забыта...
С массами разобраться проще. Но как быть с Композитором, которому я однажды и навсегда выдал индульгенцию: " ОН НАШ"?! Неужели придется играть заключительную сцену: Смерть против Смерти! Если Он раньше умрет, то в одиночестве будет лежать на огромной пустой сцене, прежде чем совсем уйти.
Я же знаю, народ в диком и яростном горе, затопчет тысячи, чтобы увидеть меня в гробу!
Холуи от страха и ненависти, проверят, действительно ли меня НЕТ, затиснут к Старику в Мавзолей, чтобы вскоре выбросить и зарыть...
Жду знак судьбы.....
* * *
Я должен вернуться на Родину! Даже в удобных для жизни странах, я чувствую себя, всего лишь в теплице. Здесь у меня нет связи с Просторами , которыми я рожден, с энергией, что мне отпущена Небом.
Конечно, я неправ. Мои Великие предшественники черпали музыку и в смешно маленьких странах. Это я , очень рано понял, свое большое место в искусстве, увидел восторг и удивление в глазах Больших Композиторов. А сверстники далеко толпились за моей спиной...
Один из толкователей моей музыки назвал меня Самозваным Архангелом Гавриилом. Он угадал! Я пришел в мир, чтобы возвестить, что Музыка должна стать языком Человека. Стоит только представить девушек с флейтами пикколо и констаньетами, юношей с барабанчиками на плечах и целой сумкой завлекающих мелодией инструментов. За ними стеснительно будут жаться людишки с душами выжженными пустыней....
Один сумасшедший изрек, что Красота Спасет Мир. Красота не возрождается! Она каждый раз, рождается заново! Кто помнит, как цвела сирень в прошлом году, если в нынешнем она околдовывает и ослепляет теплой яркостью!
А Музыка, как океанские волны, она и в покое сохраняет неисчерпаемую мощь.
Мне не показалось, что в небывалом омуте, в котором оказалась моя Родина, множество прислуживающих напоминают ядовитых и гадких слуг Дьявола! А когда я услышал, что из урагана Духа Бетховена извлекают бравурные марши , которым подвластны те, у кого в душе пустыня, я решил сразиться с этим Дьяволом на Земле. Я вернулся. Я был осторожен. Проверил пути отхода, если недостанет сил. Я ясно видел не только золотые клетки для слуг, но и ржавые переплеты тюремных окон...Где поместить человека выбирал Сам Земной Дьявол!
От дерзкого сына беспокойной улицы на вершине власти я не мог ждать проникновения в мою музыку, но ,черт побери, я слишком привык выигрывать даже у
гроссмейстеров шахмат! Зачем тогда мне опыт независимости, если я честно продаю свой труд? Эта сила должна мне служить.
Ещё были живы кое-кто из Великих моих учителей. Они были в растерянности и раздавлены нищетой, а я сытая , свободная птица, как мог их оставить в беде?! Я перешагивал через посредственности, держался талантливых и этим жил. Все вехи истории до меня очень ловко оседлали Шекспиры и Моцарты. Мне предстояло найти свое место на балу Дьявола. Я нашел это место и всех обставил! Я брал народные темы, ясные и крестьянину, делал вид , что строю колодец ключевой чистой воды с серебряным ведерком на золотой цепочке, с знакомым домиком-крышей от ненастья, а сам так глубоко копал, что иногда страшно было самому заглянуть ПРАВДЕ В ГЛАЗА! Но какой восторг для души! Только очень близкие мне люди ,жили в резонанс с моей душой. Остальным казалось, что спорят, вносят правки в мое творчество и утверждаются рядом! Чем больше они думали о своем влиянии на меня, тем больше я их презирал! Это, конечно, не касалось простолюдинов, которых судьба задвинула в котел безысходности.
Как лихая тройка без пристяжных, летели мы впереди времени ; Моисей в киноискусстве, Князь театра и Я, на волнах своей музыки. Это были равные мне товарищи, на своих трагических судьбах пытались они меня предостеречь от Встречи с самим Дьяволом!
Моисей романтизировал жизнь усопшего Вождя, чтобы открыть свою дорогу, но Дьявол ловко подхватил его под локоток и указал на царя, что с отрядом опричников из княжества собрал немалое царство. У самого Дьявола была сегодня миллионная армия, покрепче опричников, и он хотел, чтобы это все помнили...Мой друг, Моисей киноискусства, в дерзости и смелости мне не уступал. Он думал, что делает свой фильм , и делал вид, что прислушивается к замечаниям Дьявола. Первый фильм о Грозном царе был большой удачей и Моисей решился поспорить с Дьяволом о продолжении. Он не представлял, с каким великим артистом имеет дело! Такая постановка ему бы не удалась: Дьявол умел выключать время! Ожидание в приемной, мертвые паузы в разговоре. На это нужно было железное терпение труса или холуя. Моисей сколько не копал не нашел себе таких качеств и решил сам повернуть разговор. Он и актер, игравший царя, были крупными мужчинами , притягательного для женщин роста, но не для Земного Дьявола, который вышел не ростом, а силой власти.
Два творческих чудака нависли над человеком в скромном френче . с трубкой в зубах.
Он только поднял на них глаза, актер и кинорежиссер поняли, что здесь они меньше пташек , что случайно оказались в гнезде орла! Сейчас орел раскроет свои огромные черные крылья и сметет их из жизни...
-Товарищи, вам пришлют мои пожелания и поправки! Помоги вам Бог!- сказал Дьявол!
-Это конец! Я больше в кино не вернусь !- доверился мне Моисей..- Я, дурак , не понял, отчего Сам любит цирк, но никогда туда не ходит! Его глаза это глаза зверя, что смотрит на дрессировщика. Не каждому зверю дана такая сила! Циркач думает, что уходом и хорошей едой добился доверия зверя, а тот только ждет момента порвать того, кто обрек его на рабство! Не только мы с тобой, но и Хозяин знает, что вся эпопея фильма выстроена на твоей музыке! Тебя он не тронул...пока!
-Тогда сядь за мемуары. История не терпит пустоты,- единственно возможной мыслью я ответил товарищу. Умер он в полном расцвете творческих сил, оставшись без сердца. Я не мог и подумать ,что и меня ждет такой же финал, только времени мне больше отпустит судьба.
* * *
Народу ещё не сообщили, что Земной Дьявол умер. Я уж серьезно задыхался.
Сердце требовало отдыха окончательного! Если бы кто-то порадовал, сказал, что Дьявол меня опередил на пути в иной мир, я бы с улыбкой умер.
" Все- таки я его обставил!- подумал бы я. - Интересно, удастся ли из других сфер увидеть, что посеяно мной на Земле и как будут разрушать дела Дьявола!? Получится ли это?- мелькнуло сомнение. С тем и вздохнул я в последний раз....
*
Светлым именем МАМА готовят к земной жизни и тех, кому повезло.
Я не говорю ни да, ни нет. Умер отец, а я не нашел теплых чувств к матери. Может быть потому, что так и не увидел я ни братьев , ни сестер, Значит, не случайно ходили слухи о её распутстве! Не оставили меня и самые плохие черты отца.
Первую жену, я схватил девочкой .Если бы ни легенда о моей смелости в грабеже денег для партии, отец девочки в куски бы меня порвал, но он разрешил жениться. Я-то чувствовал, что долго этот ребенок не понимал, что я с ним делаю. А когда поняла, мне почти надоела! Да и какие могли быть личные чувства, когда нужно было решать жизни десятки миллионов людей !
Проклятый экономист, с фамилией в переводе "прыгай в постель", назвался сокольников. Тоже мне птица! Язык распустил, что НЭП и золотой червонец его ума дело, а Старик только озвучил идею спасения партии и власти! Многие на его решении отъелись и, ковыряя в зубах, уже ругали власть, значит меня, Хозяина! Пришлось мерзавца пристрелить и самому взяться за укрепление линии партии.
Только масштабный голод, до людоедства, укрепил мою власть. Кому я позволил есть сытно стояли за меня стеной!
Матери я так и не разрешил увидеть меня во власти. Ей ничего не понять. На месте её без внимания не оставят, а портреты мои она видит повсюду....
Самое время было вводить армию искусства в дело. Ручному Бури Вестнику поставил я задачу открыть комбинаты и цеха моих деятелей культуры. Назвал их "инженерами человеческих душ", а их противостояния в содружестве Бури Вестник обозначил Творческими Союзами, я же назвал их; "корытами благополучия".
Толчея началась жестокая! Немалое число типов, из полной бездарности, готовы были меньше дворников получать, лишь бы не работать и называться творческими личностями. Бури Вестник решил, остаться над схваткой. Для меня он никогда не был академиком литературы. Теперь он мог пригодиться только мертвым. Немного понадобилось терпения....
А земной Бог музыки меня удивлял! Он мог бы быть и для меня примером Человека, но разными были наши пути....
* * *
...Поздно я вывез маму в достойные для неё условия ! Я не смел без неё уезжать в революционные сумерки, но мной правит Музыка и мама часть её. Она и слова не сказала в упрек...
И вот её нет. Как пережить такое!? Она не просто открыла мне Свет. Мама кормила меня музыкой, как кормят хлебом и молоком, без которых нельзя жить! Лучше меня выразила потерю Пташка, моя прекрасная жена. В расцвете таланта и красоты она видела и свой далекий день.
"Похороните меня рядом с мамой Сережи,"-сказала она.
* * *
Помню, в нашем убогом жилище самой счастливой мне виделась ящерка. Наверное, она жизнь в скальных вершинах, окружавших нас прекрасных гор, сменила на убогую, но безопасную в углу моей комнатки, не случайно. Я ящерку не обижал и тогда понял, что часто и человек выбирает простое существование вместо риска прожить красивой и яркой жизнью.
Теперь я занимаю самый Великий в мире Дворец- Кремль. Мне много не надо. Но тем, кого я взял с собой , я предоставил дворцовые апартаменты. Пусть поживут. Они очень старались показать, что верны только мне. Это было нелегко. Сметать пришлось прямо в могилу товарищей и авторитеты. Наступает другое время и многие из них уж негодны. Моя установка не терпит отклонений: Нет человека- нет и проблемы...
Военкомы не скрывают недовольства моими ошибками в военном деле. На них мне недолго накинуть петлю. Нужно только терпение! А пока я создаю невиданную армию-армию искусства! Слово и Музыка голодного могут поднять на подвиг! Но и здесь нужно сохранить противостояние, чтобы я и одной рукой мог с ними управиться. Среди Мастеров на вершинах кино и театра, отобраны объекты для ненависти. И тут мне повезло! Я открыл гения в Музыке. Не все мне понятно, что он создает, но ясно: что у него получается в Музыке, я делаю с реальной массой людей! Это удается только Великим , у мелких вызывает злобу и жажду мести....Хоть он и не сахар в головках, но я эту глыбу поберегу для себя...
Гении беззащитны. Но этот не из таких. Мое слово, что его произведения "НАША МУЗЫКА", стало проверкой надежности тропы возвращения...Я не мешал. Как и в другом мире, он сам зарабатывал свой хлеб: ни должностей, ни привилегий не требовал. Был осторожен с братом, который уж сидел в тюрьме, за длинный язык. Можно было этого не делать, но тогда мелкие разленятся крысятничать, если их не держать в злобе!!!
Мой союз с Дьяволом нерасторжим! Иногда и Дьявол проявляет человеческую слабость, из лени, делиться со мной своей мощью.
От власти устаешь. От очень большой власти и сравнить не с чем. Иногда зависть во мне просыпалась к Великому Композитору! Если бы я овладел хоть частью его таланта, бросил бы Власть! Власть это земной тлен, а Музыка это связь с самим Небом! Но и Дьявол не дал мне такого таланта. "Есть Красота, - подсказал Дьявол.- Она недолговечна. На ней ты отыграешь и свой мотив..."
* * *
Наконец, я твердо решил вернуться! Сам Недосягаемый подтвердил мое Первенство в музыкальном мире. Я никого не сдвину с кресла. Необходимость во мне так велика, что хватило бы сил на все планы!
Я старался не обращать внимания на укусы пираний, но они становились все назойливее и тревожнее....
Недосягаемый премией Державы отметил мою музыку к балету, а труппа забастовала: не хотела перестраиваться на новые ритмы! Из газет и радио, как из клизмы со слабительным, льются советы не владеющих и нотной грамотой, но и они как-то достают реальный процесс работы на театре....
На выходе, особенно из Большого театра, всегда топчется стая прохвостов и аферистов, но не спасаться же от них по пожарной лестнице! Дороже будет стоить чистка пальто или костюма . Выбираешь физиономию по терпимее, берешь этого типа под руку, будто его только и жаждал встретить и как можно дальше отрываешься от других вымогателей. Короткая дуэль-торговля и если прохвост не слишком высокий профессионал: не демонстрирует документы фонда защиты жертв империализма, телеграмм от голодающих рабочих в Америке или набор фотографий брошенных в подвалах детей, удается отделаться малой суммой: в двух -трехдневный заработок квалифицированного рабочего.
На этот раз ко мне пробилась цыганка, настоящая, не замаскированная под уличную гадалку.
- Большой Умник, Голос мне был и к тебе послал ! Передать несколько слов надо...
-Давай, договоримся! Сначала выполнишь мою просьбу, потом я выслушаю и твое пророчество. Рассчитаюсь сполна, - пришла мне мысль вернуться на репетицию в театр.
-Ты не должен обижать свободного человека! Не за деньгами я пришла!
Я не нашелся, что ответить цыганке и вернулся с ней к концертмейстеру и дирижеру.
Наиграл на рояле свое решение цыганской мелодии и ту чушь, которую мне навязывали.
Цыганка рассмеялась.
-Не помнишь, как гостил в ресторане, где мы пели? Ты был со своей Пташкой, любимой испанкой! Как ты умеешь слушать! Деньги забываются! А второе трым - трам нажжужали тебе в уши душой крепостные! Плюнь на них!
Чтобы скрыть слезы признательности я наклонился и поцеловал руку цыганке.
-Это у нас не ведется! Если барон узнает, будет очень ругаться, - смутилась цыганка.
Мы отошли в сторонку.
-Ты в сетях Большого Дьявола . Береги Пташку и сыновей! Вижу, что давно привязан к другой, молодой красавице. Смотри, чтобы твоя честность не обернулась бедой для Пташки. Сам сотрешь лучшие годы любви!
-Так скажи что делать?!- я поверил этой женщине свободного племени.
-Я не прокурор и не законник. Мы сами, как куры с подрезанными крыльями; кудахтать и подлетать на жерди разрешают, а на полет и замаха нет! Ты в этом мире серьезный гость и люди тебя окружают умные, но часто зависимые, а ты нет! Вот здесь и ищи корень бед!- едва не ускользнула цыганка от моего щедрого дележа гонорара.
Я так и не увидел подвоха, а совесть мучила, .что веду себя как предатель...
Попросил Пташку дать развод, чтобы оформить отношения с другой женщиной. Но оказалось, что страны сейчас такой нет, где был свершен акт бракосочетания. Оккупационная зона! Так что могу, как шейх, взять вторую жену и с ней расписаться. Кажется, не высохли ещё чернила от печати, а Пташку уже арестовали, как беззащитную иностранку....
Сердце мое не выдержало этого дьявольского удара. Я слег и надолго....
* * *
..Какой Великий был композитор, но уважение потерял к самой жизни!
Подхалимы и мастера музеи набили подарками к моему юбилею. Мне на них наплевать! Я ждал шага Великого! Музыкой он мог оставить мое имя в веках! Мрамор и картины порушат! Мертвый политик добыча толпы. И мне не избежать этой участи...
Но что создал Великий?! В венок большой музыки он вплел свои частушки, мол, я Солнце народное, день без меня не может начаться и прочую чушь. Я, как всегда, подписал и ему Премию своего имени, но кинул в тюрьму лучшую часть его жизни!
С Дьяволом, как и с Богом, не шутят! Может быть, и сам Дьявол что-то скрыл от меня?! Не удалось приручить ни одного из Великих! Им, как и мне наплевать на богатство!
Я отобрал у них жизнь и свободу, но не увидел раскаяния даже ради близких. Жестокие люди.
* * *
Как только я стал на ноги, отыскал ресторан, где трудилась знакомая мне цыганка.
-Ты оказалась права, но в моем мире не найти было другого выхода,- сказал я женщине.
-Мир един. Мы сами делим его на ловушки и норы. Дьявол не успеет вывести твой род. Сыновей твоих и Пташку ждёт благополучная жизнь заграницей. Но тебе следует торопиться. Ты в один день с земным Дьяволом вернешь душу Богу.
-Как я его?!- вспыхнул во мне задор молодости.
-Я говорю о смерти! Обычно на это у нас запрет, но я вижу настоящую грусть хороших людей и страшную толпу, которая в жажде увидеть Недосягаемого в гробу, будет топтать себе подобных. Такое и на войне не увидишь....
Я торопился открыть больше окон и дверей в Безграничный Замок Музыки.
Я никогда не оставлял веру в жизнь, но все меньше находил в ней людей. Я уж привык ходить в тяжелых доспехах рыцаря, но, однажды, не публика, а оркестр, встретил меня овацией и я не выдержал такой радости. Сердце сдало....
* * *
Никто не знает минут настоящей моей радости. Все думают, когда не гаснет свет в моем кабинете , я озабочен судьбами мира и как накормить народ. Народ сам себя накормит, если ему не мешать...Судьбы мира не по силам Одинокому Диктатору. Тому примеры от Цезаря до Наполеона. Уж "рыбью кровь" я в счет не беру. Его золотой мост изо рта мне принесли как сувенир победы, но я смерть презираю, хотя лучше всех пользуюсь её услугами....
Настоящую радость я получаю, встречаясь с искусством.
"Ромео и Джульетта"! Какая трагедия обреченной страсти! Как отлично переведена на язык танца музыка! Рядом со мной, в расстрельной царской ложе, сидят тени власти и сопровождающие их тела родственников. Только Великий Рембрант мог бы увидеть в них "театральный дозор"! Ему бы я доверил секрет, как эти умиленные своими портретами во власти, у меня на даче, танцуют под скрип патефона и даже без женщин!
Не очень меня удивило, что штучные таланты и в хорошем достатке танцоры труппы Лучшего театра поначалу, заявили, что музыку Этого Композитора танцевать невозможно. Мало кому дано приблизится к Великому.
Не случайно. Я назвал этот необъятный музыкальный талант Моим Композитором.
Он открыл мне тайну, которую я не могу изменить или в нее вступить!
Редкие, отмеченные Небом, являются в Мир как звенья бесконечной цепи, а остальные даже потомственные императоры мелькают короткой вспышкой и потомки судят с пользой или вредом о них. И я, если бы захотел, не мог бы изменить начертанное! Это все равно, что в стае шакалов объявить себя вегетараианцем. Сразу сожрут и будут утверждать, что это был знак свыше!
ТРАКТАТ О ПРИРОДЕ ДЬЯВОЛА.
Если бы на самом деле был Бог, Он должен был поменять нас местами; меня, Хозяина,
с Великим Творцом музыки!
Я создал Сам Себя! Этот гордец утверждает, что Он выражение жизни, что Он выражение Духа, потому Он Божественная активность! Неправда!
Он соткан Духом матери и отца!
Я не знал братьев и сестер. Он был рождён третьим. Две сестрички его вернулись к Богу. Судьба дала ему жизнь за троих!
А какие у него были учителя?! Чистого Духа Музыки. У меня не было Учителя!
Я Сам учился ненависти и презрению. В этом я всех превзошел и доказал самому Дьяволу, что могу его на Земле заменить!
Бог добр. Бог есть Ум! Ему бы не создать такие вихри, как Я и Музыкальный Гений!
Только Дьявол мог намешать в нас столько общего, а направить эти силы совсем в разные цели!
Мы трудоголики! Время у нас на строгом счету! Мы отметаем всё, что не относится к Великому делу, но само Дело очень отличается! Я бы мог обменять миллионы жизней на один день для себя, но это не по силам и небесному Дьяволу, а Великан Музыки земное влечение обращает в штормовые волны оперы или балета и говорит, что мышление Его бессмертно! Нахал! Что же я должен сказать о своих масштабах земных игр! Он ведь знает, что на бескрайнем поле моих сил Он среди пешек, но страха не ведает! Он все время ведет игру, но не хочет поверить, что его ходы я знаю наперед, хотя в шахматы я не играю...
Чтобы показать свою творческую силу, я создал небывалую армию искусства! Я во главе её, как фантом: невидим, но все знают, что правление в моих руках. Даже премии моего имени я сам подписываю. Некому доверять. Все грызуны! Умных оставлять опасно, и серые, если сыты - агрессивны, но за ними легко уследить...
Великие всегда одиноки. Мы быстро видим слабость попутчиков и убираем их с нашего пути
В музыке Наш Великан делает это в границах традиций. Его дерзкий талант и острое слово легко разрушают защиту и нападающих. Множество их Он принимает за мышей, скребущихся у неприступной стены, моей, кстати, защиты. Он не отвлекся от своих занятий, когда его друга, Князя театра не просто растерзали, но и устроили неутихающий шабаш уничтожения и высмеивания кумира и высшего авторитета!
Может быть, эта безрассудная смелость от того, что Он уверен: Индивидуальные мысли людей это части одной Большой Души, которая их объединит?! Такого нет. Я проверил это на множестве, число которых, не представляет наш музыкальный гений! Только "рыбья кровь" знал наши с ним масштабы !
Но и в жестких приемах Дьявола заметны ошибки.
Долго я подбирал варианты соратника в управлении Законом и подчинении Власти.
Эти люди или быстро мельчали или скоро ломались. Не понимали стратегии. Нашел, кажется на свою голову и заботу! Этот ловко держит целые академии ученых в высокой отдаче, но ни одного не сдал для примера в наказание. А там есть такие, что язык как помело и в нашу партию не вступают! Мой назначенец объяснил на примере летных КБ и институтов! Сколько Генеральных конструкторов, а лишних нет! Среди их интересов и талантов, мы выбираем! А с атомной бомбой или ракетами, что через высокое небо летят, сколько не воруй, не обойтись без своих талантов, а они часто в жизни без царя в голове. Это прививкой не сделаешь. Приходится держать их в шарашках ; за высокие результаты отличная жизнь.. взаперти. Так сложилось, что назначенный мной, он сам занял высокую нишу и её укрепил. Его ученые и спецы меня представляют, как лицо отстраненное, не над ними. Это опасная сила соратника. Такой может подумать, что я для него уж Старик!
А у нашего Музыкального Духа нет такой помехи. Он не видит равных себе и таких не воспитывает! Может быть, потому я не устаю наблюдать за его успехами...
***
Глашатаи партии ничего для меня не значили , но они всегда очень старались прочитать мое указание и без слов! За дерзкую помеху в моей новой стратегии, якобы борьбе за мир; погонишь танковую армию до Испании, а там может быть и солярки на обратный путь не хватить. Европа в разрухе, у меня тоже всё подъедено. Не станут же американцы слать все заново на свою погибель. Мало кто понимает из оставленных портретных соратников, что много лишнего увидел наш человек на загнивающем Западе; черепичные крыши крестьянских домов и квартиры рабочих. А это нужно быстро стереть! На дерзкую помеху моей задаче в Культуре, я просто сказал: "Обнаглел. Будим учить" И посыпались указания и постановления:"Не исполнять", "Не заказывать музыку" .
Никто не решился напомнить, что большинство запрещенной музыки отмечено премиями моего имени!
Велика оказалась свора обиженных и отодвинутых, справедливо, по таланту. Всё
здоровье вытянули из, не знавшего усталости в творчестве Великого Композитора.
Это была моя ошибка! В своей дружбе-противостоянии с "рыбьей кровью" мы так увлеклись играми с десятками миллионов, что не вспомнили; что и у захудалого царя всегда рядом были мудрецы и великие современники. Так царь сохранял свою душу и оставался в истории рядом с выдающимися людьми. Мы окружили себя ничтожествами и гнусными подхалимами , чтобы было меньше помех. "Рыбья кровь" не забывал, что хотел стать художником. Таланты не убивал. А мне случалось! В этом моя ошибка! Никто не решился это сказать.
Успел я спасти, что ещё осталось от Великого Композитора. Все запреты сняты. Заказана музыка! Но хватит ли сил у Композитора , когда с врачами встречаешься чаще, чем с близкими и сил нет быть на репетициях!
...Я не могу через себя переступить. Выпустить из лагеря безвинную, первую жену и мать сыновей Композитора, но . пенсию Композитору лично выписал, хотя урезал ту , которую указали холуи. Человек не достоин свободы! Он должен всегда помнить, что по его не будет!
Ошибкой ли была сама моя жизнь?! Себе я признался: Конечно! Я пошел с теми,
кто не стал для меня ни примером, ни авторитетом! Я испугался своего таланта в стихах и хорошего слуха! Я рос без любви, поэтому боялся бедности, как унижения. Как я покорил народы - никому не удавалось! Люди ели друг друга, свободы не знали, но не смогли повернуть против меня! Для всех это было загадкой, кроме Дьявола, что рос вместе со мной!
Великого Композитора любовь создала! Она его никогда не покидала! Если даже это была страсть, она была прекрасна, и не о чем было жалеть. У меня это возникало как необходимость. Первого сына я сделал в ссылке. Его выучили, прислали в столицу работать. Не глуп. Не стыдно было бы и познакомиться. Не сделал этого. Может быть, для его же пользы....Мои другие сыновья не удались. Один дебошир, друг спортсменов. Хоть научился водить самолет. У второго решительности ни на каплю, а всегда делал вид, что думает. Задумался до того, что оказался в плену! Сын Хозяина и в плену! Такого не должно быть! Он бросился, говорят, на ограду, через которую пустили большое электричество. Я и за телом не послал, чтобы похоронить. Занят был просьбой: старого
Соратника, испанки Долорес : просила выручить из плена её последнюю радость-любовника!
Утешил старушку. Если не удалось взять власть и партию не собрать, что-то должно радовать человека....
....Скоро Я исчезну с Земли. Тогда уж точно мой Дьявол встретится с Трубадуром-Архангелом Композитора. Интересной должна быть встреча...
Говорят же, что невозможно на Земле свершается в Небесах. Значит, тела наши брошены будут? Другого я и не ожидал.